БАЛЛОВ - (крайне редко) – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.

· ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.

· Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры.

· Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

· Не умеет записывать шахматные партии.

1 БАЛЛ – (иногда)–характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка.

· ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.

· Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.

· Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».

· Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения.

· Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различ­ных положениях.

БАЛЛА – (часто) – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.

· Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»

· Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку.

· Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.

· Знает, различает и называет шахматные фигуры.

· Знает ходы шахматных фигур и их отличия.

· Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур.

· Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.

· У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение.

· Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число.

· Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук.

· Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.

· Узнаёт и различает геометрические фигуры в различ­ных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.

· У ребенка развито логическое мышление.

ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА ПО РАЗДЕЛУ

«Обучение игре шахматам» в старшей группе

Дата проведения диагностики:_________________20_____г



Ф.И. ребенка Шахматные термины Название шахматных фигур Ориентировка на доске Правильно расставлять фигуры, играть фигурами Правила хода и взятия каждой фигуры Суммарный балл Уровневый показатель
Поле черное, белое Горизонталь, вертикаль Диагональ, центр ладья слон ферзь конь пешка король
н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к н к
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         

Методика проведения диагностики

Поле белое, черное, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Покажи: белое, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

- умеет быстро находить поля, горизонталь, вертикаль, центр -2 балла

- затрудняется в умении правильно находить поля, горизонталь, вертикаль, центр -1 балл

- Ребенок не справляется с заданной задачей -0 баллов

Ладья, слон, конь, ферзь, король, пешка

Назови шахматные фигуры: ладья, слон, конь, ферзь, король, пешка.

- Знает, различает, называет шахматные фигуры -2 балла

- Путает названия фигур – 1 балл

- не называет фигуры – 0 баллов

Ориентировка на доске

Предложить рассказать о «шахматном королевстве». Умение ребенка быстро и правильно находить поля, вертикали, горизонтали, показывая и называя их вслух, черные и белые поля.

-имеет представление о « шахматном королевстве» Быстро и правильно называет, показывает, называет вслух – 2 балла

- Затрудняется при выполнении задания -1 балл

- не умеет называть, правильно находить поля, горизонтали, вертикали – 0 баллов

Правильно расставлять фигуры, играть с фигурами

Вспомнить дидактическую сказку «Чудесные фигуры»

- правильно расставляет фигуры, понимает важность первых ходов – 2 балла

Затрудняется в расстановке фигур, не обдумывает свои действия – 1 балл

- путается в расстановке фигур, не понимает игру с фигурами – 0 баллов

Правила хода и взятия каждой фигуры

Предложить ребенку сделать ход названной фигурой, показать приемы взятия фигур.

- знает ходы шахматных фигур, их отличия, имеет понятие о приемах взятия фигур

Литература

  1. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. - М.: Просвещение, 1983.
  2. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. - М.:
  3. ГЦОЛИФК, 1984.
  4. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. - М.: Детская литература, 1980.
  5. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. - Л.: Детская литература, 1985.
  6. Князева В. Уроки шахмат. - Ташкент: Укитувчи, 1992.
  7. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. - М.: Новая школа, 1994.
  8. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. - Испания: Издательский центр Маркота.
  9. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  10. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  11. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
  12. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М.: Поматур, 2000.
  13. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, ACT, 2000.
  14. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. - Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  15. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск: Духовное
  16. возрождение, 1999.
  17. Шахматы - школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. - М.: Педагогика, 1991

Примерный перечень оборудования

- Шахматные доски (деревянные, картонные, 40 х 40 см) - 15 шт.

- Фигуры к ним (деревянные, пластмассовые) -15 комплектов.

- Демонстрационная доска - 1 шт.

- Фигуры к ней - 1 комплект.

- Фигуры для гигантских шахмат (высота фигур от 12 до 25 см) - 1 комплект.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наши рекомендации