Характеристика связной речи детей в норме и патологии

На четвертом году жизни дети овладевают простым распро­страненным предложением. Довольно рано, примерно к 3—4 го­дам, дети начинают употреблять сложносочиненные и сложнопод­чиненные предложения. На пятом году жизни количество слож­ных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11 % по отношению к общему числу предложений. В речи детей отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).

В этом возрасте дети задают много вопросов взрослым (дети-почемучки), пытаются сами объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама раз­решит; Вова там, где воспитательница и т. д.).

После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к 5 годам могут пересказывать толь- ко что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.

После 5 лет дети способны рассказать о виденном или услы­шанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствия, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).

После 6 лет дети могут сами придумать рассказ и сказку, пояс­няя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребе­нок должен придумать свой рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.

Для обследования лингвистических способностей детей реко­мендуется использовать специальное задание — объяснение слов. Логопед объясняет значение слова лужа (это ямка, которая после дождя заполняется водой) и просит ребенка рассказать, что такое зоопарк, холодильник, пылесос, телевизор, аквариум и т. п.

Качественный уровень словарного запаса помогают выявить различные игры (например, игра «Наши мамы, наши папы», когда дети называют профессии людей по предложенным картинкам: повар, врач, тракторист, балерина, дирижер, жонглер и т. п.; игра «Что забыл нарисовать художник?», в которой ребенку предлагает­ся назвать как можно больше частей; игра «Наоборот», в которой подбор антонимов к прилагательным и глаголам позволяет оце­нить чувство языка у ребенка (например: умный — глупый, тяже­лый— легкий, стоит — лежит, подниматься — опускаться и т. д.).

Для обследования лексического запаса необходимо составить примерный перечень тех слов, которые в норме дети обычно пони­мают и употребляют в своей речи. Выделенный словарный мини­мум должен быть определен с учетом программных требований массового детского сада по всем видам деятельности в младшей, старшей и подготовительной группах.

В процессе обследования выясняется объем предметного гла­гольного словаря и словаря признаков. Сюда входят существитель­ные, объединяющие как видовые, так и родовые понятия; слова, обозначающие предметы и их части, домашних и диких животных и их детенышей, профессии людей и т. д.; глаголы, обозначающие действие предметов, их состояние, чувства, эмоции, различные яв­ления; прилагательные, обозначающие различные качества, вели­чину предметов (широкий, высокий, низкий, узкий и т. д.), цвет (основной и добавочный, желтый, зеленый, оранжевый, * голубой, серый), форму (квадратный, круглый, овальный); температуру, вес, вкус, соотнесенность с продуктами питания (шоколадный, молочный, лимонный); прилагательные, указывающие на мате­риал, из которого сделаны предметы (деревянный, стеклянный, бумажный); сезонность (летний, осенний, весенний, зимний),обоб­щающие признаки (пушистый, гладкий, разноцветный) и др.

При обследовании словарного запаса необходимо варьировать задания, соблюдая постепенность нарастания сложности. В про­цессе работы используются следующие методические приемы: .

— нахождение (показ) детьми предметов и действий, назван­ных логопедом (покажи, кто шьет, а кто вышивает и т. д);

— выполнение действий, заданных логопедом (нарисуй шар, раскрась шар);

— самостоятельное называние детьми показанных предметов, действий, явлений, признаков и качеств (Кто нарисован на кар­тинке? Что делает мальчик? Чем мальчик рисует дом? Какой получился дом?);

— самостоятельное называние детьми видовых понятий, объ­единенных одной лексической темой (например, назови чайную посуду);

— объединение предметов в обобщающую группу (скажи, как можно одним словом назвать и лодку, и машину, и самолет?).

При обследовании словаря важно также выяснить, умеет ли ребенок образовывать новые слова суффиксально-префиксальным способом. Следует проверить не только наличие в речи общеупотре­бительных слов, но и слов, близких по лексическому значению (например, глаголов: шьет, зашивает, вышивает, летит, вылетает, моет, стирает, купает, плавает, спит, лежит и др.)- Особое внима­ние следует обратить на образование относительных прилагатель­ных с различными значениями соотнесенности с продуктами пита­ния (грибной суп, молочная рисовая каша); с материалами из ко­торых сделан предмет (деревянный дом, кирпичная крыша, ситце­вый халат); с растениями (сосновый лес, березовая роща).



Наши рекомендации