Тема 7. Факторы народного воспитания, Их взаимодействие
Сущность факторов народного воспитания. Понятие о факторах как движущих силах народной педагогики и народного воспитания.
Природосообразность как универсальный педагогический принцип. Родная природа как среда обитания и формирования личности. Принцип естественных последствий в воспитании. Поклонение природе – как Исполину. Игровая деятельность в жизни ребенка. Народные игры и состязания. Родное слово и его приоритетность. Материнский язык. Материнское слово и народность. Межнациональный фонд детского фольклора. Паритетность двуязычия. Общение детей в условиях двуязычия, многоязычия. Культура межнационального общения. Возрождение естественного народного опыта взаимного изучения национальных языков и культур. Трудовая деятельность – народные ремесла. Семейный быт разных народов. Этикетные традиции семьи. Система традиций в культуре народов России. Искусство и религия.
Раздел 3. Современное функционирование народной педагогики
Тема 8. Современное функционирование народной педагогики
Педагогическая публицистика в условиях демократии как форма современного функционирования народной педагогики. Диалог культур. Престиж школы. Социальная стабильность ее положения. Общественная репутация учителя. Писатели-педагоги, богатство этно-педагогической информации в их творчестве.
Деятели культуры и науки как народные просветители, как народные педагоги, как народные заступники. Интеллигенция в борьбе за демократию, народность воспитания, гуманизм во взаимоотношениях поколений. Актуализация опыта и идей народной педагогики в трудах выдающихся деятелей науки, культуры и искусства.
Этнопедагогизация целостной системы учебно-воспитательной работы как факт и фактор демократизации школьной жизни. Гуманизация, гуманитаризация школы в контексте этнопедагогического прогресса. Демократизация общества и образования как закономерная тенденция времени. Общая характеристика современной этнопедагогической доктрины и ее тенденций. Решающая ставка на сохранение и развитие традиционной нравственности в духе общинности и соборности.
Народность школы и ее самобытность.
Этнопедагогическая и этнопсихологическая подготовка учителя. Этнопедагогическое осмысление процесса современного образования и воспитания.
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
Раздел 1. Этническая психология как наука
Предмет, задачи и методология этнической психологии
Как науки
Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Различия в предмете этнопсихологии и других наук. Взаимосвязь этнопсихологии с другими науками. Предмет, основные понятия и категории этнической психологии. Методология этнической психологии как науки. Общая, специальная, частная методология. Задачи этнической психологии как науки.
История возникновения и становления этнопсихологии
Этнопсихологические идеи в европейской науке. Зарождение этнопсихологии в истории и философии. Зарубежная этнопсихология в XIX веке. Психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт). Современная западная этнопсихология: концепции «базовой личности», «модальной личности», «конфигурационной личности» (Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, А. Кардинер, Р. Линтон и др.).
Этническая психология в России и СССР. Истоки проявления интереса к этнической психологии и особенности ее зарождения в России (Н.Г. Чернышевский, Н.И. Надеждин, К.Д. Кавелин, К.М.Бэр, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, В.О. Ключевский, А.А. Потебня, и др.).
Развитие этнической психологии в России в XX веке (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, Д.Н. Овсянико - Куликовский, Г.Г. Шпет, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Б.Ф. Поршнев, Л.Н. Гумилев).
Раздел 2. Этнопсихологические феномены
Содержание психологии нации
Человечество, этнос, нация. Понятие «этнос» и «этничность». Свойства и природа этноса. Системообразующие компоненты психологии нации. Национальный характер. Национальный темперамент. Национальный склад ума Национальные чувства и настроения. Национальные традиции и привычки. Динамические компоненты психологии нации: национально-психологические особенности. Мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности. Свойства национальной психологии. Функции национальной психики: объективизация этнической специфики, регулятивная, контролирующая.
Этническая идентичность
Основные подходы к пониманию этнического феномена: этническая идентичность. Основные компоненты этнической идентичности. Понятие «этнический аттитюд». Его виды. Этнодифференцирующие признаки (этноопределители). Этапы становления этнической идентичности. Стратегии поддержания этнической идентичности. Этническая константность. Временная последовательность формирования трех основных констант. Модели формирования этнической идентичности. Модели измерения этнической идентичности. Этноцентризм как социально-психологическое явление. Этнические стереотипы, их виды и функции. Психологические особенности этнической стереотипизации. Автостереотипы и гетеростереотипы Основные свойства этнических стереотипов.Национальные предрассудки.
Этническая толерантность
Этимология термина «толерантность». Аспекты рассмотрения толерантности (Н.А. Асташова): как ценность, как принцип, как норма, как идеал, как внутренняя установка (В.А. Тишков). Основные психологические составляющие толерантности: эмпантия, коммуникативная толерантность. Этническая толерантность и интолерантность. Толерантная и интолерантная личность. Понятие об ин(in) – аут(out – group) группах. Естественная толерантность и проблемная толерантность. Разновидности проблемной толерантности. Критерии межкультурной толерантности. Схема формирования толерантности. Педагогические условия формирования толерантности. Синергетическая концепция толерантного взаимодействия.