I. компенсация слепоты в раннем возрасте
Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Важным моментом в ее компенсации является вера в ребенка, в потенциальные возможности его развития. Развивающемуся, растущему ребенку необходимо помочь найти пути преодоления психических отклонений, возникающих в результате слепоты. Возможность компенсации дефекта, по словам И. П. Павлова, объясняется тем, что организм обладает несколькими различными способами выполнения одного и того же действия.
Некоторые ученые считают слепоту фатальной для судьбы ребенка, считают что ребенок, лишенный такого важнейшего органа, как зрение, познает мир позднее, а самое главное, менее совершенно, чем зрячий. Другие ученые считают, что динамика развития психических процессов у слепого ребенка значительно лучше и что различия постепенно сглаживаются, а в отдельных случаях слепой ребенок может опередить в своем психическом развитии зрячего.
Различия в понимании психического развития слепого ребенка обусловлены тем, что одни авторы рассматривают слепого, прежде всего как аномальный организм (человек минус зрение), другие же видят в нем активную развивающуюся личность, все более восполняющую непосредственные дефекты наглядного восприятия комплексной опосредованной познавательной деятельностью.
Активный характер компенсации слепоты непосредственно связан с активностью познания человеком внешнего мира и с его отражением в сознании человека. Формирующееся представление соответствует объекту независимо от того, воспринимается он зрительно или осязательно. Исследования отечественных тифлопедагогов показали, что дети с недостатками зрения правильно и адекватно отражают объективный мир как в субъективных чувственных образах, так и в понятиях. Это достигается в специально организованных условиях, способствующих формированию компенсаторных процессов.
Для слепых детей характерны неравномерность развития психики на различных возрастных этапах, и появление и развитие процессов компенсации дефекта за счет использования деятельности сохранившихся анализаторов. Родителям важно знать, что без умения слепого на основе использования сохранившихся анализаторов создавать правильное отображение внешнего мира, невозможна компенсация слепоты, без этого умения он оказывается беспомощным. Исследование чувствительности различных анализаторов у слепых показало, что различия между слепыми и зрячими зависят не от уровня развития чувствительности, а связаны с индивидуальными различиями. Утонченность и натренированность воспринимающего аппарата не являются решающими
факторами в вопросах компенсации слепоты.
Большое значение имеет развитие представлений, памяти, мышления, внимания, воли, т. е. высших познавательных процессов. Исследования познавательных процессов, проводящиеся в проблемной лаборатории и на кафедре тифлопедагогики ЛГПИ им. А. И. Герцена, показали, что не обнаружено прямой зависимости развития психических процессов от остроты центрального зрения детей. Напротив, ими доказана прямая зависимость от обучения, от того, насколько целенаправленно и своевременно проводилась работа по обогащению чувственного опыта, созданию системы представлений у детей. Благодаря развитию органов чувств, умения интерпретировать свои восприятия, навыков высшей познавательной деятельности вне зависимости от возраста слепого обеспечивается развитие компенсаторных процессов.
Система компенсации слепоты складывается из ряда психических процессов и психических образований, возникающих у детей в процессе формирования полноценной личности. Именно формирование полноценной личности слепого и является конечной целью развития системы компенсации.
Структура мероприятий по компенсации слепоты разнообразна и зависит от многих факторов: времени наступления слепоты, ее степени, причины, наличия и характера сопутствующих дефектов (первичные нарушения интеллекта, движений, слуха и т. д.).
Пути компенсации слепоты у ослепших взрослых и старших школьников наиболее полно показаны в исследованиях М. И. Земцовой. Она пишет, что сущность формирования процессов компенсации у человека заключается не столько в биологической приспосабливаемости организма, сколько в формировании способов действия и усвоении социального опыта в условиях сознательной целенаправленной деятельности. Автор отмечает также, что процессы компенсации у детей происходят иначе, чем у взрослых, поскольку в детском возрасте многие функции центральной нервной системы находятся в состоянии формирования.
Психическое развитие слепого ребенка осуществляется в условиях специального обучения и воспитания, в процессе которых формируются функциональные системы, развиваются способы действия и способы усвоения социального опыта, формируются способности и личность ребенка в целом.
Огромные возможности компенсации слепоты у ребенка основываются на нормально функционирующих корковых замыкательных механизмах, с помощью которых, при опоре на кожный, слуховой, двигательный и другие сохранные анализаторы, образуются сложные слухо-двигательно-тактильные функциональные системы связей, являющихся физиологической основой развития высших форм познавательной деятельности (анализирующего наблюдения, мышления, речи, воссоздающего воображения, логической памяти, произвольного внимания) и играющих основную роль в процессах компенсации.
Сложившиеся механизмы компенсации слепоты находятся в постоянном изменении и развитии. Огромное влияние на изменение механизмов компенсации на разных стадиях развития ребенка оказывают обучение и воспитание.
Особое значение имеет правильно организованная активная и самостоятельная
деятельность незрячих детей, поскольку существует прямая связь между активностью, сознательностью, самостоятельностью ребенка и развивающимися процессами компенсации и восстановления нарушенных функций.
Процессы компенсации проходят длительный путь развития и имеют стадии, ха-рактеризующиеся особым составом и структурой динамических систем нервных связей.
Стадии компенсации зависят от времени наступления дефекта, характера сформированных связей к моменту его наступления, возраста, степени поражения анализатора, уровня физического и психического развития, социальных условий, в которых происходит компенсация, а также от организующей и направляющей роли родителей и воспитателей, учитывающих индивидуальные и личностные особенности развития ребенка. Переход от одной стадии компенсации к другой обуславливается появлением или изменением ведущей деятельности ребенка, отражающей особенности его возрастного и психофизического развития. Структура каждой стадии компенсации слепоты определяется уровнем развития психических процессов и свойств, находящихся в наиболее восприимчивом (сензитивном) периоде своего развития и оказывающихся вне прямой зависимости от первичного дефекта, т. е. от слепоты.
Компенсацию слепоты обеспечивает развитие психических процессов и качеств, лежащих в основе формирования полноценной личности. Вместе с тем, успешность компенсации слепоты требует от ребенка определенного уровня развития процессов восприятия, представления, мышления и речи, формирования таких качеств, как умение активно оперировать образами предметов в уме, способность осуществлять сложные мыслительные процессы обратимости, т. е. умение мысленно представлять предметы в различных положениях. Развитие этих качеств с раннего возраста предполагает активное познание ребенком внешнего мира. Первым и необходимым условием образования системы компенсации слепоты в любом возрасте является развитие мотивации деятельности и становление активной позиции по отношению к окружающему миру. Это поможет развить качества, необходимые ребенку для преодоления тяжелых и серьезных переживаний, возникающих в связи с появлением и осознанием своего дефекта.
Физиологической основой компенсации дефекта служит учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Ученик И. П. Павлова П. К. Анохин показал, что компенсация дефекта — частный случай рефлекторной деятельности центральной нервной системы.
В основе компенсации лежат те же нервные механизмы, что и при нормально функционирующих сенсорных системах. Исследование физиологами законов компенсации показывает, что она определяется внешними стимулами и основана на их анализе и синтезе, структурности и локализации нервных процессов в мозге. В основе процессов компенсации лежит образование сложных динамических систем связей. Образование этих систем связей на основе деятельности сохранившихся анализаторов, ведущих к адекватному решению задач отражения и деятельности, обеспечивает компенсацию слепоты. Это свидетельствует о том, что компенсация слепоты не представляет собой какой-либо принципиально новой психологической и физиологической системы образований, которая не может образоваться у зрячих.
Система компенсации слепоты возникает не автоматически, так как она не является врожденным родовым свойством нервной системы, а связана, с одной стороны, с появлением дефекта зрения, а с другой — с включением слепого в активную деятельность по адекватному отражению воспринимаемых свойств объектов внешнего мира.
Для компенсации слепоты необходимо, чтобы ребенок обладал достаточно развитыми процессами предметного восприятия на основе сохранных анализаторов, развитыми движениями, имел четкие дифференцированные и обобщенные образы представлений об окружающем мире, обладая способностью мысленно отрываться от конкретных вещей и удерживать их образы в памяти, а также активно ими оперировать. Он должен научиться устанавливать связи и отношения между предметами, выделяя их отдельные признаки и качества, т. е. должен овладеть сложными мыслительными процессами.
Развитие речи как средства общения, обобщения и коррекции вторичных отклонений, в основе которого лежат четкие конкретные представления, также является необходимым условием компенсации слепоты. Как же в таком случае будет происходить компенсация слепоты у детей раннего возраста, когда у них еще не сформировались восприятия, представления, речь и мышление?
Перенос накопленного опыта работы по компенсации слепоты у взрослых на работу с детьми раннего возраста невозможен, так как формирование компенсаторных процессов у поздноослепших опирается на имеющиеся стойкие зрительные образы и на сформированные системы нервных связей.
Однако практика подготовки слепых детей к школе показывает, что в раннем и дошкольном возрасте они проходят огромный путь психического развития, благодаря чему способны усваивать знания об окружающем мире по специально организованной учебной программе, т. е. достигают примерно того же уровня психической подготовки к школе, что и зрячие дети. Следовательно, у них формируется система компенсации слепоты, позволяющая овладеть кругом знаний и представлений, достаточных для перехода к новой и более сложной форме деятельности — учебной.
Развитие системы компенсации слепоты осуществляется с первых дней рождения и зависит от организации жизни и деятельности ребенка, от того, как родители помогают ему познавать мир и овладевать им.
Психическое развитие слепого ребенка, так же как и зрячего, подчинено общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущей для каждого возраста деятельности. Именно в процессе ведущей деятельности создается зона ближайшего развития ребенка, и формируются новые психические образования, т. е. такие виды деятельности, которые он может выполнять с помощью родителей или воспитателей, а впоследствии и самостоятельно. Так, например, Л. С. Выготский, характеризуя игру дошкольника, являющуюся ведущей деятельностью для этого возраста, говорил, что именно игра создает зону ближайшего развития, управляя которой можно подвести ребенка к актуальному развитию, т. е. к самостоятельному осуществлению целого ряда действий, например, умению запоминать стихи, строить домики и т. д.
Компенсация слепоты на ранних стадиях развития ребенка изучена
недостаточно. В отечественной и зарубежной литературе имеются лишь отдельные описания поведения слепого ребенка раннего и преддошкольного возраста.
Наблюдения за слепыми детьми раннего и преддошкольного возраста, а также анализ литературы позволяют выделить три стадии компенсации слепоты в раннем и преддошкольном возрасте.
В основе выделения лежит характер изменения психической деятельности ребенка, обеспечивающей продвижение в развитии и переход к новой его ступени в каждом из возрастов.
Первая стадия компенсации слепоты в раннем возрасте связана с полисенсорным (комплексным) характером восприятия ребенка, его реакциями на комплексные раздражители. Она характеризуется образованием связей между сохранившимися анализаторами и обеспечивает создание базы полисенсорного восприятия, системы сенсомоторной деятельности, т. е. создание связей между зрительными, слуховыми, осязательными, вибрационными и другими восприятиями и движениями, пока еще очень обобщенных и генерализованных, позволяющих ребенку реагировать на комплексы жизненно важных для него действий окружающих людей и подготавливающих его к осуществлению собственных действий. Она формируется в общении ребенка со взрослыми при активном стимулировании общения со стороны взрослого.
Вторая стадия компенсации слепоты у детей связана с появлением, выделением и дифференциацией отдельных сигнальных признаков окружающих предметов и действий с ними. Во время этого периода у ребенка формируется способность выделять в предметах отдельные признаки и качества. Для образования связей слов с воспринимаемыми предметами и для осуществления перехода к ведущей предметной деятельности дети используют речевое общение.
Третья стадия компенсации слепоты связана с появлением образов, представлений, т. е. у ребенка формируется умение представлять предметы в их отсутствие как совокупность признаков и сохранять их образы в памяти. Это позволяет слепому ребенку осуществлять творческую игру, которая является необходимым условием формирования системы компенсации слепоты в дошкольном возрасте.