Роль семьи в воспитании ребёнка со зрительными нарушениями
Рождение ребёнка с тяжёлой патологией зрения в семье обычно является глубоким стрессом для родителей. Не только ребёнок становится аутсайдером в обычной детской среде, но и сами родители, замыкаясь в своих проблемах, всё больше и больше отдаляются от окружающих. Такие родители часто неадекватно переживают даже самую лёгкую критику в адрес своего ребёнка и осуществляют гиперопеку по отношению к ребёнку. Родители ограждают ребёнка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. Подобные воспитательные меры приводят к искажению личностного развития ребёнка, из которого может вырасти изнеженный потребитель с эгоцентрическими установками. В данном случае воспитателю необходимо в процессе сотрудничества с родителями демонстрировать наличие больших возможностей развития их ребёнка, создавать у них соответствующие педагогические установки. Родители должны знать, что именно в данный момент их ребёнку по силам, а что без посторонней помощи он сделать не может, необходимо также наметить перспективу развития учебной и физической нагрузки ребёнка.
Другой тип отношения родителей к ребёнку с нарушениями зрения – это открытое или скрытое неприятие ребёнка. Данное отношение родителей к ребёнку приводит к его невротизации, что в общем усугубляет его физическое состояние. Таких родителей воспитателю необходимо убеждать в том, что любовь, ласка и внимание к ребёнку являются необходимым условием эффективного продвижения ребёнка в развитии и лучшим видом помощи в преодолении трудностей, связанных со слабовидением, слепотой.
Главной целью воспитателя во взаимодействии с родителями является формирование стиля родительского воспитания ребёнка с нарушением зрения, когда родители принимают своего ребёнка с физическим недостатком. Принимая ребёнка таким, какой он есть, родители должны объективно его оценивать, не предъявляя к нему ни завышенных, ни заниженных требований. Это способствует формированию у ребёнка с нарушениями зрения адекватной самооценки, личностных установок и прогнозов на будущее.
Воспитатель должен осуществлять следующие мероприятия, направленные на взаимодействие с родителями детей с нарушениями зрения:
1. выступления на родительских собраниях (2-3 раза в год). На выступлениях воспитатель рассматривает общие вопросы воспитания и развития дошкольников с нарушениями зрения, интересные всем родителям.
2. Консультации для отдельных групп родителей. Воспитатель консультирует родителей по вопросам, связанным с его деятельностью в группе, в группах родителей, которые комплектует тифлопедагог с учётом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, сложностями их общения, имеющимися у них трудностями в овладении определёнными знаниями, умениями и навыками.
3. Индивидуальное консультирование. При необходимости воспитатель индивидуально консультирует родителей при возникновении у них вопросов, связанных с обучением их ребёнка в группе. Воспитатель даёт родителям рекомендации и знакомит с приёмами воспитательного воздействия, которые, по результатам его наблюдения за данным ребёнком, наиболее для него эффективны.
4. Показ воспитателем родителям индивидуальных (с их ребёнком) и подгрупповых занятий (в которых участвует их ребёнок). Целью этих показов является обучение родителей приёмам взаимодействия с ребёнком, оказание ему действительной помощи в выполнении определённых (трудных для него) видов деятельности.
5. Выставка игр и специальных пособий. Воспитатель демонстрирует родителям игры и специальные пособия, которые они могут использовать в занятиях с детьми дома (они также сопровождаются описанием игровых действий и задач, которые решаются).
6. Выставка детских работ, выполненных детьми на занятиях с воспитателем ( с комментарием воспитателя). Цель: показать родителям имеющиеся у детей трудности в выполнении различных видов работ (рисование, аппликация, лепка, конструирование и др.) и динамику в развитии их умений.
7. Задания на дом (например, на выходные дни, на лето) даются воспитателем в случаях необходимости закрепления и совершенствования сформированных у детей навыков.
Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 3