Одеваться, и накрывать на стол.

─ Но я думала... Он еще и ориентируется очень плохо, ─ все время за мою

руку держится, но моя совесть чис─т а,и нтеллектуально мальчик развит

Прекрасно.

Путь ребенка в школу начинается с семьи. Безусловно, все родители

Заботятся о том, чтобы их ребенок был здоров, вовремя накормлен, обстиран,

Хорошо одет и обут. Часто родители не жалеют времени и сил, чтобы научить

ребенка писать, читать, считать, полагая, что это и есть подготовка к школе. И

При этом забывают, что б ез овладения элементарными навыками

Самообслуживания и личной гигиены, ориентировки в пространстве ребенок

Становится абсолютно беспомощным в школе. Конечно, на помощь придут и

Опытные воспитатели, и учитель-реабилитолог, но такому ребенку неизмеримо

труднее будет даваться каждый шаг самостоятельности в стенах школы, чем

Всем остальным ребятам, овладевшим этими навыками при помощи мам и пап в

Семье.

Чрезмерная опека ребенка с нарушенным зрением в семье, с одной стороны,

Делает его иждивенцем и маленьким деспотом (часто эта позиция переносится из

семьи в школу), а с другой ─ лишает веры в свои силы. Неумение справляться с

Доступными для других детей проблемами отвращает его от любого

Кропотливого труда. Здесь есть и еще одна опасность: ребенок, не овладевший в

Дошкольном возрасте элементарными навыками самообслуживания, не

Умеющий передвигаться без посторонней помощи, начинает отставать в

Развитии, если, конечно, под развитием понимать не только умение говорить и

Заучивать стихи, но весь комплекс человеческих качеств, присущих

Гармоничной личности. И это особенно опасно

Готовя ребенка к школе, задайте себе, прежде всего вопросы: “Владеет ли

Мой ребенок элементарными навыками ориентировки в знакомом и незнакомом

Пространстве?”, “Умеет ли он обслуживать себя, сохранять опрятность, быть

Собранным и аккуратным?”, “Стремится ли он справиться с возникшей

проблемой самостоятельно или зовет на помощь близких?”. Если вы не уверены

в положительном ответе, обратитесь к другим главам этого издания, у вас еще

Достаточно времени, чтобы позаниматься с ребенком.

─ Алеша, почему ты достал из портфеля краски? У нас урок математики, все

дети решают задачу!

─ А я не хочу считать. Я рисовать люблю. Я буду рисовать, потому что мне

это нравится!

Такая ситуация на уроке в 1-м классе не удивит ни одну опытную

Учительницу. Первоклассникам, не привыкшим в семье к слову “надо”, не

Умеющим подчинять свои желания необходимости, очень трудно понять логику

Школьной жизни. Почему, когда ему хочется играть, он должен садиться за

Уроки? Или вставать с теплой постели, когда на улице еще темно и так хочется

Поспать?

Причиной несформированности произвольности поведения (так это

Называется в психологии) является повышенная опека родителями своих слепых

Или слабовидящих детей, потакание малейшим их прихотям, подчинение жизни

Семьи их желаниям и интересам. В результате школьная жизнь ребенка,

Непривыкшего соизмерять свои желания с обстоятельствами, прилагать усилия

Для выполнения дела, которое может быть менее интересным и

привлекательным для ребенка, чем, например, игра или рисование,

Превращается в постоянный стресс, борьбу с учителем, воспитателями, другими

Детьми. От этого страдает, прежде всего, сам ребенок, становится очень

Тяжелым процесс адаптации в интернате, затрудняется обучение, вхождение в

Детский коллектив.

Родителям необходимо с раннего возраста приучать ребенка к подчинению

Своих желаний определенной необходимости. Особенно важно то, как

Организован обычный день ребенка. Обратите внимание, не залеживается ли он

Слишком долго в постели, не слишком ли много времени проводит у телевизора

Или радиоприемника, сколько времени занимает игра, а сколько прогулка и пр.

Если ребенок воспитывается дома, посетите детский сад, посмотрите, как там

Организована жизнь детей. Постарайтесь приблизить режим дня вашего ребенка

К детсадовскому. Этим вы в значительной мере облегчите ему адаптацию в

Школе.

Уже с 3 лет ребенок, воспитывающийся в семье, должен знать слово

“занятие”. И проводиться занятия должны не спонтанно, а примерно в одно и то

Же время (лучше утром), в удобном для вас и ребенка месте. Пусть эти занятия

Будут непродолжительны по времени (от 10 минут в 3-летнем до 30 минут в

Наши рекомендации