Тема 24 классно-урочная система и ее альтернативы
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
Сегодня наиболее распространенным являетсятрадиционный вариант обучения.
Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским.
Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским,
и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной системы следующие:
1 учащиеся приблизительно одного возраста и одного уровня подготовки составляют класс,
который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
2 класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию.
Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;
3 основной единицей занятий является урок;
4 урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
5 работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;
- учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.
- Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.
ИЛИ, КОРОЧЕ:
*одинаковый возраст и уровень подготовленности
*основная форма обучения — урок (относительно законченная по содержанию и способу построения единица учебного процесса)
*все содержание образования делится на отдельные предметы
весь период обучения делится на учебные годы, четверти, дни, каникулы
*занятия ведутся по единому плану и расписанию
*учитель руководит учебной деятельностью
ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ЗАНЯТИЙ (ФОРМА ОБУЧЕНИЯ) — УРОК -
форма организации уч.-воспитат. процесса в уч. заведениях при классно-урочной системе обучения.
Урок. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом). в течение определенного промежутка времени (как правило, 45 мин; в нач. школе 30—35 мин).
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ
Уроки делятся на типы, в зависимости от целей, задач, этапов обучения, от видов деятельности.
! Единого подхода к классификации уроков нет.
Пример: Классификация уроков И.Ф.Иванова:
*вводный урок,
*урок усвоения новых знаний,
*урок выработки новых умений и навыков,
*урок применения полученных знаний на практике,
*урок закрепления, повторения и обобщения,
*контрольный урок,
*урок смешанный или комбинированный.
Кроме того, в других классификациях встречаются:
*уроки самостоятельной работы учащихся в классе,
*киноуроки,
*уроки практических занятий (уроки-практикумы)…
+++++++++++
Еще пример: классификация Б. П. Есипова.Он выделил следующие типы уроков:
1.Изучение нового материала.
2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
3.Урок обобщения и систематизации знаний.
4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
5.Комбинированный или смешанный урок.
Подробно:
Тип: Изучение нового материала.
Вид урока:
- лекция,
- урок с элементами беседы,
- лекция с элементами презентации,
- урок конференция,
- экскурсия,
- исследовательская работа.
Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.
Тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Вид урока: - практикум,
- экскурсия,
- лабораторная работа,
- деловая игра,
- урок дискуссия.
Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: - семинары,
- конференция,
- обобщённый урок,
- урок собеседование,
- урок дискуссия, диспут.
Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.
Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.
Тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Вид урока: - зачёт,
- экзамен,
- контрольная работа,
Цель урока:Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.