История развития форм обучения
- индивидуальная
- индивидуально-групповая
- классно-урочная
-белл-ланкастерская система взаимного обучения
-дальтон-план
-бригадно-лабораторный метод
Подробно:
ИСТОРИЯ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.
а. Одна из первых форм обучения – индивидуальная. Практиковалась в 18-19 вв. в семейном воспитании среди зажиточных слоев общества в виде гувернерства. Сейчас: как форма дополнительной работы с детьми, нуждающимися в особой помощи и др.
Неэкономична и потому непригодна как основная для массового образования.
Кроме того, лишает возможности работать в группе, взаимного общения со сверстниками, сотрудничества, состязательности.
б. Рост потребности в расширении образования – появление индивидуально-групповой формы обучения. /один учитель поочередно работает с детьми разного возраста и уровня подготовленности/. (начиная с 15 – 16 вв.).
в. На рубеже 16 – 17 вв. – возникла потребность в массовом обучении, хотя бы элементарном.
Появление новой формы – коллективной КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ. /опыт братских школ Белоруссии, Украины, затем – Чехии/. Теоретическое обоснование – 17 век, чешский педагог Ян Амос Коменский.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КЛАССНО-УРОЧНОЙ:
1 Белл – ланкастерская система взаимного обучения/мониторная система/ (кон. 18. – нач. 19 вв, Англия, Д.Ланкастер; Индия, А.Белл,) – учитель обучал только группу старших учащихся, которые, получив соответствующие инструкции, вели занятия с младшими.
Д.Ланкастер, 1798 год, Лондон, собрал более 1000 учеников с фабричных окраин Лондона и начал учить их грамоте, обходясь без учителей.
Священник А.Белль использовал эту систему в Индии, где служил в сиротском приюте для детей английских солдат.
1811 г., Англия; появилось «Национальное общество распространения образования среди бедных».
В России правительство проявило к этой системе интерес, но система не прижилась.
Известно, что ее использовали декабристы, отбывавшие ссылку в Сибири, для обучения грамоте крестьянских детей.
2 Дальтон-план (нач. 20 в., США, г.Дальтон, Елена Пакхерст). Индивидуализированные лабораторные занятия. Коллективная работа – 1 час в день. Опора на самостоятельную учебную деятельность учеников. Учебные задания на год с разбивкой по месяцам. Индивидуальные консультации и отчет по проделанной работе. Цель – дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующим его способностям. /позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал к самостоятельности, проявлению инициативы; но, в целом, уровень обученности снизился, т.к. большинству учащихся самостоятельное овладение знаниями, умениями и навыками оказалось не под силу/.
Принципы:
свобода — право заниматься теми предметами, которые ео интересуют сейчас, и тем материалом, который его захватывает; ему дана возможность свободного выбора источников информации, книг, места занятий, круга общения
самостоятельность — каждый ученик работает над учебной задачей самостоятельно, в своем темпе, в соответствии со своими способностями
сотрудничество — кроме индивидуальной работы, организуется работа в группах, чаще — разновозрастных. Ученики вместе устанавливают правила работы, общения и поведения.
У каждого ученика есть личная «подрядная карточка», где за каждую неделю фиксируется изученный материал по предмету.
Учитель ведет свой «учебную карточку» на каждого ученика, гле фиксирует время его работы в предметной лаборатории.
Один раз в месяц — учебные занятия по предмету для всего класса.
В настоящее время дальтон-план востребован в Бельгии, Голландии, Германии, Швеции, прежде всего, в начальной школе.
Но излишняя ориентация системы на интересы детей ведет к тому, что знания оказываются фрагментарными. Поэтому старшая средняя школа эту систему не использует.
Достоинства:
- ученики работают спокойно и в своем темпе; «слабые» всегда могут рассчитывать на индивидуальные консультации учителя и на поддержку своей группы, а «сильные» имеют возможность оторваться от общей программы и углубиться в предмет
- ученики чувствуют себя в такой системе более свободно, чем на кроке, здесь царит атмосфера доброжелательных отношений и серьезного труда, нет необходимости в прямом авторитарном дисциплинировании
- ученики учатся ценить время, планировать свою работу, осваивают опыт самостоятельной учебной деятельности
3 Бригадно-лабораторный метод.
Одна из организационных форм учебных занятий; применялся в СССР в общееоразовательных школах, а также в вузах и техникумах в 20-х — нач. 30-х гг.
Сложился под влиянием дальтон-плана, строившегося на началах индивидуальной работы учащихся.
В основу организации работы были положены бригады, создаваемые из учащихся во главе с бригадиром. Учащиеся работали по заданиям, рассчитанным на срок от 2 нед до 1 мес, в них указывалась учебная литература, контрольные вопросы, предусматривались задачи и упражнения.
Бригадно-лабораторный метод включал общую работу класса, коллективную работу бригады, индивидуальную работу каждого ученика.
В общую работу класса входили планирование работы, обсуждение заданий, подготовка к общим экскурсиям, объяснение нового, трудного для самостоятельных ученических изысканий материала, разъяснение встретившихся затруднений, общих для нескольких бригад, и учёт (итоговые конференции). Как дополнение к заданиям на общих занятиях проводились беседы, чтение вслух статей и т. д.
После выполнения всех заданий проводились заключительные занятия, на которых отчитывались бригады; оценивалась их работа в целом.
Индивидуальный учёт труда каждого ученика отсутствовал, в результате в бригадах работали главным образом наиболее активные, сильные учащиеся. Всё это отрицательно сказывалось на знаниях учащихся, порождало обезличивание и безответственность.
В пост. ЦК ВКП(б) от 25 авг. 1932 практика превращения бригадно-лабораторного метода в универсальный метод ученической работы была осуждена.
Вместе с тем из практики советской школы были изъяты и положительные стороны подобной организации учебной работы (деятельность малых групп, курс на самостоятельность и пр.).
Опыт активизации познавательной деятельности учащихся путём рационального сочетания индивидуальной, групповой и общеклассной форм организации учебно-воспитательного процесса используется в современной школе.
4 Мангеймская система (система дифференциации обучения.
Предложена Й.А. Зиккингером в начале 20 в. для народных школ немецкого г. Мангейм), попытка решения проблемы индивидуализации обучения при сохранении его массовости и коллективной организации.
Классы делились по составу учащихся с учетом уровня их интеллектуальных способностей и успешности учебной деятельности.
Исходя из принципа соответствия учебной нагрузки и методов обучения реальным способностям и возможностям учащихся, он создал 4 т.н. ряда классов: основные (нормальные; 8 лет обучения) - для детей, имеющих средние способности; классы развития (4 года) - для малоспособных; вспомогательные (4 года) - для умственно отсталых; переходные (классы иностранного языка; 6 лет) - для способных учащихся, желающих продолжить образование в реальных школах и гимназиях. Отбор учащихся в соответствующие классы осуществляется на основе результатов психометрических обследований.
Впоследствии М.ш.с. подверглась критике, т.к. в её основу было положено представление о решающем влиянии биопсихологических факторов на развитие человека, что принижает возможности целенаправленного воспитания.
++++++++++++++++++++++++++
Современная практика организации обучения в школах на Западе: неградуированные классы, когда ученик по одному предмету может обучаться по программе 7 класса, а по другому – «быть» в 5 классе.