Тифлопедагогика как часть дефектологии
Общая научная тенденция к интеграции наук и её реализация в педагогической науке обосновывает необходимость подходить к процессу воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии комплексно. Данный подход может быть осуществлён не в рамках изолированных направлений в педагогике, психологии и медицине, направленных на изучение, воспитание и обучение детей с отклонениями, а в рамках комплексного учения о человеке с отклонениями в развитии. В отечественной науке данное учение имеет давнюю историю и базируется на основных положениях педагогической антропологии Ушинского, реализованных в педологических исследованиях начала ХХ века и в фундаментальных исследованиях советских педагогов и психологов. Названные исследования легли в фундамент учения о человеке с отклонениями в развитии, которое в нашей стране принято называть дефектологией. Дефектологию можно определить как интегративную науку, на стыке педагогики, психологии и медицины, занимающуюся вопросами изучения, воспитания и обучения человека с отклонениями в развитии. Она включает в себя блоки медико-биологических и психолого-педагогических наук, которые интегрируют полученные в своих сферах знания, ради одной цели – воспитания человека с отклонениями в развитии. В современных условиях можно условно разделить дефектологию на учения об изучении, воспитании и обучении разных категорий людей с отклонениями в развитии. Одним из таких учений является тифлология, которая объединяет медико-биологические и психолого-педагогические науки, занимающиеся вопросами изучения, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Среди данных наук можно назвать офтальмологию, невропатологию, психиатрию, нейрофизиологию (медико-биологические науки); тифлопсихологию, тифлопедагогику (психолого-педагогические науки). Тифлология – это интегративная наука, на стыке педагогики, психологии и медицины, занимающуюся вопросами изучения, воспитания и обучения человека с нарушениями зрения
Ключевое место в тифлологии занимает тифлопедагогика. На обоснование адекватных способов и методов педагогического воздействия, которые реализуются в тифлопедагогике, направлены все перечисленные медико-биологические и психологические науки.
Объектом тифлопедагогики являются люди с нарушениями зрения. А предметом – коррекционная психолого-педагогическая деятельность, направленная на адекватное воспитание и обучение людей с нарушениями зрения. Тифлопедагогика состоит из дошкольной тифлопедагогики, тифлопедагогики школьного возраста и направления тифлопедагогики, занимающегося вопросами воспитания, обучения и профессиональной ориентации взрослых людей с нарушениями зрения.
Дисциплина, которую мы будем изучать, называется дошкольная тифлопедагогика. Её объектом являются дети дошкольного возраста с нарушениями зрения. А предметом – коррекционная психолого-педагогическая деятельность, связанная с лечебно-воспитательной работой. Главная задача дошкольной тифлопедагогики – воспитание как можно более полноценной личности ребёнка с нарушениями зрения. А также обучение детей способам, приёмам и переработке информации. Важной задачей является интеграция в общество нормально развивающихся сверстников. Эта задача связана с совершенствованием всей психолого-педагогической работы с детьми. Данное совершенствование напрямую связано с динамическим изучением психофизического развития детей с нарушениями зрения, выявлением отклонений в развитии и поиском путей, способов, средств и приёмов для их сглаживания и коррекции возникающих отклонений вторичного и третичного характера. В задачи тифлопедагогики входят задачи общего характера, среди которых: общее психическое развитие ребёнка; задачи, решающиеся при обучении и воспитании нормально развивающегося ребёнка.
Вторая группа задач, решаемых тифлопедагогикой – это специальные задачи, связанные с особенностями воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.
В задачи тифлопедагогики как науки входят следующие: психолого-педагогическое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления, нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности дошкольника при разных формах нарушения функций зрения; определение типов и структур специальных дошкольных учреждений для обучения и воспитания детей; разработка научных основ построения учебных планов, программ, учебников, частных методик; создание специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей дошкольников с нарушениями зрения.