Закупка продукции и/или услуг, связанных с обучением
Руководство организации должно принять на себя обязательства принимать решения относительно необходимости и срока внешних или внутренних закупок продукции и/или услуг, связанных с любой из четырех стадий процесса обучения, и проводить мониторинг этого процесса (см. таблицы А.1-А.5 приложения А).
Например, некоторые организации могут посчитать целесообразным проведение независимой экспертизы анализа своих потребностей в обучении.
Вовлечение персонала
Вовлечение персонала, совершенствующего свою компетентность, должно быть частью процесса обучения. Если сотрудники смогут почувствовать себя активными участниками процесса обучения, то они примут на себя большую ответственность за его успешное осуществление.
Определение потребностей в обучении
Общие положения
Процесс обучения должен начинаться с анализа потребностей организации в обучении и регистрации проблем, связанных с компетентностью, как это представлено на рисунке 1 (см. введение).
Организация должна определить уровень компетентности, необходимый для выполнения каждой из задач, влияющих на качество продукции и качество менеджмента, оценить текущую компетентность персонала, которому предстоит выполнение этих задач, и разработать планы обучения для сокращения различий между требуемым и существующим уровнями компетентности.
Определение потребностей в обучении должно быть основано на анализе текущих и ожидаемых потребностей организации в сравнении с существующим уровнем компетентности персонала организации.
Цели стадии определения потребностей в обучении:
a) определение различий между требуемым и существующим уровнями компетентности;
b) определение потребностей в обучении персонала для сокращения различий между требуемым и существующим уровнями компетентности;
c) документальное оформление потребностей в обучении.
Целью анализа различий между требуемым и существующим уровнями компетентности (далее - уровни компетентности) должно быть установление возможности снижения этих различий посредством обучения или путем проведения других мероприятий (см. таблицу А.1).
Определение потребностей организации
При организации обучения в качестве входных данных для 4.2 должны быть использованы существующие в организации политика в области качества и обучения, требования менеджмента качества, требования менеджмента ресурсов, требования процесса проектирования обучения, направленные на удовлетворение потребностей организации.
4.2.3 Определение и анализ требований к компетентности
Требования к компетентности должны быть документированы. Эти требования рекомендуется анализировать через запланированные интервалы времени или по мере необходимости при распределении работ и/или оценке их исполнения.
Определение будущих потребностей организации применительно к ее стратегическим целям и задачам в области качества, включая требуемый уровень компетентности персонала, может быть основано на анализе следующей информации:
- организационных или технологических изменений, влияющих на основные процессы или характер продукции, поставляемой организацией;
- данных прошлого и/или текущего процесса обучения;
- экспертной оценки организацией компетентности персонала применительно к выполнению поставленных задач;
- записей о текучести или сезонных колебаниях состава и численности временного персонала;
- потребностей во внутренней или внешней сертификации персонала, необходимых для выполнения определенных задач;
- запросов персонала, на основании которых должны быть идентифицированы возможности обучения персонала, влияющего на достижение целей организации;
- результатов анализа процесса и корректирующих действий, основанных на претензиях потребителей или выявленных несоответствиях;
- законодательных и обязательных требований, стандартов и директив, влияющих на организацию, ее деятельность и ресурсы;
- результатов исследования рынка, на основании которых должны быть идентифицированы и/или предвосхищены новые требования потребителей.
Анализ компетентности
Организация должна через запланированные интервалы времени анализировать документы, отражающие требуемую компетентность для каждого процесса, в том числе записи, отражающие компетентность каждого сотрудника.
Методы, используемые для анализа компетентности, могут включать в себя следующие (при необходимости список может быть дополнен):
- интервьюирование/анкетирование сотрудников среднего и высшего руководящего персонала;
- наблюдения;
- обсуждения в группах;
- экспертные методы.
Анализ должен учитывать требования к компетентности по поставленным задачам и их выполнению.