Летнем возрасте), но их проведение станет для ребенка привычной и

Неотъемлемой частью жизни.

Организующее действие оказывают на ребенка и поручения по дому.

Обязательность их выполнения должна быть для ребенка несомненной. Убрать

Игрушки, помочь накрыть на стол, вытереть пыль или смести крошки со стола,

вымыть посуду после чая─, эти поручения вполне доступны слепому или

Слабовидящему ребенку при условии, если родители научили его этим

Действиям. (Как это сделать, подробно описано в предыдущей главе.) Поручения

Должны быть постоянными, только тогда ребенок осознает свои обязанности

Перед близкими, только тогда они станут для него привычными и

Естественными.

За полгода-год до начала школьной жизни ребенка ознакомьтесь с режимом

Школы-интерната, где ему предстоит учиться. Если есть возможность, посетите

Его вместе с ребенком: расспросите воспитателя, когда и что делают

Первоклассники в различное время. Старайтесь вместе с ребенком следовать

Этому режиму.

В первом классе учителю чрезвычайно трудно справляться с

Импульсивностью детского поведения. Часто тот или иной

Ученик-первокласеннк может среди урока встать и, не спросив разрешения,

Отправиться в туалет, погулять или домой, к маме. Или такая проблема, как

Подсказки. Бороться с тем, что на вопрос одному ученику весь класс отвечает

Дружным шепотом, бывает нелегко. Ребенку чрезвычайно трудно научиться

Сдерживать свои стремления отвечать на каждый вопрос учителя, даже если он

Не обращен непосредственно к нему.

Учить сдерживаться, преодолевать импульсивность поведения необходимо

Уже с дошкольного возраста. Способствуют этому различные игры с правилами,

Следовать которым нужно неукоснительно. Это и подвижные игры, в которых

Игрок, нарушивший правила, наказывается (штрафное очко, выбывание из игры

И пр.), и “тихие игры”, такие, как “Молчанка”, “да” и “нет” не говорить” и др.

Детям очень нравятся эти игры. В них они постигают смысл самого понятия

“правило”, его условность и в то жо время необходимость его выполнения для

Успешной организации какой-либо деятельности.

“Непослушные”, слабые руки ─ проблема для первоклассников огромная.

Обучение письму и чтению по системе Брайля слепых и частично зрячих детей

Требует сильных кистей рук, чувствительных пальцев. В школу же часто

Поступают дети со слабыми, анемичными руками, которые не способны

Производить тонкие операции, осуществлять поисковые или опознавательные

Движения, воспринимать рельефные изображения. А ведь это и является основой

Для чтения и письма по Брайлю.

Все это в равной мере относится и к слабовидящим детям. Обучение письму

Требует хорошо развитых координированных движений кистей рук и пальцев,

Способности к довольно длительному и интенсивному мышечному напряжению.

Состояние рук слабовидящих первоклассников чаще всего не отвечает этим

требованиям.

Чтобы облегчить ребенку процесс обучения чтению и письму в школе,

Необходимо с раннего возраста проводить специальные занятия по развитию

Мелкой моторики рук.

С малышами (2-3 года) занятия нужно проводить по 3-5 минут ежедневно.

Начать занятие можно с небольшого массажа кистей рук: сделать поглаживание,

Разминание, похлопывание, растирание до появления ощущения тепла. Ребенок

Быстро усвоит этот массаж и через некоторое время сможет выполнять его

самостоятельно. Затем необходимо выполнить гимнастику для пальцев, которую

можно соединить с веселыми стихами, потешками, песенками. Например:

1. Ребенок поочередно загибает пальцы руки, приговаривая:

Этот пальчик ─ дедушка,

Этот пальчик ─ бабушка,

Этот пальчик ─ папочка,

Этот пальчик ─ мамочка,

А малютка ─ это я.

Вот и вся моя семья.

Или:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик ─ прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братцев ты ни разбуди.

Встали пальчики! Ура!

В детский сад идти пора.

Ребенок поочередно разгибает согнутые пальцы.

Ну-ка, братцы, за работу,

Покажи свою охоту-

Большому ─ дрова рубить,

Указательному ─ печи топить,

Среднему ─ воду носить,

Безымянному ─ обед варить.

А мизинцу ─ песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Необходимо выучить с ребенком различные упражнения для пальцев и

Кистей рук.

1. “Здравствуй, пальчик” ─ поочередно здороваются пальцы правой и

Наши рекомендации