Занятия как форма воспитания и обучения.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения проводятся занятия фронтальные (с группой детей), с подгруппой детей, индивидуальные. Каждая из указанных форм занятий имеет большое общеразвивающее и коррекционное значение.

Групповые занятия. Такие занятия играют ведущую роль в коррекционно-воспитательной и образовательной работе в процессе пребывания детей в образовательном учреждении. Фронтальные занятия проводятся с группой из 10 человек слепых и слабовидящих детей или 10-12 детей с косоглазием и амблиопией воспитателями и тифлопедагогами. На фронтальных занятиях организуется практическая деятельность детей, в процессе которой дети овладевают разнообразными умениями и навыками, им сообщаются новые и уточняются имеющиеся у них знания, проводится систематическая коррекционная работа. На групповые занятия выносится материал, который доступен всем детям, поэтому фронтальные занятия организуются с детьми с приблизительно одинаковым уровнем развития.

В процессе коллективных занятий у детей формируются познавательные интересы, развиваются внимание, сосредоточенность. Совместная работа на занятиях оказывает положительное влияние на формирование межличностных отношений, умение общаться друг с другом, выполнять сообща коллективные задания, сотрудничать друг с другом. В ходе совместного рисования, строительства, изготовления поделок и др. возникают совместные переживания, желание помочь товарищу, создаётся возможность для проявления смекалки, инициативности, что положительно отражается на личностном развитии ребёнка. Важное значение имеют организованные занятия в плане формирования предпосылок учебной деятельности: у детей формируется интерес к учению в школе, развиваются волевые процессы, появляется чувство ответственности, организованности. На фронтальных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удалённости.

На одном занятии, как правило, используются 3-4 одинаковых объекта для более точного их восприятия, например, 2-3 одинаковые картины. Следует как можно ближе размещать детей по отношению к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность перед детьми с низкой остротой зрения на «вертикаль».

Разрешается не вставать при ответе, подходить к объекту в процессе занятия. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по группам: в младшей – 3-2 объекта, в средней – 3-4, в старшей и подготовительной – 5-6 объектов.

Работая с детьми с нарушениями зрения, следует чаще использовать указки для прослеживания объекта в полном объёме (обводят его контур, часть).

При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушенным зрением требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания. На физкультурных занятиях следует использовать приближение горизонтальной, вертикальной цели, большой её размер, дополнительную страховку в некоторых видах движений, ограничение отдельных видов движений, замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть, а также чаще подходить к детям для фиксации их правильных движений, необходимо соблюдать приёмы демонстрации наглядности, которые приводились выше.

В соответствии с учебным планом в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения воспитатели проводят фронтальные занятия по физическому воспитанию (при отсутствии методиста ЛФК), труду, игре, изобразительной деятельности и конструированию, ознакомлению с окружающим миром, формированию элементарных математических представлений. Тифлопедагог проводит занятия по развитию зрительного восприятия, развитию осязания и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки. Также тифлопедагог участвует в занятиях по ознакомлению с окружающей средой и в занятиях по изобразительному искусству и ФЭМП.

Количество занятий по каждому разделу и их длительность регулируются программой. Продолжительность занятия 10-20 минут: 10 минут - младшая, 20 минут средняя и старшая группы. В подготовительных группах время занятия может увеличиваться на 10-15 минут. Каждый день с группой детей проводится несколько воспитательных и педагогических занятий в утренний и вечерний отрезки времени. Наиболее целесообразно проведение занятий в первой половине дня. В это время дети лучше переносят умственную нагрузку. В первой половине дня в преддошкольной и младшей группах проводится одно фронтальное занятие тифлопедагога и одно – воспитателя, в средней – старшей – подготовительной – два фронтальных занятиях тифлопедагога и одно воспитателя. В послеобеденный период проводится занятие воспитателя. Несколько дней в неделю послеобеденный период занятия проводит тифлопедагог.

Занятия с подгруппой детей. Данный вид занятий распространён в детских садах для детей с нарушениями зрения. Занятия ведутся с подгруппами по 4 – 5 детей. Как правило, подгрупповые занятия проводятся в тех случаях, когда дети в группе имеют значительные различия по возрасту, уровню развития и зрительным диагнозам. В состав подгрупп могут входить дети с низкой остротой зрения, с нарушением зрения в сочетании со сниженным интеллектом, с низкой остротой зрения в сочетании с задержкой психического развития. Численность подгруппы, в которой имеются дети со сложными нарушениями, как правило, должна составлять 1-2 человека. При работе с подгруппой педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы чётко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1-2 минуты на обдумывание. Если ребёнок не может ответить, то дать дополнительное разъяснение, затем повторно задать вопрос и дождаться ответа. Воспитателю следует больше внимания детей обращать на свои руки при обследовании предмета, обводке и т. д. Руки движутся медленно; каждое движение сопровождается словом, показом. Обязательна индивидуальная оценка ребёнка после каждого выполненного задания, подчёркивание положительных сторон его деятельности, самостоятельности. Эффективно использование дидактических игр как повторения знаний, специально подготовленных с учётом рекомендации тифлопедагога, а также подвижных, строительных, творческих игр, специально организованных для закрепления знаний, выработки навыка и т. д.

В случае выделения двух подгрупп занятия с ними проводятся параллельно: одна подгруппа детей находится на занятии с воспитателем, другая занимается с тифлопедагогом, затем они меняются подгруппами.

Индивидуальные занятия.

Индивидуальные занятия проводятся по развитию зрительного восприятия, а также с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения и отставание в психическом развитии. Данные дети нуждаются в индивидуальных систематических занятиях, особенно если они находятся в группе, где зрение остальных детей значительно лучше. Для таких детей индивидуальные занятия являются основной формой обучения.

При планировании и организации индивидуальных занятий ведущими критериями отбора программного материала оказываются зрительные возможности ребёнка и особенности его психического развития. На индивидуальных занятиях могут использоваться разнообразные тифлотехнические средства. В индивидуальной работе с детьми воспитателю следует постепенно отрабатывать каждый приём без повторения одного и того же задания на данном занятии. Педагогу необходима выдержка, умение планировать решение определённых задач на одном занятии, а не всех сразу. Следует соблюдать последовательность в выполнении приёмов обучения, чтобы формировалась система знаний. Очень важно учить ребёнка видеть своё рабочее место, знать учебные пособия, убирать рабочее место. В индивидуальной работе необходимо учитывать остроту зрения и возможности ребёнка в зависимости от этого; быстрое вхождение в контакт в процессе обучения, темп выполнения задания, реакцию на оценку его деятельности (пассивность, огорчение, радость), устойчивость внимания к работе. Следует помнить, что пособия для индивидуальной работы берутся из коррекционного уголка в группе и не являются постоянным игровым материалом для детей.

Важнейшим условием проведения занятий воспитателем с детьми с нарушениями зрения является их коррекционная направленность. Можно выделить следующие коррекционные задачи на фронтальных занятиях воспитателей в группах с детьми с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия и слабовидящие).

Общие дидактические задачи Специальные коррекционные задачи
1. Формирование представлений о внешнем виде предмета 1.Формирование компенсаторных приёмов восприятия на полисенсорной основе. 2.Формирование приёмов целенаправленного восприятия с помощью алгоритмизации. 3.Обогащение знаний и формирование представлений об эталонах, обеспечивающих полноценное восприятие окружающего мира (цвет, форма, величина). 4.Расширение объёма представлений о предметах и явлениях, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребёнка (силуэты, контуры). 5.Формирование представления о деталях предметов, мало доступных для восприятия. 6.Формирование представления о движущихся предметах и их восприятие на расстоянии.
2. Формирование понятий (развитие мыслительных операций) 1. Обогащение словаря и развитие образности речи на основе предметной отнесённости слова. 2. Обучение детей выделять и узнавать предмет среди других: по существу признаков, на основе овладения приёмом сравнения. 3.Обучение приёмам группировки, классификации и обобщения знаний о предметах и явлениях с целью формирования понятий.
3.Опирирование знаниями, умениями и понятиями в практической деятельности 1.Обучение переносить знания, умения понятия уровня внешней речи в самостоятельную практическую деятельность ребёнка. 2.Обучение переносить знания, умения понятия в самостоятельную творческую деятельность, в свободное пространство и с новыми для ребёнка объектам.

Можно выделить следующие коррекционные задачи в работе воспитателя на занятиях с детьми с нарушениями зрения по разным возрастным группам.

Младшая группа:

  1. Накопление знаний и формирование чётких представлений об эталонах (цвет, форма, величина, пространственное расположение).
  2. Обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной отнесённости слова.

Средняя группа:

  1. Формирование приёмов целенаправленного восприятия (алгоритмизация по плану-символу).
  2. Научить детей на полисенсорной основе с использованием ведущих сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначение: по существенным признакам, на основе овладения приёмом сравнения.
  3. Научить приёмам группировки и подражанию.
  4. Учить переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.

Старшая и подготовительная группы:

  1. формирование приёмов целенаправленного восприятия по плану (старшая группа), владение планом (подготовительная группа).
  2. Научить детей на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предмет среди других, определять его свойства и назначение на основе овладения приёмом сравнения.
  3. Научить приёмам группировки (старшая группа), классификации (подготовительная группа).
  4. Учить обобщению знаний о предметах и явлениях окружающего мира с целью формирования понятий.

Обязательным компонентом коррекционной работы воспитателя с детьми с нарушениями зрения является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течении дня от3 до 5 минут. Можно проводить эту гимнастику индивидуально в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах. Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна): движение предмета вправо – влево; вверх – вниз; далеко – близко (удалять и приближать предмет); по кругу – слева – направо; по диагонали – снизу вверх; по диагонали – сверху – вниз.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен слиться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные – располагаются дальше. Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотрели вверх – вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание и результаты детей.

Содержанием специальных занятий является не механическая тренировка зрительных функций глаза, а связанная с общеобразовательной программой работа по развитию всех видов познавательной деятельности ребёнка. Эти занятия проводятся на полисенсорной основе при активном включении мыслительной деятельности ребёнка. Например, плетение коврика обыгрывается в творческой игре «магазин» или «гости», воспитатель обсуждает с детьми удачное сочетание цветов, размера, стимулирует самостоятельность, творчество и т. д.

Воспитатель должен выделять коррекционные задачи в календарном плане работ в течение всего дня: утром, вечером, на прогулке, на занятиях. Коррекционную направленность занятий определяет использование:

Специальной наглядности, о которой уже говорилось выше;

выбор методов и приёмов с учётом не только возрастных индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития зрительного восприятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физминутки, как обязательной части любого занятия. Суженый сенсорный опыт обязывает обращать внимание на правильный способ деятельности, а не только на её результат. Например, очень важно, чтобы ребёнок при составлении узора не хаотично выполнял действия, а мысленно и последовательно заполнял лист, начиная с центра, затем использовал углы, правую, левую стороны, верх, низ, между и т.д., правильно воспроизводил направление, пространственное расположение фигур. Формообразующие движения руки при обследовании и воспроизведении объекта необходимы детям вплоть до подготовительной группы, так как они способствуют развитию глазодвигательных функций.

Индивидуальный дифференцированный подход на занятии. Об этом уже говорилось, когда речь шла об организации индивидуальных занятий.

Воспитатель строит свои занятия по определённой схеме.

Схема проведения занятий воспитателя.

  1. Закрепление материала предыдущих занятий (игры и упражнения, предполагающие самостоятельную деятельность детей).
  2. Преподнесение детям нового материала (показ и объяснение воспитателем, совместное выполнение незнакомых детям или трудных для них действий).
  3. Физкультминутка (упражнения для снятия зрительного утомления).
  4. Закрепление нового материала (игры и упражнения, предполагающие частичную или полную самостоятельность детей).
  5. Заключительная часть (подведение воспитателем итогов занятия, оценка деятельности детей).

Необходимо отметить, что главной задачей занятий воспитателя является закрепление и совершенствование тех способов и приёмов познания окружающего мира и действий в нём, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога; воспитатели учат детей пользоваться этими способами и приёмами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).

Анализ занятий необходим для изучения и обобщения педагогического опыта. Общий анализ занятия может проходить примерно по приведённому плану.

  1. Тема занятия, его место в системе занятий по данной теме. Соответствие темы требованиям программы данного года обучения, возрасту детей, уровню психического и зрительного развития.
  2. Цели занятия: образовательные, воспитательные, коррекционные, их соответствие программным требованиям. Реализация целей на занятии.
  3. Оборудование занятия, виды наглядности, способы её использования, качество оформления дидактического материала. Использование тифлотехнических средств на занятии.
  4. Структура (построение) занятия, связь отдельных этапов. Методические приёмы, их вариативность, доступность детям. Использование игровых приёмов.
  5. Интерес детей к теме занятия, их активность, уровень умственной и речевой активности. Понимание материала детьми, качество его усвоения.
  6. Учёт индивидуальных особенностей детей, сочетание индивидуальной и фронтальной работы.
  7. Соблюдение режима зрительной нагрузки. Использование средств по развитию зрительных функций.
  8. Общая оценка деятельности педагога: подготовленность к занятиям, творчество в выборе методических приёмов, последовательность в реализации целей занятия, руководство деятельностью детей.

Организация рабочего места ребёнка с нарушенным зрением на занятиях.

Коррекция зрения ребёнка с косоглазием и амблиопией на первом этапе при поступлении его в детский сад заключается в стимуляции хуже видящего глаза путём окклюзии (закрытия лучше видящего глаза). При этом ребёнок с амблиопией и косоглазием попадает в положение слабовидящего, поэтому рекомендуется рассаживать детей относительно местоположения воспитателя по следующему принципу:

1 ряд – дети с очень низкой остротой зрения (0,4 десятых).

2 ряд – дети с остротой зрения (0,4 – 0,6 десятых).

3 ряд и далее – дети с хорошей остротой зрения (0,6 десятых – 1,0).

Кроме того, если у ребёнка окклюзия левого глаза, то его сажают справа от воспитателя, если у ребёнка окклюзия правого глаза, то – слева от воспитателя, детей с расходящимся косоглазием размещают по центру во 2 – 3 ряд, а с парезами глазных мышц – по центру, в зависимости от остроты зрения.

При рассматривании объекта, картины, детей рекомендуется рассадить таким образом: в 2-3 ряда, соблюдая право-левостороннюю окклюзию глаз, полукругом (нешироким); каре; параллельно – справа и слева от воспитателя по одному ряду детей. Во всех указанных положениях учитывается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия (расходящееся).

Детей с очень низкой остротой зрения (ниже – 0,4 десятых) следует сажать за первую парту (стол) так, чтобы освещение падало слева и сверху. Требования наглядности рассматривались нами выше.

Нужно постоянно следить за позой детей в разных видах деятельности, за организацией игрового места ребёнка вне занятий (свет, поза, подбор игрового матерала определённого размера, яркости и т. д.).

Наши рекомендации