Людмила Ивановна Солнцева, Софья Михайловна Хорош

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

3-е издание

Подписано в печать 02.09.2003. Формат 60х841Аб. Усл. печ. л. 10,25. Тираж 1000 экз.

Зак. 104.Редакционно-издательский отдел

Отпечатано в типографии ООО "ИПТК "Логос" ВОС"

129164, Москва, ул. Маломосковская, 8

©2004 Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. Все права защищены.

Лицензия Минпечати ЭЛ №77-6272 от 17 мая 2002 года. ОФАП № 50200100254.

При использовании материалов ссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна.

Документы могут использоваться только для некоммерческих целей.

Любое коммерческое использование Документов допускается только с письменного

разрешения. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в интернете

гиперссылка на "Альманах ИКП РАО" обязательна.

Адрес электронной почты редакции: [email protected]

Создание и поддержка: Головков Н.Н. [email protected], 2004

АЛЬМАНАХ ИКП РАО выпуск 8 (2004 г.) КНИЖНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Адрес в интернет: http://www.ise.iip.net/almanah/books.htm

_________________________________________________________

©2000-2004 Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО.

Все права защищены.

Издание зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати,

телерадиовещания и средств массовой информации как ЭЛ №77-6272

Регистрация ОФАП № 50200100254.

_________________________________________________________

МОСКВА—2004

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА

ДЛЯ СЛЕПЫХ

Л. И. Солнцева, С. М. Хорош

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ПО ВОСПИТАНИЮ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ

РАННЕГО ВОЗРАСТА

3-е издание

МОСКВА—2003

Редактор Г. П. Коваленко. Ответственный за выпуск А. Д. Макеева.

В работе отражены вопросы, связанные с особенностями психического развития незрячих детей раннего возраста, и даны рекомендации по их воспитанию.

В основу работы положены наблюдения за слепыми детьми, опыт консультационной работы с родителями и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам воспитания слепого ребенка.

Работа предназначена для родителей, но представит также интерес для тифлопедагогов и воспитателей. Она подготовлена специалистами тифлопсихологами доктором психологических наук Л. И. Солнцевой и кандидатом психологических наук С. М. Хорош.

Издание для слабовидящих ООО "ИПТК "Логос" ВОС", 2003

ВВЕДЕНИЕ

Период ожидания ребенка - счастливое время в жизни семьи. Много планов строят супруги, представляя будущего ребенка, ту радость и счастье, которое принесет с собой новый маленький член семьи. И редко кто думает о возможных врожденных или наследственных болезнях.

Совершенно естественно, что известие о слепоте новорожденного, как и о всяком другом заболевании, является серьезным эмоциональным потрясением для всех членов семьи. Они оказываются неподготовленными к его воспитанию, и нужно время, чтобы родители приняли слепоту сына или дочери. Многое зависит от того, когда они узнали о слепоте ребенка.

При серьезных изменениях глазного яблока, преломляющих сред и других четких признаках глубокого поражения зрительного анализатора, родители узнают о слепоте ребенка в первые дни после его рождения, когда они еще не успели почувствовать своего ребенка. Однако при поражении сетчатки и проводящих путей определить слепоту или степень остаточного зрения в первые дни жизни ребенка не может ни один врач. Только занимаясь с ребенком, играя с ним, родители начинают замечать, что малыш не реагирует на яркие игрушки и предметы. Они обращаются к окулисту за консультацией и узнают о слепоте этого крошечного беспомощного существа.

Слепой ребенок создает новые психологические условия в семье. Перед родителями возникает трудная задача преодоления эмоционального барьера неприятия слепого ребенка членом своей семьи.

Случаи возникновения эмоционального неприятия слепого ребенка, чувства отчужденности, так и не преодоленного членами семьи, встречаются в практике довольно редко. Чаще любовь и привязанность, возникающие у родителей к ребенку, помогают им преодолеть горе, реально взглянуть на специфические проблемы его воспитания в семье, познакомиться со специальными приемами и методами воспитательной работы и овладеть ими.

На первоначальных стадиях развития слепого ребенка, особенно в первые два-три месяца, специфика в его обучении и воспитании практически отсутствует. Задача родителей - развивать у слепого ребенка навыки движения (хватание, отпускание), держание головки, реакции на звук, слово, стремление к звучащей игрушке, т. е. делать все то, чему обучают и зрячего. Незрячий ребенок так же, как и зрячий, легко осваивает эти навыки. И это — воодушевляющий фактор в работе родителей с ребенком.

Воспитывая слепого ребенка, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение—необходимое условие успешного воспитания.

Слепота ребенка может быть вызвана различными причинами. Одной из наиболее распространенных является врожденная катаракта (помутнение хрусталика).

Многочисленные экспериментальные исследования показали, что выключение или

ограничение предметного зрения в первые месяцы жизни приводит к стойким, необратимым изменениям на всем зрительном пути, включая зрительные центры коры головного мозга. Особенно велика чувствительность зрительной системы к ограничению зрительной стимуляции в первые недели и месяцы жизни. Поэтому, даже после благополучного оперативного вмешательства острота зрения при врожденной катаракте остается низкой, и значительное число детей вынуждено обучаться в специальных школах для слепых и слабовидящих.

Электрофизиологическими исследованиями обнаружены связанные с бездеятельностью зрительной системы нарушения в зрительных отделах коры головного мозга у детей, страдающих врожденной катарактой.

Для предотвращения снижения остроты зрения у детей с врожденной катарактой в дооперационный период создан прибор, позволяющий демонстрировать детям не-подвижные и движущиеся цветные и черно-белые изображения. Яркие зрительные сигналы, проникая через мутный хрусталик, вызывают возбуждение сетчатки, подкорковых и корковых зрительных центров и заставляют работать глаз.

На базе Московской городской детской клинической больницы № 1 заведующим кафедрой глазных болезней 2-го Московского медицинского института, главным детским офтальмологом Москвы профессором Е. И. Ковалевским и детским окулистом Н. Ф. Казачковой совместно с нейрофизиологами профессором Л. А. Новиковой и научным сотрудником Л. И. Фильчиковой с 1979 г. проводится работа по возбуждению деятельности органа зрения у детей с врожденной катарактой с помощью специального прибора. Эта работа дает положительный эффект и предотвращает развитие слабовидения у ребенка только в тех случаях, когда проводится с первых месяцев жизни ребенка — с момента обнаружения катаракты. Поэтому в первые два-три месяца жизни ребенок обязательно должен быть обследован глазным врачом детской поликлиники. Малейшие отклонения в развитии глаза и зрения должны быть тревожным сигналом и поводом для немедленного обращения к врачу. Только совместными усилиями врачей и родителей можно предотвратить потерю зрения у детей, страдающих врожденной катарактой.

Цель воспитания ребенка—это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая слепого, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания, поскольку для активной жизни и деятельности у него необходимо сформировать компенсаторные процессы, позволяющие развивать психические качества ребенка, дающие ему возможность адекватно реагировать на жизненные проблемы и ситуации. Родителям необходимо научиться помогать ребенку преодолевать трудности в овладении внешним миром, но прежде им важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений — между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми.

Как же нужно вести себя родителям слепого ребенка? Прежде всего, спокойно отвечать на вопросы посторонних. Можно ограничиться словами "да" или "нет".

Ребенок не видит обращенных на него взглядов и еще не понимает вопросов.

Однако тон, которым мать отвечает на вопросы окружающих, может его

насторожить, и у него может сложиться отрицательное отношение к незнакомым людям, а затем и неправильное отношение к себе, как к неполноценной личности. Необходимо так построить ответ, чтобы спрашивающий и ребенок поняли оптимистическое отношение матери к развитию своего ребенка.

Начиная с полутора-двух лет слепому ребенку уже недостаточно общества родителей. Для того чтобы он вырос полноценным человеком, приспособленным к жизни, он должен общаться с другими детьми. Хорошо, если среди играющих возле ребенка детей окажется более старший ребенок, который "возьмет шефство" над малышом. Если в семье есть другие дети, то функцию старшего товарища смогут выполнять они.

С рождением незрячего ребенка важно, чтобы в семье к нему относились, как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви.

Иногда у родителей возникает затруднение с тем, как сказать о слепоте ребенка старшим детям, как сделать, чтобы они полюбили своего младшего братика или сестренку. Прежде всего, отношение детей к малышу будет зависеть от отношения к нему самих родителей.

Необходимо сделать все возможное, чтобы старшие дети не видели переживаний родителей по поводу рождения слепого ребенка.

В воспитании детей общество оказывает родителям огромную помощь: предоставляет бесплатное медицинское обслуживание, консультирует во всех организациях социальной и педагогической помощи.

Изменение социальных отношений в стране, реформирование школьного обра-зования в массовой школе поставили также задачу совершенствования системы обучения, воспитания и трудовой подготовки учащихся школ для слепых и слабовидящих. Большое значение придается овладению детьми умениями самостоятельно приобретать и пополнять знания, воспитанию и развитию активности и самостоятельности. В свете этих задач роль семьи в компенсации и коррекции недостатков психического и физического развития ребенка имеет огромное значение, поскольку воспитание личности, ее активной позиции начинается в раннем возрасте, и от семейного воспитания, от его качества зависит успех обучения детей в школе, их дальнейшая жизнь, адаптация к окружающей среде, возможность трудиться в соответствии со своими способностями.

Индивидуальный подход к детям, учитывающий влияние слепоты на развитие восприятия, памяти, мышления при овладении знаниями об окружающем мире, служит необходимым условием компенсации слепоты. И в первую очередь это задача родителей. Они следят за каждым шагом в развитии ребенка и могут оказать ему помощь в создании активной личностной жизненной позиции, в преодолении трудностей поведения в обществе, возникающих у него в связи со слепотой. Известно, что неприспособленность некоторой части слепых школьников, даже старших классов, к жизни кроется именно в отсутствии волевых усилий в преодолении трудностей, в неправильном отношении к себе и своему дефекту.

Соблюдение меры и доли участия родителей в деятельности слепых детей, своевременное предоставление самостоятельности и побуждение к ней, создание

направленности на будущее, включение предметной, игровой и учебной деятельности детей в сферу их интересов, определение их роли и места в круге жизненных ситуаций являются важными условиями формирования системы компенсации слепоты уже в раннем возрасте.

Наши рекомендации