Vi. к акн ау чи тьс ле по гор еб ен ка н ав ык амс ам оо бс лу жи ва ни я

Л ИЧ НО Й Г ИГ ИЕ НЫИК УЛ ЬТ УР Е П ОВ ЕД ЕН ИЯОдна из самых важных и трудных задач для родителей, воспитывающих

ребенка с нарушенным зрен─и емф, ормирование у него навыков

самообслуживания и личной гигиены. От того, умеет ли ребенок самостоятельно

одеваться, аккуратно пользоваться туалетом, опрятно есть и т. д., зависит и его

положение в детском саду и школе, и атмосфера в семье, и восприятие ребенка

окружающими людьми, и его отношение к самому себе.

Если ребенок с нормальным зрением приобретает большинство навыков в

естественном опыте жизни, подражая взрослым, то ребенка с нарушением

зрения всему этому нужно учить─, он не может овладевать действиями по

подражанию.

Трудна эта задача еще и потому, что нет, наверное, папы или мамы, которые

не понимали бы, чему необходимо учить ребенка, но очень немногие из них

знают, как это делать, как облегчить незрячему или слабовидящему ребенку

освоение быта, научить приспособляться к нему, быть самостоятельным и

максимально независимым от других людей.

Эти вопросы родители постоянно задают тифлопедагогам в детских садах,

стараются “подсмотреть”, как справляются с проблемами незрячие люди с

большим стажем слепоты, пытаются отталкиваться от “изобретений” ребенка

или найти решение самостоятельно.

Часто родители детей с нарушениями зрения, помимо указанных

объективных трудностей, встречаются с трудностями субъективного характера:

дети, привыкшие к постоянной родительской опеке, нередко негативно

относятся к любой деятельности, требующей усилий, не проявляют интереса к

занятиям, желания овладеть какими-либо приемами, стремления к

самостоятельности.

Преодолеть трудности как объективного, так и субъективного характера

поможет родителям руководство следующими общими правилами.

1. Терпение ─ вот что самое главное в вашем стремлении привить

ребенку с нарушенным зрением прочные навыки. Обучение слепого ребенка

самообслуживанию и личной гигиене ─ дело хлопотное и трудное. Порой вам

будет казаться, что все труды напрасны, ─ так медленно усваивает ребенок ваши

уроки. Но они непременно дадут результат, сполна оправдывающий усилия.

2. Не стремитесь научить ребенка всему сразу. Для него какое-либо

действие может быть пока просто непосильным. Разделите действие на мелкие

операции. Добивайтесь поочередного и прочного усвоения каждой операции.

3. Обучая ребенка, опирайтесь на его сохранные органы чувств (слух,

осязание, вкус), а также на остаточное зрение, если оно имеется. Активно

включайте в свои занятия речь: объясняйте ребенку все подробно, обращайте его

внимание на важные детали, стремитесь к тому, чтобы ребенок также оречевлял

свои действия.

4. Начиная обучать слепого малыша какому-либо действию, лучше

всего использовать следующие приемы:

руки ребенка лежат на ваших руках, производящих действие, и таким

образом изучают движения ваших рук, запоминают их ─ пассивные действия;

Вы берете руки малыша в свои и стараетесь произвести действие совместно

с ним ─ совместные действия.

При обучении ребенка приемам совместных и пассивных действий лучше

находиться сзади малыша и примерно на его уровне (родителям можно сесть на

корточки или встать на колени─) так ребенок лучше поймет показываемые

действия.

5. Помощь ребенку с вашей стороны должна быть разумной. Не

лишайте его возможности получить радость от сознания “Я сам!”, “Я умею!”, “Я

научился!”. Помните, насколько ваш ребенок самостоятелен сегодня, настолько

он свободен и счастлив завтра.

6. Обучение детей с нарушениями зрения несовместимо со спешкой,

раздражительностью. Выбирайте время для занятий, когда ребенок в хорошем

настроении, здоров, когда вы никуда не торопитесь.

7. Старайтесь, чтобы ваши занятия не были излишне академичными,

иначе у ребенка пропадет к ним интерес. Оживляйте их игрой, прибаутками,

потешками.

8. Не забывайте высказывать свое отношение по поводу успехов и

неудач сына или дочери. И пусть оно всегда будет искренним, будь то радость,

огорчение, разочарование или удивление. Ведь ребенку так важно чувствовать

ваше живое участие в его жизненно важных делах.

О ДЕ ВА НИ Е

...Эта девочка, появившись впервые в детском саду, поразила многих: такой

модницы ребята еще не видели. Красивая в складку-юбочка, кружевная блузка

со множеством мелких пуговок, прозрачные ленты в тонких косичках, лаковые

туфельки. Воспитатели ахали, а нянечки всплескивали руками.

Через несколько дней мама пришла проведать дочку. В беседе

воспитательница посетовала, что девочка практически не умеет самостоятельно

раздеваться и одеваться, быть аккуратной во время еды и на прогулке. Но

особенно много хлопот доставляет воспитателям одежда девочки: она мало

пригодна для обучения самообслуживанию. Ребенок, чтобы справиться с

кружевами и складочками, постояннно нуждается в помощи взрослых, отстает

от других детей, нервничает. “Вы считаете, если ребенок не видит, его можно

одевать как попало? ─ обиделась мама. ─ Мою дочь и так обделила судьба, и я не

хочу, чтобы она была обделена еще чем-то. В детском саду достаточно

обслуживающего персонала, чтобы следить за ребенком...”

К ом ме нт ар иит иф ло пе да го гаК сожалению, это весьма распространенная позиция родителей. С одной

стороны, свои представления о престиже, моде, красоте они стараются

перенести в жизненную сферу ребенка, а с другой, и это особенно важно,

пытаются скомпенсировать “ущербность” ребенка, его “несчастье”, буквально

засыпая малыша дорогой одеждой, редкими игрушками, сладостями и пр.

Ничего, кроме негативных последствий, от подобной позиции ожидать не

приходится. Но главное в нашей теме разговора в том, что, наряжая дочь, ее

мама абсолютно не учитывала, что ребенок должен чувствовать себя в одежде

свободно, раскованно, должен уметь самостоятельно обслужить себя (одеваться

и раздеваться) и учиться следить за своей одеждой (повесить, расправить).

Поэтому, покупая одежду и обувь для ребенка, подумайте:

1. Будет ли она удобна для малыша (не сковывает ли движений,

приятна ли на ошупь ─ для слепого ребенка, воспринимающего мир с помощью

осязания, это чрезвычайно важно).

2. Сможет ли ребенок, пользуясь этой одеждой и обувыю, быть

самостоятельным (Большие сложности представляют застежки на спине,

крючки, разъемные молнии, шнуровка на ботинках и сапогах, обилие мелких

пуговиц на платьях, рубашках и пр.).

3. Достаточно ли практична одежда (легко ли стирается, чистится ─

ведь вполне вероятно, что ребенок в ней может упасть в лужу).

4. Обратите особое внимание на цветовую гамму одежды.

Желательно, чтобы доминировали яркие, выразительные цвета, ведь ребенку

(даже тотально слепому) очень важен цвет одежды.

5. Сможет ли ваш ребенок легко распознавать свою одежду. А для

этого нужна какая-нибудь оригинальная деталь: кармашек, вышивка,

воротничок, бантик и пр.

6. Соответствует ли эта одежда и обувь вкусам самого ребенка.

У него может быть особое, порой отличное от вашего, представление о

красоте. Так, симпатичная, по вашему мнению, мохеровая шапочка может быть

не принята вашим ребенком из-за того, что ворсинки, соприкасаясь с кожей его

лица, могут вызывать неприятные ощущения.

В оп ро с м ам ы: “У меня пока еще очень маленький ребенок ─ ему всего год.

Конечно, я все делаю сама: одеваю и раздеваю. С какого возраста можно начать

учить его самостоятельности?”

К он су ль та ци я т иф ло пе да го гаВаш ребенок уже понимает обращенную к нему речь, способен выполнять

определенные действия, если вы попросите его об этом. Плохо, если при

одевании и раздевании вы не используете возможности малыша, ведь он может

вам помочь. Например, вы можете его попросить: “Подними ногу”, “Подними

руки”, “Наклони голову”, “Повернись” и т. д. Старайтесь, чтобы ребенок не был

ватной куклой в ваших руках, стремитесь активизировать его действия,

максимально использовать его возможности. При этом не забывайте

сопровождать каждое действие словами. Например: “Наденем колготки, а

кофточку снимем...”.

В оп ро с м ам ы:“Я стараюсь, чтобы мой сын одевался самостоятельно. Но у

него ничего не получается. Легче все сделать самой, чем испытывать муки, видя

его беспомощность”.

К он су ль та ци я т иф ло пе да го гаБезусловно, смотреть, как слепой малыш мучается с колготками или

свитером, тяжело. Задача родител─е й помочь ребенку преодолеть эту

беспомощность и научить справляться с непослушными вещами.

Учить необходимо методично, терпеливо, без спешки. На первых этапах

используйте прием совместных действий, сопровождаемых речевыми

комментариями взрослого. Применять данный прием нужно, когда ребенок

встретится с новой деталью или видом одежды.

Мера самостоятельности ребенка изменяется постепенно. Сначала он

только помогает взрослому. Со временем малыш уже в состоянии снять с себя

самостоятельно некоторые детали одежды: носочки, штанишки, колготки. При

этом необходимо приучить ребенка не бросать вещи, а протягивать их взрослому

или складывать на стульчик, постепенно обучать расправлять вещи,

развешивать на спинке стула.

Взрослые должны поддерживать каждое проявление самостоятельности

ребенка, строго дозируя свою помощь. Можно и нужно помочь ребенку в тех

случаях, когда он недостаточно твердо усвоил какое-либо действие. Постепенно

помощь должна уменьшиться до простого наблюдения за действиями ребенка.

Никогда не будет излишним выражение искренней радости даже от самого

незначительного прогресса в обучении ребенка.

В оп ро с р од ит ел ей: “У нас дочка одевается сама, но как… Платье

Наши рекомендации