Руководящие указания по обучению
Введение
В стандартах международной организации по стандартизации ИСО серии 9000 (дополнением к которым являются стандарты ИСО серии 10000) подчеркивается важность менеджмента человеческих ресурсов и необходимость проведения постоянного обучения персонала. Организация, принимающая на себя обязательства перед персоналом и способная продемонстрировать стратегию повышения компетентности персонала, вызывает уважение и доверие потребителей.
Организация должна обучить персонал исполнению обязательств по поставке продукции требуемого высокого качества. При этом должны быть учтены требования быстро изменяющейся конъюнктуры рынка и рост ожиданий потребителя.
Настоящий стандарт содержит руководящие указания, помогающие руководству и персоналу организации решать проблемы, связанные с обучением. Стандарт может быть применен совместно со стандартами ИСО серии 9000 в частях "образование" и "обучение". Любые ссылки на "обучение" в настоящем стандарте подразумевают все типы образования и обучения.
Постоянное улучшение деятельности организации, в том числе при работе с персоналом, зависит от целого ряда внутренних и внешних факторов, включающих в себя изменение рынков и технологий, инновации, требования потребителей и других заинтересованных сторон. Подобные изменения предусматривают проведение анализа потребностей организации, в том числе связанных с компетентностью персонала. На рисунке 1 представлен пример процесса анализа потребностей в обучении.
Рисунок 1 - Повышение качества посредством обучения
Настоящий стандарт устанавливает требования при идентификации и анализе потребностей в обучении, планировании и составлении программы обучения, проведении обучения, оценке результатов обучения, а также при мониторинге и улучшении процесса обучения для достижения поставленных целей. В стандарте подчеркнута особая важность обучения при решении задач по постоянному улучшению. Обучение должно стать результативным и эффективным способом вложения инвестиций организации.
Область применения
Настоящий стандарт предназначен для применения при разработке, внедрении, сопровождении и постоянном улучшении стратегии и системы обучения, влияющих на качество поставляемой организацией продукции. Настоящий стандарт устанавливает руководящие указания по обучению.
Настоящий стандарт применим к организациям всех типов.
Настоящий стандарт не может быть применен в контрактах, обязательных требованиях или для целей сертификации.
Настоящий стандарт не дополняет, не изменяет или иным образом не модифицирует требования, установленные стандартами ИСО серии 9000.
Настоящий стандарт не предназначен для использования поставщиками обучения, предоставляющими услуги другим организациям.
Примечание - Основным руководством для поставщиков обучения должен быть стандарт ИСО 9004.
Поставщики обучения могут использовать настоящий стандарт, если возникает потребность в обучении их собственного персонала.
Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 9000, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 компетентность (competence): Выраженная способность применять свои знания и навыки.
3.2 обучение (training): Процесс предоставления и совершенствования знаний, навыков и качеств для удовлетворения требований.
Руководящие указания по обучению
Четыре стадии процесса обучения
Общие положения
Хорошо спланированный и систематизированный процесс обучения может внести большой вклад в способность организации постоянно улучшать свою деятельность и достигать целей в области качества.
Процесс обучения представлен в виде схемы цикла обучения, которая приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Цикл обучения
Для улучшения понимания настоящего стандарта и проведения четкого разграничения между руководящими принципами и использованием модели процесса для описания этих руководящих принципов в таблицах А.1-А.5 приложения А представлена модель процесса.
Для выбора и проведения обучения, направленного на сокращение различий между требуемым и существующим уровнями компетентности, руководство организации должно проводить мониторинг на следующих стадиях:
a) определение потребностей в обучении;
b) проектирование (разработка) и планирование обучения;
c) проведение обучения;
d) оценка результатов обучения.
Завершение одной стадии является началом следующей стадии, как это представлено на рисунке 2.