Глава 3. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива
§ 1. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности
Успех в воспитании и обучении дошкольников с нарушенным слухом в значительной степени зависит от профессиональной компетенции и личностных качеств сурдопедагога. Специалист-сурдопедагог должен понимать свое профессиональное назначение как оказание разносторонней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями слуха, следствием которой может быть высокий уровень их реабилитации и интеграции в среду нормально слышащих людей. Наряду с профессиональными знаниями важное значение имеют личностные качества сурдопедагога, которые определяют стиль отношений с детьми, родителями, другими сотрудниками дошкольного учреждения, формируют его авторитет. Среди качеств личности сурдопедагога к важнейшим можно отнести любовь к детям и желание помочь им, чувство сострадания к родителям больного ребенка, желание и умение не только оказать им профессиональную помощь, но и поддержать их, проявить гуманность и добросердечие. Важными качествами личности сурдопедагога являются глубокий интерес к своей профессии, наличие познавательных педагогических интересов.
Сурдопедагог должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, что предполагает как хорошее владение профессиональными знаниями, так и высокий уровень общего гуманитарного образования. В силу своей профессиональной подготовки (высшее дефектологическое образование по специальности «сурдопедагогика» или «коррекционная дошкольная педагогика») сурдопедагог возглавляет небольшой педагогический коллектив группы, куда помимо него входят два или три воспитателя, музыкальный руководитель. От личностных качеств и профессиональной компетенции сурдопедагога в значительной степени зависит отношение всех членов коллектива к детям, понимание задач и направленности развивающей и коррекционной работы, взаимосвязь с родителями.
Сурдопедагог в полной мере отвечает за уровень коррекционно-воспитательной работы в группе, с которой он, как правило, работает несколько лет. Основная работа осуществляется им в процессе проведения фронтальных и индивидуальных занятий по трем разделам программы: развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению, формированию элементарных математических представлений. Он также осуществляет развивающую и коррекционную работу с детьми в их свободной деятельности, при проведении режимных моментов.
Для осуществления профессиональной деятельности сурдопедагог должен знать:
—анатомо-физиологические основы нарушений слуха, методы их профилактики;
—аудиологические основы реабилитационной работы и слухопротезирования;
—детскую и специальную психологию (сурдопсихологию);
—дошкольную и специальную педагогику (сурдопедагогику);
—методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями слуха;
—методики общеразвивающей и коррекционной работы с детьми, имеющими различную степень снижения слуха, а также комбинированные нарушения;
—приемы консультирования родителей детей с нарушениями слуха;
—современные достижения в области отечественной и зарубежной сурдопедагогики.
Сурдопедагогу необходимо уметь организовать психолого-педагогическое изучение ребенка с нарушенным слухом: провести проверку состояния его слуха; речи; выявить уровень развития познавательной деятельности, особенности поведения и эмоционально-волевой сферы, характерологические особенности. Особое значение имеет владение методами и приемами развивающей и коррекционной работы. Первостепенное значение приобретает знание сурдопедагогом специальных методик формирования речи, развития слухового восприятия, обучения произношению, умение использовать их в работе с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста. Важно уметь грамотно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования и индивидуальными слуховыми аппаратами, а также техническими средствами обучения, в том числе и компьютерными программами, направленными как на обогащение общего и речевого развития детей, так и на специальную работу над произношением («Видимая речь» и др.).
Успех в решении этих задач предполагает широкую ориентировку сурдопедагога в современной литературе по сурдопедагогике, сурдопсихологии, дошкольной педагогике. Знания в области достижений медицинских наук (аудиологии, сурдологии и др.), технических достижений (сурдотехника) позволят поддерживать связь в работе с врачами, техниками, грамотно вести работу с родителями, правильно ориентировать их в современных методах лечения, слухопротезирования, обучения детей.
Необходимый компонент профессиональной подготовленности сурдопедагога — знание различных программ воспитания и обучения детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. Сурдопедагог должен быть осведомлен в современных концепциях дошкольного образования, знать основные программы воспитания детей в массовых детских садах, при необходимости уметь использовать развивающие технологии в работе с детьми, имеющими нарушения слуха.
Сурдопедагогу необходимо знать систему школьного обучения, содержание и формы организации обучения в школе для неслыша-щих и в школе для слабослышащих и позднооглохших детей, проявлять осведомленность в программах обучения для начальной школы каждой из указанных категорий детей.
Для деятельности сурдопедагога важно систематически знакомиться с учебно-методической литературой по вопросам воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей разного возраста, новинками детской литературы, которые могут использоваться в работе с детьми в дошкольном учреждении и дома.
Сурдопедагог должен хорошо понимать социальное положение лиц с нарушениями слуха разного возраста, знать законодательные документы, направленные на социальную поддержку детей-инвалидов, уметь правильно раскрыть их суть; знать важнейшие международные организации, обеспечивающие поддержку и социальную защиту глухих и слабослышащих детей.
§ 2. Взаимодействие в работе педагогического коллектива
Для успешного решения задач воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива группы, включающего сурдопедагога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в дошкольном учреждении: педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Значительная нагрузка в осуществлении воспитательной и коррекционной работы в группе связана с деятельностью сурдопедагога. Не менее значима работа воспитателей, которые организуют различные режимные процессы, проводят групповые занятия в утреннее и послеобеденное время по физическому воспитанию, игре, труду, изобразительной деятельности и конструированию, ознакомлению с окружающим миром, участвуют в музыкальных занятиях. Деятельность воспитателей направлена на обеспечение физического, познавательного, социального, эстетического развития, является важной составной частью воспитательно-образовательной и коррекционной работы
I к'смотря на важность профессиональной деятельности каждого специалиста, педагогический эффект может быть достигнут в результате координации их усилий, так как объектом их общего внимания являются деш~
Прежде всего важно обеспечить взаимосвязь в работе сурдопедагога и воспитателей, так как эти сотрудники ежедневно проводят разностороннюю работу с детьми данной групив^ Это взаимодействие реализуется в таких сторонах их деятельности, как организация изучения детей группы, тщательный анализ программ по различным разделам воспитания и обучения, перспективное и ежедневное планировапие, взаимопосещения и анализ занятий, проведение комплексных занятий, организация досуга и развлечений детей, работа с родителями. К осуществлению работы по этим направлениям также привлекаются музыкальный руководитель, психолог.
Рассмотрим основные направления совместной работы сурдопедагога и воспитателей. Уже на этапе комплектования группы, до прихода детей в детский сад, сурдопедагог и воспитатели продумывают и осуществляют оснащение педагогического процесса дидактическими средствами, создают условия, необходимые для воспитания и обучения детей. С этой целью продумывается рациональное размещение оборудования в классе, оснащение игровых уголков, в зависимости от возраста детей размещение спортивного, трудового инвентаря. Особое значение придается специальным средствам, необходимым для коррекционной работы:, определяется место установки стационарной звукоусиливающей аппаратуры, проверяется ее исправность, определяются технические средства для проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению (тренажеры и другие технические средства). Педагоги группы совместно продумывают размещение наборных полотен для табличек и картинок, подбирают демонстрационный и раздаточный материал,™ различным разделам работы.
Совместное психолого-педагогическое изучение детей предполагает участие в его проведении воспитателей, сурдопедагога, психолога. Целью первичного обследования является изучение особенностей физического и моторного развития детей, уровня развития познавательной деятельности, сформированное™ разных видов детской деятельности, проверка состояния слуха, речи, особенностей личностного развития. Каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребенка. Сурдопедагог координирует деятельность других специалистов, согласует с ними формы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка (см. главу «Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении »)Гх„
Совместное планирование работы. Взаимодействие в работе сурдопедагога и воспитателей особенно полно проявляется в анализе программ и осуществлении ежедневного и перспективного планирования. Прежде веешхшределяются основные задачи воспитания и обучения детей данной возрастной группы и конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность методов и приемов работы. Обеспечение сквозной тематики по ряду разделов помогает обеспечить усвоение материала в разных видах деятельности, обеспечить связь наглядных и практических методов со словесными. Воспитатель и сурдопедагог могут установить тематическую связь между разделами: «Игра», «Изобразительная деятельность», «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи». Например, тема «Игрушки» в младшей группе предполагает знакомство со свойствами и назначением игрушек в процессе ознакомления с окружающим, организацию дидактических игр и обыгрывание игрушек на занятиях по игре, уточнение свойств, частей игрушек в ходе рисования. На занятиях по развитию речи происходит уточнение значения и структуры слов, обозначающих игрушки; формируются умения воспринимать их слухо-зрительно, глобально различать на табличках, понимать различные конструкции с этими словами и использовать их в общении. Воспитатель использует преимущественно наглядные (демонстрацию предметов, наблюдения за объектами природы, рассматривание картинок, просмотр мультфильмов и др.) и практические (рисование, лепка, конструирование, обыгрывание игрушек, дидактические игры) методы в сочетании со словесными. Сурдопедагог применяет больше словесные методы (ответы на вопросы, чтение, письмо, составление рассказов, заучивание стихов), которые также сочетаются с наглядными и практическими. В одних случаях сурдопедагог в планировании материала по развитию речи предполагает предварительное проведение занятий воспитателем с целью накопления наглядных представлений («Животные», «Овощи-фрукты», «Растения», «Времена года»), в других — он планирует тематику занятий, которая предполагает продолжение в работе воспитателя. Например, на занятиях по развитию речи сурдопедагогом может быть запланирована работа над чтением и пониманием сказки. В процессе этой работы дети читают сказку, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы. Уместно продолжение работы над сказкой в виде иллюстрирования фрагментов и создания книжки-самоделки на занятиях по рисованию, драматизации сказки на занятиях по игре, организации спектакля по данной сказке для малышей. Как видим, единый тематический и речевой материал усваивается детьми в разных видах деятельности, что формирует мотивацию и интерес к данной тематике, позволяет обеспечить лучшее усвоение программного материала. Однако преемственность в планировании не означает диктата со стороны сурдопедагога, его желания подчинить решению обучающих задач всю систему планирования.
Важным аспектом работы воспитателей и сурдопедагога является создание слухо-речевой среды, которая предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к речи детей. Сурдопедагог и воспитатели обсуждают единые требования к использованию разных форм речи, осуществляют контроль за устной речью детей. Это требует хорошего знания воспитателями словаря детей, состояния их произносительных навыков. Дефектолог должен учить воспитателей формам контроля за произношением, давать консультации по работе со звукоусиливающей аппаратурой.
Очень важно всем педагогам группы совместно подобрать речевой материал, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации занятий. Это в основном слова и фразы разговорно-обиходного характера: приветствия, извинения, благодарность и др. В зависимости от возраста детей и состояния их речи определяется речевой материал, который употребляется в течение квартала в разных видах деятельности. Например, для детей младшей группы это слова: «привет», «пока», «спасибо», «хочешь?» «не плачь», «не толкай», «помоги», «надень», «сними» и др. В подготовительной группе речевой материал усложняется: «здравствуйте», «до свидания», «извините», «соскучился», «обиделся...». Постоянное использование этих слов во взаимодействии взрослых и детей может способствовать включению их в словарь детей_
В ежедневной работе связь сурдопедагога и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведения занятий и организации свободной деятельности, взаимопосещениях, проведении комплексных занятий. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут быть объединены усилия всех педагогов.
Одной из форм совместной деятельности сурдопедагога, воспитателей и музыкального руководителя является организация праздников и развлечений. Это и проведение дней рождения детей в группе, организация театрализованных игр, приглашение детей другой группы на постановку сказки. Среди праздников и развлечений большое значение придается проведению утренников, которые требуют длительной совместной подготовительной работы музыкального руководителя, воспитателей и сурдопедагога. Дефектолог и воспитатели принимают участие в разработке сценария, который предлагает музыкальный руководитель, обсуждают его содержание с точки зрения возможностей участия в нем каждого ребенка. Сурдопедагог подбирает речевой материал с учетом речевых возможностей детей: загадки, шарады, стихи, заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных занятиях. Воспитатель готовит подвижные игры, шутки, фокусы, помогает детям разучить танцы и песенки. Совместное участие всех педагогов группы делает праздник для детей и родителей особенно запоминающимся.
Сурдопедагог и воспитатели осуществляют работу с родителями, которую надо вести систематически и целенаправленно. Педагоги группы сообща должны создать у родителей настрой на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Прежде всего необходимо узнать состав семьи, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку, желание родителей участвовать в воспитательной и образовательной работе. Важно выяснить наличие в семье лиц с нарушениями слуха, способы общения с ребенком, представления взрослых о возможностях ребенка и его дальнейшем развитии. Необходимо установить, как соотносится режим ребенка дома с режимом детского сада, дать родителям необходимые рекомендации.
В дошкольных учреждениях используются различные формы работы с родителями: родительские собрания, круглые столы, консультации, открытые занятия, выставки детских работ, праздники, уголки для родителей и т. д. В их организации принимают участие и учитель-дефектолог, и воспитатели. Они совместно обсуждают план работы с родителями, намечают участие каждого педагога в разных мероприятиях. Целесообразно планировать проведение родительских собраний, на которых сурдопедагог познакомит с основными направлениями коррекционно-образовательной работы с детьми данной группы, а воспитатели сообщат о содержании воспитательной работы. Все педагоги определяют общий уровень требований к ребенку, который должен быть в семье. Во время консультаций и организации круглых столов педагог дает рекомендации по организации развития речи и слухового восприятия, а воспитатели — по организации режима дня, формировании навыков самообслуживания, обучении детей играм, рисованию. Воспитатели организуют выставки детских работ, обязательно комментируют успехи детей в лепке, рисовании, формируют у родителей уважительное отношение к деятельности ребенка.
Совместно сурдопедагог и воспитатели оформляют уголки для родителей, в которых представлены материалы по воспитанию и обучению детей, интересные статьи на актуальные темы из журналов и газет, новинки литературы по дошкольной и специальной педагогике.
Как правило, на выходные и праздничные дни родители получают задания по развитию речи детей, активизации навыков общения. Важно, чтобы эти задания не были ориентированы на повторение материала в форме занятий, а были направлены на обогащение общего развития ребенка. Воспитатель, как и сурдопедагог, может дать интересное задание, связанное с наблюдениями за животными, явлениями окружающего мира, попросить детей подготовить рисунок или лепную поделку по определенной теме, подобрать игрушки для игры по интересной ребенку теме. Сурдопедагог и воспитатели должны вызывать доверие у родителей, быть их друзьями и советчиками в деле воспитания детей.
Глава4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении
§ 1. Организация психолого-педагогического изучения
С целью получения данных о развитии детей, необходимых для планирования и организации коррекционно-педагогической работы, при поступлении в дошкольное учреждение проводится их психолого-педагогическое изучение. В его проведении участвуют сурдопедагог, воспитатели, психолог дошкольного учреждения, которые получают информацию о ребенке в процессе наблюдений за ним и в ходе специального индивидуального обследования. Изучение детей проводится в первые две недели после поступления ребенка в детский сад, но при условии, что ребенок адаптирован к его условиям, а его поведение естественно и свободно. При необходимости, особенно при изучении детей раннего возраста, дошкольников с комбинированными нарушениями сроки проведения обследования могут быть увеличены. Психолого-педагогическое обследование включает в себя:
— информацию о раннем развитии ребенка;
— характеристику поведения, эмоционально-волевой сферы, черт характера;
— выявление особенностей физического и моторного развития;
— характеристику развития разных видов детской деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, элементов трудовой;
—знакомство с уровнем познавательного развития;
—проверку состояния слуха;
—проверку состояния речи.
Часть информации о ребенке собирает воспитатель в процессе наблюдений и специально организованных игр. Другую часть получает сурдопедагог в беседе с родителями, при изучении документации, проведении наблюдений и индивидуального обследования.
Первоначально сурдопедагог, воспитатели и психолог знакомятся с заключением и рекомендациями ПМПК, данными о состоянии слуха, речи, интеллекта, внимательно анализируют аудиограммы и другие документы.
Важным компонентом изучения вновь поступившего в детский сад ребенка является сбор информации о его раннем развитии. Сурдопедагогу необходимо специально выделить время для подробной беседы с матерью, выяснив все особенности индивидуального развития ребенка. Иногда информация о раннем развитии воспитанника собирается в процессе письменного анкетирования, которое должно быть дополнено беседой с родителями. Сурдопедагогу важно получить следующую информацию:
—данные о родителях (возраст, род занятий, наличие нарушений слуха), о других детях в семье;
—данные о беременности матери, заболеваниях в ходе беременности; родах; росте, весе ребенка при рождении;
—перенесенные ребенком заболевания и методы их лечения (использование ототоксических антибиотиков и др.);
—данные о физическом и моторном развитии ребенка: когда начал держать головку, стоять, сидеть, ходить;
—данные о речевом развитии: когда начал лепетать, появились ли слова и в какие сроки; что произносит в настоящее время;
— предполагаемые причины и сроки снижения слуха;
—реакция на звуки (бытовые звуки, радио, телевизор, громкая речь);
—способы общения ребенка с членами семьи, с другими детьми, в новой обстановке (естественные жесты, указания на предметы и предметные действия, звукосочетания, лепетные или усеченные слова, короткая фраза);
—любимый вид деятельности; игровые интересы ребенка: любимые игры, игрушки;
—условия воспитания ребенка до поступления в детский сад (дома, в массовом дошкольном учреждении);
— наличие и использование индивидуальных слуховых аппаратов;
— организация занятий с ребенком в семье, участие сурдопедагов в консультировании родителей.
§ 2. Содержание психолого-педагогического обследования
Сурдопедагог тщательно анализирует полученные данные, соотносит их с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. Затем он проводит обследование, которое включает в себя не-скодько направлений.
/Прежде всего педагог знакомится с внешним видом ребенка. Это важно, так как некоторые особенности внешнего вида свидетельствуют о наличии определенных заболеваний и отклонений или их
происхождении (например, своеобразная внешность при наличии некоторых генетических заболеваний). Педагог выявляет соответствие физического развития возрасту, потому что значительное отставание или, наоборот, значительное опережение в росте, весе может свидетельствовать о наличии отклонений в деятельности организма и в дальнейшем потребовать консультаций врачей. Необходимо зафиксировать наличие других особенностей внешнего вида, например амимичное выражение лица, маскообразную улыбку и другие особенности внешнего вида у ребенка.
Внимание сурдопедагога должно быть акцентировано на состоянии общей и мелкой моторики: координации движений, определении ведущей руки, темпе и согласованности движений рук. Наблюдения за состоянием крупной и мелкой моторики проводятся в течение всего обследования, предъявляются также и специальные игры и упражнения, в ходе которых ребенок выполняет ряд упражнений по подражанию взрослому. Состояние мелкой моторики также выявляется в процессе проведения различных игр («Бирюльки», «Пирамидки», «Шарики», «Колечки» и др.), упражнений на перекладывание мелких предметов, опускание их в сосуд с высоким горлышком, обыгрывание предметов различной величины и формы.
Сурдопедагог обследует уровень развития познавательной деятельности ребенка: восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения. Состояние познавательной деятельности в значительной степени определяет обучаемость ребенка, эффективность педагогического воздействия. Если в дошкольном учреждении работает педагогог-психолог, ему принадлежит ведущая роль в изучении умственного развития дошкольника, и он координирует свою деятельность с сурдопедагогом.
Детям в возрасте трех-пяти лет дают задания, в которых выявляется уровень развития восприятия, мышления, воображения, памяти. Для исследования восприятия цвета, формы, величины предлагаются дидактические игрушки типа «Башни», «Цветные шары» «Матрешка», «Пирамидка», «Коробка форм», «Занимательная коробочка» и др. Выявляется также наличие у ребенка целостного образа предметов, пространственные представления. С этой целью ребенку предлагается складывание разрезных картинок с изображением знакомых ребенку предметов. В зависимости от возраста даются картинки из различного количества частей с простой или сложной конфигурацией разреза. Для выяснения пространственных представлений ребенку может быть предложено конструирование по подражанию или по образцу (для детей старше четырех лет), конструирование из палочек.
С целью проверки уровня наглядно-действенного мышления могут быть организованы игровые ситуации, в которых детям необходимо достать кукле шар, «случайно» заброшенный мишкой на шкаф, или мяч, закатившийся под шкаф, используя стул или палку, которую педагог предусмотрительно расположил в поле зрения ребенка.
Для детей старше трех лет с целью изучения наглядно-образного мышления может быть предложена невербальная классификация по образцу, например животные и мебель, одежда и фрукты.
С целью исследования образной памяти детям этого возраста предлагаются игры «Чего не стало?», «Кто убежал?». Для изучения воображения можно предложить детям старше четырех лет дорисовать фигуры, провести игру «На что похоже?» (сравнение геометрических эталонов с изображениями предметов).
Детям старшего дошкольного возраста для исследования восприятия цвета и формы предлагаются задания на соотнесение изображений геометрических фигур разного цвета, складывание шестисоставной матрешки. Для изучения наглядно-действенного и наглядно-образного мышления может быть использована методика «Треугольники» (Н. В. Яшкова), серии наглядных задач Д. Равена, доски Сегена. У детей этого возраста выявляются некоторые показатели словесно-логического мышления: понимание значений слов разной меры обобщенности (назвать группу слов обобщающим словом или, наоборот, подобрать конкретные названия к обобщающему слову). Детям предлагается также определить последовательность событий, причинно-следственные связи (серии картинок).
Проверяются математические знания и умения: пересчет предметов, счетные операции в пределах десяти, понимание отношений «больше-меньше», «одинаково».
Проводится изучение образной и словесной памяти (по методике Т. В. Розановой). Для изучения наглядно-образной памяти детям необходимо запомнить места расположения картинок, в процессе изучения словесной памяти — воспроизвести слова, обозначающие предметы на картинках, которые дети раскладывали.
Важно не только выявить, справился ли ребенок с выполнением заданий, но и оценить способы их выполнения с точки зрения соответствия возрасту: действует ли ребенок силой, не обращая внимания на свойства предмета (пытается вложить квадрат в углубление для круга); использует ли пробы, целенаправленно прикладывая и подбирая фигуру к соответствующему углублению или отверстию; пользуется ли зрительным соотнесением, выполняя задания без затруднений. В процессе обследования неслышащий ребенок не всегда сразу понимает инструкцию, поэтому детям предлагаются различные виды помощи: совместные с ребенком действия; развернутый показ; демонстрация образца. Эти виды помощи могут сопровождаться использованием указательных и других жестов. Важно выявить, как ребенок использует помощь взрослого, является ли она ориентиром для правильного выполнения действий в дальнейшем, что свидетельствует об обучаемости ребенка. Положительным фактором является переход в выполнении заданий от действий, выполняемых вместе со взрослым или по подражанию ему, к самостоятельному.
Важно зафиксировать реакцию ребенка на ситуацию обследования, характер контактов со взрослым, отношение к предлагаемым заданиям, реакцию на одобрение и замечания, отношение к неудаче, эмоциональные реакции (плач, неудовольствие и др.). Фиксируется работоспособность, темп деятельности.
Важнейшим разделом педагогического изучения ребенка является обследование слуха детей. Прежде всего педагог внимательно анализирует данные аудиограмм, заключение врача-сурдолога, в процессе беседы с родителями выясняет их мнение о состоянии слуха ребенка, анализирует свои наблюдения за реакциями ребенка на различные звуки в быту, в играх. Важно правильно определить методику педагогического изучения слуха. Выбор методики проверки слуха зависит от ряда факторов: возраста ребенка, состояния его речи, индивидуальных особенностей, условий проведения обследования. В имеющейся литературе полно описаны методы проведения изучения слуха детей дошкольного возраста (Л. В. Нейман, 1972; Э. И. Леонгард, 1972; Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко, 1995; 1998 и др.).
При исследовании слуха у детей в возрасте до двух с половиной— трех лет используется метод фиксации безусловно-рефлекторных ориентировочных реакций на неречевые звучания (звуки музыкальных игрушек различной интенсивности и высоты), а также звуки голоса (слогосочетания). В процессе обследования слуха отмечаются все ориентировочные реакции (поворот головы, движения глаз, смех, улыбка и др.) в ответ на неречевые звуки или слогосочетания, предъявляемые голосом разговорной громкости и шепотом.
Проверка слуха детей старше двух с половиной—трех лет без речи осуществляется методом выработки условно-двигательной реакции на звучания. Ребенка учат реагировать на звуки (слогосочетания) выполнением определенных действий (снимать колечки с пирамидки, опускать мелкие предметы в красивую бутылочку и др.). Сначала ребенка учат воспринимать слогосочетания и реагировать на них, когда он видит губы взрослого, а затем, когда у ребенка сформирована четкая реакция на слухо-зрительной основе, проводится проверка слуха на голос разговорной громкости, голос повышенной громкости и на шепот с использованием экрана. Исследуется состояние слуха на каждое ухо.
Для обследования слуха детей, имеющих речь, используется знакомый детям речевой материал, включающий низкочастотные (например, дом, рыба, барабан...) и высокочастотные слова (зайчик, чашка, часы...). Слова могут быть подобраны на основе списков Л. В. Неймана (1954). В зависимости от возраста ребенка подбирается большее или меньшее число слов. Ребенку предлагается повторять слова, предъявляемые голосом разговорной громкости и шепотом. Проверяется состояние слуха на каждое ухо.
Если речь ребенка неразборчива или же он в силу своих личностных особенностей (стесняется, замкнут) не повторяет слова за взрослым, ему можно предложить различать картинки с изображением называемых объектов. Для того чтобы убедиться, что ребенок знает данные слова, ему вначале предлагается различать слова при слухо-зрительном восприятия. Затем взрослый за экраном называет слова, а ребенок указывает на соответствующие картинки. Так же как и при использовании предыдущего метода, проверяется слух на голос разговорной и повышенной громкости и на шепотную речь.
При всех способах проверки состояния слуха фиксируются следующие параметры: сила голоса (голос разговорной громкости, голос повышенной громкости, шепот); расстояние от каждого уха, с которого предъявляются звуки; характер реакции ребенка (безусловно-ориентировочные реакции: повороты головы, мигание, вскидывание глаз и др.; условно-двигательные действия: перекладывание мелких предметов и др.; повторение слов; указания на картинки).
Большое значение в первичном обследовании ребенка с нарушенным слухом придается проверке состояния речи, которая проводится в процессе наблюдений за свободной деятельностью ребенка (игрой, рисованием), в ходе проведения других разделов обследования, а также в виде специально организованного обследования. В ходе обследования необходимо выявить речевую активность ребенка, понимание речи, активную речь, использование различных невербальных средств. Уже в ходе предварительных наблюдений сурдопедагог фиксирует все спонтанные речевые реакции, отмечает особенности общения: стремится ли ребенок к контакту со взрослыми и детьми, какие средства коммуникации он использует, понимает ли простые словесные инструкции («играй», «возьми куклу»). В процессе общения с ребенком необходимо зафиксировать внимание ребенка к говорящему взрослому, к его лицу, подражание предметным и речевым действиям. Эти показатели являются предпосылками развития языковой способности, необходимыми условиями речевого развития ребенка с нарушенным слухом.
Обследование речи — целостный процесс, в ходе которого, как правило, понимание речи и активное пользование ею проверяются при выполнении одних и тех заданий. Понимание речи проверяется в том случае, если в процессе предварительных наблюдений ребенок продемонстрировал понимание и употребление хотя бы небольшого количества полных или лепетных слов. Так, уже в процессе обыгрывания игрушек, рассматривания картинок фиксируются речевые реакции ребенка, ему задают простые вопросы, предлагают для выполнения несложные побуждения. Сурдопедагог дает ребенку игрушки или картинки с изображением знакомых предметов, просит показать некоторые из них («Где мишка? Где яблоко?»). Для некоторых глухих и слабослышащих детей такие вопросы могут оказаться недоступными, и им можно предложить лепетные слова («Где ав-ав?»). Для детей, которые понимают значения слов, представленных на картинках, предлагаются побуждения, предполагающие действия с игрушками или картинками («Возьми зайку. Дай мишку» и др.), или простые бытовые действия («Беги. Прыгай. Закрой глаза»). Для слабослышащих детей с фразовой речью для проверки понимания целесообразно дать более сложные конструкции, включающие большее количество глаголов, прилагательные, предлоги («Спрячь мяч под стол», «Принеси большого мишку», «Посади маленького мишку на стул»).
При проверке активной речи важно выявить, каким словарем пользуется ребенок, каков характер произнесения слов. С этой целью взрослый демонстрирует ребенку игрушки или картинки с изображением знакомых предметов, простых действий. Если ребенок не называет указанные предметы, он задает вопросы: «Кто это? Что это? Что делает?» Сурдопедагог фиксирует точное воспроизведение слова ребенком. Это могут быть полные, усеченные или лепетные слова. Следует проверить не только возможность самостоятельного называния предметов, действий, но и возможность подражания речи, повторения слов за взрослым, т. е. сопряженно-отраженное проговаривание. С этой целью сурдопедагог произносит слово сам, побуждает ребенка повторять за ним, анализируя, изменяется ли характер произнесения слова. Некоторые слабослышащие дети по подражанию педагогу воспроизводят «контур» слова, что положительно характеризует их речевые возможности. У слабослышащих детей, у которых есть хотя бы небольшой словарь, необходимо проверить наличие фразовой речи. С этой целью им даются картинки с изображением несложных сюжетов, предлагается рассмотреть и назвать происходящие события («Дети играют. Мальчик упал и плачет»).
В протоколе фиксируются все речевые реакции ребенка: отдельные звуки или звукосочетания, б