Левой руки: большой с большим, указательный с указательным и т д.

2. “Коза-дереза” ─ вытянуть указательной палец и мизинец, остальные

Пальцы согнуть.

3. “3айчик” ─ большой и указательный пальцы вытянуты, остальные

Согнуты и соединены вместе.

4. “Веселые человечки” ─ указательный и средний пальцы “бегают” по

Столу.

5. “Щелчок” ─ сделать щелчок поочередно каждым пальцем правой и

Левой руки.

6. “Рыбка” ─ кисть руки производит волнообразные движения.

7. “Птички летают” ─ кисти рук производят колебательные движения,

Подражая взмахам крыльев птиц.

Способствуют развитию мелкой моторики рук игры с разноцветной

Мозаикой, различными конструкторами, лепка из глины и пластилина,

Штриховка или раскрашивание контура предмета цветными карандашами или

Восковыми мелками (фломастеры для этой цели не годятся, так как не требуют

Практически никакого мышечного напряжения руки при рисовании),

Нанизывание бусинок и пр.

Организуя любую деятельность ребенка, проанализируйте, насколько она

Способствует развитию рук. Поручайте сыну или дочери рассортировать по

Разным коробкам пуговицы, нитки для шитья, перемотать клубки шерсти для

Вязания, перебрать крупу, постирать носовые платки.

Для подготовки подушечек пальцев слепого ребенка к обучению чтению

Рельефно-точечного шрифта обучайте его чтению простейших рельефных

Рисунков. Для этого можно использовать мягкий картон или плотную фольгу.

Мама или папа делает на картоне или фольге какое-либо простое изображение

(сначала одну или несколько точек, затем прямую или волнистую линию), а

Ребенок пальцами обеих рук “читает” получившееся с обратной стороны

Рельефное изображение.

Впоследсгвин ребенок сам научится делать подобные рисунки и “читать”

Их.

Все родители знают, что ребенка-дошкольника, готовя к поступлению в

Школу, надо многому учить. А ребенка с нарушенным зрением особенно. Но

Слишком мало доступной специальной литературы, рассказывающей чему и как

Нужно учить слепого или слабовидяшего ребенка в подготовительный к школе

Период. И бедные дети, повинуясь мамам и папам, заучивают числовой ряд,

Зазубривают непонятные “взрослые” стихотворения, пишут в тетрадях палочки

И крючки, копируют написание букв. Что дает это для психического развития

Ребенка? Как способствует развитию интереса к окружающему миру и

предстоящей деятельности─ учению? Что может дать, например, знани е

Числового ряда от 1 до 100, если ребенок совершенно не имеет представлений о

Составе числа, об элементарных действиях прибавления и убавления?

Главное в подготовке слепых и слабовидящих детей к обучению в школе ─

Не дача “готовых” знаний, а воспитание у них потребности в знаниях; и

Формирование способов их приобретения, т. е. научение думать.

Присмотритесь к себе, как вы отвечаете на вопросы ребенка. На любое

детское “почему” можно ответить по-разному. Например, на вопрос ребенка:

“Куда исчезает снег весной?” можно подробно рассказать о том, что весной

Пригревает солнышко, снег от тепла тает и вода впитывается в землю, земля на

Солнце подсыхает и т. д. А можно, не отвечая сразу на вопрос ребенка,

Предложить ему взять комочек снега домой. Пусть он сам понаблюдает (слепой

Ребенок при помощи осязания, слабовидящий или частично зрячий ребенок при

Помощи и зрения и осязания), как тает снег в тепле, подумает, куда исчезает

Получившаяся вода, и сам ответит на свой же вопрос. Родители должны

Дополнить его знания, недостаток зрительных представлений, обратить

Внимание на самое существенное в явлении, если это недоступно для

Непосредственного восприятия.

Хорошо, если общение родителей с ребенком активизирует его

Познавательный интерес. Задайте себе вопрос: “Часто ли я бываю с ребенком в

Лесу, в зоопарке?, “Когда в последний раз мы ходили в театр, в цирк?”, “Всегда

Ли общение с малышом способствует его развитию, обогащению его жизненного

Опыта?” Так посещение вместе с родителями слепым или слабовидящим

Ребенком леса или парка может превратиться в интересный и увлекательный

Урок для дошкольника. В лесу можно понаблюдать за жизнью растений, птиц,

Насекомых (при правильной организации наблюдения слепому ребенку это тоже

Доступно).

Интересны и очень полезны для детей с нарушенным зрением в лесу или

Парке игры: “Кто первый заметит?”, “Кто первый усльшит?”, “Что

изменилось?”. Их смысл ─ увидеть и услышать то, чего другие не заметили, не

Наши рекомендации