Формирование отношения ребенка к самому себе

Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представ­лений о самом себе, создание образа своего «я» является резуль­татом его взаимодействия со взрослыми и детьми. Выделять себя из окружающего пространства слышащий ребенок начинает к кон­цу первого года жизни: он узнает себя в зеркале, выделяет части сво­его тела в ответ на вопросы взрослых. На третьем году жизни у ма­лыша формируются элементы самосознания, он начинает осознавать свои действия, желания, намерения, сравнивать свои действия с дей­ствиями взрослых. На этом этапе ребенок стремится обходиться при выполнении некоторых действий без помощи взрослого; он хочет выполнять требования взрослых, заслужить их одобрение. К концу раннего возраста у слышащих детей появляется феномен «Я сам», что является следствием сравнения собственных действий с действи­ями взрослого, осознанием возможности их самостоятельного выпол­нения. Система «Я», складывающаяся в норме к трем годам, вклю­чает соотнесение себя со своим именем, понимание своей половой принадлежности, оценку своих действий и потребность в признании («Я хороший»), стремление к самостоятельности («Я сам»). Позна­ние себя происходит у слышащего ребенка в процессе соотнесения и взаимосвязи различных средств: взглядов, указательных жестов, называния окружающих и себя, обозначения предметов, действий, собственных качеств и качеств других людей. У детей с нарушенным слухом сфера самоосознания формируется медленнее. И это дикту­ет необходимость участия в таком процессе педагогов и родителей, так как рассматриваемая область социального развития имеет важ­нейшее значение для формирования личности, осознания своего места в коллективе, оценки своих успехов и неудач.

В процессе педагогической работы с детьми двух-трех лет с на­рушениями слуха необходимо фиксировать внимание малыша на его лице, теле, рассматривать вместе с ним части-тела — свои и ку­кол, подбирать и соотносить личные вещи ребенка. Это может про­исходить в различные режимные моменты, в играх на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, в материал которых включены темы «Семья», «Части тела» и др. Развитие представле­ний о себе происходит в процессе знакомства с именами детей, рас­сматривании фотографий ребенка и членов его семьи. Введение и использование слов «мальчик», «девочка» помогает осознанию поло­вой принадлежности ребенка. Педагогам очень важно поддерживать уверенность ребенка в себе, акцентируя внимание на его достижени­ях. Учитывая повышенную ориентировку детей с нарушениями слу­ха на действия взрослых, необходимо развивать детскую самосто­ятельность и активность («Делай сам»). Поддержка инициативы ребенка и одобрение его действий должны быть связаны с конкрет­ными действиями, заданиями (аккуратно и быстро поел, застегнул ботинки, собрал игрушки).

Признание успехов ребенка взрослыми, общение и доброжела­тельное отношение к нему со стороны взрослых и детей-сверстни­ков способствует становлению образа «Я», формированию само­оценки, адекватной оценки собственных поступков и достижений. Предъявление сложных для выполнения заданий, постоянная опе­ка, частые замечания и негативная оценка поведения ребенка при­водят к неуверенности в себе, замкнутости, а нередко и к агрессив­ности. Это особенно касается детей с нарушениями слуха, имеющих нарушения поведения, например гиперподвижных, расторможен­ных или, наоборот, заторможенных, вялых. Поэтому стиль общения взрослых с такими детьми требует особого внимания. В некоторых случаях целесообразно обсудить его с психологом, уточнив, как формировать самооценку таких детей, какой должна быть система поощрений, в какой форме предъявлять отрицательные оценки.

У детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста не обходимо формировать оценку собственных поступков с точки зрения их последствий для самого ребенка и других детей (оторвал пу­говицу от пальто другого ребенка — все ребята будут гулять меньше потому что сначала нужно пришить пуговицу).

Внимание взрослых должно быть направлено на развитие инте­реса к определенным видам деятельности, способам поведения, ти­пичным для мальчиков и девочек. Внимание привлекается к дея­тельности взрослых мужчин и женщин, она воспроизводится в играх (мальчики строят, водят машины; девочки готовят, шьют). В связи с этим у детей формируются представления о типичных для дево­чек и мальчиков чертах характера (мальчики — смелые, сильные; девочки — нежные, заботливые). Формирование этих представле­ний обеспечивается в процессе ознакомления с окружающим ми­ром, в играх, в театрализованной деятельности, в процессе чтения и обсуждения прочитанного. Наличие таких представлений способ­ствует осознанию ребенком этих качеств по отношению к себе, фор­мирует чувство уважения к себе.

Необходимо учить детей выражать свои эмоции и чувства, что предполагает насыщение словаря детей старшего дошкольного воз­раста соответствующими словами и выражениями («рада», «оби­делся», «грустно»», «соскучился».

Главными условиями личностного "роста ребенка, т. е. формиро­ванием у него лучших человеческих качеств: доброты, трудолюбия, честности, отзывчивости, самостоятельности, инициативности — являются любовь и уважение взрослых, доброжелательные отноше­ния между сверстниками.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что понимается под социальным развитием ребенка?

2.Назовите основные задачи социально-личностного развития детей с на­рушениями слуха.

3.Как организуется взаимодействие взрослых с ребенком на разных этапах его воспитания в дошкольном учреждении?

4.Какие основные средства коммуникации используются детьми с нарушен­ным слухом?

5.Каковы основные условия формирования взаимодействия ребенка, име­ющего нарушения слуха, со сверстниками?

6.Что лежит в основе формирования нравственных представлений глухих и слабослышащих дошкольников?

7.Какие личностные качества формируются у детей с нарушениями слуха в процессе воспитания и обучения?

Литература

Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухонемых детей // Собр. соч. - М, 1983. - Т. 5.

Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования дет­ской личности // Принцип развития в психологии. — М, 1978.

Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М., 1969.

Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. ~~ М., 1989.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М, 1986.

Морозова Н. Г. О нравственном воспитании глухих дошкольников // Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. — М., 1963. — Вып. 2.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. За­порожца, Я. 3. Неверович. — М., 1986.

Фелъдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.

Наши рекомендации