Тема 7. Факторы народного воспитания, Их взаимодействие

Сущность факторов народного воспитания. Понятие о факторах как движущих силах народной педагогики и народного воспитания.

Природосообразность как универсальный педагогический принцип. Родная природа как среда обитания и формирования личности. Принцип естественных последствий в воспитании. Поклонение природе – как Исполину. Игровая деятельность в жизни ребенка. Народные игры и состязания. Родное слово и его приоритетность. Материнский язык. Материнское слово и народность. Межнациональный фонд детского фольклора. Паритетность двуязычия. Общение детей в условиях двуязычия, многоязычия. Культура межнационального общения. Возрождение естественного народного опыта взаимного изучения национальных языков и культур. Трудовая деятельность – народные ремесла. Семейный быт разных народов. Этикетные традиции семьи. Система традиций в культуре народов России. Искусство и религия.

Раздел 3. Современное функционирование народной педагогики

Тема 8. Современное функционирование народной педагогики

Педагогическая публицистика в условиях демократии как форма современного функционирования народной педагогики. Диалог культур. Престиж школы. Социальная стабильность ее положения. Общественная репутация учителя. Писатели-педагоги, богатство этно-педагогической информации в их творчестве.

Деятели культуры и науки как народные просветители, как народные педагоги, как народные заступники. Интеллигенция в борьбе за демократию, народность воспитания, гуманизм во взаимоотношениях поколений. Актуализация опыта и идей народной педагогики в трудах выдающихся деятелей науки, культуры и искусства.

Этнопедагогизация целостной системы учебно-воспитательной работы как факт и фактор демократизации школьной жизни. Гуманизация, гумани­таризация школы в контексте этнопедагогического прогресса. Демократиза­ция общества и образования как закономерная тенденция времени. Общая характеристика современной этнопедагогической доктрины и ее тенденций. Решающая ставка на сохранение и развитие традиционной нравственности в духе общинности и соборности.

Народность школы и ее самобытность.

Этнопедагогическая и этнопсихологическая подготовка учителя. Этнопедагогическое осмысление процесса современного образования и воспитания.

ЭТНОПСИХОЛОГИЯ

Раздел 1. Этническая психология как наука

Предмет, задачи и методология этнической психологии

Как науки

Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Различия в предмете этнопсихологии и других наук. Взаимосвязь этнопсихологии с другими науками. Предмет, основные понятия и категории этнической психологии. Методология этнической психологии как науки. Общая, специальная, частная методология. Задачи этнической психологии как науки.

История возникновения и становления этнопсихологии

Этнопсихологические идеи в европейской науке. Зарождение этнопсихологии в истории и философии. Зарубежная этнопсихология в XIX веке. Психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт). Современная западная этнопсихология: концепции «базовой личности», «модальной личности», «конфигурационной личности» (Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, А. Кардинер, Р. Линтон и др.).

Этническая психология в России и СССР. Истоки проявления интереса к этнической психологии и особенности ее зарождения в России (Н.Г. Чернышевский, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин, К.М.Бэр, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.О. Ключевский, А.А. Потебня, и др.).

Развитие этнической психологии в России в XX веке (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, Д.Н. Овсянико - Куликовский, Г.Г. Шпет, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Б.Ф. Поршнев, Л.Н. Гумилев).

Раздел 2. Этнопсихологические феномены

Содержание психологии нации

Человечество, этнос, нация. Понятие «этнос» и «этничность». Свойства и природа этноса. Системообразующие компоненты психологии нации. Национальный характер. Национальный темперамент. Национальный склад ума Национальные чувства и настроения. Национальные традиции и привычки. Динамические компоненты психологии нации: национально-психологические особенности. Мотивационно-фоновые, интел­лектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности. Свойства национальной психологии. Функции национальной психики: объективизация этни­ческой специфики, регулятивная, контролирующая.

Этническая идентичность

Основные подходы к пониманию этнического феномена: этническая идентичность. Основные компоненты этнической идентичности. Понятие «этнический аттитюд». Его виды. Этнодифференцирующие признаки (этноопределители). Этапы становления этнической идентичности. Стратегии поддержания этнической идентичности. Этническая константность. Времен­ная последовательность формирования трех основных констант. Мо­дели формирования этнической идентичности. Модели измерения этнической идентичности. Этноцентризм как социально-психологическое явление. Этнические стереотипы, их виды и функции. Психологические особенности этнической стереотипизации. Автосте­реотипы и гетеростереотипы Основные свойства этнических стереотипов.Национальные предрассудки.

Этническая толерантность

Этимология термина «толерантность». Аспекты рассмотрения толерантности (Н.А. Асташова): как ценность, как принцип, как норма, как идеал, как внутренняя установка (В.А. Тишков). Основные психологические составляющие толерантности: эмпантия, коммуникативная толерантность. Этническая толерантность и интолерантность. Толерантная и интолерантная личность. Понятие об ин(in) – аут(out – group) группах. Естественная толерантность и проблемная толерантность. Разновидности проблемной толерантности. Критерии межкультурной толерантности. Схема формирования толерантности. Педагогические условия формирования толерантности. Синергетическая концепция толерантного взаимодействия.

Наши рекомендации