Деятельность общественных организаций
Среди различных общественных организаций, занимающихся проблемами социальной реабилитации лиц с нарушениями слуха, большую роль играют Всероссийское и региональные общества глухих. Основными задачами этой общественной организации являются защита прав и интересов неслышащих людей, расширение возможностей их интеграции в общество. В отделениях ВОГ проводятся консультации по вопросам образования детей и взрослых с нарушениями слуха; оказывается поддержка школьникам и студентам различных учебных заведений; оказывается помощь в трудоустройстве; организуется совместный отдых неслышащих детей и родителей; оказывается материальная помощь остронуждающимся членам ВОГ. Общество глухих организует культурные, физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия. Имеющиеся в разных регионах дома культуры и клубы Общества глухих проводят значительную культурно-просветительную работу: организуют лекции по различной тематике, в том числе и по правовым вопросам, организуют педагогический всеобуч. Региональные отделения Общества глухих поддерживают деятельность различных кружков, организуют конкурсы и смотры художественной самодеятельности воспитанников детских садов и школ.
Всероссийское общество глухих издает журнал «В едином строю», содержащий различную информацию о жизни людей с нарушениями слуха, проблемах медицинской и социальной реабилитации, в том числе значительное внимание в нем уделяется вопросам обучения детей дошкольного и школьного возраста. В журнале «В едином строю» имеется рубрика «Университет для родителей», в которой содержатся материалы по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста, конкретные советы и рекомендации по воспитанию плохослышащих детей в семье.
В социальной реабилитации детей с нарушениями слуха принимают участие различные региональные организации, оказывающие помощь детям-инвалидам. Количество этих организаций возросло в последние годы, они активизировали свою деятельность. Среди них необходимо подчеркнуть значение деятельности таких организаций, как ассоциации родителей глухих детей (или детей с нарушениями слуха), которые существуют в отдельных регионах. Основными задачами таких организаций являются защита прав детей с нарушениями слуха, организация помощи родителям, распространение среди родителей информации о лечении нарушений слуха, слухопротезировании, методах воспитания и обучения детей и др.
Важное значение для приобщения к спорту, проведения оздоровительных и спортивных мероприятий имеют спортивные союзы и ассоциации, например Московский спортивный союз глухих, Московская федерация футбола глухих и др. Для развития художественных способностей глухих и слабослышащих детей разного возраста важны контакты детских садов и школ с Домами детского творчества, студиями, кружками.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Объясните значение понятий «социальная защита», «социальная поддержка».
2.Что понимается под системой социальной реабилитации детей-инвалидов?
3.Какие льготы имеют дети-инвалиды по слуху?
4.Как законодательство защищает права матерей детей-инвалидов?
5. Какие общественные организации осуществляют социальную поддержку детей с нарушениями слуха?
Литература
Алов В. В., Алова М. И. Малыш не слышит! — СПб., 1992. Дошкольное образование в России: Сб. действующих нормативно-правовых документов и науч.-метод. материалов / Под ред. Р. Б. Стеркиной. — М., 1996.
Права глухих / Сост. В. 3. Базоев. - М., 1996.
Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации: Справочник. — М., 1998.
Основные документы, в которых отражена система социальной защиты детей-инвалидов (1993—1997)
1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.93).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 (от 30.11.94, № 51-ФЗ),
ч. 2 (от 26.01.96, № 14-ФЗ).
3. Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.95, № 223-ФЗ).
4.Федеральный Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95, № 181-ФЗ.
5.Указ Президента РФ Б. Н. Ельцина «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.92, № 1157.
6.Закон РФ «Об образовании» от 13.01.96, № 12-ФЗ.
7.Приказ Минздрава РСФСР от 04.07.91, № 117.
8.Статья 49 КЗОТ РСФСР.
9.Статья 54 КЗОТ РСФСР.
10.Статья 163.1 КЗОТ РСФСР.
11.Статья 170 КЗОТ РСФСР.
12.Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» от 25.09.92, № 3543-1.
13.Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20.11.90. Статьи 11,32,49, 92, 114.
14.Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 04.08.94, № 12-ФЗ.
15.Постановление Правительства РФ «О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и обеспечения мер по социальной защите населения» от 11.12.92, № 970.
[1] Inclusive (англ.) — включающий в себя, содержащий.