Вращение вокруг своего собственного тела.

Деятельность каждого дня предлагает нам множество возможностей. Если слепому

ребёнку не оказывать помощи, то он может всё время находиться в одном и том же

положении и на одном месте.

Дети постоянно нуждаются в движении. Поэтому, ставя детей в различные положения,

мы помогаем им развивать равновесие /вестибулярный аппарат / и укреплять

мускулатуру. Каждое новое положение тела ребёнка даёт ему новое ощущение и

укрепляет его уверенность в себе. Чем больше его уверенность в себе, тем скорее он

будет готов к самостоятельным движениям.

Вращение – это, наверное, первая большая игра, с которой сталкивается ребёнок. Игра

эта д аёт н е т о лько опыт д вижения, но также учит р ебёнка лежать в различных

положениях: на спине, на боку и т.д. Поначалу взрослый всегда должен помогать

ребёнку.

Упражнения.

Желательно ставить ребёнка в различные положения.

- Поставить ребёнка на пол для того, чтобы он смог свободно двигаться всем телом и

двигать ногами. Положить на полу предметы, которые будут звучать, когда ребёнок

соприкоснётся с ними руками или ногами.

- Когда ребёнок лежит на спине, опускать и поднимать его ноги.

- Положить ребёнка на животик. Очень важно, чтобы ребёнок каждый день несколько

часов лежал на спине и несколько часов на животике. Это поможет развитию его

мускулов.

- Когда ребёнок лежит, подавать ему сигналы звуковой игрушкой или голосом для

стимуляции вращательных движений головой.

- Когда ребёнок лежит на животике, помогать ему вытягивать руки вперёд.

Поднимать его ноги с тем, чтобы укрепить их. Таким образом, укрепятся мускулы,

расположенные сзади его ног.

- Положение ребёнка – лёжа на спине. Положим нашу правую руку на левое колено

ребёнка и, будем поворачивать его направо. Одновременно нужно согнуть / мягко /

его левую ногу, при этом важно, чтобы другая нога оставалась выпрямленной.

- Левой рукой притягиваем правую руку ребёнка к его голове. Продолжаем сгибать

ногу ребёнка. Руку ребёнка протягиваем ему под голову таким образом, чтобы

ребёнок перевернулся на животик.

- Сначала упражнение может показаться сложным / см. рисунок в главе об игре /.

Легче его делать в том случае, если ребёнок вертится в противоположном

направлении

- Согнуть правую руку ребёнка под его грудью, таким образом, будет чуть

приподнято его правое плечо. Легонько подтолкнуть его направо и перевернуть его

на спину / первоначальное положение на животике /.

Взрослый всегда должен держать руку рядом с головой ребёнка для того, чтобы

избежать ударов во время вращения.

С каждым разом помощь взрослого должна становиться всё меньше для того, чтобы

ребёнок научился переворачиваться самостоятельно.

- Положить ребёнка на бок и побуждать его к тому, чтобы он повернулся на спину.

Для этого необходима звуковая игрушка. Можно также слегка дуть на ребёнка или

же разговаривать с ним.

- Положение ребёнка лёжа на спине. Одно плечо ребёнка приподнимать, а другое

опускать, чтобы осуществить вращение всего тела.

- Положение ребёнка на спине. Головка лежит на коленях взрослого или на подушке.

Взять ребёнка за руку и за предплечье другой руки и поворачивать его, двигая

одновременно руку и плечо.

- Положение ребёнка лёжа на животике. Прикоснуться к ребёнку звуковой игрушкой.

Поддерживаем ребёнка рукой за подбородок. Двигаем игрушку медленно – вниз,

вверх, в стороны. Помогаем ему поднимать голову, следить за звуком и взять

игрушку. Это поможет ему изменить положение.

3.Ребёнок садится.

Когда ребёнок научится управлять головой, он сможет самостоятельно двигать руками

и опираться на них. Сначала он будет держать только верхнюю часть тела, затем

приведёт в движение всё тело, позднее ребёнок научится садиться и ползать на

четвереньках.

Между четвёртым и шестым месяцем жизни сочетание управления головой и умения

опираться на руки даёт ребёнку возможность овладевать первыми элементами

равновесия и возможность учиться качаться.

Теперь можно начать учить его положению “ сидя ”. Упражняться в этом положении

ребёнок будет, особенно во время еды.

Упражнения.

- Если в момент, когда мы поднимаем ребёнка, голова его падает назад, то нужно

поддерживать его голову твёрдой подушкой в короткие промежутки времени.

- Учить р ебёнка хвататься з а п альцы р ук в зр о сло го или з а р уки и т януть е го до

положения “ сидя ”. Эти упражнения будут проводиться постепенно, и по мере того,

как спина укрепляется – удлиняется время сидения ребёнка.

- Помогать ребёнку находиться в сидячем положении, держа его за руки. Затем

положить ребёнка на спину, вновь поднять его в положение “ сидя ”. Поднимать

ребёнка, поочерёдно держа его то за одну, то за другую руку.

- Подушку держать в воздухе и на неё посадить ребёнка, придав подушке

соответствующую форму. Это делается для того, чтобы у ребёнка создалось

впечатление, что он сидит сам.

- Посадить ребёнка на стул и наклонить стул, оставить сидеть ребёнка до тех пор,

пока он не устанет. По мере того, как ребёнок сможет поднимать свою голову от

спинки стула на несколько сантиметров, стул можно поднимать во всё более

вертикальное положение.

- Взять ребёнка за талию / ребёнок в положении стоя / так, чтобы спина ребёнка

прислонялась к груди взрослого. Нужно при этом стараться, чтобы ребёнок держал

спину прямо. Это упражнение поможет ребёнку укреплять спинные мышцы –

обязательное условие для того, чтобы ребёнок мог сидеть.

- Помогать ребёнку сохранять равновесие, когда он сидит на надувном мяче или на

большой подушке. Положить ребёнка на спину на надувной мяч, поддерживая его за

ноги. При этом в мягком мяче образуется вмятина. Нужно медленно вращать мяч по

всем направлениям с той целью, чтобы облегчить ребёнку движение для того, чтобы

он / ребёнок / мог сесть.

- Посадить ребёнка на твёрдую поверхность с расставленными ногами в форме буквы

“ у ”. Руки ребёнка поставить между расставленными ногами. Нужно помогать

ребёнку подушками, создавая ему опору.

- Посадить ребёнка на большой валик, поддерживая его за бёдра и за колени.

Медленно вращать валик вперёд и назад для того, чтобы ребёнок пытался

выпрямиться и остаться сидеть на валике.

- Посадить ребёнка на маленький стул таким образом, чтобы его ступни полностью

стояли на полу / ступни и голени образуют прямой угол /. Держать ребёнка за бёдра

для того, чтобы он выпрямлял спину. Постепенно предоставлять ему возможность

действовать самостоятельно.

- Посадить ребёнка так, чтобы у него не было опоры для спины. Ноги должны быть

расставлены в форме буквы “ у ” и между расставленными ногами он должен

поставить свои руки. Взрослый одновременно должен разговаривать с ним.

Постепенно нужно увеличивать время нахождения в таком положении,

одновременно подавая ребёнку игрушки.

- Посадить ребёнка без опоры на спину и с расставленными ногами. Положить руки

ребёнка на бёдра и постараться, чтобы он удержался в этом положении. Как и в

предыдущих упражнениях постепенно увеличивать время нахождения в этом

положении до тех пор, пока ребёнок не привыкнет.

- Посадить ребёнка без опоры на спину и предлагать ему спереди и с боков игрушки.

Делать это нужно на высоте плеч для того, чтобы он мог более свободно действовать

руками. Потом игрушки положить между его расставленных ног.

- Посадить ребёнка на твёрдую поверхность так, чтобы он опирался на ладони, и

начать сильно толкать его с левой и правой стороны. Это нужно для того, чтобы

ребёнок научился опираться сначала на одну, затем на другую руку.

- Посадить ребёнка на твёрдую поверхность. Толкать ребёнка таким образом, чтобы

он был вынужден опираться на руки. Это нужно ребёнку, чтобы не упасть. Сначала

взрослый может помогать ребёнку, поддерживая его своей рукой.

Очень важно создать климат доверия для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в

безопасности и учился бы выполнять эти упражнения без опоры.

- Когда ребёнок сможет самостоятельно сидеть, он попытается изменить это

положение. Нужно проследить, сможет ли ребёнок вновь сесть.

- Когда ребёнок научится управлять головой и шеей, посадить его на пол с

расставленными ногами. Взрослый должен сесть напротив ребёнка / лицом к лицу / в

том же самом положении. Взрослый должен дотянуться до его рук и взять их в свои

руки. Одновременно взрослый должен петь или издавать какой-либо звук. Когда

ребёнок подрастёт, попросить его, чтобы он потянул взрослого за руки, чтобы

встать.

- Упражнение проводится на свежем воздухе. Посадить ребёнка на землю и сесть

рядом с ним. Помочь ребёнку почувствовать падающие с деревьев листья, почву,

воду, камни и т.д. Помочь ребёнку дотянуться до интересующих его предметов с

тем, чтобы он их нюхал и трогал.

- Положить ребёнка на спину. Попытаться сделать так, чтобы он сел, держась за руку

взрослого или за какую-нибудь мебель. Поначалу можно помочь ребёнку,

поддерживая его под спинку.

- Положить ребёнка на спину. Побуждать его к тому, чтобы он сел. Для того, чтобы он

сел, нужно слегка вращать его туловище, а другой рукой придерживать его за

вытянутые ноги.

- Посадить ребёнка в положении “на коленях” на колени взрослого / или же тело

взрослого в лежачем положении /. Или посадить ребёнка так, чтобы он мог

держаться за какую-нибудь мебель. Увеличивать постепенно время нахождения в

таком положении по мере того, как ребёнок научится удерживаться в данном

положении.

4. Учится ползать / на четвереньках /.

Когда ребёнок начнёт садиться, он должен начать учиться двигаться на животе. Это

важно для движения вперёд и назад с помощью рук. Эти движения позднее помогут

ребёнку научиться ползать на четвереньках.

К восьми или десяти месяцам у ребёнка начинается более сознательное движение.

Зрячий ребёнок начинает ползать на четвереньках, чтобы дотянуться до тех вещей,

которые его интересуют, в то время как слепой ребёнок очень неуверенно начинает

ползать на четвереньках. Зрячий ребёнок может добиваться правильного положения

при ползании на четвереньках, и это будет одним из этапов в его физическом развитии.

Слепого же ребёнка нужно поощрять для того, чтобы он чувствовал себя уверенно,

когда ползает.

Слепой ребёнок не может научиться ползать на четвереньках, пока не появится

побудительная причина. Ребёнку очень важно научиться ползать на четвереньках для

приобретения гибкости и подвижности, и чтобы научиться координировать,

согласовывать свои движения. Когда он научится ползать, это может стать

побуждением для занятия ребёнка другими делами.

Упражнения.

- Положить ребёнка на животик. Взять какую-нибудь звуковую игрушку и извлекать

из неё звуки для того, чтобы привлечь внимание ребёнка. Дать ему потрогать

игрушку. Убрать игрушку или отставить на такое расстояние, чтобы ребёнок не мог

до неё дотянуться. Если ребёнку нужна помощь, то помочь ему двигаться,

поддерживая его за ноги.

- Если ребёнок при ползании опирается на животик, то ему нужно помочь подняться

при помощи его собственных рук и колен. Одну руку подставить под его животик.

Другой рукой приподнять его спину так, чтобы ребёнок встал на колени.

- Поставить ребёнка на четвереньки и дать ему почувствовать, что он держится на

своих собственных руках и ногах. В этом упражнении можно опираться на ногу

взрослого, сидящего на полу. Можно также использовать подушку, валик и т.д.

- Когда ребёнок уже находится в положении готовом для ползания / на четвереньках/,

подставим одну руку под его животик, другой рукой будем поддерживать ребёнка за

спину. Таким образом, поможем ребёнку сохранить равновесие, / чтобы он не

отрывал руки и ноги от пола /.

- Ребёнок в том же положении, что и в предыдущем упражнении. Поддерживать

ребёнка за талию и раскачивать его тело вперёд и назад.

- Показать ребёнку игрушку, которую он сможет толкать. Помочь ребёнку: сильно

подтолкнуть ребёнка сзади. Потом подтолкнуть игрушку вперёд и побудить ребёнка

к тому, чтобы он пополз к игрушке, чтобы появилось желание дотянуться до неё.

Похвалить ребёнка, если он достанет игрушку.

- В то время, когда ребёнок стоит на четвереньках, побуждать его к игре с игрушками,

которые его окружают.

- Ребёнок в положении на четвереньках. Побуждать ребёнка к движению голосом или

звуковой игрушкой.

- Положение ребёнка лёжа на животике. Ноги не обуты. На расстоянии,

недостижимом для ребёнка, положить звуковую игрушку. Побудить его взять эту

игрушку. Помочь ему, сгибая одну ногу ребёнка и давая ему крепкую опору для

другой ноги.

- Положить ребёнка на животик. Взять ребёнка за щиколотки и приподнять его

приблизительно на 20 см. / приподнять ноги и животик /. Держать ребёнка в таком

положении в течение нескольких секунд, затем положить ребёнка в первоначальное

положение для того, чтобы он опирался на руки.

- Поставить ребёнка на колени и подтолкнуть его к полу так, чтобы он опёрся на руки,

/ чтобы не упасть /. Если он не делает этого сам, то взять его руки на уровне локтя и

поставить их впереди. /Протянуть их вперёд /.

- Положение лёжа на животике. Приподнять тело ребёнка, держа его за талию.

Побуждать его к движению с помощью рук. Обратить внимание на то, чтобы он

поочерёдно опирался то на одну, то на другую руку.

- Ребёнок в положении на четвереньках. Побуждать ребёнка к движению. Помогать

ему, поставив одну его руку впереди, а также подталкивая сзади ногу /

противоположную руке, которая впереди / на уровне колена. Постепенно

предоставлять ребёнку больше самостоятельности.

Следует иметь в виду, что указания, сделанные в отношении ползания на четвереньках,

не могут быть полностью приняты для слепых детей, так как обычно слепые дети не

следуют этим указаниям. Таким образом, образуется пустота в процессе их развития.

На седьмом – девятом месяце жизни ребёнка стимуляция автоматических рефлексов на

уровне психики обогащается знанием и умением применять на практике эти знания

ребёнка о своём теле, которые он приобретает.

Это идеальное время, когда родители могут помогать ребёнку в его развитии через

телесные игры. Так как ребёнок растёт, всё более становятся возможными игры “

тело – к телу ”, можно играть с ребёнком на полу, используя вращение, попытки

ползания и т. д.

Другими словами, играть с ребёнком так, как любые родители: беря его за ноги,

поднимая ребёнка на плечи, подбрасывая его в воздух, прячась под столом, игра, когда

ребёнок проходит между расставленными ногами взрослого и т.д.

Овладение положением “ сидя ” помогает ребёнку высвободить руки и будит в нем

познавательный, исследовательский интерес. Важно научить ребёнка динамике

движения в переходе от сидячего положения к положению на коленях и стоя. Это

составляет целую динамическую и увлекательную игру, доставляющую удовольствие

ребёнку и людям, которые его окружают.

Важно отметить, что родители должны воспитывать в ребёнке уверенность в себе.

Обычно возникает следующая проблема – родители передают детям свой страх. Это

боязнь того, что ребёнок может упасть, ударится о какие-либо предметы. Страх этот

обычно выражается такими восклицаниями: “ Осторожно! Упадёшь! ” и

сопровождается повышением голоса и криками, наполненными мучительным

беспокойством. Всё это пугает ребенка, причём не только в данной конкретной

ситуации, но и в последующих ситуациях. Всё это будет препятствовать активности

ребёнка, направленной на развитие движения и самостоятельности. Нужно иметь в

виду, что удары и падения естественны для этого этапа развития. Обучение всегда

содержит в себе невыраженную ошибку, это необходимо для овладения наукой. Когда

ребёнок падает и ударяется, лучше всего просто не обращать внимания.

5. Умение стоять и ходить.

Когда ребёнок впервые встанет на ноги, постепенно он начнёт привыкать к этому

положению и научится держаться стоя. Понемногу он начнёт двигаться, держась за

руку взрослого и за мебель.

В положении стоя или при ходьбе ребёнок научится сохранять равновесие на практике.

Позднее ребёнок будет готов к тому, чтобы научится бегать, прыгать, лазить и т.д.

Это идеальный этап для того, чтобы родители могли что-то подсказывать ребёнку /

стимулировать его / через телесные игры. Так как ребёнок уже немного подрос, то для

родителей становится более возможным отношение “ тело к телу ”. Они смогут играть с

ребёнком на полу, крутясь и вращаясь, на четвереньках и т.д.

Известно, что слепой ребёнок часто начинает ходить позднее, чем зрячий, и это

усложняется, когда нет подходящего воспитания. Несмотря на то, что он учится ходить,

он не совершает значительных успехов. Это происходит из-за того, что он слишком

часто пользуется манежем, что замедляет развитие его самостоятельности. Однако

манеж может быть полезен для начального этапа обучения ходьбе, а так же для

укрепления мышц ребёнка.

К десятому месяцу закрепляются первые опыты самостоятельности. Пользование рукой

для того, чтобы держаться, для того, чтобы ходить, держась за мебель, приобретает

большую важность, так как от этого зависит возможность самостоятельного движения.

Ребёнок теперь не настолько зависит от взрослого, но более зависит от своих желаний,

собственных интересов. Поэтому взрослый не должен ограничиваться одними

положениями и перемещениями, а должен помогать ребёнку делать то, что он хочет.

Например, взрослый должен помочь ребёнку встать, если тот хочет достать какую-либо

игрушку.

Упражнения.

- Когда ребёнок уже может стоять и держаться на ногах, взять его за пояс и побуждать

к мелким прыжкам. Нужно стараться, чтобы эти прыжки превратились в некую

игру.

- Привязать какую-нибудь звуковую игрушку к кроватке ребёнка или любой другой

мебели на высоте рук ребёнка. Привязать нужно так, чтобы игрушка привлекала его

внимание. Побуждать ребёнка к тому, чтобы он тянулся к игрушке и взял её.

- Побуждать ребёнка к тому, чтобы он опирался на какую-нибудь мебель.

- Ребёнка поставить на ноги и дать ему приказ “ иди ”. Одновременно взять его за

бёдра и побуждать к движениям, чтобы он начал делать шажки.

- Ребёнок в положении стоя, мы берём его подмышки для того, чтобы он делал

маленькие шажки. Слегка приподнимаем ребёнка за одну подмышку с тем, чтобы он

поочерёдно переносил свою тяжесть с одной ножки на другую, таким образом,

высвобождая ту ножку, которая впереди.

- Побудить ребёнка идти к человеку, который находится близко от него. Ребёнок

может двигаться с помощью опоры, если это необходимо. Это может быть,

например, палка, которую держат горизонтально два человека.

- Посадить ребёнка таким образом, чтобы его ноги слегка соприкасались с полом. Это

упражнение поможет ребёнку укреплять ноги. В то время как он так сидит, нужно

давать ему возможность играть, подавая ему игрушки.

- Когда мы заметим, что ребёнок уже в достаточной степени может управлять своим

телом, сохраняя при этом равновесие, то можно попробовать вести ребёнка, держа

его за руку. Для того, чтобы избежать возможных аномалий походки, нужно

стараться вести ребёнка то за одну, то за другую руку.

- Предоставить ребёнку возможность играть на низком столике для того, чтобы играя

он мог одновременно опираться на стол.

- Для выполнения упражнения “ движение вперёд “ ребёнок может держаться за

манеж и толкать его вперёд.

- Если ребёнок не успел овладеть упражнениями “ движение вперёд “, то нужно

помогать ему. Нужно встать сзади, взять ребёнка за руки, ноги взрослого находятся

под ногами ребёнка.

Ходить нужно начинать медленно. Это помогает ребёнку приобрести понятие о ходьбе.

Также необходимо осуществлять связь ходьбы с другими видами движений.

Позднее нужно учить ребёнка поднимать одну ногу, при этом держаться на другой,

сохраняя равновесие.

- Не позволять ребёнку ходить самостоятельно до тех пор, пока он не будет к этому

готов.

- Некоторым детям легче ходить боком. Ребёнок держится за мебель. Нужно

привлекать его внимание звуковой игрушкой или хлопками. Стараться, чтобы

ребёнок шёл за звуком. Если это необходимо, то взять одну его ножку и направить её

в направлении источника звука. В ту же сторону направить руки ребёнка.

- Для того, чтобы ребёнок при ходьбе поворачивался в сторону, где стоит взрослый,

необходимо разговаривать с ним. Ребёнок должен пойти по направлению к голосу.

Также нужно привлекать внимание ребёнка другими звуковыми средствами:

текущей водой, шумом уличного движения, стуком различных предметов, звуками,

которые издают различные животные. Это должно помочь ребёнку различать

направление каждого из звуков.

- Через всю комнату натянуть верёвку на уровне пояса ребёнка. Можно помогать

ребёнку двигаться держась за верёвку.

- Когда __________ребёнок научится ходить, он будет готов к тому, чтобы подниматься и

спускаться по лестнице. Сначала он будет спускаться сидя, затем стоя, держась за

перила, спустится с одной ступеньки на другую и таким же образом поднимется.

- Нужно подниматься или спускаться по лестнице, держа ребёнка за руку. Ребёнок

другой рукой должен держаться за стенку или за перила лестницы.

- Слепые дети должны научиться приседать. Когда ребёнок стоит, показать ему

звуковую игрушку, сказать, чтобы он её потрогал. Затем бросить игрушку на пол

под его ноги. Ребёнку необходимо будет присесть, чтобы поднять игрушку.

- Для того, чтобы ребёнок приседал, нужно использовать каждодневные ситуации.

Ситуации, когда ребёнок должен поднять с пола вещи, дотронуться до своих

ботинок, прикоснуться к ногам взрослого и т.д.

- Предоставить ребёнку возможность ходить по различным поверхностям: песку,

траве, снегу и т.д. Так же по типичным поверхностям в квартире, доме: паркету,

линолеуму, мозаике и т.д. Поначалу ходьба за пределами квартиры будет

непривычна ребёнку.

Некоторые практические советы о том, как научить ребёнка ходить свободно

и безбоязненно.

Нужно придумать игру в “ падение ”, предупреждая ребёнка, когда будет падение.

Когда ребёнок научится падать без повреждений, то нужно побуждать его увеличивать

время ходьбы. Нужно стараться, чтобы мебель была / по возможности / на одном и

том же месте, чтобы ребёнок не боялся упасть или удариться.

Если ребёнок хочет взять какую-то определённую игрушку, то надо показать ему место,

в котором эта игрушка находится. Важно сделать так, чтобы ребёнок старался искать

игрушку и чтобы он нашёл её. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок помогал в

размещении игрушек, в распоряжении ими.

Слепой ребёнок, как и всякий другой, начинает ходить с широко расставленными, для

равновесия ногами. Нужно иметь в виду, что менее опасно упасть назад, чем вперёд, и

соответственно поддерживать ребёнка.

Отличительная черта слепого ребёнка при ходьбе – это странное и спонтанное

движение рук. Некоторые дети ходят вытянув руки перед собой. При исправлении этих

недостатков необходимо терпение и хорошее настроение. Большая ошибка – это ничего

не делать для исправления недостатков.

Иногда слепой ребёнок очень боится окружающего мира, у таких детей наблюдается

повышение адреналина в крови, что создаёт напряжение мышечной системы. Такое

положение исправляется сразу, как только проходит страх. Лучший способ избавления

от страха – придавать ребёнку как можно больше уверенности в себе, знакомя его с

окружающей средой. Это не значит избежать опасных препятствий, а научить его

пользоваться осязанием, слухом и т.д. Так реальное восприятие окружающего мира

придаст ребёнку больше уверенности в себе и будет содействовать уменьшению

напряжения.

6. Кинестезия

Кинестезия – это способ применения двигательного аппарата. Она касается чувства

движения и положения различных частей тела, особенно конечностей. Сухожилия и

ткани содержат в себе рецепторы, которые стимулируются внешней средой. Развитие

этого чувства зависит от зрительного восприятия. У слепых детей нужно развивать

кинестетическое чувство. Необходимо развить у них определённое количество моделей

заданных движений. Слепые дети могут подражать тем образцам движения, которым

учат их взрослые.

Сначала взрослые выполняют эти движения вместе с ними, позднее ребёнок учится

каждому движению отдельно, а затем будет связывать их между собой. Преследуется

цель – чтобы слепой ребёнок, так же, как и зрячий, мог бы внутренне ощущать

движение. Нужно иметь в виду, что слепой ребёнок начинает движение с

приобретением опыта о собственном теле. Важно, чтобы ребёнок сознавал, какие

движения он совершает, поэтому надо говорить ему: “ Видишь, как ты двигаешь руки

вперёд, назад, вверх, вниз и т.д. ”. То же самое нужно говорить ребёнку о движениях

головой, ногами и т.д.

Также ребёнок должен внутренне чувствовать то движение, которое он совершает по

отношению к неподвижному предмету. Например, скольжение по полу, ползание на

четвереньках, проведение рукой по стене, по перилам и т.д.

Нужно иметь в виду т акже д вижение т ех п р едмето в, к к о то р ы м о н н е м о жет

прикоснуться / движущаяся машина / и предметов, движущихся по кругу или

вращающихся.

Для того чтобы ребёнок смог почувствовать такое движение, была разработана система

“ ” . Эта система утверждает, что если ребёнком внутренне усвоены эти

движения, то позднее он может отождествлять эти движения с предметами реальной

жизни, недоступными ему. Например, движение самолёта, автомашины и т.д.

К движению предметов ребёнок может относиться с двух разных позиций. Он может

стоять неподвижно и наблюдать, как предметы двигаются или же может двигаться

вместе с предметом в том же или противоположном направлении, может двигаться

вокруг него и т.д.

Когда ребёнок освоит символическую функцию через подражание каким-либо

животным или, изображая определённый предмет, он добивается внутреннего усвоения

этого движения, которое совершают эти животные или предметы.

Например, взрослый начинает осуществлять своим телом движение, которое выполняет

змея, кот, лягушка, ветряная мельница, самолёт и т.д. Ребёнок прикасается к взрослому,

чтобы понять механизм того или иного движения. Взрослый просит ребёнка выполнить

это движение.

7. Представления о собственном теле.

Как только ребёнок начнёт ходить и говорить, и даже ещё до этого, он приобретает своё

собственное представление о своём теле. Ему нужно знать всё о своём теле, и он

нуждается в помощи для того, чтобы развивать отношения с окружающим миром –

людьми, предметами.

Естественным образом в повседневной жизни, когда взрослый разговаривает с

ребёнком и отвечает на его вопросы, то ребёнок получает знания и начинает узнавать

разные части тела – глаза, нос, уши, волосы и т.д. С помощью своего тела он научится

ориентироваться в пространстве / вниз, вверх, сбоку, напротив, сзади /, научится

понимать расположение предметов по отношению к своему телу и двигать их –

поставить стул сзади, затем напротив, надеть ботинки, надеть на голову шляпу.

Побольше движений, которые он может совершать своим телом, включая движения

вперёд, назад, прыжки.

Образ мышления является важнейшим элементом при образовании представления о

своём теле и его пространственном расположении. Необходимо уточнить термин “

представление о своём собственном теле ”, так как он может обозначать: -

узнавание собственного тела,

- представление о собственном теле,

- отношение субъекта с окружающей его средой.

Всё это и составляет представление о собственном теле, но, что более важно, это “

осознание самого себя ”, что не тождественно представлению о самом себе.

Первый предмет, который познаёт ребенок - это собственное тело. На первых неделях

жизни деятельность ребёнка рефлективна, его ответы общего характера, он отвечает

полностью всем своим телом. Через несколько недель он начинает делать примитивные

движения, которые постепенно перестают быть рефлективными, превращаются в

движения руками и ногами. Надо пользоваться этими движениями для того, чтобы

стимулировать ребёнка и давать ему необходимую информацию через кинестезию,

чтобы постепенно у него создавалось представление о своём собственном теле. Этим

мы даём ребёнку возможность узнавать пространство в тех трёх точках, где двигаются

его конечности. Те части тела, о которых мы скажем ниже, ребёнок должен узнать и

составить представление о самом себе.

Рот, рука, голова, нога, щиколотка, спина, грудь, пальцы, голень, щека, ладонь, плечо,

подбородок, шея, ухо, локоть, глаз, бровь, язык, рёбра, ресницы, лицо, ногти, лоб,

волосы, животик, пояс, большой палец, бедро, мизинец, колено, зубы, кулак, кожа,

указательный палец, губы.

Слепой ребёнок должен получить представление о своём собственном теле, понять

отношение между своим телом и окружающими его предметами. Узнавание должно

происходить постепенно для того, чтобы он мог понять один предмет по отношению к

другим предметам: внутри, снаружи, вверху, внизу, далеко, близко, впереди, сзади,

напротив, посередине, через, вокруг, конец, закрыто, открыто, левое, правое, над, под,

высокое и т.д.

Ребёнок должен узнавать и понимать не только своё тело, но и тело другого человека.

Нужно давать ему возможность узнавать тело другого человека с помощью рук – он

должен трогать, чувствовать, сравнивать. Когда ребёнок научится называть каждую

часть собственного тела, тогда нужно просить его описывать части тела другого

человека. Всё это можно делать в игре.

Трудно говорить об описании тела, о мимике слепому ребёнку. Нужно терпеливо

объяснять ему выражение счастья, грусти, движения глаз и т.д. Таким образом, он

научится понимать выражение лиц людей, когда они говорят, шутят, грустят и т.д. При

этих выражениях нужно взять руку ребёнка и дать ей прикоснуться к лицу в различные

моменты. И у себя, и у него, и у других. Некоторые вещи необходимо детально

объяснять словами. Для этого можно использовать предметы повседневной жизни.

Например, слово “ под ” можно объяснить, поставив ребёнка под кровать.

Упражнения.

Нужно стараться, чтобы ребёнок приобретал свободу во всех движениях, которые он

совершает своим телом. Процесс всегда одинаковый. Слепой ребёнок научится

координировать свои действия через подражание взрослым. Взрослый должен давать

ребёнку больше возможности подражать ему, причём делать это нужно через телесное

прикосновение: техника зеркала.

Все упражнения, которые ребёнок проделывает головой, телом, конечностями, помогут

ему приобрести представления о собственном теле.

- Вращение головой в любом направлении.

- Движение туловищем налево и направо.

- Движение туловищем вперёд и назад.

- Вращение туловищем.

- Движение ногами.

- Сгибание ног в коленях.

- Лёжа на спине поднимать туловище вместе с ногами.

- Лёжа на животе поднимать ноги.

- Стучать ногой по полу.

- Прыгать на двух ногах, затем на одной ноге поочерёдно.

- Бег вперёд, бег назад

- Садиться на колени.

- Плавание.

II. Игра.

Существует несколько теорий игры.

а) Аналитическая теория игры. Аналитическая теория говорит: игра даёт ребёнку

огромную серию опытов, отвечающих специфическим нуждам каждого этапа развития.

Игрушка несёт в себе множество особенностей реальных предметов. Из-за размера и

условно сти и грушки и о т т о го также, что в зр олсый д аёт е ё р ебёнку к ак н ечто

дозволенное, она превращается в инструмент действия, ребёнок манипулирует

игрушкой, может повторить понравившееся действие.

Игрушку можно заменить и дать ребёнку возможность самому повторить ситуации,

которые доставляли ему удовольствие, но которые сами не могут повториться в

реальной жизни.

Когда ребёнок играет, он избавляется тем самым от страхов, боязни и внутренних

проблем. В игре он повторяет те ситуации, которые были трудными для его слабого “

я ”. Через овладение окружающими его предметами ребёнок становится способным

активизировать то, что раньше он воспринимал пассивно, заменять трудное для него

воспоминание исполнением желаемых ролей. Игра вместо ситуаций, запрещённых ему

в реальной жизни, даёт ребёнку возможность повторять ситуации, доставляющие ему

удовольствие. По мере того, как ребёнок растёт, у него появляются новые интересы,

возникают новые ситуации, и игры соответственно меняются. Замена привычного

предмета / материнского образа /, потерять который, ребёнок боится, другими, более

многочисленными и заменяемыми предметами, деление чувств на множество

предметов и возникновение чувства потери через опыт потери и восстановления – всё

это является основой возможности передачи выразительности чувств об окружающем

мире. Предметы через механизм проектируемого опознания вызывают у ребёнка

отрицательные или положительные эмоции, возбуждают или успокаивают его.

Механизм проектируемого опознания – это основа всех его отношений с предметами, с

которыми он впервые знакомится.

При исполнении какой-либо роли в игре важно наблюдать, как предмет изменяет своё

назначение и как он из “ хорошего ” становится “ плохим ”, из “ друга ” превращается во

“ врага ”. Поэтому игры ребёнка постоянно приближаются к отождествлениям, которые

каждый раз всё ближе к действительности.

В дальнейшем через эту теорию объясняется развитие ребёнка в первые месяцы жизни.

Родившись, ребёнок должен приспосабливаться к миру, неизвестному ему, он должен

научиться узнавать и понимать его. Способности ребёнка к восприятию постепенно

создают у него понятие об окружающем мире, но его двигательная неразвитость

ограничивает его возможности. Многие из попыток исследования в будущем лягут в

основу его деятельности при игре. В первые месяцы жизни ребёнка его интерес

практически исключительно сосредоточен на материнском образе. Совершенно

необходимо, чтобы с первых дней жизни ребёнка его кожа была в контакте с кожей

матери. Это готовит к правильному развитию.

На третьем и четвёртом месяце жизни у ребёнка происходят радикальные изменения,

так ребёнок уже хорошо представляет материнский образ и прекрасно знает свою мать.

Тогда у ребёнка возникает необходимость отделаться от этого единственного

отношения с матерью и перейти на отношение с отцом, или к отцовскому образу. Этот

шаг открывает ребёнку дорогу для развития множества интересов в окружающем его

мире, связывает его с людьми и предметами, каждый раз более разнообразными.

Эти новые отношения и другие возникающие изменения будут пробуждать в ребёнке

любопытство. Игра различными способами позволит ребёнку управлять этими

изменениями.

К четв<

Наши рекомендации