Тема 1. Предмет этнопедагогики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины:Этнопедагогика и этнопсихология
Уровень основной образовательной программы: бакалавриат
Рекомендуется для направления подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование профиль «Психология образования»
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование профиль «Психология образования» (утвержден от 22 марта 2010 г. N 200) и учебного плана по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование
(профиль Психология образования), утвержденного Ученым советом ГАГУ (от 06.03.2013, протокол № 2).
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры социальной педагогики 20 мая 2013 года, протокол № 10; на заседании кафедры психологии личности
29 июня 2013 года, протокол № 10.
1 Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины:
- сформировать теоретические знания, практические умения и способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий;
- развить способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный уровень, профессиональную квалификацию.
Задачи дисциплины:
1. Ознакомить студентов с исследованиями классических и современных отечественных и зарубежных ученых по проблемам этнопедагогики и этнопсихологии;
2. Ознакомить студентов с экспериментальными исследованиями межкультурных различий.
3. Развить социально-коммуникативную, профессионально-личностную компетентности, способности к сотруднической деятельности, работе в команде, мобильность, готовность к инновациям;
4. Сформировать профессиональную позицию по отношению к другим участникам образовательного процесса.
Содержание курса «Этнопедагогика и этнопсихология» предусматривает лекции и семинарские занятия.
2 Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Этнопедагогика и этнопсихология» относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В.ОД.9).
Для освоения дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов «Социальная психология» (ПКСП-4, ПКСП-6), «Социальная педагогика» (ПКСП-1, ПКСП-3, ПКСП-6).
Освоение дисциплины «Этнопедагогика и этнопсихология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Практикум по решению профессиональных задач», а также курсов по выбору студентов «Психологическая служба в образовании», «Психолого-педагогическая антропология», «Ролевые игры в образовании», «Основы профессионального мастерства классного руководителя», «Управление образовательными системами».
Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Наименование разделов (темы) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||
Этническая педагогика как наука, ее предмет и объект | Народная педагогика как транслятор традиционной культуры воспитания подрастающего поколения | Современное функционирование народной педагогики | Этническая психология как наука | Этнические феномены | Психология межэтнического взаимодействия | ||
1. | Психолого-педагогическая антропология | + | + | + | + | + | + |
2. | Ролевые игры в образовании | + | + | + | + | + | + |
3. | Основы профессионального мастерства классного руководителя | + | + | + | + | + | + |
4. | Управление образовательными системами | + | + | + | + | + | + |
5. | Психолого-педагогический практикум | + | + | + | + | + | + |
3 Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ОПК-9).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные понятия этнопедагогики и этнопсихологии;
- принципы организации совместной деятельности и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды;
- пути приобщения обучающихся к общечеловеческим, национальным духовным ценностям, формирования активного отношения к миру;
уметь:
-анализировать современные этнопедагогические концепции;
-выбирать методы и средства воспитания и обучения из народной педагогики;
- организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды.
владеть:
- системой знаний и представлений о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;
- системой знаний о формах, методах, приемах физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического, экологического образования.
- приемами ведения профессиональной деятельности в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития.
4 Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц.
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестр | Семестр |
Аудиторные занятия (всего) | 72/2 | 28/0,8 | 44/1,2 |
В том числе: | |||
Лекции | 28/0,75 | 10/0,3 | 18/0,5 |
Лабораторные работы (ЛР) | |||
Семинары (С) | 44/1,25 | 18/0,5 | 26/0,7 |
Самостоятельная работа (всего) | 144/4 | 60/1,6 | 84/2,4 |
В том числе: | - | ||
Реферат | |||
Другие виды самостоятельной работы | |||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | 36/1 | Зачет с оценкой | Экзамен 36/1 |
Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы | 252/7 | 88/2,4 | 164/4,6 |
2,4 | 4,6 |
Матрица соответствия компетенций и разделов (тем) дисциплины
Наименование раздела (темы) дисциплины | Всего часов | Компетенция | Сумма компетенций | |
ОПК-6 | ОПК-9 | |||
Этническая педагогика как наука, ее предмет и объект | + | + | ||
Народная педагогика как транслятор традиционной культуры воспитания подрастающего поколения | + | + | ||
Этническая психология как наука | + | + | ||
Этнопсихологические феномены | + | + | ||
Зачет с оценкой | - | + | + | |
Современное функционирование народной педагогики | + | + | ||
Психология межэтнического взаимодействия | + | + | ||
экзамен | + | + | ||
итого |
- Содержание разделов дисциплины
ЭТНОПЕДАГОГИКА
Раздел 1. Этническая педагогика как наука, ее предмет и объект
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ
Как науки
Этнопсихология как междисциплинарная область знаний. Различия в предмете этнопсихологии и других наук. Взаимосвязь этнопсихологии с другими науками. Предмет, основные понятия и категории этнической психологии. Методология этнической психологии как науки. Общая, специальная, частная методология. Задачи этнической психологии как науки.
Содержание психологии нации
Человечество, этнос, нация. Понятие «этнос» и «этничность». Свойства и природа этноса. Системообразующие компоненты психологии нации. Национальный характер. Национальный темперамент. Национальный склад ума Национальные чувства и настроения. Национальные традиции и привычки. Динамические компоненты психологии нации: национально-психологические особенности. Мотивационно-фоновые, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие национально-психологические особенности. Свойства национальной психологии. Функции национальной психики: объективизация этнической специфики, регулятивная, контролирующая.
Этническая идентичность
Основные подходы к пониманию этнического феномена: этническая идентичность. Основные компоненты этнической идентичности. Понятие «этнический аттитюд». Его виды. Этнодифференцирующие признаки (этноопределители). Этапы становления этнической идентичности. Стратегии поддержания этнической идентичности. Этническая константность. Временная последовательность формирования трех основных констант. Модели формирования этнической идентичности. Модели измерения этнической идентичности. Этноцентризм как социально-психологическое явление. Этнические стереотипы, их виды и функции. Психологические особенности этнической стереотипизации. Автостереотипы и гетеростереотипы Основные свойства этнических стереотипов.Национальные предрассудки.
Этническая толерантность
Этимология термина «толерантность». Аспекты рассмотрения толерантности (Н.А. Асташова): как ценность, как принцип, как норма, как идеал, как внутренняя установка (В.А. Тишков). Основные психологические составляющие толерантности: эмпантия, коммуникативная толерантность. Этническая толерантность и интолерантность. Толерантная и интолерантная личность. Понятие об ин(in) – аут(out – group) группах. Естественная толерантность и проблемная толерантность. Разновидности проблемной толерантности. Критерии межкультурной толерантности. Схема формирования толерантности. Педагогические условия формирования толерантности. Синергетическая концепция толерантного взаимодействия.
Особенностей людей
Логика и принципы этнопсихологических исследований. Виды этнопсихологических исследований. Стандартное этнопсихологическое исследование. Кросскультурное этнопсихологическое исследование. Принципы этнопсихологического исследования. Основные методы этнопсихологических исследований. Дополнительные методы этнопсихологических исследований. Надежность этнопсихологических исследований.
5.2 Разделы и (или) темы дисциплины и виды занятий
№ п/п | Темы | Всего часов | Аудиторные занятия | Самост. работа | ||||||||||
лекции | семин. занятия | практ. занятия | лабор. работы | |||||||||||
ЭТНОПЕДАГОГИКА | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ 1. Этническая педагогика как наука, ее предмет и объект | ||||||||||||||
1. | Введение в предмет этнопедагогики | - | ||||||||||||
2. | Этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен | |||||||||||||
Этнопедагогическая эволюция: наследие, традиции, преемственность; накопление опыта и идей | - | |||||||||||||
РАЗДЕЛ 2. Народная педагогика как транслятор традиционной культуры воспитания подрастающего поколения | ||||||||||||||
4. | Традиционное воспитание и наследие педагогов-демократов во взаимодействии | |||||||||||||
5. | Идеалы совершенного человека в народном воспитании. Их социально-историческая обусловленность | |||||||||||||
6. | Методы, приемы, средства, формы народного воспитания | |||||||||||||
Факторы народного воспитания, Их взаимодействие | ||||||||||||||
Форма контроля: зачет с оценкой | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ 3. Современное функционирование народной педагогики | ||||||||||||||
8. | Современное функционирование народной педагогики | |||||||||||||
Форма итогового контроля экзамен | ||||||||||||||
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ 1. Этнопсихология как наука | ||||||||||||||
1. | Предмет, задачи и методология этнической психологии как науки | |||||||||||||
2. | История возникновения и становления этнопсихологии | |||||||||||||
РАЗДЕЛ 2. Этнопсихологические феномены | ||||||||||||||
3. | Содержание психологии нации | |||||||||||||
4. | Этническая идентичность | |||||||||||||
5. | Этническая толерантность | |||||||||||||
Форма контроля: зачет с оценкой | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ 3. Психология межэтнического взаимодействия | ||||||||||||||
6. | Психология межкультурного взаимодействия | |||||||||||||
7. | Психологическая специфика этнических конфликтов | |||||||||||||
8. | Этнопсихология семейных отношений | |||||||||||||
9. | Методы изучения национально-психологических особенностей людей | |||||||||||||
Форма итогового контроля 36 экзамен | ||||||||||||||
Итого | ||||||||||||||
Содержание семинарских занятий
Тема дисциплины | Содержание тем | Трудоемкость в часах | Компетенции |
ЭТНОПЕДАГОГИКА | |||
Этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен | 1. Народность и человечность как универсальные признаки демократии и гуманизма. 2. Этнический, национальный характер народной педагогики. 3. Этнопедагогика - наука об этнической системе воспитания, ее общечеловеческое значение. 4. Этнопедагогика как история и теория народной педагогики, народного воспитания. 5. Этнопедагогические исследования общности народных педагогических культур. 6. Национально-особенное в педагогике и сплочение этносов в единое человечество глубинными истоками их духовности. 7. Педагогическая культура любого и каждого народа как феномен мировой цивилизации. | ОПК-6, ОПК-9 | |
Этнопедагогическая эволюция: наследие, традиции, преемственность; накопление опыта и идей | 1. Понятие педагогического прогресса и его критерии. 2. Этническая направленность духовно-педагогического прогресса. 3. Историко-педагогическая преемственность - закономерность развития традиционной этнокультуры воспитания. 4. Специфика эволюции и преемственности в истории педагогической мысли и педагогической практики, в материальных и духовных компонентах традиционной культуры воспитания. 5. Семья и школа как этнопедагогические факторы сохранения и развития наследия, традиций и преемственности народной культуры воспитания. | ОПК-6, ОПК-9 | |
Традиционное воспитание и наследие педагогов-демократов во взаимодействии | 1. Народная мудрость воспитания как источник педагогики. 2. Пансофический характер народной педагогики. 3. Я.А. Коменский как исследователь народных традиций воспитания. «Сокровищница чешского языка», «Чешская дидактика», «Мудрость старых чехов», «Завещание умирающей матери братской общины». 4. Община как народная школа. Отчий дон как школа нравов (Песталоцци). 5. Школа как организм общественного воспитания, принцип народности – К.Д. Ушинский. 6. А.С. Макаренко о значении традиций в детском коллективе. 7. Проблема духовного обогащения личности в наследии В.А. Сухомлинского. Демократический и гуманистический подход в воспитании подрастающего поколения. | ОПК-6, ОПК-9 | |
Идеалы совершенного человека в народном воспитании. Их социально-историческая обусловленность | 1. Естественный характер стремления людей к самосовершенствованию, к самореализаций. 2. Этническое своеобразие идеалов совершенного человека в традиционной культуре народов России. 3. Понятие педагогического идеала в традиционной системе воспитания. 4. Актуализация народных идеалов в современной практике воспитания. 5. Народный фольклор и его значение в деле воспитания. 6. Общенародные праздники и участие в них детей. Гармонические функции природы в духовно-нравственном обогащении личности. 7. Комплексный подход к экологическому воспитанию в традициях народной педагогики. | ОПК-6, ОПК-9 | |
Методы, приемы, средства, формы народного воспитания | 1. Общее понятие о методах и формах народного воспитания, о средствах народной педагогики. 2. Прогрессивное и передовое, реакционное и устаревшее в приемах и методах народного воспитания. 3. Исторические оценки и характеристики. Переоценка отдельных методов с точки зрения современных требований. 4. Нравственное кредо и статус семьи и рода. 5. Вечные заветы семьи, рода, предков. 6. Педагогические заповеди мудрых старцев русского и других народов России. | ОПК-6, ОПК-9 | |
Факторы народного воспитания и их взаимодействие | 1. Сущность факторов народного воспитания. 2. Понятие о факторах как движущих силах народной педагогики и народного воспитания. 3. Природосообразность как универсальный педагогический принцип. 4. Родная природа как среда обитания и формирования личности. 5. Принцип естественных последствий в воспитании. Поклонение природе – как Исполину. 6. Игровая деятельность в жизни ребенка. 7. Народные игры и состязания. 8. Родное слово и его приоритетность. Материнский язык. Материнское слово и народность. 9. Межнациональный фонд детского фольклора. 10. Паритетность двуязычия. Общение детей в условиях двуязычия, многоязычия. 11. Культура межнационального общения. 12. Возрождение естественного народного опыта взаимного изучения национальных языков и культур. 13. Трудовая деятельность – народные ремесла. 14. Семейный быт разных народов. 15. Этикетные традиции семьи. Система традиций в культуре народов России. 16. Искусство и религия. | ОПК-6, ОПК-9 | |
Современное функционирование народной педагогики | 1. Педагогическая публицистика в условиях демократии как форма современного функционирования народной педагогики. 2. Диалог культур. 3. Писатели-педагоги, богатство этно-педагогической информации в их творчестве. 4. Деятели культуры и науки как народные просветители, как народные педагоги, как народные заступники. 5. Интеллигенция в борьбе за демократию, народность воспитания, гуманизм во взаимоотношениях поколений. 6. Актуализация опыта и идей народной педагогики в трудах выдающихся деятелей науки, культуры и искусства. 7. Этнопедагогизация целостной системы учебно-воспитательной работы как факт и фактор демократизации школьной жизни. 8. Гуманизация, гуманитаризация школы в контексте этнопедагогического прогресса. 9. Демократизация общества и образования как закономерная тенденция времени. 10. Общая характеристика современной этнопедагогической доктрины и ее тенденций. Решающая ставка на сохранение и развитие традиционной нравственности в духе общинности и соборности. 11. Народность школы и ее самобытность. 12. Этнопедагогическая и этнопсихологическая подготовка учителя. 13. Этнопедагогическое осмысление процесса современного образования и воспитания. | ОПК-6, ОПК-9 | |
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ | |||
Этнопсихология как наука | 1. Этнопсихология как наука. Ее объект, предмет и задачи. 2. Методология этнической психологии. Ее уровни. 3. Методологические принципы этнопсихологии как науки. 4. Связь этнической психологии с другими науками. 5. Зарождение этнопсихологии в истории и философии. 6. Изучение психологии народов в Германии и России. 7. Психология народов В. Вундта. 8. Основные теоретические ориентации этнопсихологических исследований: релятивизм, абсолютизм, универсализм. 9. Г.Г. Шпет о предмете этнической психологии 10. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека 11. К. Леви-Строс об универсальности структуры мышления. | ОПК-6, ОПК-9 | |
Содержание психологии нации | 1. Понятие «этнос» и «этничность». 2. Свойства и природа этноса. 3. Системообразующие компоненты психологии нации. 4. Динамические компоненты психологии нации. 5. Функции национальной психики: объективизация этнической специфики, регулятивная, контролирующая. 6. Свойства национальной психологии. | ОПК-6, ОПК-9 | |
Этническая идентичность | 1. Этническая идентичность. Основные ее компоненты. 2. Понятие «этнический аттитюд». Его виды. 3. Этнодифференцирующие признаки (этноопределители). 4. Этапы становления этнической идентичности. 5. Стратегии поддержания этнической идентичности. 6. Этническая константность. Временная последовательность формирования основных констант. 7. Модели формирования этнической идентичности. 8. Модели измерения этнической идентичности. 9. Этноцентризм как социально-психологическое явление. 10. Этнические стереотипы, их виды, функции и свойства. | ОПК-6, ОПК-9 | |
Этническая толерантность | 1. Этимология термина «толерантность». Аспекты рассмотрения толерантности. 2. Основные психологические составляющие толерантности: эмпантия, коммуникативная толерантность. 3. Этническая толерантность и интолерантность. 5. Критерии межкультурной толерантности. 6. Этапы формирования толерантности. 7. Педагогические условия формирования толерантности. 8. Просмотр фильма из серии «От Адама до атома»: «Толерантность, или жить с непохожими людьми». 9. Работа в малых группах: составление характеристики толерантной и интолерантной личности. | ОПК-6, ОПК-9 | |
Психология межкультурного взаимодействия | 1.Межкультурное взаимодействие, его особенности. 2.Механизмы межкультурного восприятия. 3. Факторы неизбежного формирования защитной реакции на межкультурную ситуацию. 4. Фазы адаптации личности к чужой культуре («U – кривая»): «медовый месяц»; «культурный шок»; «адаптация» или «бегство» и реадаптации («W – кривая»). 5. Концепция «культурного шока» К. Оберга. 6. «Индекс культурной дистанции» А. Фернхема, С. Бочнера. 7. Типы реакций на другую культуру и ее представителей: отрицание, защита, минимизация, принятие, адаптация, интеграция. | ОПК-6, ОПК-9 | |
Психологическая специфика этнических конфликтов | 1. Многонациональный коллектив как специфический объект воспитательного воздействия. 2. Особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений. 3. Определение и типы этнических конфликтов. 4. Причины этнических конфликтов. 5. Детерминанты межэтнических конфликтов. 6. Теория реального конфликта. 7. Основания классификации этнических конфликтов. 8. Урегулирование этнических конфликтов. 9. Специфика этнического терроризма. | ОПК-6, ОПК-9 | |
Этнопсихология семейных отношений | 1. Этнопсихологическая специфика и этапы формирования межличностных отношений в разноэтнической семье. 2. Этапы развития отношений между супругами разных национальностей. 3. Особенности конфликтов в разноэтнической семье. 4. Психологическая помощь семьям с супругами разной национальной принадлежности. 5. Своеобразие коррекционной работы психолога в разноэтнической семье. | ОПК-6, ОПК-9 | |
Методы изучения национально-психологических особенностей людей | 1. Этнопсихологическое исследование, его логика и принципы. 2. Виды этнопсихологических исследований. 3. Принципы этнопсихологического исследования. 4. Основные методы этнопсихологических исследований. 5. Дополнительные методы этнопсихологических исследований. 6. Надежность этнопсихологических исследований. 7. Социально-психологическая игра | ОПК-6, ОПК-9 |
Самостоятельная работа
Наименование темы | Содержание работы | Кол. часов | Форма отчетности | Срок контроля |
ЭТНОПЕДАГОГИКА | ||||
Введение в предмет этнопедагогики | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Этнопедагогическая система как национальный и общечеловеческий феномен | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Этнопедагогическая эволюция: наследие, традиции, преемственность; накопление опыта и идей | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Традиционное воспитание и наследие педагогов-демократов во взаимодействии | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Конспектирование | Письменная работа | Семинарское занятие | ||
Идеалы совершенного человека в народном воспитании. Их социально-историческая обусловленность | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Эссе на тему: «Толерантность в моем понимании – это…» | Письменная работа | Семинарское занятие | ||
Составление презентации по теме | Презентация | Семинарское занятие | ||
Методы, приемы, средства, формы народного воспитания | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Разработка культурного ассимилятора | Отчет | Семинарское занятие | ||
Подготовка к экзамену | Опрос | На экзамене | ||
Факторы народного воспитания, Их взаимодействие | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Подготовка презентации по теме | Презентация | Семинарское занятие | ||
Современное функционирование народной педагогики | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Работа в малых группах | Отчет, обсуждение на семинаре | Семинарское занятие | ||
ЭТНОПСИХОЛОГИЯ | ||||
Этнопсихология как наука | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Содержание психологии нации | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Этническая идентичность | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Составление тезауруса | Письменная работа | Семинарское занятие | ||
Этническая толерантность | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Эссе на тему: «Толерантность в моем понимании – это…» | Письменная работа | Семинарское занятие | ||
Составление презентации по теме | Презентация | Семинарское занятие | ||
Психология межкультурного взаимодействия | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Разработка культурного ассимилятора | Отчет | Семинарское занятие | ||
Подготовка к экзамену | Опрос | На экзамене | ||
Психологическая специфика этнических конфликтов | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Подготовка к экзамену | Опрос | На экзамене | ||
Этнопсихология семейных отношений | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Подготовка презентации по теме | Презентация | Семинарское занятие | ||
Методы изучения национально-психологических особенностей людей | Подготовка к семинару | Обсуждение проблемных вопросов | Семинарское занятие | |
Работа в малых группах | Отчет, обсуждение на семинаре | Семинарское занятие | ||
ИТОГО: |
6 Тематика курсовых работ (рефератов)
(не предусмотрены)
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1 Рекомендуемая литература
7.1.1 Основная литература:
- Баринова Е.Б. Этнопсихология [Электронный учебник] : учебник для вузов / Е.Б. Баринова, 2012, Российский университет дружбы народов. - 164 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=128732 (дата обращения 30.08.2013 г.)
- Крысько, В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 320 с.
- Нездемковская Г.В. Этнопедагогика [Электронный учебник] : учебник для вузов / Г. В. Нездемковская, 2011, Академический проект. - 232 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=137619 (дата обращения 30.08.2013 г.)
7.1.2 Дополнительная литература:
- Ермаков, В. А. Этнопсихология. Хрестоматия [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / В.А. Ермаков. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Евразийский открытый институт, 2011. - 391 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=90893 (дата обращения 30.08.2013 г.)
- Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология : учебное пособие / В. С. Кукушин, Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 448 с.
- Педагогический терминологический словарь – Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/
- Психологический словарь. – Режим доступа: http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=psychology
- Этнопсихологический словарь: словарь / ред. В. Г. Крысько. – М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 1999. - 343 с.
- Вопросы психологии: научный журнал.
- Психологический журнал.
- Психология обучения: научный журнал.
Образовательные технологии
8.1 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
- http://dob.1september.ru/2002/20/1.htm - материалы изданий «1 сентября»
- http://nii.businesschr.ru/index.htm - сайт НИИ Этнопедагогики
- http://ibooks.ru/
- http://www.znanie-sila.ru/online/issue_1502.html - статьи в журнале «Знание-сила»
- http://www.ethnomath.org - Электронная библиотека этноматематики
- http://www.nmi.su/doku.php/konf - конференции «Этнодидактика народов России»
Формы текущего контроля
10.1 Тестирование - позволяет оценить знание фактического материала, умение логически мыслить, способность к рефлексии и творчески подходить к решению поставленной задачи.
При проверке знаний, умений, качества овладения компетенциями используются две группы тестов:
а) тесты специальных способностей и достижений (задания с несколькими вариантами выбора).
в) тесты со свободными ответами (предполагают элементы творчества и личностного самовыражения, проявляют сверх нормативные знания и умения учащихся).
Тестовые задания по дисциплине «Этнопедагогика и этнопсихология»
ВАРИАНТ 1
1. К основным принципам этнопедагогики относятся:
а) принцип планирования, управления, практико-ориентированности;
б) принцип культуросообразности, интегративности, практико-ориентированности, субъективности;
в) принцип власти, управления, жёсткого контроля, субъективности;
г) все ответы верны.
2. Один из подходов раскрытия этнопедагогики эмик обозначает:
а) воспитательный подход к анализу педагогических явлений, изучающихся в отдельности;
б) культурно- специфический подход к анализу педагогических явлений;
в) универсальный подход к анализу педагогических явлений на основе сравнения;
г) управленческий подход к анализу педагогических явлений.
3. Признаки для определения этноса:
а) жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя;
б) вкусовые пристрастия, обычаи, мимика, обмен опытом, информация;
в) обмен и передача информации, обмен эмоциями, обмен опытом;
г) язык, происхождение, обычаи, материальная культура, игры, одежда.
4. Этнопедагогика - это:
а) совокупность разнообразных форм отношений при проведении культурных мероприятий;
б) отношение людей к событиям и фактам социальной действительности и их оценка;
в) совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, выработанного и накопленного в процессе общественного развития;
г) совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.
5. Отнесение расовой дифференциации к классификации этносов - это:
а) антропологическая классификация;
б) географическая классификация;
в) языковая классификация;
г) хозяйственно-культурная классификация.
6. Один из подходов раскрытия этнопедагогики этик обозначает:
а) воспитательный подход к анализу педагогических явлений, изучающихся в отдельности;
б) культурно-специфический подход к анализу педагогических явлений;
в) универсальный подход к анализу педагогических явлений на основе сравнения;
г) управленческий подход к анализу педагогических явлений.
7. К вариантам этнической идентичности относятся:
а) антропологический, географический, экономический, изолированный;
б) интегрированный, ассимилированный, изолированный, маргинальный;
в) жесты, мимика, телодвижения, одежда, взгляды, манера держать себя;
г) всё вышеперечисленное.
8. Классификация этносов по формированию свойственного им стереотипа поведения, особенностей не только материальной, но и социально-духовной культуре - это:
а) антропологическая классификация;
б) географическая классификация;
в) языковая классификация;
г) хозяйственно-культурная классификация.
9. Вставьте пропущенные слова (российского, реальность, образования, глубокие, полиэтническая).
Концепция ___________ должна учитывать, что ___________структура _________ общества – объективная _________, имеющая _________ исторические корни.
10. На основе, каких наук сформировалась дисциплина «Этнопедагогика»?
а) политология, экономика, педагогика, история, культурология, этика;
б) педагогика, сравнительная педагогика, культурология, политология, конфликтология, теория коммуникации, этика;
в) культурология, экономика, сравнительная педагогика, политология;
г) коммуникативистика, культурология, социальная психология, лингвистика;
11. Центральное место в системе физического в