Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями слуха
Традиционно коррекционная помощь детям с нарушенным слухом оказывается в учреждениях министерств здравоохранения (сурдологические кабинеты, отделения, центры, стационары при лор-отделениях крупных больниц) и образования (дошкольные образовательные учреждения компенсирующего или комбинированного вида, дошкольные отделения при школах для глухих и для слабослышащих детей, общеобразовательные учреждения «Начальная школа - детский сад» для глухих или для слабослышащих детей). В системе социальной защиты существуют отдельные учреждения для детей со сложной (комбинированной) структурой нарушения в развитии, например, специализированное учреждение для сле-поглухих в Сергиевом Посаде (Московская обл.). При отдельных научных центрах медицинских (например, в С.-Петербурге) и педагогических (например, в Москве) и при некоторых дефектологических факультетах пединститутов (например, в С.-Петербурге) функционируют экспериментальные и консультативные группы. В настоящее время при специальных дошкольных учреждениях и при дошкольных отделениях спецшкол открываются группы кратковременного пребывания, а также создаются разнообразные центры (медико-психолого-педагогические, психолого-педагогические и социальные, центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции и т. п.), в которых оказывают помощь детям с отклонениями в развитии, в том числе глухим, слабослышащим и позднооглохшим детям.
Воспитание и обучение в условиях специальных учреждений и групп
Для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста существуют различные образовательные учреждения.Их деятельность регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети раннего и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:
1.Детский сад компенсирующего вида для глухих и/или для слабо
слышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения ком
пенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются
органами образования при условии наличия достаточного количе
ства глухих и слабослышащих детей. Группы в дошкольных образо
вательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нару
шениями слуха комплектуются по решению психолого-медико-
педагогической комиссии (ПМПК).
2.Детские сады комбинированного вида, в состав которых, наря
ду с группами для слышащих детей, входят и компенсирующие
группы для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимо
сти от состояния слуха и речи детей при дошкольных образова
тельных учреждениях создаются группы для глухих и/или для сла
бослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и
слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы
комплектуются ПМПК детьми одного или смежного возрастов.
В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида и компенсирующие группы детского сада комбинированного вида принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5—2 лет. Процесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с 2 или 3 лет) рассчитан на 5 или на 4 года.
Данные дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида работают в режиме круглосуточного пребывания (отдельные учреждения компенсирующего вида — круглогодичного). Однако родители могут забирать детей домой ежедневно.
В детских садах компенсирующего или комбинированного вида могут открываться группы для детей со сложными дефектами (сочетание двух или более нарушений).
При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться имеющимися программами воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями (возрастом, состоянием слуха, речи, интеллекта и т.п.) воспитанников.
3. Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных
общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или
для слабослышащих и позднооглохших детей. Дошкольные группы
при школах для глухих или для слабослышащих и позднооглох
ших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к
школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (груп
пы) могут приниматься дети с 2—3-х летнего возраста при нали
чии условий для их воспитания. В некоторых случаях организуют
ся группы для детей старшего дошкольного возраста, специаль
ное обучение которых по разным причинам (позднее выявление
нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начина
ется в более поздние сроки — в 5—6 лет. В течение двухлетнего
периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа,
направленная на подготовку детей к обучению в I классе школы
для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. При
организации и определении содержания воспитания и обучения
глухих детей педагоги могут руководствоваться Программой вос
питания и обучения в дошкольных группах при школах для глу
хих детей, рассчитанной на двухлетний срок коррекционно-вос-
питательной работы, а также программами, рекомендованными
для детских садов для глухих и для слабослышащих детей, разра
батывать и выбирать вариативные коррекционные и общеразви-
вающие программы.
4. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего
школьного возраста «Начальная школа - детский сад» компенсирую
щего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное
учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа -
детский сад» для глухих или для слабослышащих детей. В структуре
данных образовательных учреждений могут быть группы детей пред-
дошкольного и дошкольного возраста, а также или только началь
ные классы, или все классы (с первого по 10—12 классы) школы
для слабослышащих или для глухих детей. В данных образователь
ных учреждениях реализуются две образовательные программы:
дошкольного образования и школьного образования для глухих
или для слабослышащих и поздонооглохших детей.
Основными средствами обеспечения преемственности в кор-рекционной работе являются педагогические технологии непрерывного коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, построенные с учетом особенностей психофизического развития детей дошкольного или школьного возраста, ведущих для каждого этапа видов деятельности, форм организации обшеразвивающей и коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей — в дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей — в школе.
Таким образом, во всех перечисленных выше образовательных учреждениях ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению дошкольников с нарушенным слухом, начиная с 1,5 — 2 лет (или позже). Педагогическое воздействие направлено на обеспечение в соответствии с возрастными особенностями общего развития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы), т. е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. Вместе с тем наличие снижения слуха и отсутствие или недоразвитие речи требуют использования не только специфических методов работы, ориентированных на овладение теми или иными умениями и навыками, но и специфического содержания работы, направленного на коррекцию отклонений в развитии. Кроме того, в ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению неслышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноценное ее воспроизведение с помощью письма. Дети с нарушенным слухом, не имеющие дополнительных отклонений в развитии, должны научиться читать (на основе устной или дактильной речи) и писать печатными буквами к 4—4,5 годам. В старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию читательской деятельности по оригинальной методике, предложенной Б. Д. Корсунской, при этом широко используются ее книги для дошкольников «Читаю сам» (I — III выпуски).
Следовательно, деятельность образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, как специфических, так и общих.
Комплектование групп осуществляется медико-психолого-педагогическими комиссиями с учетом возраста детей, состояния их слуха (отдельные группы для глухих и для слабослышащих детей), уровня речевого развития, если комплектуется несколько одновоз-растных групп детей с нарушенным слухом, а также с учетом наличия дополнительных отклонений в развитии (нарушения интеллекта, опорно-двигательного аппарата, зрения и т. п.). Для детей с дополнительными отклонениями могут открываться специальные группы (такие группы уже долгие годы работают в Москве).
Большинство специальных дошкольных учреждений является учреждениями интернатного типа (с недельным или даже с круглогодичным пребыванием ребенка), что связано с относительно небольшим количеством детей со стойкими нарушениями слуха и с географическими и экономическими особенностями нашей страны. Однако и в этих условиях ведется целенаправленная работа с семьей: родители получают конкретные задания на выходные дни, на каникулы, систематически проводятся родительские собрания, конференции, родители приглашаются на открытые занятия педагогов и воспитателей, могут посетить любое занятие той группы, в которой находится их ребенок. Работая с ребенком, родители основное внимание уделяют не закреплению того материала, который отрабатывался педагогом и воспитателями, а социально-бытовой ориентировке ребенка, знакомству с тем, что окружает его в семье, около дома, с жизнью детей и взрослых. Это крайне важно, так как в противном случае ребенок знакомится лишь с жизнью специального, в известной мере закрытого учреждения и не сможет реализовать свою социальную роль в семье, в ближайшем детском окружении, и, следовательно, будут занижены возможности его социализации.
При всем положительном, что несет с собой для общего развития ребенка его воспитание в специальном дошкольном учреждении (группе), следует выделить и негативные последствия этого:
отрыв от семьи, так как большинство специальных дошкольных учреждений и групп являются круглосуточными или круглогодичными;
постоянное нахождение среди плохо говорящих детей;
невозможность комплектования группы детьми, примерно с равным слухо-речевым уровнем развития (проигрывают слабослышащие дети со средней и легкой тугоухостью, попадающие в неадекватную для них речевую среду — в группы еще не говорящих детей).