Интегрированное воспитание и обучение
Система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом постоянно совершенствуется. Закономерным этапом ее развития является поиск моделей интегрированного (совместного со слышащими) воспитания и обучения.
Следует особо подчеркнуть, что именно период дошкольного детства наиболее благоприятен для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с нарушенным слухом в коллектив слышащих сверстников. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, маленькие дети легко принимают ребенка с отклонением в развитии, они не очень концентрируются на его дефекте, часто просто не замечают его. Во-вторых, в это время ни над глухим или слабослышащим дошкольником, ни над учителем-дефектологом, оказывающим ему коррекционную помощь, ни над воспитателями массовой группы не висит домоклов меч цензового школьного образования. Желательно, чтобы каждый ребенок, которого родители и педагоги готовят к интегрированному школьному обучению, в течение хотя бы одного года воспитывался в массовой группе детского сада.
Наибольшими возможностями для организации интегрированного обучения обладают дошкольные учреждения комбинированного вида,в составе которых есть как общеобразовательные, так и специальные группы.
В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию неслышащих детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него «долю» интеграции, т. е. одну из моделей:
временная интеграция,при которой все воспитанники специальной группы вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со слышащими детьми не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера;
частичная интеграция,при которой дети, еще не способные наравне со слышащими сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются по 1—2 человека лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы;
комбинированная интеграция,при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим возрастной норме или близким к ней, по 1—2 человека наравне со слышащими воспитываются в массовых группах, получая постоянную кор-рекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы.
Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает педагогам массовых групп в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе слышащих сверстников. Данные модели интеграции успешно реализуются в ДОУ № 1365 и 1513 Москвы.
Для слабослышащих, глухих и внезапно оглохших детей, подготовленных к совместному обучению со слышащими, может быть эффективна и иная модель комбинированной интеграции.Практика показывает, что таких детей в том или ином городе и близлежащих районах немного и они различны по возрасту. Этих детей можно направлять в один детский сад, в группы, соответствующие их возрасту. При этом в массовой группе должны воспитываться не более двух детей с нарушенным слухом. Данному учреждению выделяются ставки учителя-дефектолога из расчета одна ставка на 6— 8 детей.
При такой организации работы учитель-дефектолог в первую или во вторую половину дня проводит с неслышащими детьми фронтальные занятия (или занятия малыми группами) и индивидуальную работу с каждым ребенком, как это предусмотрено в специальном учреждении. Остальное время дети находятся в группах вместе со слышащими сверстниками и участвуют вместе с ними во всех мероприятиях, занятиях и режимных моментах. Такая модель интеграции для детей не только с нарушенным слухом, но и с ДЦП успешно реализуется в Российской школе (г. Королев, Московская обл.).
При полной интеграцииребенок с нарушенным слухом воспитывается в массовом дошкольном учреждении, не получая повседневной помощи специалиста непосредственно в детском саду. Он выполняет все требования педагога наравне со слышащими товарищами по группе практически без скидок на дефект слуха. Полная интеграция может быть рекомендована слабослышащему или глухому дошкольнику с уровнем психофизического и речевого развития, равным возрастной норме или близким к ней, внятно (понятно для окружающих) говорящему, хорошо понимающему устную речь взрослых и детей и психологически готовому к обучению в среде слышащих. Все эти дети (обычно это один ребенок в детском саду) тоже нуждаются в систематической коррекционной помощи учителя-дефектолога, которую они могут получить в сур-дологическом кабинете или группе кратковременного пребывания специального дошкольного учреждения.
В настоящее время появились первые смешанные дошкольные группы,где вместе воспитываются дети с нормальным и нарушенным слухом (это уже не 1—2 неслышащих ребенка, а группа из 4 — 5 детей). В смешанной группе работают не только два воспитателя, но и учитель-дефектолог.
При создании смешанных групп было важно обеспечить комфортные условия развития как слышащим детям, так и дошкольникам с нарушенным слухом, поэтому соотношение нормально слышащих и неслышащих детей в них не превышает 2:1, при этом уменьшается общее количество детей в группе. В группах обучаются 10 нормально слышащих и 4 —5 дошкольников с нарушенным слухом.
Сурдопедагог в первую половину дня проводит фронтальные и индивидуальные занятия по развитию речи, слухового восприятия и по обучению произношению дошкольников с нарушенным слухом. Если позволяет уровень речевого развития неслышащих детей, то занятия по формированию элементарных математических представлений организуются совместно со слышащими. Дети с нормальным слухом, имеющие те или иные нарушения речи, могут объединяться с дошкольниками с нарушенным слухом на специальных занятиях, например, на речевой ритмике.
Воспитатели в первой половине дня в основном занимаются со слышащими детьми, а во второй половине — со всей группой детей, обучая их игре, конструированию, изобразительной деятельности, проводя музыкальные и физкультурные занятия. Учитель-дефектолог помогает воспитателям правильно организовать работу со всей группой, знакомит их с приемами и методами обучения детей с нарушенным слухом. На занятиях широко используется письменная речь (таблички), воспитатель обращает особое внимание на овладение неслышащими детьми не только умениями и навыками, но и на усвоение ими речевых средств, обслуживающих ту или иную деятельность детей.
Практика показала, что в смешанную группу целесообразно включать слышащих детей, испытывающих трудности в обучении, не связанные с нарушениями в развитии, например детей неслышащих родителей, детей из двуязычных семей, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. В такой группе они получают необходимую им помощь, в том числе и учителя-дефектолога. Успешности их воспитания способствует также уменьшенная наполняемость группы.
Постоянное общение со слышащими детьми способствует закреплению речевых умений дошкольников с нарушенным слухом, отмечается значительная активизация их устной речи. То обстоятельство, что в группе сравнительно небольшое количество детей с нарушенным слухом, способствует интенсификации коррекци-онного обучения, его большей индивидуализации и более высокой результативности.
Смешанные группы оказались притягательными для родителей слышащих детей. Лишь первичное их комплектование было связано со значительными трудностями. В настоящее время родители увидели преимущества группы малой наполняемости, оценили работу учителя-дефектолога и воспитателей с их детьми, особенно с теми, кто имеют определенные трудности, осознали «нормальность» детей с нарушенным слухом. Теперь уже они сами выступают инициаторами сохранения смешанной группы или открытия новой. Смешанные группы успешно работают в ДОУ № 1365 и 1513 Москвы.
Признание интеграции как одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии помощи детям с нарушениями слуха не означает необходимости свертывания системы дифференцированного специального обучения этих детей. Напротив, эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования. В этой области принципиально важна взвешенная государственная политика, не допускающая «перекосов» и «перегибов».
Итак, в настоящее время создана достаточно гибкая система коррекционной помощи детям с нарушенным слухом. Она предусматривает их воспитание и обучение в условиях:
специальных дошкольных учреждений и групп (в том числе и в разнообразных реабилитационных центрах),
сурдологических кабинетов, лорстационара и групп кратковременного пребывания,
интеграции в среду нормально слышащих детей.
Система коррекционной помощи постоянно совершенствуется. Ее развитие направлено в сторону более полной реализации как потребностей самого ребенка с нарушенным слухом, так и его семьи.
Литература
1.Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. — М, 1985.
2.Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. — М., 1963.
3.ВенгерА.А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятель
ности. - М., 1972.
4.Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым
играм. - М., 1972.
5.ГоловчицЛ.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошколь
ников с трудностями в обучении // Дефектология. — 1993. — № 4.
6.Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Сост.
Н.Д.Шматко. -М., 1997.
7.Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П.Носко
вой. - М, 1993.
8.Коррекционное обучение как основа личностного развития аномаль
ных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. — М, 1989.
9.Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье. — М., 1971.
10.Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. —
М., 1969.
11.Леонгард Э.И., Самсонова ЕЛ. Развитие речи детей с нарушенным
слухом в семье. — М., 1991.
12.Нейман Л. В. Анатомия и физиология органов слуха и речи. — М.,
1965.
13.Носкова Л. П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. —
М., 1987.
14.Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологи
ческих кабинетах: Инструктивно-методическое письмо. — М., 1990.
15.Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание
и обучение глухих детей дошкольного возраста. — М., 1991.
16.Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание
и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М., 1991.
17.Pay H.A. Дошкольное воспитание глухонемых. — М., 1947.
18.Сурдопедагогика / Под ред. М.И.Никитиной. — М., 1989.
19.Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями
слуха. — М., 1979.
20.Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. — М., 1995.
21.Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное
обучение //Дефектология. — 1999. — № 1, 2.
22.Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи
детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание. — 1998. —
№ 3.
Глава 6. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ