Создание условий для овладения личностью профессиональной деятельностью
образование рассматривается здесь
- как средство самореализации, самовыражения и самоутверждения личности;
- как собственность, капитал, которым человек будет распоряжаться как субъект на рынке труда
Воспитание граждан
3) Удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в экономической, социальной, культурной и других сферах в квалифицированных специалистах
Содержание образования должно обеспечивать:
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;
- формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества".
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
а. педагогически адаптированный социальный опыт человечества,тождественный по структуре человеческой культуре.
б.система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимися необходимо овладеть в процессе обучения.
Важно:
Содержание образования строится на строго научной основе;
Содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения.
ТЕОРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1) Дидактический материализм (теория «материального образования»; «дидактический энциклопедизм»
Основная цель – передача как можно большего объема знаний из различных областей науки.
Дидактический формализм
цель — развивать ум и способности, научить учащихся мыслить.
Дидактический прагматизм
цель — овладеть полезными знаниями, умениями и навыками, обладание которыми позволит человеку победить в конкурентной борьбе.
СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
1 ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ— в виде ЗНАНИЙ: факты, идеи, понятия, термины, теории, концепции, закономерности
Знания составляют ядро содержания обучения.
На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия;
знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.
Понятие "знание" многозначно и имеет несколько определений. Оно может определяться
ñ как часть сознания,
ñ как нечто общее в отражении предметного разнообразия,
ñ как способ упорядочения действительности,
ñ как некоторый продукт и результат познания,
ñ как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта.
В дидактике знание может выступать
ñ как то, что должно быть усвоено, т. е. в качестве целей обучения, и
ñ как результат осуществления дидактического замысла, и
ñ как содержание, и
ñ как средство педагогического воздействия.
В качестве средства педагогического воздействия знание выступает потому, что, входя в структуру прошлого индивидуального опыта учащегося, оно меняет и преобразует эту структуру и тем самым поднимает обучаемого на новый уровень психического развития.
Знание не только формирует новый взгляд на мир, но и меняет отношение к нему.
Отсюда вытекает и воспитательное значение всякого знания.
КЛАССИФИКАЦИИ ЗНАНИЙ
№1
ñ донаучные;
ñ житейские;
ñ художественные (как специфический способ эстетического освоения действительности);
ñ научные (эмпирические и теоретические).
№2
По локализации отражениявыделяют:
индивидуальные знания (сознание) - совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;
общественные знания - продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.
Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.
№3
ПО ФОРМЕ ОТРАЖЕНИЯвыделяют:
- знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;
- образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;
- вещественные, существующие в предметах труда, искусства - овеществленные результаты деятельности;
- процедурные - те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.
№4
Классификация знаний по области и предмету познания; крупнейшие ее разделы:
гуманитарные науки
точные математические науки,
философия,
живая и неживая природа,
общество,
техника,
искусство.
№5
По психологическому уровню выделяют:
знание - узнавание,
знание - воспроизведение,
знание - понимание,
знание — применение.
№6
В зависимости от уровня усвоенных знаний повышается и степень их влияния на практическую деятельность.
Например,
“знания-знакомства” позволяют ориентироваться в обстановке лишь в самых общих чертах;
“знания-репродукции” дают возможность человеку применить полученные сведения в простой стандартной обстановке;
“знания-умения” способствуют уверенному применению усвоенных сведений в любой обстановке;
“знания-трансформации” обеспечивают, с одной стороны, творческой применение усвоенной информации, а с другой – создание (приобретение) новых знаний на основе собственного опыта практической деятельности.
№7
По степени обобщенности:
факты — явления,
понятия — термины,
связи — закономерности,
гипотезы — теории,
методологические знания,
оценочные знания.