БАЛЛОВ - (крайне редко) – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер.
· ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
· Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры.
· Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.
· Не умеет записывать шахматные партии.
1 БАЛЛ – (иногда)–характеристика предполагает периодическое появление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка.
· ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.
· Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.
· Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
· Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения.
· Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
БАЛЛА – (часто) – проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности от предыдущей деятельности.
· Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве»
· Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку.
· Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.
· Знает, различает и называет шахматные фигуры.
· Знает ходы шахматных фигур и их отличия.
· Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур.
· Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе.
· У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение.
· Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число.
· Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук.
· Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать.
· Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.
· У ребенка развито логическое мышление.
ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА ПО РАЗДЕЛУ
«Обучение игре шахматам» в старшей группе
Дата проведения диагностики:_________________20_____г
№ | Ф.И. ребенка | Шахматные термины | Название шахматных фигур | Ориентировка на доске | Правильно расставлять фигуры, играть фигурами | Правила хода и взятия каждой фигуры | Суммарный балл | Уровневый показатель | |||||||||||||||||||||
Поле черное, белое | Горизонталь, вертикаль | Диагональ, центр | ладья | слон | ферзь | конь | пешка | король | |||||||||||||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
Методика проведения диагностики
Поле белое, черное, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Покажи: белое, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
- умеет быстро находить поля, горизонталь, вертикаль, центр -2 балла
- затрудняется в умении правильно находить поля, горизонталь, вертикаль, центр -1 балл
- Ребенок не справляется с заданной задачей -0 баллов
Ладья, слон, конь, ферзь, король, пешка
Назови шахматные фигуры: ладья, слон, конь, ферзь, король, пешка.
- Знает, различает, называет шахматные фигуры -2 балла
- Путает названия фигур – 1 балл
- не называет фигуры – 0 баллов
Ориентировка на доске
Предложить рассказать о «шахматном королевстве». Умение ребенка быстро и правильно находить поля, вертикали, горизонтали, показывая и называя их вслух, черные и белые поля.
-имеет представление о « шахматном королевстве» Быстро и правильно называет, показывает, называет вслух – 2 балла
- Затрудняется при выполнении задания -1 балл
- не умеет называть, правильно находить поля, горизонтали, вертикали – 0 баллов
Правильно расставлять фигуры, играть с фигурами
Вспомнить дидактическую сказку «Чудесные фигуры»
- правильно расставляет фигуры, понимает важность первых ходов – 2 балла
Затрудняется в расстановке фигур, не обдумывает свои действия – 1 балл
- путается в расстановке фигур, не понимает игру с фигурами – 0 баллов
Правила хода и взятия каждой фигуры
Предложить ребенку сделать ход названной фигурой, показать приемы взятия фигур.
- знает ходы шахматных фигур, их отличия, имеет понятие о приемах взятия фигур
Литература
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. - М.: Просвещение, 1983.
- Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. - М.:
- ГЦОЛИФК, 1984.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. - М.: Детская литература, 1980.
- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. - Л.: Детская литература, 1985.
- Князева В. Уроки шахмат. - Ташкент: Укитувчи, 1992.
- Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2-5 лет. - М.: Новая школа, 1994.
- Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. - Испания: Издательский центр Маркота.
- Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
- Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.
- Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. - М.: Поматур, 2000.
- Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Астрель, ACT, 2000.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. - Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
- Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя - Обнинск: Духовное
- возрождение, 1999.
- Шахматы - школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. - М.: Педагогика, 1991
Примерный перечень оборудования
- Шахматные доски (деревянные, картонные, 40 х 40 см) - 15 шт.
- Фигуры к ним (деревянные, пластмассовые) -15 комплектов.
- Демонстрационная доска - 1 шт.
- Фигуры к ней - 1 комплект.
- Фигуры для гигантских шахмат (высота фигур от 12 до 25 см) - 1 комплект.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН