Одеваться, и накрывать на стол.
─ Но я думала... Он еще и ориентируется очень плохо, ─ все время за мою
руку держится, но моя совесть чис─т а,и нтеллектуально мальчик развит
Прекрасно.
Путь ребенка в школу начинается с семьи. Безусловно, все родители
Заботятся о том, чтобы их ребенок был здоров, вовремя накормлен, обстиран,
Хорошо одет и обут. Часто родители не жалеют времени и сил, чтобы научить
ребенка писать, читать, считать, полагая, что это и есть подготовка к школе. И
При этом забывают, что б ез овладения элементарными навыками
Самообслуживания и личной гигиены, ориентировки в пространстве ребенок
Становится абсолютно беспомощным в школе. Конечно, на помощь придут и
Опытные воспитатели, и учитель-реабилитолог, но такому ребенку неизмеримо
труднее будет даваться каждый шаг самостоятельности в стенах школы, чем
Всем остальным ребятам, овладевшим этими навыками при помощи мам и пап в
Семье.
Чрезмерная опека ребенка с нарушенным зрением в семье, с одной стороны,
Делает его иждивенцем и маленьким деспотом (часто эта позиция переносится из
семьи в школу), а с другой ─ лишает веры в свои силы. Неумение справляться с
Доступными для других детей проблемами отвращает его от любого
Кропотливого труда. Здесь есть и еще одна опасность: ребенок, не овладевший в
Дошкольном возрасте элементарными навыками самообслуживания, не
Умеющий передвигаться без посторонней помощи, начинает отставать в
Развитии, если, конечно, под развитием понимать не только умение говорить и
Заучивать стихи, но весь комплекс человеческих качеств, присущих
Гармоничной личности. И это особенно опасно
Готовя ребенка к школе, задайте себе, прежде всего вопросы: “Владеет ли
Мой ребенок элементарными навыками ориентировки в знакомом и незнакомом
Пространстве?”, “Умеет ли он обслуживать себя, сохранять опрятность, быть
Собранным и аккуратным?”, “Стремится ли он справиться с возникшей
проблемой самостоятельно или зовет на помощь близких?”. Если вы не уверены
в положительном ответе, обратитесь к другим главам этого издания, у вас еще
Достаточно времени, чтобы позаниматься с ребенком.
─ Алеша, почему ты достал из портфеля краски? У нас урок математики, все
дети решают задачу!
─ А я не хочу считать. Я рисовать люблю. Я буду рисовать, потому что мне
это нравится!
Такая ситуация на уроке в 1-м классе не удивит ни одну опытную
Учительницу. Первоклассникам, не привыкшим в семье к слову “надо”, не
Умеющим подчинять свои желания необходимости, очень трудно понять логику
Школьной жизни. Почему, когда ему хочется играть, он должен садиться за
Уроки? Или вставать с теплой постели, когда на улице еще темно и так хочется
Поспать?
Причиной несформированности произвольности поведения (так это
Называется в психологии) является повышенная опека родителями своих слепых
Или слабовидящих детей, потакание малейшим их прихотям, подчинение жизни
Семьи их желаниям и интересам. В результате школьная жизнь ребенка,
Непривыкшего соизмерять свои желания с обстоятельствами, прилагать усилия
Для выполнения дела, которое может быть менее интересным и
привлекательным для ребенка, чем, например, игра или рисование,
Превращается в постоянный стресс, борьбу с учителем, воспитателями, другими
Детьми. От этого страдает, прежде всего, сам ребенок, становится очень
Тяжелым процесс адаптации в интернате, затрудняется обучение, вхождение в
Детский коллектив.
Родителям необходимо с раннего возраста приучать ребенка к подчинению
Своих желаний определенной необходимости. Особенно важно то, как
Организован обычный день ребенка. Обратите внимание, не залеживается ли он
Слишком долго в постели, не слишком ли много времени проводит у телевизора
Или радиоприемника, сколько времени занимает игра, а сколько прогулка и пр.
Если ребенок воспитывается дома, посетите детский сад, посмотрите, как там
Организована жизнь детей. Постарайтесь приблизить режим дня вашего ребенка
К детсадовскому. Этим вы в значительной мере облегчите ему адаптацию в
Школе.
Уже с 3 лет ребенок, воспитывающийся в семье, должен знать слово
“занятие”. И проводиться занятия должны не спонтанно, а примерно в одно и то
Же время (лучше утром), в удобном для вас и ребенка месте. Пусть эти занятия
Будут непродолжительны по времени (от 10 минут в 3-летнем до 30 минут в