Тема 24 классно-урочная система и ее альтернативы

КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Сегодня наиболее распространенным являетсятрадиционный вариант обучения.

Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским.

Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А. Коменским,

и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительные признаки традиционной классно-урочной системы следующие:

1 учащиеся приблизительно одного возраста и одного уровня подготовки составляют класс,

который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

2 класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию.

Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

3 основной единицей занятий является урок;

4 урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

5 работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

- учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы.

- Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.

ИЛИ, КОРОЧЕ:

*одинаковый возраст и уровень подготовленности

*основная форма обучения — урок (относительно законченная по содержанию и способу построения единица учебного процесса)

*все содержание образования делится на отдельные предметы

весь период обучения делится на учебные годы, четверти, дни, каникулы

*занятия ведутся по единому плану и расписанию

*учитель руководит учебной деятельностью

ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА ЗАНЯТИЙ (ФОРМА ОБУЧЕНИЯ) — УРОК -

форма организации уч.-воспитат. процесса в уч. заведениях при классно-урочной системе обучения.

Урок. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом). в течение определенного промежутка времени (как правило, 45 мин; в нач. школе 30—35 мин).

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ

Уроки делятся на типы, в зависимости от целей, задач, этапов обучения, от видов деятельности.

! Единого подхода к классификации уроков нет.

Пример: Классификация уроков И.Ф.Иванова:

*вводный урок,

*урок усвоения новых знаний,

*урок выработки новых умений и навыков,

*урок применения полученных знаний на практике,

*урок закрепления, повторения и обобщения,

*контрольный урок,

*урок смешанный или комбинированный.

Кроме того, в других классификациях встречаются:

*уроки самостоятельной работы учащихся в классе,

*киноуроки,

*уроки практических занятий (уроки-практикумы)…

+++++++++++

Еще пример: классификация Б. П. Есипова.Он выделил следующие типы уроков:

1.Изучение нового материала.

2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

3.Урок обобщения и систематизации знаний.

4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

5.Комбинированный или смешанный урок.

Подробно:

Тип: Изучение нового материала.

Вид урока:

- лекция,

- урок с элементами беседы,

- лекция с элементами презентации,

- урок конференция,

- экскурсия,

- исследовательская работа.

Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.

Тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

Вид урока: - практикум,

- экскурсия,

- лабораторная работа,

- деловая игра,

- урок дискуссия.

Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Тип: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: - семинары,

- конференция,

- обобщённый урок,

- урок собеседование,

- урок дискуссия, диспут.

Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.

Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.

Тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

Вид урока: - зачёт,

- экзамен,

- контрольная работа,

Цель урока:Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.



Наши рекомендации