Цель и задачи воспитания и обучения
Основой для обозначения цели воспитания и обучения является принятие человека как целостного существа, находящегося в непрестанном развитии, становлении. Сутью человека являются, прежде всего, его индивидуальное, собственное “Я”, его духовные качества. Поэтому любая проблема человека, связанная с его развитием, формированием, адаптацией, преодолением стрессов и болезней и т. п., должна рассматриваться и решаться одновременно на трех уровнях - духовном, душевном и физическом.
ЦЕЛЬ обучения и воспитания - дать возможность всесторонней реализации индивидуальности каждого ученика и воспитание ответственных членов общества.
Достижение цели становится возможным, если развитие человека считается не формальной целью, а полагается исходным пунктом воспитания и обучения. Три части функционально целого человека: мышление, эмоциональная жизнь и воля, проявляются на самых разных стадиях развития по-разному.
В планировании отдельных занятий, распределении занятий и работы учебного года следует принимать во внимание природное ритмическое соответствие степени сознания и способности сосредоточится. Имеется в виду обучение, разносторонне захватывающее ребенка и не требующее от него большой затраты энергии психики.
В учебном плане определяются рамки обучения и воспитания, основывающиеся последовательно на знании закономерностей развития и роста человека. В нем определяются цели преподавания по разным предметам и цели воспитания в разных классах согласно потребностям каждого данного возраста. Основы методики, соответствующей данным потребностям. Необходимые инструкции о содержании преподаваемого материала и объема курсов. Инструкции по организации учебной и воспитательной работы в школе.
ЗАДАЧИ содержат в себе воспитание воли, художественное и умственное воспитание и обучение.
ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ:
1. Укреплять волю и доверие ученика к своим способностям.
2. Развивать индивидуальную способность к образному восприятию.
3. Создать предпосылки умственного развития.
4. Развивать способность к отвлеченному мышлению на основе чувства реальности
5. Создавать основные привычки.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ:
1. Укреплять развитие эмоциональной жизни
2. Развивать умственные способности
3. Развивать способность к критическому мышлению и чувство качества в любой деятельности.
4. Делать ощущения и наблюдательность более восприимчивыми.
5. Развивать социальные чувства и моральные чувства.
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ:
1. Обеспечить достаточное общее образование всем учащимся.
2. Возбуждать в учениках активный интерес и чувство ответственности.
3. Развивать способность к умственному восприятию.
4. Развивать способность к причинному мышлению и самостоятельному постижению.
5. Развивать способность к всестороннему восприятию.
6. Способствовать свойственному каждому данному возрасту развитию сознательности.
Воспитание воли:
Практическая деятельность активизирует человека, развивает и поддерживает волю, поэтому разнообразная практическая деятельность является ведущей частью педагогического процесса, что является особенно своевременным при распространившейся технологизированной культуре.
Развитие воли является профилактикой общей пассивности и поддержкой индивидуальной инициативности. Использование сил своей воли укрепляет индивидуальное чувство собственного “Я”, строит самосознание и развивает здоровое доверие к себе.
Функции воли тесно связаны с функциями организма и отражаются на них немедленно. Здоровый образ жизни и активная конкретная деятельность укрепляют функции воли. Поэтому педагог должен следить за состоянием здоровья ученика, за его общей жизненностью и жаждой действия, а также направлять или подчеркивать по мере необходимости, либо общую, либо индивидуальную активность в обучении и воспитании.
Способность образного восприятия - один из первостепенных факторов развития способности к гибкому мышлению позже, корни которого находятся, прежде всего, в чувстве движения.
Обучение в этом возрасте является активно-практическим и физически-ритмическим.
Способность ребенка к сознательному восприятию незначительна, когда его активность направляется на внешнюю деятельность. Зато значительна его способность воспринимать окружение, подражая ему бессознательно и действуя в нем. Очень важно, чтобы усвоение преподаваемого материала становилось всесторонним и личностным. Ребенок получает удовлетворение от того, что он умеет что-либо, а не от того, что знает что-то.
Воздействие конкретной деятельности в области подсознания создает привычки и навыки в особенности тогда, когда такая деятельность повторяется. Так, воспитание активности играет значительную роль в формировании отношений и привычек. Прежде всего, воспитание активности развивает привычку - готовность к труду (трудолюбие), которая укореняется у ребенка через естественную радость игры.
Художественное воспитание:
К художественному воспитанию относятся:
- преподавание предметов искусства и использование художественных упражнений при преподавании других предметов;
- преподавание с помощью образов на основной ступени обучения;
- художественные проекты.
Активный аспект связан с преподаванием всех предметов искусства. Как в музыке, так и в изобразительных искусствах - в письме красками, рисовании, лепке - одним решающим фактором является упражнение рук. В эвритмии - упражнение во всех движениях. Преподавание предметов искусства основывается в первую очередь на шлифовке индивидуальных художественных способностей ребенка на практических занятиях.
Кроме занятий искусством к художественной стороне в обучении относится и преподавание с помощью образов. Оно является центральным методом преподавания для детей младшего школьного возраста, способствует развитию мышления и эмоциональной жизни ребенка.
Вместо отвлеченного теоретического преподавания преподавание с помощью образов передает содержание преподаваемого материала в образной форме, которая оживляет фантазию ребенка. С действием воображения всегда связано эмоциональное переживание, являющееся одновременно и внутренним, и внешним. Преподавание с помощью образов - это живые художественные рассказы и иносказания, данные ребенку в устной форме. Для детей учебный процесс должен быть непременно художественным переживанием. В основе человечности лежит развитость эмоциональной жизни. Как основа моральных ценностей она создает условия жизни в будущем обществе (развлечения часто служат заменой эмоциональной жизни, но практически никаких воспитательных воздействий не имеют).
Преподавание разных видов искусства. Эти предметы преподаются всем ученикам следующим образом:
1) Как отдельные курсы:
- музыка, изобразительные искусства, эвритмия, с 1 по 12 класс;
- искусствоведение (история изобразительных искусств, история искусства слова, история музыки, история архитектуры), с 9 по 12 класс.
2) При преподавании теоретических предметов преподавание музыки, изобразительных искусств (письмо красками, рисование, рисование по форме и лепка) связано с преподаванием основного предмета. В случае необходимости художественные упражнения можно использовать как способ преподавания других теоретических предметов.
3) Как часть практических занятий:
- при преподавании рукоделия, от 1 до 10 класса;
- при преподавании столярного дела, начиная с 6 класса;
- при преподавании художественного оформления, связанного с периодами лепки в 9 и 11 классах.
Умственное воспитание:
Школа имеет целью обеспечить всем ученикам достаточное и соответствующее общепринятым требованиям умственное развитие и общее образование во время школьных лет в той форме, которую ученики могут воспринимать.
Ответственные решения могут основываться лишь на достаточном объеме знаний и компетентности. Современное, быстроразвивающееся общество требует от своих членов постоянного усвоения новых знаний и способности нести личную ответственность.
Чтобы поддерживать свойственную человеку заинтересованность и любознательность, теоретический материал следует преподавать таким образом, который соответствует с изменениям сознательности в каждой данной стадии развития.
Положительное отношение к ученику или его потребность в успехах в учебе не должны зависеть от его способности усвоить теоретический материал.
Учеба всегда должна основываться на заинтересованности или независимом от личных интересов чувстве долга ученика. Стоит вместо письменных работ, оценивающих ученика на основе усвоенных знаний, готовить доклады, писать сочинения, которые могут быть связаны с активной деятельностью или художественными проектами. Они заставляют ученика углубляться в обсуждаемый материал, возбуждают личный интерес и вдохновляют учеников формировать собственное представление о материале.
Возможности урока
Каждый урок следует планировать так, чтобы материал запечатлевался глубже уровня сознательных представлений - то есть подсознательное созревание во время сна. Поэтому преподаваемый материал должен сперва охватывать эмоциональный уровень ребенка и связываться с действием воли. Лишь после подсознательной переработки во время сна, этот материал восстанавливает в памяти своевременное заключение учебного процесса.
При успокоении возбужденные во время работы душевные процессы приводятся в состояние отдыха и подготавливают почву для дальнейшей работы.
При распределении занятия принимается во внимание естественная потребность человека в чередовании принимающей и направленной наружу деятельности, то есть потребность во “вдыхании” и “выдыхании”.
Таким образом, стараемся направить ресурсы ребенка на
стимуляцию самодеятельности в начале,
затем - восприимчивости,
далее - активности,
взаимодействия и
приведение индивидуальной активности в состояние отдыха в конце занятия.
Структура урока.
Концентрация (начало урока) - ритмическая часть: ритмические движения, музыкальные и декламационные упражнения активизируют и гармонизируют детей, помогают им собраться с силами.
Повторение (окончание предыдущего занятия) - теоретическая часть: развитие способности к восприятию, побуждение к образованию представления о пройденном, резюме пройденного материала, воспроизведение через образы.
Новый материал - эмоциональная художественная часть: педагог знакомит детей с новым материалом с помощью образов, в живой форме, активизирует жизнь.
Закрепление (углубление) - активно практическая часть: материал обрабатывается с применением методов активного воспитания, т.е. путем движения, игр, рисования, письма красками, лепки и т. д.
Успокоение (окончание урока) - гармоническая часть: детей приводят в гармоническое состояние с помощью декламационных или музыкальных упражнений, небольших успокаивающих рассказов.
Занятия не должны сдерживать энергию детей, и нагрузка должна меняться в течение занятия в зависимости от состояния детей. Педагог может свободно изменить основную структуру занятия, основываясь на самочувствии детей.
При таком подходе к занятиям с детьми соблюдается естественный ритм способности сосредоточиться, и в каждой фазе ребенок охватывается всесторонне.
Естественный путь учебного процесса между началом школьного обучения и переходным возрастом ведет от эмоционального уровня к области воли, достигая, наконец, образования представлений, понятий и систем понятий.
Условия становления школы
(из опыта работы томской группы педагогов)
Этапы становления новой школы:
1. Моральное право. Педагогу процесс обучения, становления, накопления дает ИМПУЛЬС - это начало!
2. Единомышленники. Поиск, подбор, создание атмосферы, в которой возможно общение для реализации идеи.
3. Существование в настоящем. Отработка элементов, программ, умений: общение с детьми и взрослыми в любых группах, объединениях.
4. Родители. Работа с родителями - единомышленниками по отношению к детям: беседы, консультации, практические занятия. Организация таких родителей - время!
5. Поиск. От родителей поступает заказ о необходимости создания школы, сада и пр. Совместный поиск ходов, возможностей создания школы. Реализация идей в программу.
6. Финансы. Финансовая проработка совместно с родителями существования школы. Поиск вариантов, связь с возможными партнерами - финансистами, заинтересованными лицами. Составление сметы, штатного расписания…
7. Деятельность. Набор в классы. Занятия, учебный процесс, процесс управления. Объединение родителей, педагогов, учредителей, попечителей, спонсоров…
8. Просветительская работа - создание статуса и заинтересованности в окружающем социуме. Встречи с заинтересованными лицами. Привлечение творческих людей к сотрудничеству.
9. Связь. Контакты с единомышленниками в городе, регионе, республике, иностранными коллегами и объединениями. Создание и обеспечение работы школы (юридическое, финансовое, организационное).
10. Забота. Обеспечение ребенка на любом этапе ухода из школы ГАРАНТИЕЙ включения в социальную ситуацию. Лечебная педагогика. Программы дополнительного образования.
11. Преемственность. Создание ситуации заинтересованности и воспроизведение системы за счет открытых лекций, встреч, ярмарок, праздников, спец. семинаров, курсов и пр.
12. Моральная ответственность. Осознание необходимости жить согласно моральным человеческим законам, следовать этому в волении, чувствовании, мышлении.
Часть: ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ
(возраст подростка)
Период развития ребенка после достижения половой зрелости. На этом жизненном этапе снова происходит решающее изменение в душевной жизни подростка. Воля и чувства как душевные способности до некоторой степени уже сформировались и нуждаются теперь в руководстве рассудка. Родители и учителя в известном смысле “освобождаются от забот”. Подают ли они пример своим поведением или являются ли авторитетом, теперь не имеет решающего значения. Ведь молодой человек отныне сознательно отходит от многого и ищет собственный путь. Самостоятельное мышление, развивающееся в нем, помогает ему отмежеваться от неприятных событий. Он теперь переживает их не столь непосредственно и тем более не подражает им, как раньше.
Зато может часами дебатировать, философствовать и на скучных уроках и занятиях обдумывать свои собственные, интересующие его мысли. Много хороших замыслов, стихов и рисунков возникло именно в такие часы! Это нечто совсем иное, чем унылая писанина и карябанье на парте, как в прежние годы. Задача педагогики теперь - овладеть этой новой ситуацией, организуя уроки так, чтобы они разносторонне стимулировали мышление: коллектив учителей специалистов, профессионалов своего дела выполняет эту задачу.
На художественных занятиях теперь главное - отработка определенных технических приемов: черно-белый рисунок, акварель, лепка, изготовление мелкой мебели и проч., т.е. в первую очередь участие индивидуального сознания. Здесь очень важно, чтобы учитель воспринимал ученика как независимого собеседника и побуждал его самостоятельно докапываться до сути дела. Человеческая свобода прочно укореняется в способности самостоятельно мыслить.
Михаэль Бауэр сказал так об искусстве воспитания: “Воспитатель может только побуждать, ободрять, приглашать к ответу, но ни в коем случае не создавать сам и не принуждать. Многие воспитательные меры ценны тем, что устраняют препятствия и освещают путь. Если воспитатель преуспеет лишь в этом, он не должен успокаиваться. Он может испытать удовлетворение, только если в душе ребенка образуется как бы второй воспитатель, который сделает первого ненужным”.
Время перемен
Когда ребенок достигает возраста половой зрелости, то вместе с его физиологической переменой совершенно меняется его отношение к миру внешних чувств. Наступает момент, когда в человеке пробуждается “дух”. В этот период подросток во всякой человеческой речи прежде всего воспринимает элемент разума, логики; их он и стремиться понять.
Теперь мы можем уже с некоторым успехом обращаться к его интеллекту как средству воспитания и обучения. Но крайне важно не делать этого преждевременно - сознательно или бессознательно.
Если мы предлагаем ребенку только умственно-логическое обучение, он начинает скучать. Он усваивает то, что мы даем ему в строго логической форме, но если мы заставим его шаг за шагом следовать за нашими рассуждениями, то он утомляется.
Мы должны чувствовать, что даем подростку нечто живое, то, что может вместе с ним развиваться и созревать. То, что проникает в сознание ребенка, остается скрытым в невидимых глубинах его души и позднее выходит на поверхность.
Все, что мы сообщаем ребенку, должно быть полно жизни, чтобы расти вместе с ним. Постоянно носить в себе живой образ существа ребенка, заново воссоздавать его каждый год, - нет, каждую неделю - вот что составляет духовную основу воспитания.
Рождение человека
С наступлением половой зрелости душевное тело ребенка становится самостоятельным. То, что в течении второго семилетия было воспринято человеком как своего рода музыка мироздания, продолжает в нем свое развитие. Все, полученное в образах, все, что стало живым музыкально-пластическим достоянием души, усваивается теперь интеллектом. Но теперь человек воспринимает не то, что ему было навязано в интеллектуалистической форме, а то, что он сам в себе взрастил совершенно иным путем.
Если предшествующее развитие было здоровым, оно подготовило главное, чем человек должен обладать после наступления пубертета - способности самостоятельно понять уже воспринятое прежде.Все, когда-то усвоенное в образах, теперь из живого внутреннего источника принимает в себя разум. Обретя интеллект, человек вглядывается в самого себя. Это - постижение человеческого существа в самом себе и через самого себя. Он приходит к правильному внутреннему переживанию свободы. Подлинная свобода является внутренним переживанием. Но для этого педагог должен вложить в ребенка нечто, к чему его существо (которое для педагога остается неприкосновенным) впоследствии почувствует влечение, с чем оно внутренне соединиться.
Воспитывая в человеке все, что не является его собственным, я предоставляю его собственному самому принять то, что я дал как воспитатель. Таким образом, я не позволяю себе грубо вмешиваться в развитие человеческой личности, но я подготовляю почву для ее развития, которое должно начаться вместе с наступлением половой зрелости. Если я интеллектуалистическое развитие начинаю раньше, я совершаю насилие над ним, я грубо вторгаюсь в его личность.
Долг
В возрасте между сменой зубов и наступлением половой зрелости в человеке развивается способность испытывать удовлетворение от морального и отвергать аморальное через здоровое чувство почитания авторитету взрослого.
В следующую эпоху его жизни мы, не принуждая его напрямую, делаем так, чтобы он сам - хочет он того или нет - пережил могущество логики.
В это время долг должен стать нашей внутренней склонностью, когда вся мораль рождается из чисто человеческого начала. Долг проистекает из источника доброй воли человека. Деятельность современного педагога, понимающего задачу своей эпохи - это стремление с помощью воспитания и преподавания помочь человеку обрести человеческое отношение к самому себе и к истинным потребностям нашей культуры.
Подросток чувствует импульс: ты должен делать то, что нравится тебе как добро; ты должен отказаться от того, что тебе не нравится. Тогда из содержимого его личности рождаются моральные принципы; тогда возрождается, уже на духовном уровне, возвышенная самоотдача миру. Та самоотдача, которая была природной в первом семилетии и душевной - во втором семилетии его жизни. Моральное, нравственное чувство и моральные импульсы воли становятся теперь тем, что направляет его поступки так, как будто этот моральный импульс находится в нем самом. Такой долг - истинен! Это - суть откровения его личности, а не что-то навязанное извне.
Если воспитание было правильным, после достижения половой зрелости из глубин человеческой природы все возрождается и рождается соответствующим самому существу человека. Но подросток будет лишен переживания такого возрождения, если педагог не заботился о том, что бы закладывать в ребенка то, что тот смог бы понять лишь впоследствии.
Смысл жизни
Для детей этого возраста руководящим методом должен быть метод откровенных бесед. Но для этого необходимо, чтобы педагоги обладали свободой взглядов, без предвзятых мнений, без предубеждений.
И второе: они должны иметь мировоззрение на мир, концепцию мира. Надо, чтобы педагог мог внутренне, перед самим собой, поставить вопросы о смысле жизни, о задачах и целях человечества, о ценности прошлых культур, о значении современной эпохи и тому подобное и - ответить на них. И ответы эти должны не просто вертеться в голове, они должны быть усвоены сердцем, т.к. именно сердце подсказывает нам способы обращения с молодежью.
Человек поставлен лицом к лицу с загадками Вселенной и ищет их разрешения. Случается, он думает, что разгадка найдена и находится в определенной книге, вполне законченной, отредактированной. Но подумайте, если бы в один прекрасный день была найдена эта разгадка, и нашелся человек, написавший об этом книгу, что оставалось бы делать тем, кто придет в мир после него? Все стало бы ужасно скучным. На всякий вопрос достаточно было бы заучить наизусть готовый ответ. Те, кто думает, что мир стал бы в таком случае смертельно скучным, вполне правы. Если бы существовала книга, содержащая данный раз и навсегда ответ на все загадки Вселенной, ответ, доступный всем, - что же нам осталось делать в этом мире?
Нет, по правде говоря, должны существовать в мире решения, которые мы можем найти не иначе как собственным трудом, ценой собственных усилий. Узнать смысл жизни - какой может быть на этот вопрос общий и окончательный ответ?
Его находит тот, кто ищет, но для этого надо уметь правильно ставить вопросы. Мир ставит перед нами множество проблем: это вопросы, касающиеся наших судеб, нашего поведения среди людей…
Какие же ответы можно действительно дать на все эти загадки человеческой жизни? Единственный ответ - сам человек. Мир задает вопросы - в человеке содержатся ответы. Ибо человек- это синтез, итог; он и есть по преимуществу разгадка всех загадок Вселенной.
Но мы плохо знаем человека. Здесь все надо начинать заново. Человек - ответ, но такой, который ведет нас к началу.
А это возвращает нас к нашей теме: всякий новый человек - это новая проблема, которую мы должны решить. У педагога такое воззрение на мир, человека должно стать второй натурой. Искусство воспитания требует именно этого.
Пора любви
С наступлением половой зрелости происходят изменения во всех сферах сущности человека. Физические изменения начинаются раньше, чем психические. Природная грация в детском возрасте сменяется обычно в 12 лет или раньше у мальчиков своеобразной угловатостью и неуклюжестью, а у девочек ощущением тяжести и усталости. Те же самые силы, которые проявляются как своего рода “музыкальность членов”, претерпев метаморфозу, как новые способности в области чувства и представления. Биологические изменения наступают тогда, когда эти “внутренние силы” освобождаются от тела и постепенно пробуждаются в виде душевных способностей неизвестного до сих пор рода.
Физической способности размножаться соответствует на душевном уровне способность внутреннего отражения, т.е. способности переживать и понимать то, что живет в душах других людей. Чисто физическое влечение к человеку другого пола служит лишь ограниченным выражением всеобъемлющей силы любви, проявлением которой при здоровом развитии является углубленный интерес ко всему миру. Там, где нет этого интереса из-за того, что на передний план выдвигаются физические влечения, душевное развитие остается в зачаточном состоянии.
В течении времени взаимоотношение полов развивалось трояким образом. В первую очередь приходит сексуальность как выражение физиологической необходимости размножения, этот аспект связан с телесностью.
Дальнейшим душевным аспектом является эрос, который вместе с влюбленностью позволяет нам увидеть мир новыми глазами. Эрос великий вдохновитель искусства. Надежда и ожидание наполняют душу, которая стремится к встрече с предметом обожания. Эрос пронизывает всю душу и пробуждает душу ощущающую к развитию богатой внутренней жизни.
Наконец, мы знаем любовь, духовный аспект, которая выступает на передний план, когда происходит встреча с “Я” другого человека и из этого возникает воля связать себя с его инкарнационной задачей. Лишь отношения, основанные на встрече двух “Я” могут продолжаться долго и противостоять бурям жизни.
Развитие личности
В кризисный период созревания начинается пробуждение личности. Для этого требуется здоровое развитие “Я”:
Осознание “Я”, возникающее на третьем году жизни.
Переживание “Я”, начинающееся в школе и полностью развивающееся в период, предшествующий половой зрелости.
Реализация “Я” в период юности.
Теперь вопрос стоит так: каково мое место в мире? Каков этот мир в действительности? Какие силы действуют в нем? Что значу я в мире?
Все эти вопросы мировоззренческого порядка, духовные вопросы развития личности. Условно в эти годы с момента пубертета и до социальной зрелости, т.е. до 20-21 года, делятся на три периода по 2-2,5 года.
Первый период. Развитие до 15-16 лет. Вера в справедливость и мудрость мира.
Во что я могу верить? Что я делаю своим идеалом? Есть ли нечто более высокое, на что я могу ориентироваться, что может быть моей путеводной звездой?
В это время “Я” находит в социальной реальности свое место между сверстниками и старшими (потому что младшие едва ли играют какую-то роль в это время, кроме того, ребенок хочет убежать от своего собственного возраста). Наряду с этим новым регулированием социальных отношений выступает выбор места учебы и профессии (по крайней мере, там, где молодежь еще может выбирать и не должна уже теперь быть самостоятельной).
Достаточно сложно ориентироваться и специализироваться на старшей ступени школы, делая выбор из определенной комбинации предметов, которые часто выбирают на основании хороших или плохих оценок в период полового созревания.
Второй период. Время юности до 18-19 лет. Открытие мира через вселенскую любовь. Открытие влечения к существу противоположного пола.
Время, когда выбор профессии требует, собственно, соответствующей порции знания о себе и ровно столько же о мире. Сегодня он особенно сложен, поскольку для постороннего реальность многих профессий совершенно необозрима и, кроме того, многие возможности образования неизвестны. Последствием является то, что многие люди делают выбор наудачу. Факт, что многие студенты через некоторое время прерывают учебу или меняют направление обучения, свидетельствует о том, как трудно в 18 лет окончательно решиться на учебу.
Третий период. До 20-21 года. Время надежд на реализацию своих возможностей.
В это время должна быть достигнута известная степень личной ответственности. Требование о совместной ответственности за планирование учебы и ситуацию в университетах, которое сегодня выдвигается студентами, является совершенно здоровой реакцией на эту ненормально долгую зависимость.
Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального собственного отношения к социальной реальности своей культуры и своего времени, в которой он вырастает. Как выглядит эта социальная реальность? Как она возникает? Ответ может быть только таким: Любая социальная реальность есть дело рук человеческих!
Часть: ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
(лечебная педагогика)
Все больше и больше людей понимают, что очень важно относиться к человеку с какими-либо нарушениями как к личности. Достаточно часто для детей с особыми нуждами создают специальные условия, где они могут жить как полноценные члены общества и получать квалифицированную помощь, которая учитывает развитие всего человека и его особенности. Ребенка с какими-либо особенностями считают полноценным человеком, личностью. Его нужды все признают. В общении с такими детьми стремятся к тому, чтобы каждый, независимо от своих способностей, помогал своим товарищам, и сам получал от них помощь. Все вместе они общаются, учатся. При этом требуется вера, надежда, любовь. Каждый должен жертвовать чем-то своим, чтобы помочь другим.
С детьми, имеющими какие-либо нарушения, умственно отсталыми или асоциальными, достаточно хорошо работает такой принцип: он что-то делает для других, а его нужды удовлетворяют другие. За счет этого все становятся крепче, и все получают помощь.
Обучение и воспитание детей с особенностями в развитии возможно только тогда, когда они защищают социальные и духовные ценности. Осознание свободы в духовной и культурной жизни, социального равенства и братства в труде является главной педагогической основой.
Педагогика, которая охватывает всего человека вместе с его особенностями, называется лечебной педагогикой.
Терапия, которая наравне с учетом нарушений ребенка учитывает его становление как человека в обществе, называется социальной терапией.
Тот, кто решает работать с детьми с особенностями в развитии, должен овладеть искусством быть лечебным педагогом и социальным терапевтом.
При этом требуется особое восприятие, где каждый педагог находит в себе и развивает способности войти в переживания другого человека и использует положительное эмоциональное влияние среды для создания живительной лечебно-педагогической атмосферы, помогающей развитию и воспитанию ребенка с особенностями в развитии.
Основные положения
Основополагающим для лечебно-педагогической деятельности является точка зрения, что духовное содержание человека не заболевает, но его развитие может быть затруднено нездоровым телесным “инструментом”. Этот телесный “инструмент” при подобных расстройствах бывает совершенно определенным образом патологически недостаточным и поэтому создает затруднения здоровому душевному развитию.
Это явление можно рассматривать как инкарнационное расстройство. В широком смысле и у так называемых здоровых людей их душевные способности ограничиваются и затрудняются телесностью.
Нам приходится переживать в жизни многое: болезнь, трудные события, горе, неприятности. Мы пытаемся преодолеть эти переживания. Это - справедливо. В высоком смысле - это наша задача. Что представляло бы собой человечество с безупречным здоровьем и полным счастьем? Судьба делает жизнь самых различных людей богатой и интересной. Активная деятельность воздействует на пассивное терпение, потребность в сострадании вызывает действенную помощь.
В полноценное общество входят и здоровые, и больные, и несовершенные, а также и наши ближние, нуждающиеся в уходе за душой. То, что они кроме забот доставляют своим присутствием родителям и родственникам, еще не вполне достижимо для нашего цивилизованного восприятия. Нам следует считать таких людей, скорее, жертвами. Путем пробуждения силы бескорыстия в окружающих следует изменить отношение к этим детям.
В лечебной педагогике и социальной терапии за основу берется духовно-научное рассмотрение духовной организации.
В начале стоит духовное зерно человеческой сущности. Затем оно облекается для новой инкарнации душевными силами, которые принадлежат собственно душевному миру и посылаются в виде мышления, чувства и воли.
После этого они объединяются с жизненными и наследственными потоками до образования вещественности.
И в итоге своими силами создают тело, чтобы оно могло быть инструментом для земных душевных способностей: голова - для мыслей, сердце - для чувств, конечности - для воли.
При этом отметим, что речь будет идти о трехчленном организме:
- нервно- чувственная система для мышления,
- ритмическая система для чувств,
- система обмена веществ для воли.
Лечебная педагогика - широкое понятие, подходящее к любой степени расстройства. Согласно духовно-научным исследованиям телесные болезни основываются преимущественно на душевных причинах, и душевные имеют телесные основания.
Если телесная ущербность поражает ребенка, которому еще предстоит развиваться до завершенного человека, то мы имеем дело с духовно-душевными расстройствами развития. Тело может быть недостаточно прозрачно для души, которая оказывается им слишком скована и не может свободно открываться миру.
Если расстройство незначительно, оно может быть лишь слегка выраженным. Но, независимо от того, легкой или тяжелой степени расстройство, оно глубоко коренящееся и может быть улучшено лишь длительным лечебно-педагогическим воздействием. Это относится и к повреждениям, вызванным бытом.
К самым плодотворным познаниям в этой области относится то, что существуют жизненные силы, в которых заложены неисчерпаемые возможности для лечения. Почти все нарушения в развитии объясняются слабостью жизненных сил. А именно жизненные силы заботятся об оживлении и восстановлении, уравновешивании болезненных процессов и даже компенсировании длительных недугов в физической организации, проявляя при этом особую активность.
Эфирные силы тесно связаны с ритмической системой. Ритмическая система, являясь телесной основой для чувств, - это самая внутренняя область человека и действует уравновешивающе из центра благодаря своему посредничеству между головой с нервно-чувственной системой и конечностями с системой обмена веществ. Поэтому все, что находится под воздействием ритма, оказывает сильное влияние на жизненные силы. В лечебной педагогике ритмы и ритмические закономерности являются основой. В ритме живет напряжение и расслабление, вдох и выдох, работа и отдых.
Одним из важных элементов является само поведение педагога, родителя, взрослого. На первый план можно выдвинуть благоговение к малышу. Благоговение к ребенку в наблюдении и лечении. Нет незначительных деталей! К каждой маленькой привычке ребенка, особенностям его произношения, его сну, аппетиту, его выделениям мы должны относиться внимательно. В каком состоянии его ногти, кожа, волосы… С объяснениями причин не стоит спешить. Чем больше причин мы сумеем проанализировать для объяснения того или иного феномена, тем отчетливее будет складываться общее представление о состоянии ребенка.