Общие сведения о развитии зрительного анализатора в норме и при нарушениях зрения
Явления окружающего мира отражаются в виде ощущений, образов или в виде слов, символов. Восприятие начинается с рецепторов и заканчивается в ЦНС, и при этом первичный корковый анализ сенсорной информации осуществляется в проекционных зонах коры, а затем в ассоциативные зоны поступает информация, которая сопоставляется с хранящимися в памяти образами. В результате чего, происходит её узнавание человеком. Она отражается в речи (осознаётся). Отношение между стимулом и восприятием имеет сложно-опосредованный характер, зависит от многих физиологических и психологических факторов (внимание, эмоции, память и т.д.).
Основой зрительного восприятия является зрительный анализ. Он входит в орган зрения. По Павлову, анализатор - единая функциональная система, которая состоит из трёх отделов: периферического, среднего и центрального.
Периферический отдел (рецепторный) состоит из специфических нервных клеток (зрительных), они выполняют 2 функции.
Первая функция – восприятие раздражений извне (физический вид энергии).
Вторая функция заключается в том, что физический вид энергии внешнего раздражителя трансформируется в нервный импульс или в нервное возбуждение.
Средний отдел называется проводниковым, состоит из нервных волокон и промежуточных нервных центров. Он проводит нервные импульсы или нервные возбуждения в центральный отдел анализатора.
Центральный отдел (корковый) или ядро анализатора состоит из специфических нервных клеток (зрительных), выполняет 2 функции. Первая функция – восприятие нервных импульсов или нервных возбуждений. Вторая функция – преобразование данных импульсов или возбуждений в ощущения. Именно на этом этапе появляется зрительный образ.
Зрительный анализатор – своеобразная оптическая система. Наиболее важное в ней – светопреломляющие структуры (роговица, хрусталик, внутриглазная жидкость, стекловидное тело экран сетчатки).
Для зрительного анализатора адекватным раздражителем является свет. В норме лучи света отражаются от предметов, преломляются в оптических средах и собираются в главном фокусе сетчатки на светочувствительных клетках сетчатки. Светочувствительный слой состоит из колбочек и палочек. В колбочках и палочках происходит восприятие света, а затем сложный фотохимический процесс при участии определённых ферментов. Этот процесс способствует трансформации световой энергии в нервное возбуждение, которое биполярными клетками или первым проводящим нейроном передаётся в мультиполярные клетки во второй проводящий нейрон. Длинные отростки второго нейрона образуют волокна зрительного нерва и выходят из глазного яблока. Зрительные нервы проходят через костный зрительный канал у вершины орбиты в полость черепа и в области хиазмы турецкого седла образуют частичный перекрёст, т. е. волокна, идущие от внутренней половины сетчатки, перекрещиваются (переходят на противоположную сторону). Волокна, идущие по наружной стороне сетчатки не перекрещиваются, идут по одноимённой стороне. После частичного перекрещения волокна выходят из хиазмы в виде двух отделов стволов, которые называются зрительными трактами. Зрительный тракт кончается в первичных зрительных центрах – наружное коленчатое тело, из него зрительные волокна идут к корковым зрительным центрам в затылочную долю мозга. Там происходит восприятие нервного возбуждения и его переработка, в результате которой рождается зрительное ощущение. Таким образом, сетчатка, зрительные пути, субкортикальные образования и зрительные центры составляют анатомическую основу зрительного анализатора, в которой сетчатка является периферическим рецепторным отделом, зрительный нерв является проводниковым отделом. Зрительный центр в коре головного мозга, в затылочной доле является ядром зрительного анализатора. С помощью киносъёмки движений глаз и записи вызванных потенциалов выявилось, что через 8-10 часов после рождения младенцы охотнее рассматривают пёстрые чёрно-белые таблицы. При показе треугольника и квадрата взор движения меняется хаотично. Глаза останавливаются на вершинах. С 6-8 дневного возраста ребёнок реагирует на изменения размеров сетки чёрно-белых квадратиков. С 9-ти дней отдаётся предпочтение овалу с нарисованным весёлым человеческим лицом, нежели рисунку, где черты лица в беспорядке. Малыш, которому 42 минуты отроду, передразнивает взрослого, который показывает язык 2-4 минуты. Сначала начинает развиваться цветовосприятие, предметное зрение. С началом передвижения ребёнка развиваются все основные зрительные функции.
Зрительное восприятие как сложная функциональная система
Представление о зрительном восприятии как о сложном системном акте базируется на теории функциональных систем Анохина, теории физиологических основ психических процессов Теплова и Соколова, теории развития высших психических функций Выготского, теории единства обучения и психического развития ребёнка Блонского, Давыдова и др., теории деятельности Рубинштейна, Леонтьева, теории системной организации психических процессов Ананьева, Ломова. В соответствии с этими теориями зрительное восприятие рассматривается как процесс, включающий аттенционные (внимание), мнемонические (память), мыслительные, эмоциональные и другие компоненты.
В отечественной психологии зрительное восприятие рассматривается как сложная система перцептивных и опозновательных действий.
На самом первом этапе восприятия с помощью перцептивных действий осуществляется обнаружение объекта, различение и выделение его информативных признаков. Затем они интегрируются в целостное перцептивное образование, т. е. формируется зрительный образ на основе комплекса воспринятых признаков. Далее происходит сличение – соотнесение воспринятого образа с перцептивными и вербальными эталонами, хранимыми в памяти. Оценка степени совпадения образа с эталоном памяти позволяет произвести категоризацию, т. е. принять решение о классе, к которому относится объект.
Таким образом, зрительное восприятие – сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, её оценку, интерпретацию и категоризацию.
Основой этой системной деятельности являются первичные сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе. При глубоком слабовидении и остаточном зрении, как правило, нарушается первичная сенсорная обработка признаков объектов, и это приводит к отклонениям от нормы зрительного восприятия в целом.
Зрительное восприятие и внимание. Восприятие внешнего мира невозможно как без внимания, направленного вовне, так и без внимания, нацеленного на образы – эталоны памяти. В нормальных условиях зрительная система объединяет в целое признаки одного объекта, не смешивая их с признаками соседних объектов. Такая избирательность обеспечивается механизмами внимания на основе пространственной близости.
Мнестические и мыслительные процессы в системе зрительного восприятия. Память играет важную роль в сенсорно-перцептивных процессах. Мнестические механизмы обеспечивают реализацию не только воспроизведения, но и восприятия информации о внешнем мире. Сложный акт зрительного восприятия базируется на механизмах памяти. Мнестические процессы влияют на формирование образа восприятия, так как на их основе осуществляются отбор информационных признаков, их запоминание, классификация образов. Опознание объектов возможно только с опорой на след (эталон), имеющийся в памяти, и неразрывно связано с процессами кратковременной и долговременной памяти. На уровне кратковременной памяти поступающая по сенсорному каналу информация сличается с эталонами, хранящимися на уровне долговременной памяти.
При глубоких нарушениях зрения опознание зависит от степени точности, устойчивости эталона, а также от индивидуальных стратегий извлечения его из памяти, которые определяются многими факторами (интеллектуальные, эмоциональные, личностные и т. д.).
Высокий уровень сформированности межфункциональных отношений зрительного восприятия и памяти – важное условие, обеспечивающее учебную деятельность детей с нормальным и нарушенным зрением. Хорошая зрительная память благоприятствует развитию творческих способностей детей, облегчает выполнение учебных заданий и значимо влияет на продуктивность обучения.
В современной психологии показана особая роль восприятия в становлении мышления и большое значение уровня развития мышления для восприятия. Установлено, что сенсорная чувствительность возрастает в процессе решения мыслительных задач. Это объясняется тем, что сенсорные процессы тесно связываются с мыслительными операциями и активизируются в ходе решения задач. Мышление выступает как причина изменения сенсорной чувствительности.
Связь восприятия и мышления выявляется на этапе формирования образов, на котором осуществляется различение и интегрирование признаков объекта. К мыслительным операциям относятся сличение зрительных образов с хранящимися в памяти эталонами, идентификация и категоризация образов. В процессе восприятия происходит переход от элементарного анализа сенсорных данных к формированию обобщённых представлений.
Тесная связь восприятия с другими психическими функциями определяет иерархию уровней формирования системного зрительного образа. На базовом сенсорно-перцептивном уровне (ощущение и восприятие) формируются так называемые первичные образы при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Каждый орган чувств осуществляет отражение тех или иных свойств объектов, что соответствует ощущениям разных модальностей: зрительной, слуховой, тактильной и т. д.
Представления (вторичные образы) возникают без непосредственного воздействия на органы чувств внешних объектов; они отражают те же свойства объектов, которые отражены в ощущениях и восприятии. Однако при переходе от первичных к вторичным образам может меняться их структура; одни признаки усиливаются, подчёркиваются, а другие редуцируются. Представления соединяют наглядность с обобщённостью; чаще всего в них редуцируются случайные и подчёркиваются существенные, наиболее информативные признаки. Формирование вторичных образов содержит две тенденции: детализацию и интеграцию, обобщение и схематизацию. Яркость, чёткость, степень детализации и другие характеристики образов зависят от деятельности субъекта.
К уровню представлений относятся образная память, воображение, последовательные образы и т. д. Образная память – запечатление и последующее воспроизведение сенсорно-перцептивных образов. Воображение – формирование новых вторичных образов на основе комбинации и трансформации тех, которые имеются в памяти. На уровне представлений формируются образы – эталоны, когнитивные карты. Вторичные образы обеспечивают возможности выхода за пределы непосредственного восприятия.
Речемыслительный уровень отражения связан с формированием понятий и оперированием знаковыми системами. Соотношение образных процессов и логических операций при построении образа на этом уровне зависит от цели и задач конкретной деятельности индивида.
Системный образ включает все три уровня психического отражения. Регулирующая роль образа в обучении и поведении ребёнка будет осуществляться только тогда, когда чувственные данные соединятся с рациональным. Образ, обеднённый чувственными данными, не может обеспечить адекватную, эффективную регуляцию обучения и поведения.
Системный образ, выполняющий когнитивную и регулятивную функции, обладает рядом свойств. Главное свойство образа –предметность, т. е. содержанием образа являются объекты и явления внешнего мира. Системный образ зрительной модальности формируется на основе исходного сенсорно-пецептивного образа (ощущение и восприятие). Ананьев писал: «Нормальное практическое зрение основывается на абстрактно-зрительной функции, а на предметности, ситуативности зрительного образа.
При нормальном зрении в сознании индивида формируется целостный образ объекта. Это свойство образного отражения связано с механизмами памяти (последовательное или одновременное или одномоментное сличение образа с эталоном) и мышления (операции анализа и синтеза).
Влияние накопленного зрительного опыта на процесс восприятия, связь образа с прошлым опытом обозначаются как апперцепция. Это свойство реализуется в результате извлечения материала из памяти, сопоставления его с событиями текущего момента.
Уровень сформированности и объём прошлого опыта определяют свойства антиципации– опережающего отражения, которое основано на способности принимать решение об объекте с определённым пространственным – временным предвосхищением.
Зрительный образ характеризуется свойством константности, т. е. независимости восприятия объекта от изменения условий освещённости, расстояния его от глаз, ориентировки, местоположения и других переменных факторов.
Обобщённость образа связана с абстрагированием от случайных признаков, элементов, выделением существенных свойств и связей объекта и на их основе отнесением его к определённой категории. Свойство обобщённости зависит от мыслительных операций: анализа – синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
Предметность, целостность, структурность, апперцепция, антицепация, константность, обобщённость не являются изначальными свойствами, а возникают в процессе формирования зрительных образов в онтогенезе.
Формирование системы зрительного восприятия в онтогенезе при нормальном и нарушенном зрении
В соответствии с концепцией Выготского, онтогенез восприятия – системный процесс, который осуществляется только на основе сочетания органического созревания и обучения. На низшей генетической ступени онтогенеза складываются межфункциональные отношения между восприятием и памятью (перцептивно-мнемические системы), что позволяет вносить коррективы в процесс формирования образов на основе прошлого опыта. На высшей генетической ступени, в подростковом возрасте, происходит соединение восприятия с понятийным мышлением, обеспечивающее его осмысленностью и категориальностью. Новые качественные особенности восприятия возникают только при его взаимодействии с другими психическими функциями.
В онтогенезе формируется сенсорно-перцептивная организация ребёнка, связывающая в единую функциональную систему разные органы чувств (Ананьев). Ведущую роль в этой системе играет зрительный анализатор.
У ребёнка с нормальным зрением при воздействии на глаз разнообразных зрительных стимулов происходит созревание нейрональных структур зрительной системы. Развитие восприятия как сложного системного акта идёт длительное время – от рождения до 15-18 лет. Это обусловлено прогрессивными морфофункциональными изменениями коры мозга в период от рождения до 18-20 лет. Постоянная модификация мозговой ткани на нейронном уровне под влиянием внешней среды рассматривается как пластичность. Сетчатка глаза, подкорковые зрительные центры и первичная (проекционная) зрительная кора обладают наибольшей пластичностью в ранние периоды жизни. На основе пластичности нейронных ансамблей под влиянием раннего сенсорного опыта вырабатывается тонкая настройка нейронных связей, обеспечивающая восприятие формы, движения, глубины пространства и т. д. (Хьюбел).
Формирование иерархической ансамблевой организации церебральной коры зависит от структурно-функционального созревания аппарата межнейронных связей. В соответствии с морфологическими данными этот процесс занимает в онтогенезе длительное время – до 18-20 лет. Поэтому некортикальная ансамблевая организация достигает зрелого уровня в возрасте 18-20 лет. Таким образом, в отличие от нейронных связей, в первичной зрительной коре, которые формируются в раннем возрасте, связи проекционной и ассоциативной областей коры созревают значительно позднее. На основе этих данных можно предполагать, что пластичность межцентральных корковых взаимодействий в школьном возрасте является высокой.
Психофизиологическое изучение онтогенеза зрительного восприятия у детей с нормальным зрением выявило расширяющееся с возрастом гетерохронное вовлечение в анализ визуальной информации ассоциативных областей коры и усиление их влияний на проекционную зрительную кору. В работах Бетелева, Фербер, Дубровинской и др. представлены экспериментальные данные, характеризующие периоды онтогенетического развития зрительного восприятия. У человека наиболее интенсивное морфофункциональное созревание межнейронных связей, корково-подкорковых отношений в проекционной системе (сетчатка, подкорковые центры, зрительная кора) происходит в возрасте 2-3 месяцев и не заканчивается к 6 годам. В этот период становления проекционной системы обеспечивает формирование механизмов, реализующих выделение простых и сложных признаков объектов.
С 6-летнего возраста система внутрикорковых связей становится более пластичной и происходит широкое и специализированное вовлечение в перцептивную деятельность задних и передних отделов ассоциативных областей мозга. Это определяет формирование сложных перцептивных действий, механизма соотнесения образа с эталоном; создаются предпосылки для построения адекватных образов любых объектов. От 6-7 до 9-10 лет осуществляется интенсивное созревание межцентральных связей корковых областей головного мозга. Этот возраст рассматривается как критический или сензитивный, для развития целостного восприятия сложных изображений и ситуаций.
Дальнейшее совершенствование межнейронных связей в проекционной системе, взаимодействие проекционной и ассоциативных областей коры, межцентральных корковых отношений происходит до 18 лет. Формируется системное взаимодействие различных корковых областей правого и левого полушарий, участвующих в когнитивной деятельности. Усиливается внутрикортикальная интеграция зрительной проекционной и ассоциативных областей.
Онтогенетическое развитие зрительного восприятия связано не только с созреванием анатомо-физиологической организации зрительного анализатора, но также с содержанием деятельности, в процессе которой она реализуется.
Большое значение имеет активность ребёнка в процессе деятельности для формирования перцептивных действий при сенсорном обучении. Восприятие рассматривается как активная прогнозирующая деятельность мозга, связанная с предметной деятельностью. Форменное (предметное) зрение обеспечивается механизмом переработки информации в зрительном анализаторе только в тесной взаимосвязи с конкретной предметной деятельностью. Развитие зрительного восприятия обусловлено активной деятельностью ребёнка, общением его со взрослыми, социальным окружением.
Задачи зрительной системы при процессе зрительного восприятия
1. Обнаружение. Зрительная система замечает и даёт сигнал о том, что в поле зрения появляется нечто. Обнаружение объекта происходит при выделении и различении его признаков. В норме обнаружение происходит путём параллельной оценки. Признаками являются следующие: цвет, форма, объём, размер и т. д.; светоощущение: освещённость, контур, который определяет форму объекта, яркость, размер, местоположение в пространстве и др.
На основе комплекса признаков, их анализа и синтеза появляется образ, происходит опознание. В норме происходит появление образа посредством сличения его с эталоном – образом из предыдущего опыта.
2. Опознание. Происходит сличение обнаруженного объекта, отнесение его к определённому классу (движущийся предмет, неподвижный и т. д)
Типы зрительного опознания или восприятия изображения. Существуют 3 типа опознания или восприятия изображения.
1) Первый тип. При восприятии простых пространственных признаков изображений, ориентации линий, фигур, местоположения изображений, временные характеристики опознания не зависят от опознания образов. Предполагается, что эти свойства обнаруживаются зрительной системой с помощью врождённых специальных механизмов, с помощью эталонов.
2) Второй тип. При опознании форм изображения, таких, как предметные рисунки, геометрические фигуры, буквы на начальных стадиях существует зависимость между временным характером опознания и величиной всех зрительных образов.
3) Третий тип. Опознание после длительной тренировки. При этом типе время опознания тех же изображений становится независимым. Предполагается, что у наблюдателя при этом формируется независимый эталон для опознания каждого из часто повторяющихся изображений. В этом случае сличение происходит вместе с опознанием. Сличение может быть двух типов: сукцессивное и симультатное. Сукцессивное – при нём происходит последовательная смена и сравнение признаков образа, который формируется, и эталонов. Симультатное – одновременное или одномоментное сопоставление эталона и образа.
3. Категоризация. Описание увиденного во всех мельчайших подробностях. Отнесение образа, соответствующего воспринимаемому объекту, к определённой категории.
Зрительное восприятие можно определить следующим образом – это сложный системный процесс предметного усвоения окружающего. Этот процесс имеет значение для познания детьми мира и формирования трудовой деятельности, для развития ориентировки в пространстве и приобретения индивидуального опыта.
Глазные болезни
№ п/п | Глазная патология | Заболевание (диагноз) | Краткая характерсика | ||||
I | Заболевания, связанные с рефракцией и аккомодацией (ОН- заболевание на оба глаза) | 1. Миопия (М) 2. Гиперметропия (Нт) 3. Астигматизм (Аз1) 4. Анизометрия 5. Амблиопия | 1. Большая преломляющая сила глаза (близорукость) 2. Слабая преломляющая сила глаза (дальнозоркость) 3. Сочетание в одном глазу разных видов рефракции (близорукость и дальнозоркость) 4. Каждый глаз имеет разные рефракции (один-близорукий, другой-дальнозоркий) 5. Снижение центрального зрения одного глаза, или «ленивый глаз» (у половины детей с косоглазием развивается амблиопия) | ||||
II | Заболевания глазодвигательного аппарата | 1. Косоглазие (страбизм) (Паралитическое косоглазие) а). Сходящееся (эзотропия) б). Расходящееся (экзотропия) 2. Нистагм. | 1. Это расстройство, при котором движение глаз несогласованы и смотрят в разные стороны.(нарушения при параличе или парезе одной из мышц выражается в виде диплопии (двоение)) а). Один или оба глаза смотрят внутрь, б). Один или оба глаза смотрят в стороны. 2. Непроизвольные ритмические движения глазных яблок (дрожание) | ||||
III | Заболевание век | 1. Птоз | 1. Опущение верхнего века (значительное понижение зрения) | ||||
IV | Заболевание роговицы | 1. Кератиты | 1. Воспаление роговицы. | ||||
V | Заболевание хрусталика | 1. Афакия 2.Аномалия хрусталика: а). Микрофтальм б), макрофтальм в). Колобома г).Лентиконус, лентиглобус. д).катаракта | 1. Отсутствие хрусталика в глазу а), маленький хрусталик. б).Большой хрусталик в) Дефект хрусталика г), изменение сферичности хрусталика д).помутнение хрусталика | ||||
VI | Гидродинамические заболевания | 1. Глаукома | Заболевание, вызванное повышением внутриглазного давления, повреждающее зрительный нерв и приводящие к потере зрения | ||||
VII | Заболевание сетчатки | 1. Ретинопатия 2.Отслойка сетчатки 3. Скотома | 1 .Поражение сосудов и тканей сетчатки (аномалии сетчатки встречаются в сочетании с альбинизмом и нистагмом) 2. Возникает при опухолях, близорукости и т. д. Резко снижена острота зрения. 3. Выпадение части в поле зрения. | ||||
VIII | Заболевание зрительного нерва. | 1. Атрофия зрительного нерва. | 1. Резкое снижение зрения вплоть до слепоты. | ||||
ОБОЗНАЧЕНИЯ
visus vis v | острота зрения |
OD | правый глаз |
OS | левый глаз |
OV | оба глаза |
б/о | без очков, без коррекции |
в/о | в очках, с коррекцией |
н/ | очками зрение не улучшается |
амб. | амблиопия |
cos | косоглазие |
dev | девация (угол косоглазия) |
ast | астигматизм |
M | миопия (близорукость) |
Нm | гиперметропия (дальнозоркость) |
E | эмметропия (изображение падает на сетчатку глаза) |
ЕМast | простой близорукий астигматизм |
ЕНаst | простой дальнозоркий астигматизм |
ННаst | сложный дальнозоркий астигматизм |
НМаst | смешанный астигматизм (самый сложный) |
ММаst | сложный миопический астимиг- матизм |
Причины нарушений зрения
Врожденные нарушения (12%)
Генетические заболевания.
Экологическая ситуация.
Заболевания матери во время беременности (краснуха, скарлатина).
Асфиксия (кислородное голодание).
Токсикоз во время беременности.
Механические травмы. Психические травмы.
Не соблюдение гигиенических норм (плохое освещение, поза).