С чем связывают рождение этнопсихологии в России?

а) со всплеском национального самосознания народов России

б) с деятельность Русского географического общества

в) с развитием народной педагогики

г) с накоплением большого эмпирического материала

д) с расширением Российской империи

32. Где и когда произошло зарождение этнопсихологии как самостоятельной науки?

а) США, начало ХХ века

б) Россия, начало ХХI века

в) Англия, середина ХХ века

г) Германия, середина ХХI века

д) Япония, IX век

Что такое «этнос»?

а) население государства, жители страны

б) принадлежность человека к той или иной нации

в) исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих единым языком, определенной территорией, относительно стабильными особенностями культуры и психики, общим самосознанием и самоназванием

г) общность людей, сложившаяся в результате разложения племенных отношений на базе единства территории, хозяйственной жизни и быта

д) это результат этнического развития народностей

34. Основатели «психологии народов» в Германии:

а) А.А. Потебня и В. Вундт

б) И.Г. Гердер и Ш. Монтескье

в) М. Лацарус и Г. Штейнталь

г) И. Кант и Г. Гегель

д) К.Д. Каверин и Г.Г. Шпет

35. Основные идеи школы Ф. Боаса:

а) принцип историзма и конкретности

б) принцип плюрализма и историзма

в) принцип системности и необратимости

г) принцип деятельности и культурной обусловленности

д) принцип единства сознания и деятельности

36. Осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений – это:

а) национальная самоценность

б) национальное сознание

в) национальность

г) национальный менталитет

д) национальное самосознание

Кто из американских ученых ввел понятие «основной личностной структуры»?

а) В. Вундт

б) А.А. Потебня

в) А. Кардинер

г) Ш. Монтескье

д) Д. Юм

Чем занимается сравнительная этнопсихология?

а) сравнивает психологические особенности разных этносов, пытаясь обнаружить сходства и различия

б) изучает основные черты этносов и особенности межэтнических отношений, психическую структуру того или иного народа

в) занимается использованием этнопсихологических данных для решения практических вопросов внутриэтнической и внешнеэтнической жизни

г) занимается описанием психического склада и этногенеза того или иного народа

д) занимается созданием методов и методик этнопсихологических исследований

Что такое «этническая идентичность»?

а) исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации

б) отождествление себя с членами какой-то этнической группы

в) эмоционально-окрашенное отношение людей к своей этнической общности, другим народам и ценностям

г) сложившаяся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившаяся в повседневной жизни, передающаяся новым поколениям правила, нормы, стереотипы поведения

д) общественно-психологические и социальные явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической группы

Культурная дистанция между беседующими обычно короче, чем у европейцев. Они почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии. При первом знакомстве выражают радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции». О какой этнической общности идет речь?

а) Американцах

б) Арабах

в) Французах

г) Японцах

д) немцах

Ключи к тесту

б а г г а-2, б-3, в-1 а б в д в 1б, 2в, 3а а д б,г б
а б в а г в д д г в г в г в б
 
б г в в б д в а б б  

Критерии оценки уровня выполнения тестов

84-100% Повышенный уровень Количество правильных ответов в тесте 84-100%.
66-83 % Базовый уровень Количество правильных ответов в тесте 66-83%.
50-65% Пороговый уровень Количество правильных ответов в тесте 50-65%.

ВАРИАНТ 3

1. Этнография, этнология, фольклористика это:

а) описательные науки;

б) этнопедагогические науки;

в) методологические науки;

г) методика преподавания.

2. Категория меры в народной педагогике выражается в:

а) интервалах или диапазонах;

б) запретах, требованиях, правилах, во взаимоотношениях;

в) качестве элемента некоей целостности;

г) создании человеком определенной мерности бытия.

3. Отбор содержания народной педагогики для использования его в современных условиях относится к:

а) методике воспитания личности человека;

б) принципам воспитания детей;

в) проблеме этнопедагогики;

г) закономерностям развития кооперации.

4. К внешнему фактору, влияющему на развитие общей этнопедагогики относится:

а) глобализация общества, технический прогресс, убыстрение темпа жизни, повышение уровня жизни;

б) уточнение и коррекция её категориального аппарата и основных понятий;

в) разработка методологической основыэтнопедагогики с позиции философии науки;

г) разработка критериев оценки воспитанности человека.

5. Совокупность индивидов, связанных осознанием своего единства, общности происхождения, языка, верований и солидарностью социальных и политических интересов выражается в:

а) диалогово-сквозном этапе становления и развития общей этнопедагогики;

б) индивидуально сквозном этапе становления и развития общей этнопедагогики;

в) этническом этапе становления и развития общей этнопедагогики;

г) национальном этапе становления и развития общей этнопедагогики.

6. В общей этнопедагогике целью воспитания понимается:

а) всестороннее изучение и теоретическое обобщение опыта народов в области воспитания детей;

б) формирование уважительного отношения к истории и культуре народов;

в) целостный, систематический процесс формирования новой модели человека планетарного человека на основе интеграции требуемых современных личностных качеств, нравственного идеала;

г) актуализация народного опыта воспитания в условиях глобализации общества

7. Устное народное творчество – это…

а) метод воспитания

б) форма воспитания

в) принцип воспитания

г)средство воспитания

д) содержание воспитания
8. Принцип культуросообразности в этнопедагогике предполагает:

а) учет этнической принадлежности человека;

б) учет ментальных особенностей личности;

в) учет этнонациональных особенностей родной культуры;

г) учет диалектического единства биологических свойств человека и его социальных качеств;

д) все ответы верны.

9. Принцип народности в этнопедагогике предполагает:

а) учет этнической принадлежности человека;

б) учет ментальных особенностей личности;

в) учет этнонациональных особенностей родной культуры;

г) учет диалектического единства биологических свойств человека и его социальных качеств;

д)все ответы верны.
10. Кому принадлежит идея «материнской школы»:

а) Я.А.Коменскому;

б) К.Д.Ушинскому;

в) А. Кунанбаеву;

г)Ы. Алтынсарину

д) В.А.Сухомлинскому

11. Фактор этнического воспитания:

а) культура

б) туризм

в) общение

г) спорт

д) творчество
12. Кем впервые в педагогике разработан принцип природосообразности:

а) В.А. Сухомлинским

б) К.Д. Ушинским

г) Я.А. Коменским;

д) А.С. Макаренко

е) С.И. Гессеном.
13. Кем впервые в педагогике разработан принцип народности:

а) В.А. Сухомлинским

б) К.Д. Ушинским

в) Я.А. Коменским

г) А.С. Макаренко

д) С.И. Гессеном
14. Этнопедагогическое образование – это…

а) формирование национального самосознания

б) система знаний о культуре, истории, языке, религии, обычаях, традициях народа

в) процесс и результат овладения студентами знаний о научных основах этнопедагогики, приобретение умений, навыков творческого использования богатейшего воспитательного опыта народа в современных условиях

г) формирование целостной личности педагога-профессионала

д) образование полученное в народе
15. Кто выдвинул теорию этноса?

а) Ушинский К.Д., Орлова Э.А.

б) Волков Г.Е., Макаренко А.С.

в) Жунусова Н.С., Кожахметова К.Ж.

г) Гумилев Л.Н., Бромлей Ю.В.

д) Стельмахович М.И., Калиев С.К.

16. Наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях:

а) этнопсихология

б) история

в) этнопедагогика

г) этнография

д) философия
17. Кому принадлежит идея о школе родного языка?

а) Я.А. Коменскому

б) К.Д. Ушинскому

в) В.А. Сухомлинскому

г) А.С. Макаренко

д) С.И. Гессену
18. Один из основных принципов воспитания в народной педагогике:

а) принцип научности

б) принцип доступности

в) принцип систематичности

г)принцип природосообразности

д) принцип прочности
19. Функция языка –

а) регулирует поведении людей

б) выражает нормы отношении людей

в) общение разных народностей

г) влияние на отношении этнические группы

д) служить средством передачи информации, средством общения

Наши рекомендации