Лабораторная работа № 5. Школьный класс в процессе социализации учащихся
Цель работы –изучение социализирующих возможностей школьного класса.
Содержание работы.
1. Выбрать школьный класс в начальной школе, среднем или старшем звене; провести изучение мнения учащихся о классе, используя методику «Мое мнение о классе» (Федотов С.А. Тест - опросник «Мое мнение о классе» // Классный руководитель. 1997. № 1. С.72-75).
2. Проанализировать результаты и сделать вывод о возможностях школьного класса в процессе социализации учащихся.
3. Подготовиться к выступлению на занятии с выводами по результатам диагностики.
Результат лабораторной работы – выступление на занятии с приложением данных диагностики.
Литература
основная:3;
дополнительная: 20, 69;
учебно-методические материалы: 1.
Формы и методы обучения
В данном разделе рекомендуется указать формы (традиционные, проблемного характера, интерактивные и т.д.) и методы аудиторной и внеаудиторной работы, которые соответствуют программе формирования компетенций по дисциплине.
В ходе изучения курса «Социальная педагогика» используются лекции (проблемная, лекция-визуализация, «диалог с аудиторией»); семинары (проблемные, тематические); практические занятия, включающие, моделирование определенных аспектов социально-педагогической деятельности, анализ конкретных ситуаций различного типа и уровня сложности, защита презентаций, предъявление различных точек зрения на то или иное социально-педагогическое явление и т.д.; лабораторные занятия, ориентированные на овладение будущими социальными педагогами диагностическими и аналитическими умениями; самостоятельная работа, средством организации которой выступает предметный портфолио.
Преобладающими методами обучения выступают активные и интерактивные методы (эвристическая беседа, дискуссия, деловая игра, study - анализ определенных ситуаций).
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов, ориентированная на овладение ими профессиональными компетенциями, способствует становлению будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.
Самостоятельная работа, выполняемая студентами при изучении курса «Социальная педагогика», включает подготовку к семинарским и практическим занятиям; выполнение лабораторных работ; выполнение домашних заданий различного характера и уровня сложности; подготовку индивидуальных сообщений; разработку презентаций по выбранной теме.
Выполнение заданий для самостоятельной работы требует изучения соответствующих источников, представленных в списке литературы.
Примечание. Упражнения, выполняемые по отдельным темам в качестве самостоятельной работы, представлены в практикуме по курсу «Социальная педагогика» (Социальная педагогика [Электронный ресурс] : практикум по курсу : направл. подготовки "050400 Психол.-пед. образование" (профиль "Психология и соц. педагогика") / ПГГПУ ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Перм. гос. гум.-пед. ун-т" ; [сост. Е. О. Федотова]. - Пермь : Изд-во ПГГПУ, 2013).
Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов№ раздела дисциплины | Наименование раздела дисциплины | Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) | Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) | |||||||
Конспектирование в рабочей тетради | Подготовка индивидуального сообщения | Выполнение упражнений | Написание эссе | Составление аналитических таблиц | Разработка презентации | Подготовка к семинару/практич./ лабор. | ||||
1. | Методологические основы социальной педагогики | 2/ | 2/ | |||||||
2. | Теоретические основы социальной педагогики | |||||||||
3. | Теория социального воспитания и обучения | |||||||||
4. | Методика социального воспитания и обучения | |||||||||
Итого: |
Упражнения выполняются по источнику: Социальная педагогика [Электронный ресурс] : практикум по курсу : направл. подготовки "050400 Психол.-пед. образование" (профиль "Психология и соц. педагогика") / ПГГПУ ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Перм. гос. гум.-пед. ун-т" ; [сост. Е. О. Федотова]. - Пермь : Изд-во ПГГПУ, 2013.
№ п/п | Раздел дисциплины курса | Формы самостоятельной работы | Вид сам. работы | Сроки (неделя семестра) | Форма контроля | |
Обязат. | Допол. | |||||
1. | Социальная педагогика как область научного знания, практическая деятельность и учебный предмет | Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 4А/13Б/18В | х | 26 окт. | Письменный ответ | |
2. | Развитие человека в социуме | Разработка презентации «Развитие человека в социуме» | х | на занятии | Предъявление при отчете по лабораторной работе | |
3. | Социально-педагогический процесс: понятие, сущность, принципы | Конспектирование главы 3 учебника: Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М., 2003. | х | 2 нояб. | Конспект в рабочей тетради | |
4. | Социализация как социально-педагогическая проблема | Заполнение таблицы* «Современные концепции социализации» | х | 9 нояб. | Таблица* | |
5. | Сущность процесса социализации | Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 7А/4Б/5В | х | 16 нояб. | Письменный ответ | |
6. | Факторы социализации | Подготовка эссе «Особенности социализации подростка в деревне (городе, малом городе или поселке – на выбор)» | х | на занятии | Эссе. | |
7. | Социально- педагогическое сопровождение социального развития несовершеннолет-них | Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 2А/4Б/1В | х | на занятии | Письменный ответ | |
8. | Сущность социального воспитания и обучения | Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 1А/ 4Б/4В | х | на занятии | Письменный ответ | |
9. | Понятие нормы и отклонения в социальной педагогике. Социальные отклонения от нормы | Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 7А/16Б/3В | х | на занятии | Письменный ответ | |
10. | Социально-педагогическая виктимология | Подготовка индивидуального сообщения по теме | х | на занятии | Выступление на семинаре/ тезисы | |
11. | Общие основания построения методики социального воспитания и обучения | Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 2А/3Б /1В | х | на занятии | Письменный ответ | |
Методика организации социального воспитания в различных воспитательных организациях системы образования | Разработка презентации «Методика организации социального воспитания в школе/ детском доме/ учреждении дополнительного образования/ детском оздоровительном лагере на выбор» | х | на занятии | Предъявление при выступлении на семинаре | ||
Социальные службы для несовершеннолетних | Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 5А/6Б/3В | х | 14 дек. | Письменный ответ | ||
14. | Модели социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях | Выполнение упражнений по данной теме 2 на выбор 4А/6Б/6В | х | 21 дек. | Письменный ответ |
Таблица*«Современные концепции социализации»
№ | Название концепции | Основные представители | Сущность социализации | Особенностей поведения личности | Подход к толкованию социализации |
7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению
При освоении дисциплины «Социальная педагогика» студенты пишут эссе «Особенности социализации подростка в деревне (городе, малом городе или поселке – на выбор)»; готовят индивидуальные сообщения по теме «Социально-педагогическая виктимология», разрабатывают презентации «Развитие человека в социуме», «Методика организации социального воспитания в школе/ детском доме/ учреждении дополнительного образования/ детском оздоровительном лагере».
Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе- это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Для предъявления авторской позиции необходимо ориентироваться в проблеме. Это предполагает использование исходного материала: конспектов прочитанной литературы, лекций, записей результатов дискуссий, собственных соображений и накопленного опыта по данной проблеме. Таким образом, для качественного выполнения задания по конкретной теме следует сначала прочитать две или три ключевые статьи или главы книг, в которых, например, даются ясные концептуальные рамки или теоретическая аргументация, и/или в них приводятся всесторонние эмпирические данные, и/или рассматривается и оценивается широкий круг литературы по данной теме.
Признаки эссе:
небольшой объем (3-7 страниц компьютерного текста);
конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка;
свободная композиция;
внутреннее смысловое единство, т.е. согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора;
непринужденность повествования; ориентация на разговорную речь (вместе с тем отсутствие сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона). Стиль изложения отличается эмоциональностью, художественностью.
Структура эссе
Введение, предполагающее изложение сути данной темы и обоснование ее выбора. При написании введения важно правильно сформулировать вопрос, на который предполагается найти ответ.
Основная часть, содержащая теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Важно, чтобы
мысли автора эссе по проблеме излагались в форме кратких тезисов;
мысль подкреплялась доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы.
Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.
Заключение, представляющее собой обобщения и аргументированные выводы по теме.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
- вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора);
- для достижения целостности работы необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев.
Требования к разработке презентации
Презента́ция (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.
Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.
Презентация разрабатывается в программе MS Power Point.
Структура презентации
№ кадра | Содержание кадра | Примечания |
Название Разработали студент ____ группы ФИО Дата разработки | Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону кадра. Применяемые цвета должны быть психологически комфортными для зрительного восприятия (белый, черный, зеленый, синий, бежевый, коричневый и т.п). Размер шрифта – не менее 14pt. | |
Структура презентации. | Студенты самостоятельно определяет количество и название законченных в смысловом отношении частей презентации, которые будут представлены (план лекции). | |
3….n | Тексты определений, перечни функций, свойств, признаков и т.п., структурные блок-схемы. | Наличие гиперссылок приветствуется и повышает оценку ресурса. |
Закл. | Заключительный кадр должен содержать перечень источников, по которым можно более детально изучить представляемую тему. | В перечне должно быть указано 5 источников: названия учебников (книг) с точным указанием страниц, на которых раскрывается содержание представляемой темы. |
* количество кадров презентации студент определяет самостоятельно, однако содержательная часть презентации (кадры 3….n) должна содержать не менее 12 кадров.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Разработка презентации оценивается по 10-балльной шкале (от 6 до 10 баллов в зависимости от качества презентации).
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:
10 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура презентации, отсутствуют фактические (содержательные), орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.
9 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура презентации, отсутствуют фактические (содержательные) ошибки, однако присутствуют незначительные орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.
8 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура презентации; имеются незначительные фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.
7 БАЛЛОВ – презентация включает менее 12 кадров основной части. В презентации не полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура презентации; имеются незначительные фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.
6 БАЛЛОВ – презентация включает менее 12 кадров основной части. В презентации не раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; не четко определена структура ресурса; имеются фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.
Методические рекомендации по подготовке индивидуального сообщения
Индивидуальное сообщение (доклад) – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему.
Подготовка доклада и выступление способствуют формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.
Индивидуальное сообщение (доклад) – это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная по определению для устного сообщения. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники.
Отличительные признаки доклада
передача в устной форме информации для максимально полного усвоения слушателями;
публичный характер высказывания;
предварительная подготовка;
стилевая однородность (выдержанность в строго научном стиле);
четкие формулировки;
использование наглядности.
Этапы подготовки индивидуального сообщения
Выбор и осознание темы.
2. Подбор источников и литературы.
3. Работа с выбранными источниками и литературой:
а) ознакомление с материалами, вышедшими, прежде всего, в последние годы (в них, как правило, дается обзор публикаций по проблеме и имеется библиография);
б) составление библиографии;
в) ведение записей, в которых фиксируется материал по какому-либо отдельному вопросу из различных источников;
г) формирование понятийного аппарата (составление словарей терминов).
5. Систематизация фактического материала.
6. Анализ отобранного материала.
7. Составление рабочего плана.
8. Письменное изложение материала в соответствии с планом, что предусматривает строгое следование структуре сообщения.
9. Самоанализ доклада по критериям:
новизна;
степень раскрытия сущности вопроса;
обоснованность выбора источников;
объем.
10. Редактирование, переработка текста.
11. Оформление доклада (литературное и техническое).
12. Выступление с докладом.
Рекомендации по выступлению с докладом
Поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Устное выступление, чтобы быть удачным, должно хорошо восприниматься на слух, т.е. быть подано интересно для аудитории.
В докладе обязательно должно быть вступление, в котором определяются актуальность заявленной темы, задачи, стоящие перед исследователем.
Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления, который сообщается заранее.
Написав черновой вариант, следует прочесть его самому себе или кому-то вслух. При этом читать нужно, не торопясь, но и без излишней медлительности, стараясь приблизить темп речи к своему обычному темпу чтения вслух. Если текст окажется невозможно прочитать за установленное регламентом время, следует пересмотреть текст и избавиться от лишних эпитетов, вводных оборотов; сжать основную часть; в заключительной -оставить только выводы, сделав их максимально четкими и краткими.
Не рекомендуется выступать экспромтом или полуэкспромтом, не отступать в момент выступления слишком далеко от подготовленного текста.
8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература (изданная за последние 10 лет, имеющаяся в библиотеках вуза в количестве 25 экземпляров на 100 студентов)
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные | Примечание |
1. | Василькова Т. А., Василькова Ю. В. Социальная педагогика | учеб. пособие для студентов вузов. М.: КноРус, 2010. 240 с. | |
2. | Мардахаев Л. В. Социальная педагогика.Полный курс. | учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 797 с. – То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ | |
3. | Мудрик А. В. Социальная педагогика [Текст] | учеб. для студентов учр. высш. проф. образования] / Мудрик Анатолий Викторович. - 8-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2013. - 240 с. | |
Иванов А. В. Социальная педагогика | учеб. пособие// А. В.Иванов , С. В.Алиева , А. Б.Белинская.- М.: Дашков и Ко, 2011. - 424 с. – То же [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/ ; http://e.lanbook.com/ | ||
5. | Социальная педагогика | учебник для бакалавров/ под ред.В.И. Загвязинского, О.А.Селивановой.М.: Изд-во Юрайт, 2012.- 405 с.- То же [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/ | |
Социальная педагогика | учебник для бакалавров / под ред. И. А.Липского, Л. Е. Сикорской, А. Е.Илларионовой. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 279 c.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/ | ||
6. | Штинова Г. Н., Галагузова М. А. Социальная педагогика | учеб. для студентов вузов / под общ. ред. М. А. Галагузовой. М. : ВЛАДОС, 2008. 447 с. |
8.2. Дополнительная литература
№ п/п | Автор и название литературного источника | Выходные данные | Примечание |
1. | Бортулева Н. К. Социальный педагог подростково-молодёжного клуба | // Воспитание школьников. 2010. № 5. С. 27-30. | |
2. | Воспитательная деятельность детского оздоровительного лагеря: история и современность | сб. науч. ст. / редкол. : Н. П. Аникеева, З. И. Лаврентьева, Т. А. Ромм. – Новосибирск, 2008. – 200 с. – То же[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://camps.perm.ru/_res/news/file650.doc | |
3. | Вульфов В.З. Педагогическое сопровождение: явление и процесс | // Мир образования – образование в мире. 2006. № 2. С. 43-53. | |
4. | Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка | учеб. пособие для студентов вузов. СПб. : Речь, 2004. 270 с. | |
5. | Дмитриева М. Г. Социальное воспитание: проблемы формирования личности в детских сиротских учреждениях | // Философия образования. 2010. № 4.С.322-329. | |
6. | Калинина Н.В. Анализ психологических оснований и внутриличностный детерминантов социальной компетентности учащихся | // Интеграция образования.2006.№3 | |
7. | Капустина З. О. О проектировании и моделировании деятельности социального педагога образовательного учреждения | //Воспитание школьников. 2002. № 6. С. 23-25. | |
8. | Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание... | М., 2000 | |
9. | Киприянова Е.В. Воспитание социальной компетентности школьников | // Наука и школа. 2006. № 6. | |
Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация | М.: Владос, 2010, 286 с. .- То же [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://e.lanbook.com/ | ||
10. | Козлова С.А. Я - человек: Программа социального развития ребенка | М., 2003. | |
11. | Кондратова Т.С.Педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков в образовательном учреждении | [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://festival.1september.ru/authors/206-756-101 | |
12. | Концепция социального воспитания | // Теория и практика воспитательных систем. М.,1993. | |
13. | Корженко А. Л. Молодежная субкультура как альтернативная форма социализации личности в юношеском возрасте | // Вопросы психологии. 2010. № 2 . С. 80-89. | |
14. | Лаврёнова Т. И., Лыгина М. А. Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации | Социосфера. - 2011. - № 3; То же [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/journal/2011/167/ | |
15. | Липский И. А Социальная педагогика. Методологический анализ | учеб. пособие. М.: Сфера, 2004. 317 с. | |
16. | Литвак Р. Детское общественное объединение как фактор социализации | //Социальная педагогика.2003. № 1. С. 46-52. | |
17. | Лобанов В. Становление личности ученика в условиях воспитательной системы школы | // Воспитательная работа в школе. 2003. № 2. С. 50-54. | |
18. | Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства | учеб. пособие для студентов вузов. М. : Академия, 2003.192 с. | |
19. | Лукьянова И.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков | // Психологическая наука и образование. 2001. № 4. С.41-47. | |
20. | Макаров М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростка | //Воспитание школьников. 2006. № 2. | |
21. | Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания | М., 2002. | |
22. | Мальцева Э.А. Детская общественная организация как пространство социального воспитаниия подростков | Ижевск, 2006. 360 с. | |
23. | Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации | // Педагогическое образование и наука.- 2010.- № 6.- С.4-10 | |
24. | Мудрик А.В. Социализация человека как проблема | //Социальная педагогика. 2005.№ 4.С. 47-56 | |
25. | Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование | // Педагогика. 2004. № 5.- С.30-35. | |
26. | Наумчик В. Н., Паздников М. А. Социальная педагогика: Проблема "трудных" детей: Теория. Практика. Эксперимент | пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистрантов, асп. пед. высш. учеб. заведений. Минск: Адукацыя i выхаванне, 2005. 399 с. | |
27. | Никитина Л. Е. Социальная педагогика: вопросы науки и практики | монография. - Ярославль : ДИА-пресс, 2001. 275 с. | |
28. | О детских и молодежных объединениях | метод. рекомендации // Народное образование. 2000. № 4-5. | |
29. | Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога | М. : Сфера, 2005. 479 с. | |
30. | Олиференко Л. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | // Социальная педагогика. 2010. № 2. С. 75-85. | |
31. | Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска | М., 2002. | |
32. | Описание модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса | [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://vilimc.ru/index/psikhologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie/0-17 | |
33. | Опыт социализации подростков и молодёжи: политика бизнеса, государства и гражданского общества | // Образовательная политика. - 2010. № 9-10 (47-48). С. 78-91. | |
34. | Плоткин М.М. Социальная педагогика и её гуманистический потенциал | // Социальная педагогика в России. 2011. № 1. С. 73-78. | |
35. | Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников в условиях модернизации российского образования | //Социальная педагогика. 2003. № 4. С. 23-30. | |
36. | Поддубная Т. Н., Поддубный А. О. Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации | М. ; Ростов н/Д : Феникс, 2005. 473 с. | |
37. | Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике | М., 2002. | |
38. | Программа подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатное сопровождение | Детский дом. 2011.№ 3. | |
39. | Роготнева А. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях | М.: ВЛАДОС, 2008 | |
40. | Родионов В.А. Я и другие: Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 -11 классов | Ярославль, 2001. | |
41. | Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания | М., 2003. | |
42. | Рольник Ю. Г. Социализация молодёжи в средних профессиональных образовательных учреждениях в постсоветской городской среде | автореф. дис. Пермь, 2004. - 24 с. | |
43. | Ромм Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов | Новосибирск : Наука, 2007. 380 с. | |
44. | Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты | М., 2001. | |
45. | Савотина Н. А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодёжи | // Педагогика. 2010. № 7. С. 37-45. | |
46. | Санникова А.И., Коробкова В.В. Психолого-педагогическая поддержка творческого саморазвития подростков в процессе преподавания курса «Мир и человек» | учеб.- метод. пособие. Пермь, 2000. | |
47. | Сибирева М. Ю. Влияние мегаполиса на социализацию ребёнка | //Социологические исследования. СОЦИС. 2010. № 7. С. 147-150. | |
48. | Симонов В.П. Учет гендерных различий в образовательном процессе | // Педагогика. 2005.№ 4. | |
49. | Словарь по социальной педагогике | сост. Л.В.Мардахаев. М.: ВЛАДОС, 2005.368с. | |
50. | Смагин Г. Г. Социальная адаптация детей-сирот к условиям современного российского общества | // Защити меня!. 2010. № 4. С. 17-20 | |
51. | Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей | : учеб. пособие для студентов вузов / ред. Мудрик А. В. - М. : Академия, 2004. 240 с. | |
52. | Тетерский С.В. Современные требования к программам и учебным планам | // Дополнительное образование. 2004. № 10. С. 5-10. | |
53. | Типовое положение «Об образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» | // Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: Введение в должность: Сс. материалов. СПб., 2000. | |
54. | Тихомирова Е. И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе | учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. М. : Академия, 2007. 144 с. | |
55. | Федеральный Закон «Об общественных объединениях» | // Вожатый века. 2001. № 1. | |
56. | Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | // Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: Введение в должность: сб материалов. СПб., 2000. | |
57. | Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации» | // Нагавкина Л.С. и др. Социальный педагог: Введение в должность: сб материалов. СПб., 2000. С. 75-101 | |
58. | Филиппова Ю.А. Дополнительное образование как фактор формирования личности ребенка | // Народное образование. 2004. № 5. С. 81-84. | |
59. | Фонарёва Н. В. Особенности психологической адаптации старшеклассников | // Дополнительное образование и воспитание. 2010. № 10 . С. 3-7. | |
60. | Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования | М., 2001 | |
61. | Фролова Т. Социальный педагог: его предназначение и стратегии деятельности | // Директор школы.- 2002. № 2. С. 31-37. | |
62. | Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников | М., 2001. | |
63. | Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога | учеб. пособие для студентов вузов. - 5-е изд., стер. М.: ACADEMIA, 2008. 272 с. | |
64. | Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе | учеб. пособие для студентов вузов. М. : ACADEMIA, 2004. 272 с. | |
65. | Шамова Т. И. , Шибанова Г. Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление | :учеб. пособие. М. : ЦГЛ, 2003. 200 с. | |
66. | Шептенко П. А.,Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога | учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. Сластёнина В. А. - 2-е изд., стер. М. : ACADEMIA, 2007. 208 с. | |
67. | Шептенко П.А., Гиенко Л.Н. Модель формирования социальной компетентности подростков образовательного учреждения | // Мир науки, культуры, образования. 2009.№3. | |
68. | Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками | СПб, 2002. | |
69. | Шишковец Т.А. Справочник социального педагога | М.: ВАКО, 2005 | |
70. | Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика | учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Мудрика А. В. М. : ACADEMIA, 2004. 352 с. |