Метод Леонгард. Часть 1. Теоретические основы и основные принципы
Метод Леонгард. Часть 2. Система формирования речевого слуха
Формирование слухозрительного восприятия
Слухозрительное восприятие не должно оцениваться как сумма слухового и зрительного восприятия, оно образует самостоятельный вид восприятия, который представляет собой нечто большее, чем слуховое и зрительное восприятие, оцениваемые по отдельности, или их сумма. Так при 0% правильного слухового восприятия и зрительном восприятии 50% слухозрительное восприятие может достигать 80%. Для слухозрительного восприятия важны не только состояние слуха и зрения. Часто говорят, что при 5 – 10 % слуха слуховой аппарат носить не нужно, однако это не так. Слуховой аппарат позволяет ребенку воспринять просодическую сторону речи – громкость, темп, длительность звуков, ударение, интонацию. Именно поэтому даже при 0% слуха необходимо носить слуховые аппараты, которые помогают воспринимать просодическую сторону речи более полноценно.
Качество произношения зависит от слухозрительного восприятия, улучшение которого приводит к исчезновению многих дефектов произношения. И если сначала основная нагрузка идет на зрительное восприятие, то постепенно развивается слуховое восприятие. Несмотря на то, что ребенок не может воспринимать речь, которая произносится вне пределов его видимости, он может улавливать количество слогов, ударение, наличие различных гласных, что уже дает возможность для воспроизведения и понимания даже совсем незнакомых ранее слов, и эта просодическая сторона речи оказывает влияние на слух. Сразу видно, ходил человек в слуховом аппарате или нет.
Метод Леонгард. Часть 3. Формирование устной и письменной форм речи
Обучение грамоте
Для приобретения грамматической основы устной речи, а также для формирования письменной речи, глухих детей рано начинают обучать грамоте, т.е. чтению и письму, что позволяет им осмысливать прочитанное. Чтение очень важно, поскольку ребенок произносит текст и одновременно лучше усваивает структуру слова.
В течение первого года происходит обучение глобальному чтению. При этом ребенок изучает не буквы и слоги, а сразу целые слова, изображенные на табличках, сопоставляя их с предметами. Первоначально обучение идет с опорой на слухозрительное восприятие (т.е. обучающий произносит предъявляемое слово), а далее только на зрительное восприятие (обучающий просто показывает табличку). Мы сознательно выбрали такой метод, потому что для ребенка важнее всего смысл, ни буквы, ни отдельные слоги смысла сами по себе не имеют. Дети запоминают слова и даже сочетания слов целиком, за год они усваивают около 200 слов и сочетаний. Что значит, что ребенок знает слово? Это значит, что, увидев табличку, он должен выбрать предмет, обозначаемый этим словом, или любым образом изобразить его: нарисовать, вылепить и т.д. Если это слово обозначает действие, то ребенок должен объяснить, какое действие. Таким образом, постепенно накапливается большой словарь, который понятен ребенку вне конкретных ситуаций. Когда ребенок уверенно распознает примерно 80% словаря, происходит переход к аналитическому чтению.
Аналитическое чтение – это обычное чтение, которым мы все пользуемся. Ребенок произносит текст и слушает его (здесь обязательно нужны микрофоны), однако к слухозрительному восприятию добавляется важный элемент: «читающий палец». С помощью пальца, который двигается по тексту, ребенок учится синхронизировать произносимые слова с текстом. Обучение чтению начинается с синхронизации четырех систем: зрительной (читает слово), речевой (говорит слово), двигательной (палец двигается по буквам) и слуховой (ребенок себя слышит).
Первоначально для чтения даются слова, где буквенный ряд и произношение совпадает, что упрощает процесс чтения. В дальнейшем для слов, где произношение не совпадает с написанием, сверху указывается вариант произношения (над буквами, которые произносятся иначе, мелким шрифтом показано, как их читать, например, собака – сабака). По мере изучения слов указание на произносимые звуки убираются. К концу обучения в детском саду дети читают небольшие тексты в книжках.
Обучение письму начинается практически сразу с обучением чтению. Первый этап обучения письму, как и при обучении чтению, является глобальным. Дети пишут фломастерами (чтобы писать было легко, не нужен был нажим, и надпись получалась яркой) без различения букв, на нелинованных листах бумаги. Любая линованость бумаги создает для ребенка рамки письма, что приводит к тому, что ребенок думает не над смыслом слова, а над формой изображения. Сначала размеры букв не имеют значения, но постепенно буквы выравниваются, поскольку ребенок постоянно видит таблички и педагог много пишет на доске.
Исключается подсказка со стороны педагога при ошибках ребенка. В этом случае педагог должен показать ребенку то, что он изобразил (может быть с утрированием ошибочности), для того, чтобы ребенок мог вычленить ту часть, которая не соответствует образцу. Например, если на рисунке девочка бежит, размахивая руками, а ребенок, изображая ее, просто бежит, нужно продемонстрировать ему то, что он показал (поскольку он себя не видит), но изменить положение рук по сравнению с рисунком, чтобы он обратил внимание именно на руки и понял свою ошибку.
Существенное значение при драматизации по картинкам играет контекст, когда ребенок способен рассказать по картинкам и обратно, рисовать картинки по текстам. Важно при этом создание образов, соответствующих картинке. При этом образ должен быть насыщен деталями, создан именно полноценный образ, а не простое перечисление действий, указанных в рассказе. Последовательность рисунков представляет собой план рассказа. Важно и то, что план представляет собой индивидуальный, персонализированный план рассказа. После этого можно предложить подписать картинки. За счет соотнесения образов и слов, расширяется словарь ребенка.
Заключение
Метод обучения детей с нарушениями слуха, с которым вы ознакомились в этих трех статьях, существует и применяется уже более 40 лет, выросло целое поколение детей, прошедших обучение по методу Леонгард, и судьба этих детей позволяет делать выводы об эффективности метода. Многие из этих детей посещали массовые детские сады, учились в массовой школе (и заканчивали школу с отличием), поступали в ВУЗы, где получали самые разнообразные специальности и даже изучали иностранные языки. Они полностью адаптированы в мире слышащих и живут полноценной жизнью.
Метод Леонгард. Часть 1. Теоретические основы и основные принципы
Метод слухоречевого и языкового развития глухих и слабослышащих детей был разработан в конце 60-х годов ХХ века. Он получил название по имени автора – Эмилии Ивановны Леонгард. За прошедшие десятилетия обучение по методу Леонгард прошли тысячи детей с нарушением слуха.
Стабильность результатов, получаемых в разных условиях обучения детей с нарушенным слухом, и высокий уровень их социальной реабилитации доказывают практическую эффективность этого метода. Мы предлагаем вам краткое изложение выступления Э.И. Леонгард на семинаре, который прошел в феврале 2011 года в Москве в Центре лечебной педагогики.
Теоретические основы метода
Глухие и слабослышащие дети – это нормальные дети, и при условии оказания соответствующей помощи слабослышащие дети могут развиваться по законам развития слышащего ребенка.
Проблема слуха и речи – это проблема социальная. У ребенка при данном нарушении уже ничего не болит, однако глухота создает изоляцию и нарастание вторичных дефектов. Первичным дефектом в данном случае является глухота или тугоухость, но при отсутствии условий для развития ребенка возникает вторичный дефект, в первую очередь – немота. Возникает далее даже и третичный дефект – то, что мешает человеку с нарушенным слухом адаптироваться в обществе слышащих и нарушает развитие его личности. При нарастании третичного дефекта не только общество отторгает такого человека, но и сам человек начинает отторгать общество, относиться к обществу иждивенчески. Такой человек не может строить полноценные социальные отношения, не может строить отношения в коллективах слышащих.
Основой для овладения речью является слух, который направлен на восприятие речи. Развитие речи детей с нарушенным слухом осуществляется по законам развития речи слышащего ребенка, но в замедленном темпе и только при создании специальных условий, о которых речь пойдет ниже. Речевое общение детей с нарушением слуха возможно, реально и необходимо для предотвращения возникновения социального вывиха. При этом необходимо достигать общения не только средствами дактилологии или языка жестов, но и речевого общения, в том числе с людьми, слух которых не нарушен.
Важным является также развитие восприятия, которое является основой развития мышления. При этом восприятие должно носить активный, исследовательский характер. Смотреть не значит видеть. При изучении предмета необходимо, чтобы ребенок осознал пространственное расположение, размер, назначение и пр. Только так создается основа для развития речи. Восприятие должно идти впереди развития речи. Часто этот факт не учитывается, и ребенка учат словам раньше, чем предмет исследован полноценно, понято его назначение и способы игры с предметом. До получения обозначения предмета, ребенок должен познакомиться с предметом в различных ситуациях.
Занятия с ребенком должны носить форму игры. И эта игра должна быть настоящей и интересной для ребенка. Только при этом условии у ребенка будет желание заниматься, желание вслушиваться и общаться, желание узнать что-то новое.
Основные принципы метода Леонгард:
Ранняя диагностика слуховых нарушений. Проверка слуха должна проводиться в раннем возрасте при малейших подозрениях на нарушение слуха или речи.
Слухопротезирование, как правило, бинауральное, должно проводиться сразу после установления диагноза. При этом слуховые аппараты необходимы также детям с частичным нарушением слуха, с нарушением слуха в разных тональностях. Например, если ребенок не слышит высоких частот, он не имеет возможности правильно воспринимать окончания, предлоги, правильные грамматические формы и т.п.
После подбора слуховых аппаратов необходимо учить ребенка слышать, так как он вместо привычного для него восприятия вибрации оказывается в хаосе звуков. Необходимо обязательно проводить занятия по развитию речевого восприятия и дифференциации слухового различения. В систему абилитации (создания отсутствующих навыков) и реабилитации (восстановления утраченных навыков) обязательно должны быть включены родители.
Необходимо осуществлять у глухих и слабослышащих детей формирование и развитие двух видов речи: устной и письменной. Жестовый язык не должен использоваться в обучении и развитии глухих и слабослышащих детей до овладения ими устной и письменной речью, так как такой язык может приводить к распаду начинающей формироваться речи.
Развитие наряду со слуховым восприятием других видов восприятия. Развитие восприятия должно осуществляться в течение всего дошкольного возраста, с постепенным усложнением программы. Ранняя потеря слуха (особенно в первые месяцы жизни) приводит, прежде всего, к невозможности для ребенка воспринимать мир объемно, пространственно. Помимо контактных воздействий неслышащий ребенок реагирует только на те воздействия, которые возникают в поле его зрения, поэтому у него затрудняется становление полноценного полисенсорного восприятия окружающего мира, т.е. нарушается одно из главных условий нормального развития. Именно поэтому для неслышащих детей неприемлемы занятия типа школьных, когда ребенок обязан неподвижно сидеть за столом. Ребенок должен иметь свободу перемещения, чтобы со всех сторон разглядеть исследуемый предмет и участвовать в различных практических ситуациях.
Развитие мышления. Развитие мышления должно осуществляться во всех видах деятельности ребенка (игра, общение и т.п.), однако необходимы и дополнительные занятия по развитию собственно мышления – классификация, развитие математического и пространственного восприятия, развитие понимания временных и причинно-следственных представлений.
Развитие изобразительной деятельности, которая имеет большое значение для эмоционального и личностного развития ребенка. Мы исходим из того, что слово имеет образ, но образ при этом носит персональный характер, что предполагает запрет на образец для рисунка. Ребенок не рисует тех деталей, которые для него не имеют значения, он может, например, рисуя портрет, не нарисовать глаза – возможно, он еще не осознал, для чего они нужны. Нельзя говорить ему «А что же ты глазки не нарисовал? Давай нарисуем…». Систематическое исправление преподавателем рисунка ребенка недопустимо, потому что ребенок осознает недостатки своего рисования и в дальнейшем отказывается рисовать, так как «не умеет».
При этом помимо собственно рисования существуют занятия по декоративному искусству, где детей учат воспроизводить отдельные элементы или занятия по сенсорному восприятию, когда ребенок учится воспринимать предметы, их пространственные взаимоотношения и т.д.
Физическое развитие ребенка. Движениям уделяется огромное внимание. Речь является одним из видов движения. Известно также, что при нарушении моторики, как правило, нарушена и речь. В первую очередь такие занятия должны быть направлены на развитие координации движений, так как для глухих детей характерна моторная неловкость, что в дальнейшем отражается на произношении.
Существуют специальные занятия по фонетической ритмике, когда на двигательную активность накладываются речевые упражнения, однако, прежде всего, необходимо научить ребенка выполнять собственно сами движения. Соединение речевых и двигательных движений являются достаточно сложными для дошкольников.
Организация общения.Безречевое социальное общение между детьми или детьми и взрослыми происходит первоначально вокруг предмета. В данном случае взрослый должен организовывать общение и прививать культуру общения, давая ребенку понимание его действий (ты катаешь машинку, давай поменяемся игрушками и т.д.). В детском саду организация взаимодействия осуществляется с помощью педагога. Речевое общение должно в дальнейшем налаживаться в различных видах деятельности. При этом именно на воспитателя ложится основная нагрузка по организации общения, так как именно воспитатель организует общение в неформализованной ситуации.
Музыкальное воспитание. Речевой слух и музыкальный слух имеют различные органические основы. Глухой или слабослышаший ребенок может иметь хороший музыкальный слух и часто имеет возможность полноценно и успешно заниматься музыкой. Нужно слушать музыку, при этом для дошкольника важно не только слышать музыку, но и видеть человека, исполняющего эту музыку, что помогает ему воспринимать эмоциональное состояние исполнителя. Необходимо в первую очередь уделять внимание классической музыке и пению. Глухие или слабослышащие дети часто играют на пианино, скрипке, флейте, различая очень тонкие нюансы звучания. Пение и музыкальные занятия важны для эмоционального развития, развития интонации, говорения.
Организация интеграции глухих и слабослышащих детей в массовые школы и социальную среду. Включение детей в социальные события района, города и т.п. Помимо интеграции самих детей, это носит и просветительский характер, когда факт детской инвалидности не скрывается обществом. При этом необходима работа специалистов не только с самими детьми, но и с воспитателями массовых групп, учителями массовых школ, родителями здоровых детей с целью просвещения. Такой разговор должен носить не просительный, а информационный характер.
Далее мы рассмотрим систему формирования речевого слуха.