Тема: «Притяжательные прилагательные»

Цель: Практическое усвоение в речи притяжательных прилага­тельных.

Примерный ход занятия

I. Организационный момент. Отгадывание загадок.

Логопед: — К нам пришли гости. Угадайте, кто это?

По деревьям скок-скок,

да орешки щелк-щелк. (Белка)

Ходит летом косолапо,

а зимой сосет он лапу. (Медведь)

Рыжая, хитрая, кур таскает. (Лиса) Догадались, кто у над в гостях? Дети: Звери.

Логопед: — У каждого большого зверя есть дети — звереныши. Давайте назовем их.

Затем проводится игра «Найди свою маму». Детям раздаются маски зверей. Каждый надевает на себя маску и зовет своего детеныша. Например: Я лиса. Где лисенок? Я белка. Где мой бельчонок? Я медведица. Где мой медвежонок? «Звери» находят друг друга и строятся парами.

II. Игра «Чей хвост, чьи уши?»

На доске выставлены картинки с изображением зверей. Лого­пед спрашивает детей, что они видят на картинках, что общего у этих зверей (морда, хвост, лапы, уши, туловище). Логопед: — Послушайте, дети, как называются части тела различ­ных животных. Это лиса. Чья морда? — Лисья. Это волк. Чья морда? — Волчья. Чей хвост? — Волчий, ли­сий. Чьи уши? — Волчьи, лисьи.

III. Детям раздаются, картинки с изображением животных, где перепутаны разные части их тела. Дети должны подобрать соответствующие картинки.

IV. Игра «Найди свой домик».

Логопед: — Все звери живут в домах, которые по-разному назы­ваются: конура, нора, гнездо, берлога. Давайте для каждого зверя найдем домик. Выбрать зверя вам по­могут картинки, на которых нарисованы части тела этих животных. Например: Это лисий хвост. Мой зверь — лиса. Она живет в норе. Это беличий хвост. Мой зверь — белка. Она живет в дупле и т. д.

V. Итог занятия.

Логопед выставляет на доске 4 предметных картинки. Дети должны их назвать и определить лишнюю, объяснив, почему она не подходит.

Например: лисий хвост, заячий хвост, лиса, медвежий хвост; беличья морда, медвежьи лапы, волк, заячьи уши.

* *

Тема: «Приставочные глаголы»

Цель: Практическое усвоение в речи приставочных глаголов. Примерный ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: — Сядет тот, кто сможет повторить ряд слов: воротник, манжеты, рукава; подкладка, вешалка, молния; кноп­ки, петли, пояс.

II. Повторение приставочных глаголов, образованных от
глагола ходить.

Логопед: — На одном из предыдущих занятий мы говорили о дей­ствиях, которые выполняли ребята: один мальчик ходил по комнате, другой — переходил через комнату, тре­тий — выходил из дома.

— Было одно действие — ходить, а маленькие части слова —пере-, .вы-, под-, за-изменяли это действие.

— Покажите картинку, где мальчик выходит из комнаты, пе­реходит через комнату, подходит к двери. Какие маленькие части слова изменяли значение действия?

— Вы-, пере-, под-.

Логопед: — Серодня мы будем говорить о другом действии—шитье. Посмотрим, как маленькие части слова под-, вы-,за­будут изменять значение действия. (На столе разме­щается большая кукла-мама со швейной машинкой).

Логопед: — Сейчас вы будете одним словом отвечать на мои воп­росы.

— Что делает мама? — Шьет.

— Что шьет мама?—Рубашку.

— Что еще может шить мама?—Платье, кофточку
и т. д.

— Скажите все предложение полностью. — Мама шьет платье.

— Но вдруг у платья оторвался рукав! Что нужно сделать с ру­кавом?

Я подскажу только часть слова, а вы догадайтесь дальше са­ми: при...

— Пришить.

— Что можно пришить к рубашке? Платью? (Дети составляют предложения типа: мама пришивает рукав).

Логопед продолжает: — Залез Вова на забор в новой рубашке, за­цепился и рубашку разорвал. Пришел к маме и просит рубашку зашить. Что делает мама? — Зашивает рубашку.

Дети составляют предложения типа: Мама зашивает рубашку. Логопед: — К нам в гости пришла кукла Таня. Вам нравится ее платье? Оно длинное. Что нужно сделать? Подскажу только часть слова — под-, а вы назовите, какое дей­ствие выполнила мама, чтобы платье стало короче?

— Подшила. Мама подшила платье.

— Вспомните и назовите все действия, которые выполняла
мама.

— Мама шила, зашивала, пришивала, подшивала.

III. Игра «Угадай слово». Для игры используются наборы предметов: швейная машинка, нитки в катушках, нитки-мулине, пяльца; молния, куртка; пальто, пуговица; платье с оторванным рукавом, колготки с дыркой и т. д.

Логопед: — Посмотрите, что лежит у меня на столе. А теперь до­гадайтесь, какие действия можно выполнить с этими предметами. Надо выйти к столу, взять 2 предмета и придумать действие, но так, чтобы использовать части слова: вы-, при-, за-.

Дети выполняют действия и составляют предложения. Напри­мер: Я пришиваю молнию. Я зашиваю колготки. Я вышиваю сал­фетку и т. д.

Логопед:—А теперь я буду говорить только маленькую часть слова, а вы должны догадаться, о каком действии я подумала: при-, вы-, за- и т, д.

Логопед еще раз обращает внимание детей на то, как малень­кие части слова при-, за-, под- помогают правильно выполнять разные действия.

IV. Игра «Сошьем сами платье».

Логопед:— Давайте сошьем кукле платье к празднику. Я его только начала шить, а продолжать будем все вместе. Детали платья лежат у меня на столе. Назовите их и скажите, что вы будете с ними делать (пришивать рукава, манжеты, карман, воротник, пояс). Действия выполняются детьми. Они составляют предложения.

Например: Я вышиваю узор. Я пришиваю воротник и т. д.

V. Итог занятия.

Логопед: — Вспомните и назовите, какие действия мы сегодня вы­полняли и какие маленькие части слова нам в этом помогали.

Дети: — Мы шили, подшивали, зашивали, вышивали, пришивали.

* *

Тема: «Зима»

Цель: Составление рассказа по теме «Зима».

Примерный ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: — Сядет тот, кто запомнит и повторит следующие слова: холодная, морозная, снежная зима; белый, пушистый снег; холодные, крупные снежинки; прозрачный, глад­кий, ровный лед; холодный, сильный ветер; снегири, воробьи, синицы.

II. Беседа о зиме.
Логопед: — Я вам загадаю загадку:

Снег на полях,

Лед на руках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой)

— Сегодня мы с вами будет говорить о зиме. Какое сейчас вре­мя года? (Зима),

— Какая погода стоит зимой (Холодная)

— Если зимой холодно, то какая это зима? (Холодная)

— Что выпадает зимой? (Снег)

— Если зимой снежно, то значит зима какая? (Снежная)

— А если зимой морозно, то какая зима? (Морозная)

Аналогично дети образуют прилагательные от наречий рано, поздно, метельно: ранняя, поздняя, метельная.

— А если зимой очень холодно, дуют сильные ветры, то зима какая? (Студеная).

— Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы рассказали. Какая зима?, (Холодная, снежная, мороз­ная, ранняя, поздняя, метельная, студеная).

— Сейчас будем составлять предложения о зиме. Но они долж­ны быть разными и непохожими друг на друга. Вот, например, послушайте, какое я составила предложение: Наступила холодная, суровая зима.

Логопед выкладывает на фланелеграфе деревья, дом, облака.

Дети составляют предложения о зиме.

Логопед: — Вы говорили, что зимой падает снег? Какой выпадает снег? (Белый, пушистый, легкий, блестящий, холод­ный, липкий, мокрый...).

Дети составляют распространенные предложения о снеге: Выпал липкий, белый снег. (На фланелеграфе выкладывается снег).

Логопед: — Какие бывают сугробы? (Большие, высокие, мохна­тые, пушистые). Составьте предложение.

Дети: — Появились огромные пушистые сугробы.

Логопед: — Что происходит с реками, озерами, прудами зимой?

Дети: — Они замерзают, покрываются льдом.

Логопед: — Какой бывает лед? (Твердый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий). Реки и озера покрылись прозрачным, скользким льдом. (На фла­нелеграфе выставляется соответствующая картинка).

Логопед: — Назовите птиц, которые зимуют у нас (снегири, во­робьи, синицы...).

— Если они зимуют, то как их называют? (Зимующими)

— Если погода холодная, нет корма, то каково птичкам?

I (Холодно, голодно).

Дети составляют соответствующие предложения: Зимующим птицам холодно и голодно и т.д.

Логопед:—А как можно помочь птицам? (На фланелеграфе кар­тинка, где девочки вешают кормушки и кормят птиц).

Наши рекомендации