Особенности зрительного восприятия и
Ориентации детей с нарушением зрения.
Роль зрительного восприятия в становлении
Психики ребенка.
Глаз имеет доминирующее значение при ориентировке в окружающем мире в сравнении с
другими органами чувств.
И.М. Сеченов (1947), рассматривая роль зрения в психической жизни, говорил, что в цепи
существующих психических функций, визуальная ориентация занимает ведущее место.
Доминантность зрительной системы, как пишет Б.Г. Ананьев (1960), определяется
сочетанием четырех факторов: целостностью предметного образа, предметного действия с
объектами действительности, знаковостью воспринимаемых объектов и пространственной
организацией одновременного образа.
В отличие от других органов чувств, зрение работает на трех уровнях: сенсорном
(ощущение), перцептивном (восприятие) и апперцептивном (представление). Благодаря
этому за первые шесть месяцев развития зрительная система значительно опережает
своим становлением другие анализаторные системы.
Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной
информации, выделение, различение и анализ признаков воспринимаемых объектов, до
осознания и присвоения данной информации в виде образов восприятия. Далее в
результате аналитико-синтетической деятельности зрительная информация переходит в
образ мышления, памяти, где хранится и используется для соответствующей ориентации,
обучения и действия в окружающей действительности. Начиная с простейших аналитико-
синтетических перцептивных действий с предметами, ребенок постепенно идет к
развитым обобщенным способам обследования, дифференциации и интеграции признаков
и свойств предметов, а затем уже к созданию целостного образа предмета, становящегося
основной для мыслительных действий и операций.
Одной из ведущих функций зрения и зрительного является стимулъно-различительная,
направленная на активное взаимодействие с окружающим миром на уровне
ориентировочной деятельности для установления контакта. Стимульно-различительная
функция зрительного восприятия проявляется как побуждение, активизация всех
психофизиологических механизмов и вступление в контакт с окружающим миром.
В результате перцептивных действий выделяются качественные характеристики в
предмете, и затем перцептивная информация поступает в зрительные центры, стимулируя
мозг к аналитико-синтетической деятельности.
Следующей весьма важной функцией является аналитико-синтетическая сторона
зрительного восприятия, когда осуществляется анализ на основе сенсорных эталонов,
узнавание предметов и явлений окружающей среды. Процесс анализа и синтеза,
воспринимаемых признаков и свойств окружающей действительности является одной из
ведущих и основных функций зрения. При отсутствии возможности анализировать с
помощью зрения, появляется тенденция к обеднению чувственного опыта.
Информационнопознавательное значение зрения и зрительного восприятия,
проявляющееся в систематизации, упорядочении анализируемой информации сообразно
имеющимся образам мышления и памяти.
Информационно-познавательный процесс зрительного восприятия можно определить как
процесс соотнесения предъявленного объекта с зафиксированным в памяти образом,
эталоном этого объекта или предмета. Информационно-познавательная роль зрения
проявляется как средство для формирования знаний, навыков и умений пользоваться
зрительной информацией при практической ориентации в окружающем мире и
осуществлении различных видов деятельности.
При недостаточности способов анализа и образов мышления и памяти обнаруживаются
разрывы между чувственным опытом и образным мышлением, при нарушении зрения
наблюдается вербализм мышления.
Организационно-регулирующая роль зрения определяется как умение целенаправленно,
осознанно, избирательно пользоваться зрительной информацией и проявляющейся в
целесообразной мотивационно-потребностной и социально-значимой ориентацией,
общением в окружающей действительности.
И не менее значимой является коммуникативно-воспитывающая функция, определяющая
формирование эмоционально-поведенческого и социального проявления ребенка
Коммуникативно-воспитывающее значение зрения проявляется в формировании у
ребенка определенной системы знаний, позволяющих ему мотивационно обосновывать
свои поступки и адекватно действовать.
Выделение данных функций зрения и зрительного восприятия связано с
недостаточностью их проявления у детей с нарушением зрения, так как известно, что
качество предметного действия зависит от общего типа ориентировки ребенка в предмете,
состояния анализирующих способностей зрительного восприятия ребенка с нарушением
зрения и уровнем навыков обследования предмета.
Четкое представление функциональных свойств зрительного восприятия и установление
своеобразия развития его у детей с нарушением зрения, позволяет дать наиболее
достоверную и доказательную информацию, обеспечивающую целесообразный подход к
осуществлению коррекционной работы по преодолению зрительной депривации.
Умение детей использовать свое зрение в соответствии с его состоянием во многом
предопределит успешность их социальной адаптации, другими словами, умение детей
использовать свое зрение, знания, навыки и умения в соответствии с условиями, в
которых ребенок оказывается при решении различных задач в тех или иных видах
деятельности.