Педагогические теории И.Ф. Гербарта и А. Дистервега

Теоретические вопросы

1. Раскройте сущность формального образования.

2. В чем суть идеи воспитывающего обучения и управления И.Ф. Гербарта?

3. Как И.Ф. Гербарт характеризует ступени и средства обучения?

4. Чем определялось обращение к педагогике И.Ф. Гербарта классической средней школы Европы и США во второй половине XIX в.?

5. В чем, на ваш взгляд, положительные и отрицательные стороны педагогических идей И.Ф. Гербарта? Что определило принадлежность И.Ф. Гербарта к числу выдающихся педагогов прошлого?

6. Раскройте суть идеи общечеловеческого воспитания А. Дистервега.

7. По произведению А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей» выделите дидактические правила «развивающего, воспитательного и образовательного обучения». Какие из них, на ваш взгляд, не потеряли своей актуальности до настоящего времени?

8. Назовите и объясните истоки основных методологических принципов педагогической системы А. Дистервега.

9. Объясните обращение А. Дистервега к идеям развивающего обучения.

10. Рассмотрите основные требования А. Дистервега к подготовке педагога.

11. Почему А. Дистервега можно назвать последователем и продолжателем учений Я.А. Коменского и И.Г. Песталоцци?

Практические задания

1. Выпишите из работ И.Ф. Гербарта «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Очерк лекций по педагогике» цитаты, раскрывающие суть его идей воспитывающего обучения и управления воспитанием.

2. Выпишите из работы А. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей» педагогические правила «развивающего, воспитательного и образовательного обучения».

Рекомендуемая литература

1. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / А. Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2014. – 574 с. - Режим доступа: http://static.my-shop.ru/product/pdf/108/1071953.pdf.

2. Пуйман, С. А. История образования и педагогической мысли: ответы на экзаменационные вопросы [Электронный ресурс] / С. А. Пуйман. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 160 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28092.

3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – 560 с.

Семинарское занятие № 7.

Реформаторская педагогика в Западной Европе и США в кон. XIX–нач. XX в.

Теоретические вопросы

1. В чем состояли социокультурные особенности этого периода и как они отразились на образовании?

2. В каких направлениях шла разработка реформаторских идей в педагогике кон. XIX – нач. XX в.?

3. Объясните сущность научно-педагогических парадигм этого периода:

- теория «трудовой школы» и «гражданского воспитания» Г. Кершенштейнера;

- «педагогика действия» В. Лая;

- прагматическая педагогика Д. Дьюи.

4. Покажите значение теорий реформаторской педагогики для практики воспитания в Западной Европе в нач. XX в.

5. Обобщите воззрения педагогов кон. XIX – нач. XX в. на принципы природосообразности, культуросообразности, самодеятельности в воспитании.

Практическое задание

Выпишите из работ Г. Кершенштейнера, В. Лая, Д. Дьюи цитаты, раскрывающие суть их основных педагогических идей.

Рекомендуемая литература

1. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / А. Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2014. – 574 с. - Режим доступа: http://static.my-shop.ru/product/pdf/108/1071953.pdf.

2. Пуйман, С. А. История образования и педагогической мысли: ответы на экзаменационные вопросы [Электронный ресурс] / С. А. Пуйман. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 160 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28092.

3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / сост. А. И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – 560 с.

Семинарское занятие № 8.

Теория и практика образования эпохи Просвещения в России

Теоретические вопросы

1. Покажите развитие идей отечественного Просветительства (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков). На основе анализа высказываний отечественных просветителей и трактата «О должностях человека и гражданина» раскройте смысл понятий «гражданин», «патриот», «сын Отечества» в эпоху Просвещения.

2. Найдите обоснование И.И. Бецким идеи «воспитания новой породы людей». «Генеральный план Императорского Воспитательного дома».

3. Раскройте содержание и методы воспитания «всесторонне образованных людей». Назовите сильные и слабые стороны идеи «воспитания новой породы людей» И.И. Бецкого.

4. С какими преобразованиями в воспитании девушек из дворянских семей связано открытие Смольного института благородных девиц?

Практическое задание

Заполните таблицу «Общее и особенное в идеях западноевропейского и отечественного Просветительства о воспитании «новой породы людей».

Характеристики Идеи
западноевропейское Просветительство отечественное Просветительства
Общее  
Особенное    

Рекомендуемая литература

1. Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. – М.: Педагогика, 1985. – 480 с.

2. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / А. Н. Джуринский. - М.: Юрайт, 2014. – 574 с. - Режим доступа: http://static.my-shop.ru/product/pdf/108/1071953.pdf.

3. История отечественного образования: учеб. пособие: хрестоматия / сост. С. В. Калинина, В. В. Каширина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. - 431 с.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под общ. ред. А. И. Пискунова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ТЦ «Сфера», 2007. - 490 с.

5. Латышина, Д.И. История педагогики: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2008. – 527 с.

6. Попов, В. А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Педагогика» / В. А. Попов; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203 с.

2. Пуйман, С. А. История образования и педагогической мысли: ответы на экзаменационные вопросы [Электронный ресурс] / С. А. Пуйман. - Минск: ТетраСистемс, 2010. - 160 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28092.

8. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой октябрьской социалистической революции): уч. пособие / сост. С.Ф. Егоров; 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986. - 432 с.

Семинарское занятие № 9.

Наши рекомендации