Летнем возрасте), но их проведение станет для ребенка привычной и
Неотъемлемой частью жизни.
Организующее действие оказывают на ребенка и поручения по дому.
Обязательность их выполнения должна быть для ребенка несомненной. Убрать
Игрушки, помочь накрыть на стол, вытереть пыль или смести крошки со стола,
вымыть посуду после чая─, эти поручения вполне доступны слепому или
Слабовидящему ребенку при условии, если родители научили его этим
Действиям. (Как это сделать, подробно описано в предыдущей главе.) Поручения
Должны быть постоянными, только тогда ребенок осознает свои обязанности
Перед близкими, только тогда они станут для него привычными и
Естественными.
За полгода-год до начала школьной жизни ребенка ознакомьтесь с режимом
Школы-интерната, где ему предстоит учиться. Если есть возможность, посетите
Его вместе с ребенком: расспросите воспитателя, когда и что делают
Первоклассники в различное время. Старайтесь вместе с ребенком следовать
Этому режиму.
В первом классе учителю чрезвычайно трудно справляться с
Импульсивностью детского поведения. Часто тот или иной
Ученик-первокласеннк может среди урока встать и, не спросив разрешения,
Отправиться в туалет, погулять или домой, к маме. Или такая проблема, как
Подсказки. Бороться с тем, что на вопрос одному ученику весь класс отвечает
Дружным шепотом, бывает нелегко. Ребенку чрезвычайно трудно научиться
Сдерживать свои стремления отвечать на каждый вопрос учителя, даже если он
Не обращен непосредственно к нему.
Учить сдерживаться, преодолевать импульсивность поведения необходимо
Уже с дошкольного возраста. Способствуют этому различные игры с правилами,
Следовать которым нужно неукоснительно. Это и подвижные игры, в которых
Игрок, нарушивший правила, наказывается (штрафное очко, выбывание из игры
И пр.), и “тихие игры”, такие, как “Молчанка”, “да” и “нет” не говорить” и др.
Детям очень нравятся эти игры. В них они постигают смысл самого понятия
“правило”, его условность и в то жо время необходимость его выполнения для
Успешной организации какой-либо деятельности.
“Непослушные”, слабые руки ─ проблема для первоклассников огромная.
Обучение письму и чтению по системе Брайля слепых и частично зрячих детей
Требует сильных кистей рук, чувствительных пальцев. В школу же часто
Поступают дети со слабыми, анемичными руками, которые не способны
Производить тонкие операции, осуществлять поисковые или опознавательные
Движения, воспринимать рельефные изображения. А ведь это и является основой
Для чтения и письма по Брайлю.
Все это в равной мере относится и к слабовидящим детям. Обучение письму
Требует хорошо развитых координированных движений кистей рук и пальцев,
Способности к довольно длительному и интенсивному мышечному напряжению.
Состояние рук слабовидящих первоклассников чаще всего не отвечает этим
требованиям.
Чтобы облегчить ребенку процесс обучения чтению и письму в школе,
Необходимо с раннего возраста проводить специальные занятия по развитию
Мелкой моторики рук.
С малышами (2-3 года) занятия нужно проводить по 3-5 минут ежедневно.
Начать занятие можно с небольшого массажа кистей рук: сделать поглаживание,
Разминание, похлопывание, растирание до появления ощущения тепла. Ребенок
Быстро усвоит этот массаж и через некоторое время сможет выполнять его
самостоятельно. Затем необходимо выполнить гимнастику для пальцев, которую
можно соединить с веселыми стихами, потешками, песенками. Например:
1. Ребенок поочередно загибает пальцы руки, приговаривая:
Этот пальчик ─ дедушка,
Этот пальчик ─ бабушка,
Этот пальчик ─ папочка,
Этот пальчик ─ мамочка,
А малютка ─ это я.
Вот и вся моя семья.
Или:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик ─ прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братцев ты ни разбуди.
Встали пальчики! Ура!
В детский сад идти пора.
Ребенок поочередно разгибает согнутые пальцы.
Ну-ка, братцы, за работу,
Покажи свою охоту-
Большому ─ дрова рубить,
Указательному ─ печи топить,
Среднему ─ воду носить,
Безымянному ─ обед варить.
А мизинцу ─ песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять.
Необходимо выучить с ребенком различные упражнения для пальцев и
Кистей рук.
1. “Здравствуй, пальчик” ─ поочередно здороваются пальцы правой и