Особенности эстетического развития дошкольников
Эстетическое развитие детей от младшего к старшему дошкольному возрасту идет в различных направлениях: в области ощущений и восприятия — от различения контрастных красок, форм, звуков, к более тонкому восприятию и активному осознанию красивых гармоничных сочетаний, к дифференцировке звуковысотных, ритмичных соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразию форм, поэтических созвучий.
В сфере эмоциональной и познавательной — от безотчетного эмоционального отклика на все приметное, яркое, красивое, к более сознательному отношению к прекрасному. Сенсорное развитие служит основой для формирования полноценного эстетического восприятия, овладения художественной деятельностью, выработки у детей эстетического отношения к действительности и искусству. По данным исследователей, уже к пяти годам происходит усвоение сенсорных эталонов и развитие эстетико-когнитивных и эстетико-творческих способностей ребенка.
Эстетическое восприятие — сложный познавательный процесс. В процессе восприятия ребенок по руководством взрослого совершает различные ориентировочные исследовательские действия, которые служат как бы практической проверкой образа, возникшего на основе непосредственного воздействия предмета на органы чувств.
Эстетические чувства — сложное сочетание эмоциональных реакций. Это стимул к познанию детьми и овладению прекрасным в жизни и искусстве, мощный стимул к художественному творчеству. Ранние проявления эстетических чувств при восприятии красоты нередки. Исследователи фиксировали их уже в возрасте 2 лет. Первоначально эстетические чувства проявляются в переживании «светлой» радости при восприятии линий, красок, звуков; позже они выступают как результат воспитания и обучения, возникает художественная оценка.
Художественная оценка — система высказываний о воспринятом произведении искусства, содержащих в себе личное отношение к художественному произведению (В. И. Волков, З. Л. Подольская).
Эстетическое развитие —это процесс развития эстетического восприятия, эстетических чувств, вкуса, эстетической деятельности.
Эстетическое воспитание —это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка (Бубнова С. Ю., Гончарова Е. В. и др.).
Художественное образование —процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.
Задачи эстетического воспитания дошкольников:
Первая группа направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему (развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного).
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Методы эстетического воспитания:
1. метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире;
- метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия, первоначальных проявлений вкуса;
- метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на посильное преобразование детьми эстетических качеств окружения, на совершенствование культуры своего поведения;
- метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.
Основные средства:
— эстетика быта
— природа
— искусство
— самостоятельная художественная деятельность детей.
Формы организации детей:
— занятия
— художественно— дидактические игры
— праздничные утренники, вечера развлечений
— экскурсии и прогулки
— театрализованные зрелища
— кино и телепередачи
При организации эстетического воспитания дошкольников учитываются следующие условия:
- Создание предметно — пространственной среды.
- насыщенность быта предметами искусства.
- активная деятельность самих детей.
- индивидуальный подход к детям.
- всеобщность эстетического воспитания и художественного образования.
- единство эстетического и нравственного воспитания.
- комплексное воздействие всех средств.
- активное включение детей в разнообразные виды творческой деятельности.
Вопросы для обсуждения:
- Особенности эстетического развития дошкольников.
- Задачи, содержание и методы эстетического воспитания дошкольников.
- Средства эстетического воспитания детей. Условия необходимые для развития и реализации творческого «Я» ребенка.
- Проблема детского творчества. Развитие и воспитание у дошкольников творческих способностей.
Задание для самостоятельной работы:
Составить календарно — перспективный план эстетического воспитания (любая возрастная группа).
Литература:
1. Бабаева В. В. эстетическое воспитание дошкольников. — М., 1982.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М., 1998.
3. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.
4. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.— М.: Просвещение, 1996.
5. Нравственно — эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Н. А. Ветлугина и др. — М.: Просвещение, 1989.
6. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. — М., 1999.
7.Скобкин В. С. , Левин В.А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии — 1989, № 1.
8. Торшилова Е. Эстетическая одаренность: что это? // Дошкольное воспитание. — 1992, № 2.
9. Фокина Т., Хитрова В. Программа художественно— эстетического развития дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1999, № 1.
10. Чумичева Р.К. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе // Дошкольное воспитание. — 1995, № 4.
11. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М., 1985.