Характеристика грамматического строя речи детей в норме
При нормальном развитии речи дети к 5 годам овладевают всеми типами склонения существительных, т. е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов).
Можно отметить следующий порядок формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием:
1 год 1 мес. — 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол).
2 года — 2 года 2 мес. Дательный падеж для обозначения лица (дай Вове), направления (предлог при этом опускается: иди маме) ; творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный п-адеж со значением места—предлог опускается (лежит сумке).
2 года 2 мес.—2 года 6 мес. Родительный падеж с предлогами У) из со значением направления (из дома); творительный падеж со значением совместности действия с предлогами с (с мамой); предложный падеж» со значением места с предлогами на, в (на столе).
2 года 6 мес. — 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлога ми через, под (через речку, под стол).
3 года — 4 года. Родительный падеж с предлогом до для обозначения предела (до леса), с предлогом вместо {вместо брата).
Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3—4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги (у, в, на, под, с, из, к, за, по, после),свободно пользуются ими в своих высказываниях.
К 5 годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в именительном падеже.
Для обследования звукопроизношения подбираются слоги, слова и предложения с основными группами звуков русского языка, которые могли искажаться, заменяться, смешиваться: а) гласные звуки, б) согласные (свистящие), в) шипящие, г) аффрикаты, д) соноры, е) звонкие и глухие, ж) твердые и мягкие. По каждой группе звуков детям предлагается произнести заданный звук сначала изолированно, затем в слогах, словах. Слова и предложения с этим звуком произносятся как отраженно, так и по картинкам (самостоятельно).
Для выявления развития фонематического слуха детям предлагается запоминание и воспроизведение слогового ряда, повторение сочетаний из 2—3—4 слогов, произносимых логопедом в определенной последовательности. Сюда входят слоги, состоящие только из правильно произносимых звуков, различающихся по артикуляции и акустическим признакам (бапаба, дадата).
Ряд слов, близких по звуковому составу может быть таким:
бок—бак—бык; кот—ток—тук.
В процессе обследования используются специальные задания, направленные на выяснение умения определять наличие звука в слове. Слова подбираются так, чтобы заданный звук находился в различных позициях (в начале, в середине и в конце слова), чтобы наряду со словами, включающими данный звук, в задании были слова без этого звука и со смешиваемыми звуками. Это позволяет в дальнейшем установить степень смешивания как далеких, так и близких звуков. (Например, для определения наличия в слове звука с предлагаются следующие слова: сапоги, шуба, миска, нос. душ, машина).
На примере нескольких слов необходимо объяснить, что и как дети должны выделять. При этом произнесенные слова несколько утрируются, а выделяемый звук интонируется. Наряду с этим предлагаются более сложные задания, состоящие в отборе картинок с заданным звуком и самостоятельном придумывании слов
Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками (п, пь, б, бь, т, ть, к, кь, г, гь, х, хь, ф, фь, в, вь, м, мь, н, нь, л, ль, р, рь, с, сь, з, зь, у, ш, ж, ч, щ, я, ё, и, а, у, н, о, и, э) и с разным количеством и типом слогов: слова со стечением согласных в начале, середине и конце слова. При произнесении данных слов предлагается как отраженное, так и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных). Например: воспитательница, фотограф, балерина, экскурсовод; учительница учит учеников, воспитательница читает детям книгу, экскурсовод проводит экскурсию Анализируя ошибки, логопед отмечает то, что наиболее характерно для данного ребенка: пропуски слогов, их перестановка, сокращение стечений согласных и т. д.
Если у ребенка выявляются явные трудности в воспроизведении слов, сложных по слоговой структуре и звуконаполняемости, то необходимо предложить ему воспроизвести ряд слогов состоящих:
а) из разных гласных и согласных звуков (тамоку);
б) из разйых согласных, но одинаковых гласных звуков (мабата);
в) из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (какоку);
г) из одинаковых согласных и гласных звуков, но с разным ударением (па папа; папа — папапа, папа па и т. д.);
д) отстучать ритмический рисунок слова: »» »»» ««« ««
Обследование сохранности и подвижности артикуляционного аппарата проверяется общепринятыми в логопедии методами.
Логопед фиксирует: массивные, толстые губы, отсутствие передних и коренных зубов, высокое (готическое) или узкое, плоское нёбо. При осмотре языка отмечается величина подъязычной связки; в строении челюстей — дефект их прикуса; выдвинутая верхняя челюсть (прогнатия) или нижняя (прогения).
При обследовании подвижности языка, губ, челюстей логопед отмечает быстроту переключаемости с одного положения на другое, степень саливации.