Лабораторная работа № 5. Школьный класс в процессе социализации учащихся

Цель работы –изучение социализирующих возможностей школьного класса.

Содержание работы.

1. Выбрать школьный класс в начальной школе, среднем или старшем звене; провести изучение мнения учащихся о классе, используя методику «Мое мнение о классе» (Федотов С.А. Тест - опросник «Мое мнение о классе» // Классный руководитель. 1997. № 1. С.72-75).

2. Проанализировать результаты и сделать вывод о возможностях школьного класса в процессе социализации учащихся.

3. Подготовиться к выступлению на занятии с выводами по результатам диагностики.

Результат лабораторной работы – выступление на занятии с приложением данных диагностики.

Литература

основная:3;

дополнительная: 20, 69;

учебно-методические материалы: 1.

Формы и методы обучения

В данном разделе рекомендуется указать формы (традиционные, проблемного характера, интерактивные и т.д.) и методы аудиторной и внеаудиторной работы, которые соответствуют программе формирования компетенций по дисциплине.

В ходе изучения курса «Социальная педагогика» используются лекции (проблемная, лекция-визуализация, «диалог с аудиторией»); семинары (проблемные, тематические); практические занятия, включающие, моделирование определенных аспектов социально-педагогической деятельности, анализ конкретных ситуаций различного типа и уровня сложности, защита презентаций, предъявление различных точек зрения на то или иное социально-педагогическое явление и т.д.; лабораторные занятия, ориентированные на овладение будущими социальными педагогами диагностическими и аналитическими умениями; самостоятельная работа, средством организации которой выступает предметный портфолио.

Преобладающими методами обучения выступают активные и интерактивные методы (эвристическая беседа, дискуссия, деловая игра, study - анализ определенных ситуаций).

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов, ориентированная на овладение ими профессиональными компетенциями, способствует становлению будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Самостоятельная работа, выполняемая студентами при изучении курса «Социальная педагогика», включает подготовку к семинарским и практическим занятиям; выполнение лабораторных работ; выполнение домашних заданий различного характера и уровня сложности; подготовку индивидуальных сообщений; разработку презентаций по выбранной теме.

Выполнение заданий для самостоятельной работы требует изучения соответствующих источников, представленных в списке литературы.

Примечание. Упражнения, выполняемые по отдельным темам в качестве самостоятельной работы, представлены в практикуме по курсу «Социальная педагогика» (Социальная педагогика [Электронный ресурс] : практикум по курсу : направл. подготовки "050400 Психол.-пед. образование" (профиль "Психология и соц. педагогика") / ПГГПУ ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Перм. гос. гум.-пед. ун-т" ; [сост. Е. О. Федотова]. - Пермь : Изд-во ПГГПУ, 2013).

Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
Конспектирование в рабочей тетради Подготовка индивидуального сообщения Выполнение упражнений Написание эссе Составление аналитических таблиц Разработка презентации Подготовка к семинару/практич./ лабор.  
1. Методологические основы социальной педагогики 2/   2/      
2. Теоретические основы социальной педагогики        
3. Теория социального воспитания и обучения          
4. Методика социального воспитания и обучения          
  Итого:  
План-график самостоятельной работы студентов

Упражнения выполняются по источнику: Социальная педагогика [Электронный ресурс] : практикум по курсу : направл. подготовки "050400 Психол.-пед. образование" (профиль "Психология и соц. педагогика") / ПГГПУ ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Перм. гос. гум.-пед. ун-т" ; [сост. Е. О. Федотова]. - Пермь : Изд-во ПГГПУ, 2013.



№ п/п Раздел дисциплины курса Формы самостоятельной работы Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Социальная педагогика как область научного знания, практическая деятельность и учебный предмет Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 4А/13Б/18В х   26 окт. Письменный ответ
2. Развитие человека в социуме Разработка презентации «Развитие человека в социуме» х   на занятии Предъявление при отчете по лабораторной работе
3. Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы Конспектирование главы 3 учебника: Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М., 2003. х   2 нояб. Конспект в рабочей тетради
4. Социализация как социально-педагогическая проблема Заполнение таблицы* «Современные концепции социализации» х   9 нояб. Таблица*
5. Сущность процесса социализации Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 7А/4Б/5В х   16 нояб. Письменный ответ
6. Факторы социализации Подготовка эссе «Особенности социализации подростка в деревне (городе, малом городе или поселке – на выбор)» х   на занятии Эссе.  
7. Социально- педагогическое сопровождение социального развития несовершеннолет-них Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 2А/4Б/1В х   на занятии Письменный ответ
8. Сущность социального воспитания и обучения Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 1А/ 4Б/4В х   на занятии Письменный ответ
9. Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Социальные отклонения от нормы Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 7А/16Б/3В х   на занятии Письменный ответ
10. Социально-педагогическая виктимология Подготовка индивидуального сообщения по теме х   на занятии Выступление на семинаре/ тезисы
11. Общие основания построения методики социального воспитания и обучения Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 2А/3Б /1В х   на занятии Письменный ответ
Методика организации социального воспитания в различных воспитательных организациях системы образования Разработка презентации «Методика организации социального воспитания в школе/ детском доме/ учреждении дополнительного образования/ детском оздоровительном лагере на выбор» х   на занятии Предъявление при выступлении на семинаре
Социальные службы для несовершеннолетних Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 5А/6Б/3В х   14 дек. Письменный ответ
14. Модели социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 4А/6Б/6В х   21 дек. Письменный ответ

Таблица*«Современные концепции социализации»

Название концепции Основные представители Сущность социализации   Особенностей поведения личности Подход к толкованию социализации
           

7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению

При освоении дисциплины «Социальная педагогика» студенты пишут эссе «Особенности социализации подростка в деревне (городе, малом городе или поселке – на выбор)»; готовят индивидуальные сообщения по теме «Социально-педагогическая виктимология», разрабатывают презентации «Развитие человека в социуме», «Методика организации социального воспитания в школе/ детском доме/ учреждении дополнительного образования/ детском оздоровительном лагере».

Методические рекомендации по написанию эссе

Эссе- это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Для предъявления авторской позиции необходимо ориентироваться в проблеме. Это предполагает использование исходного материала: конспектов прочитанной литературы, лекций, записей результатов дискуссий, собственных соображений и накопленного опыта по данной проблеме. Таким образом, для качественного выполнения задания по конкретной теме следует сначала прочитать две или три ключевые статьи или главы книг, в которых, например, даются ясные концептуальные рамки или теоретическая аргументация, и/или в них приводятся всесторонние эмпирические данные, и/или рассматривается и оценивается широкий круг литературы по данной теме.

Признаки эссе:

небольшой объем (3-7 страниц компьютерного текста);

конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка;

свободная композиция;

внутреннее смысловое единство, т.е. согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора;

непринужденность повествования; ориентация на разговорную речь (вместе с тем отсутствие сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона). Стиль изложения отличается эмоциональностью, художественностью.

Структура эссе

Введение, предполагающее изложение сути данной темы и обоснование ее выбора. При написании введения важно правильно сформулировать вопрос, на который предполагается найти ответ.

Основная часть, содержащая теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Важно, чтобы

мысли автора эссе по проблеме излагались в форме кратких тезисов;

мысль подкреплялась доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы.

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.

Заключение, представляющее собой обобщения и аргументированные выводы по теме.

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

- вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора);

- для достижения целостности работы необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев.

Требования к разработке презентации

Презента́ция (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

Презентация разрабатывается в программе MS Power Point.

Структура презентации

№ кадра Содержание кадра Примечания
Название Разработали студент ____ группы ФИО Дата разработки Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону кадра. Применяемые цвета должны быть психологически комфортными для зрительного восприятия (белый, черный, зеленый, синий, бежевый, коричневый и т.п). Размер шрифта – не менее 14pt.
Структура презентации. Студенты самостоятельно определяет количество и название законченных в смысловом отношении частей презентации, которые будут представлены (план лекции).
3….n Тексты определений, перечни функций, свойств, признаков и т.п., структурные блок-схемы. Наличие гиперссылок приветствуется и повышает оценку ресурса.
Закл. Заключительный кадр должен содержать перечень источников, по которым можно более детально изучить представляемую тему. В перечне должно быть указано 5 источников: названия учебников (книг) с точным указанием страниц, на которых раскрывается содержание представляемой темы.

* количество кадров презентации студент определяет самостоятельно, однако содержательная часть презентации (кадры 3….n) должна содержать не менее 12 кадров.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Разработка презентации оценивается по 10-балльной шкале (от 6 до 10 баллов в зависимости от качества презентации).

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:

10 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура презентации, отсутствуют фактические (содержательные), орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

9 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура презентации, отсутствуют фактические (содержательные) ошибки, однако присутствуют незначительные орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

8 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура презентации; имеются незначительные фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

7 БАЛЛОВ – презентация включает менее 12 кадров основной части. В презентации не полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура презентации; имеются незначительные фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

6 БАЛЛОВ – презентация включает менее 12 кадров основной части. В презентации не раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; не четко определена структура ресурса; имеются фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

Методические рекомендации по подготовке индивидуального сообщения

Индивидуальное сообщение (доклад) – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему.

Подготовка доклада и выступление способствуют формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.

Индивидуальное сообщение (доклад) – это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная по определению для устного сообщения. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники.

Отличительные признаки доклада

передача в устной форме информации для максимально полного усвоения слушателями;

публичный характер высказывания;

предварительная подготовка;

стилевая однородность (выдержанность в строго научном стиле);

четкие формулировки;

использование наглядности.

Этапы подготовки индивидуального сообщения

Выбор и осознание темы.

2. Подбор источников и литературы.

3. Работа с выбранными источниками и литературой:

а) ознакомление с материалами, вышедшими, прежде всего, в последние годы (в них, как правило, дается обзор публикаций по проблеме и имеется библиография);

б) составление библиографии;

в) ведение записей, в которых фиксируется материал по какому-либо отдельному вопросу из различных источников;

г) формирование понятийного аппарата (составление словарей терминов).

5. Систематизация фактического материала.

6. Анализ отобранного материала.

7. Составление рабочего плана.

8. Письменное изложение материала в соответствии с планом, что предусматривает строгое следование структуре сообщения.

9. Самоанализ доклада по критериям:

новизна;

степень раскрытия сущности вопроса;

обоснованность выбора источников;

объем.

10. Редактирование, переработка текста.

11. Оформление доклада (литературное и техническое).

12. Выступление с докладом.

Рекомендации по выступлению с докладом

Поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Устное выступление, чтобы быть удачным, должно хорошо восприниматься на слух, т.е. быть подано интересно для аудитории.

В докладе обязательно должно быть вступление, в котором определяются актуальность заявленной темы, задачи, стоящие перед исследователем.

Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления, который сообщается заранее.

Написав черновой вариант, следует прочесть его самому себе или кому-то вслух. При этом читать нужно, не торопясь, но и без излишней медлительности, стараясь приблизить темп речи к своему обычному темпу чтения вслух. Если текст окажется невозможно прочитать за установленное регламентом время, следует пересмотреть текст и избавиться от лишних эпитетов, вводных оборотов; сжать основную часть; в заключительной -оставить только выводы, сделав их максимально четкими и краткими.

Не рекомендуется выступать экспромтом или полуэкспромтом, не отступать в момент выступления слишком далеко от подготовленного текста.

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература (изданная за последние 10 лет, имеющаяся в библиотеках вуза в количестве 25 экземпляров на 100 студентов)

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные Примечание
1. Василькова Т. А., Василькова Ю. В. Социальная педагогика учеб. пособие для студентов вузов. М.: КноРус, 2010. 240 с.  
2. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика.Полный курс. учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 797 с. – То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/  
3. Мудрик А. В. Социальная педагогика [Текст] учеб. для студентов учр. высш. проф. образования] / Мудрик Анатолий Викторович. - 8-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2013. - 240 с.  
  Иванов А. В. Социальная педагогика учеб. пособие// А. В.Иванов , С. В.Алиева , А. Б.Белинская.- М.: Дашков и Ко, 2011. - 424 с. – То же [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/ ; http://e.lanbook.com/  
5. Социальная педагогика учебник для бакалавров/ под ред.В.И. Загвязинского, О.А.Селивановой.М.: Изд-во Юрайт, 2012.- 405 с.- То же [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/  
  Социальная педагогика учебник для бакалавров / под ред. И. А.Липского, Л. Е. Сикорской, А. Е.Илларионовой. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 279 c.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/  
6. Штинова Г. Н., Галагузова М. А. Социальная педагогика учеб. для студентов вузов / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М. : ВЛАДОС, 2008. 447 с.  

8.2. Дополнительная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные Примечание
1. Бортулева Н. К. Социальный педагог подростково-молодёжного клуба // Воспитание школьников. 2010. № 5. С. 27-30.  
2. Воспитательная деятельность детского оздоровительного лагеря: история и современность сб. науч. ст. / редкол. : Н. П. Аникеева, З. И. Лаврентьева, Т. А. Ромм. – Новосибирск, 2008. – 200 с. – То же[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://camps.perm.ru/_res/news/file650.doc  
3. Вульфов В.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс // Мир образования – образование в мире. 2006. № 2. С. 43-53.  
4. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка учеб. пособие для студентов вузов. СПб. : Речь, 2004. 270 с.  
5. Дмитриева М. Г. Социальное воспитание: проблемы формирования личности в детских сиротских учреждениях // Философия образования. 2010. № 4.С.322-329.  
6. Калинина Н.В. Анализ психологических оснований и внутриличностный детерминантов социальной компетентности учащихся // Интеграция образования.2006.№3  
7. Капустина З. О. О проектировании и моделировании деятельности социального педагога образовательного учреждения //Воспитание школьников. 2002. № 6. С. 23-25.  
8. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание... М., 2000  
9. Киприянова Е.В. Воспитание социальной компетентности школьников // Наука и школа. 2006. № 6.    
  Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация М.: Владос, 2010, 286 с. .- То же [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://e.lanbook.com/  
10. Козлова С.А. Я - человек: Программа социального развития ребенка М., 2003.  
11. Кондратова Т.С.Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков в образовательном учреждении [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://festival.1september.ru/authors/206-756-101    
12. Концепция социального воспитания // Теория и практика воспитательных систем. М.,1993.  
13. Корженко А. Л. Молодежная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте // Вопросы психологии. 2010. № 2 . С. 80-89.  
14. Лаврёнова Т. И., Лыгина М. А. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации Социосфера. - 2011. - № 3; То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/journal/2011/167/    
15. Липский И. А Социальная педагогика. Методологический анализ учеб. пособие. М.: Сфера, 2004. 317 с.  
16. Литвак Р. Детское общественное объединение как фактор социализации //Социальная педагогика.2003. № 1. С. 46-52.  
17. Лобанов В. Становление личности ученика в условиях воспитательной системы школы // Воспитательная работа в школе. 2003. № 2. С. 50-54.  
18. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства учеб. пособие для студентов вузов. М. : Академия, 2003.192 с.  
19. Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С.41-47.  
20. Макаров М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростка //Воспитание школьников. 2006. № 2.  
21. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания М., 2002.  
22. Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитаниия подростков Ижевск, 2006. 360 с.  
23. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука.- 2010.- № 6.- С.4-10  
24. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема //Социальная педагогика. 2005.№ 4.С. 47-56  
25. Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. 2004. № 5.- С.30-35.  
26. Наумчик В. Н., Паздников М. А. Социальная педагогика: Проблема "трудных" детей: Теория. Практика. Эксперимент пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистрантов, асп. пед. высш. учеб. заведений. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2005. 399 с.  
27. Никитина Л. Е. Социальная педагогика: вопросы науки и практики монография. - Ярославль : ДИА-пресс, 2001. 275 с.  
28. О детских и молодежных объединениях   метод. рекомендации // Народное образование. 2000. № 4-5.  
29. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога М. : Сфера, 2005. 479 с.  
30. Олиференко Л. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. 2010. № 2. С. 75-85.  
31. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска М., 2002.  
32. Описание модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://vilimc.ru/index/psikhologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie/0-17    
33. Опыт социализации подростков и молодёжи: политика бизнеса, государства и гражданского общества // Образовательная политика. - 2010. № 9-10 (47-48). С. 78-91.  
34. Плоткин М.М. Социальная педагогика и её гуманистический потенциал // Социальная педагогика в России. 2011. № 1. С. 73-78.  
35. Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников в условиях модернизации российского образования //Социальная педагогика. 2003. № 4. С. 23-30.  
36. Поддубная Т. Н., Поддубный А. О. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации М. ; Ростов н/Д : Феникс, 2005. 473 с.  
37. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике М., 2002.  
38. Программа подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение Детский дом. 2011.№ 3.  
39. Роготнева А. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях М.: ВЛАДОС, 2008  
40. Родионов В.А. Я и другие: Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 -11 классов Ярославль, 2001.  
41. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания М., 2003.  
42. Рольник Ю. Г. Социализация молодёжи в средних профессиональных образовательных учреждениях в постсоветской городской среде автореф. дис. Пермь, 2004. - 24 с.  
43. Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов Новосибирск : Наука, 2007. 380 с.  
44. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты М., 2001.  
45. Савотина Н. А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодёжи // Педагогика. 2010. № 7. С. 37-45.  
46. Санникова А.И., Коробкова В.В. Психолого-педагогическая поддержка творческого саморазвития подростков в процессе преподавания курса «Мир и человек» учеб.- метод. пособие. Пермь, 2000.  
47. Сибирева М. Ю. Влияние мегаполиса на социализацию ребёнка //Социологические исследования. СОЦИС. 2010. № 7. С. 147-150.  
48. Симонов В.П. Учет гендерных различий в образовательном процессе // Педагогика. 2005.№ 4.  
49. Словарь по социальной педагогике сост. Л.В.Мардахаев. М.: ВЛАДОС, 2005.368с.  
50. Смагин Г. Г. Социальная адаптация детей-сирот к условиям современного российского общества // Защити меня!. 2010. № 4. С. 17-20  
51. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Мудрик А. В. - М. : Академия, 2004. 240 с.  
52. Тетерский С.В. Современные требования к программам и учебным планам // Дополнительное образование. 2004. № 10. С. 5-10.  
53. Типовое положение «Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» // Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: Введение в должность: Сс. материалов. СПб., 2000.  
54. Тихомирова Е. И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. М. : Академия, 2007. 144 с.  
55. Федеральный Закон «Об общественных объединениях» // Вожатый века. 2001. № 1.  
56. Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: Введение в должность: сб материалов. СПб., 2000.  
57. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации» // Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: Введение в должность: сб материалов. СПб., 2000. С. 75-101  
58. Филиппова Ю.А. Дополнительное образование как фактор формирования личности ребенка // Народное образование. 2004. № 5. С. 81-84.  
59. Фонарёва Н. В. Особенности психологической адаптации старшеклассников // Дополнительное образование и воспитание. 2010. № 10 . С. 3-7.  
60. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования М., 2001  
61. Фролова Т. Социальный педагог: его предназначение и стратегии деятельности // Директор школы.- 2002. № 2. С. 31-37.  
62. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников М., 2001.  
63. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога учеб. пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стер. М.: ACADEMIA, 2008. 272 с.  
64. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе учеб. пособие для студентов вузов. М. : ACADEMIA, 2004. 272 с.  
65. Шамова Т. И. , Шибанова Г. Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление :учеб. пособие. М. : ЦГЛ, 2003. 200 с.  
66. Шептенко П. А.,Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. Сластёнина В. А. - 2-е изд., стер. М. : ACADEMIA, 2007. 208 с.  
67. Шептенко П.А., Гиенко Л.Н. Модель формирования социальной компетентности подростков образовательного учреждения // Мир науки, культуры, образования. 2009.№3.  
68. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками СПб, 2002.  
69. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога М.: ВАКО, 2005    
70. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Мудрика А. В. М. : ACADEMIA, 2004. 352 с.  

Наши рекомендации