Тема: «Притяжательные прилагательные»
Цель: Практическое усвоение в речи притяжательных прилагательных.
Примерный ход занятия
I. Организационный момент. Отгадывание загадок.
Логопед: — К нам пришли гости. Угадайте, кто это?
По деревьям скок-скок,
да орешки щелк-щелк. (Белка)
Ходит летом косолапо,
а зимой сосет он лапу. (Медведь)
Рыжая, хитрая, кур таскает. (Лиса) Догадались, кто у над в гостях? Дети: Звери.
Логопед: — У каждого большого зверя есть дети — звереныши. Давайте назовем их.
Затем проводится игра «Найди свою маму». Детям раздаются маски зверей. Каждый надевает на себя маску и зовет своего детеныша. Например: Я лиса. Где лисенок? Я белка. Где мой бельчонок? Я медведица. Где мой медвежонок? «Звери» находят друг друга и строятся парами.
II. Игра «Чей хвост, чьи уши?»
На доске выставлены картинки с изображением зверей. Логопед спрашивает детей, что они видят на картинках, что общего у этих зверей (морда, хвост, лапы, уши, туловище). Логопед: — Послушайте, дети, как называются части тела различных животных. Это лиса. Чья морда? — Лисья. Это волк. Чья морда? — Волчья. Чей хвост? — Волчий, лисий. Чьи уши? — Волчьи, лисьи.
III. Детям раздаются, картинки с изображением животных, где перепутаны разные части их тела. Дети должны подобрать соответствующие картинки.
IV. Игра «Найди свой домик».
Логопед: — Все звери живут в домах, которые по-разному называются: конура, нора, гнездо, берлога. Давайте для каждого зверя найдем домик. Выбрать зверя вам помогут картинки, на которых нарисованы части тела этих животных. Например: Это лисий хвост. Мой зверь — лиса. Она живет в норе. Это беличий хвост. Мой зверь — белка. Она живет в дупле и т. д.
V. Итог занятия.
Логопед выставляет на доске 4 предметных картинки. Дети должны их назвать и определить лишнюю, объяснив, почему она не подходит.
Например: лисий хвост, заячий хвост, лиса, медвежий хвост; беличья морда, медвежьи лапы, волк, заячьи уши.
* *
Тема: «Приставочные глаголы»
Цель: Практическое усвоение в речи приставочных глаголов. Примерный ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: — Сядет тот, кто сможет повторить ряд слов: воротник, манжеты, рукава; подкладка, вешалка, молния; кнопки, петли, пояс.
II. Повторение приставочных глаголов, образованных от
глагола ходить.
Логопед: — На одном из предыдущих занятий мы говорили о действиях, которые выполняли ребята: один мальчик ходил по комнате, другой — переходил через комнату, третий — выходил из дома.
— Было одно действие — ходить, а маленькие части слова —пере-, .вы-, под-, за-изменяли это действие.
— Покажите картинку, где мальчик выходит из комнаты, переходит через комнату, подходит к двери. Какие маленькие части слова изменяли значение действия?
— Вы-, пере-, под-.
Логопед: — Серодня мы будем говорить о другом действии—шитье. Посмотрим, как маленькие части слова под-, вы-,забудут изменять значение действия. (На столе размещается большая кукла-мама со швейной машинкой).
Логопед: — Сейчас вы будете одним словом отвечать на мои вопросы.
— Что делает мама? — Шьет.
— Что шьет мама?—Рубашку.
— Что еще может шить мама?—Платье, кофточку
и т. д.
— Скажите все предложение полностью. — Мама шьет платье.
— Но вдруг у платья оторвался рукав! Что нужно сделать с рукавом?
Я подскажу только часть слова, а вы догадайтесь дальше сами: при...
— Пришить.
— Что можно пришить к рубашке? Платью? (Дети составляют предложения типа: мама пришивает рукав).
Логопед продолжает: — Залез Вова на забор в новой рубашке, зацепился и рубашку разорвал. Пришел к маме и просит рубашку зашить. Что делает мама? — Зашивает рубашку.
Дети составляют предложения типа: Мама зашивает рубашку. Логопед: — К нам в гости пришла кукла Таня. Вам нравится ее платье? Оно длинное. Что нужно сделать? Подскажу только часть слова — под-, а вы назовите, какое действие выполнила мама, чтобы платье стало короче?
— Подшила. Мама подшила платье.
— Вспомните и назовите все действия, которые выполняла
мама.
— Мама шила, зашивала, пришивала, подшивала.
III. Игра «Угадай слово». Для игры используются наборы предметов: швейная машинка, нитки в катушках, нитки-мулине, пяльца; молния, куртка; пальто, пуговица; платье с оторванным рукавом, колготки с дыркой и т. д.
Логопед: — Посмотрите, что лежит у меня на столе. А теперь догадайтесь, какие действия можно выполнить с этими предметами. Надо выйти к столу, взять 2 предмета и придумать действие, но так, чтобы использовать части слова: вы-, при-, за-.
Дети выполняют действия и составляют предложения. Например: Я пришиваю молнию. Я зашиваю колготки. Я вышиваю салфетку и т. д.
Логопед:—А теперь я буду говорить только маленькую часть слова, а вы должны догадаться, о каком действии я подумала: при-, вы-, за- и т, д.
Логопед еще раз обращает внимание детей на то, как маленькие части слова при-, за-, под- помогают правильно выполнять разные действия.
IV. Игра «Сошьем сами платье».
Логопед:— Давайте сошьем кукле платье к празднику. Я его только начала шить, а продолжать будем все вместе. Детали платья лежат у меня на столе. Назовите их и скажите, что вы будете с ними делать (пришивать рукава, манжеты, карман, воротник, пояс). Действия выполняются детьми. Они составляют предложения.
Например: Я вышиваю узор. Я пришиваю воротник и т. д.
V. Итог занятия.
Логопед: — Вспомните и назовите, какие действия мы сегодня выполняли и какие маленькие части слова нам в этом помогали.
Дети: — Мы шили, подшивали, зашивали, вышивали, пришивали.
* *
Тема: «Зима»
Цель: Составление рассказа по теме «Зима».
Примерный ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: — Сядет тот, кто запомнит и повторит следующие слова: холодная, морозная, снежная зима; белый, пушистый снег; холодные, крупные снежинки; прозрачный, гладкий, ровный лед; холодный, сильный ветер; снегири, воробьи, синицы.
II. Беседа о зиме.
Логопед: — Я вам загадаю загадку:
Снег на полях,
Лед на руках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
— Сегодня мы с вами будет говорить о зиме. Какое сейчас время года? (Зима),
— Какая погода стоит зимой (Холодная)
— Если зимой холодно, то какая это зима? (Холодная)
— Что выпадает зимой? (Снег)
— Если зимой снежно, то значит зима какая? (Снежная)
— А если зимой морозно, то какая зима? (Морозная)
Аналогично дети образуют прилагательные от наречий рано, поздно, метельно: ранняя, поздняя, метельная.
— А если зимой очень холодно, дуют сильные ветры, то зима какая? (Студеная).
— Вот как много мы рассказали о зиме. А теперь вспомним все, что мы рассказали. Какая зима?, (Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, метельная, студеная).
— Сейчас будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными и непохожими друг на друга. Вот, например, послушайте, какое я составила предложение: Наступила холодная, суровая зима.
Логопед выкладывает на фланелеграфе деревья, дом, облака.
Дети составляют предложения о зиме.
Логопед: — Вы говорили, что зимой падает снег? Какой выпадает снег? (Белый, пушистый, легкий, блестящий, холодный, липкий, мокрый...).
Дети составляют распространенные предложения о снеге: Выпал липкий, белый снег. (На фланелеграфе выкладывается снег).
Логопед: — Какие бывают сугробы? (Большие, высокие, мохнатые, пушистые). Составьте предложение.
Дети: — Появились огромные пушистые сугробы.
Логопед: — Что происходит с реками, озерами, прудами зимой?
Дети: — Они замерзают, покрываются льдом.
Логопед: — Какой бывает лед? (Твердый, прозрачный, скользкий, толстый, тонкий, блестящий, хрупкий). Реки и озера покрылись прозрачным, скользким льдом. (На фланелеграфе выставляется соответствующая картинка).
Логопед: — Назовите птиц, которые зимуют у нас (снегири, воробьи, синицы...).
— Если они зимуют, то как их называют? (Зимующими)
— Если погода холодная, нет корма, то каково птичкам?
I (Холодно, голодно).
Дети составляют соответствующие предложения: Зимующим птицам холодно и голодно и т.д.
Логопед:—А как можно помочь птицам? (На фланелеграфе картинка, где девочки вешают кормушки и кормят птиц).