Организация коррекционной помощи дошкольникам с нарушениями слуха

Традиционно коррекционная помощь детям с нарушенным слу­хом оказывается в учреждениях министерств здравоохранения (сур­дологические кабинеты, отделения, центры, стационары при лор-отделениях крупных больниц) и образования (дошкольные обра­зовательные учреждения компенсирующего или комбинированного вида, дошкольные отделения при школах для глухих и для слабо­слышащих детей, общеобразовательные учреждения «Начальная школа - детский сад» для глухих или для слабослышащих детей). В системе социальной защиты существуют отдельные учреждения для детей со сложной (комбинированной) структурой нарушения в развитии, например, специализированное учреждение для сле-поглухих в Сергиевом Посаде (Московская обл.). При отдельных научных центрах медицинских (например, в С.-Петербурге) и пе­дагогических (например, в Москве) и при некоторых дефектоло­гических факультетах пединститутов (например, в С.-Петербурге) функционируют экспериментальные и консультативные группы. В настоящее время при специальных дошкольных учреждениях и при дошкольных отделениях спецшкол открываются группы кратко­временного пребывания, а также создаются разнообразные центры (медико-психолого-педагогические, психолого-педагогические и социальные, центры диагностики и консультирования, психолого-медико-педагогической реабилитации и коррекции и т. п.), в которых оказывают помощь детям с отклонениями в развитии, в том числе глухим, слабослышащим и позднооглохшим детям.

Воспитание и обучение в условиях специальных учреждений и групп

Для детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возра­ста существуют различные образовательные учреждения.Их деятель­ность регулируется «Типовым положением о дошкольном образо­вательном учреждении» (1995). Глухие и слабослышащие дети ран­него и дошкольного возраста могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях:

1.Детский сад компенсирующего вида для глухих и/или для слабо­
слышащих детей. Дошкольные образовательные учреждения ком­
пенсирующего вида для детей с нарушениями слуха открываются
органами образования при условии наличия достаточного количе­
ства глухих и слабослышащих детей. Группы в дошкольных образо­
вательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нару­
шениями слуха комплектуются по решению психолого-медико-
педагогической комиссии (ПМПК).

2.Детские сады комбинированного вида, в состав которых, наря­
ду с группами для слышащих детей, входят и компенсирующие
группы для детей с нарушениями слуха. Как правило, в зависимо­
сти от состояния слуха и речи детей при дошкольных образова­
тельных учреждениях создаются группы для глухих и/или для сла­
бослышащих детей. Совместное воспитание и обучение глухих и
слабослышащих детей в одной группе не рекомендуется. Группы
комплектуются ПМПК детьми одного или смежного возрастов.

В дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида и компенсирующие группы детского сада комбинированного вида принимаются глухие и слабослышащие дети с 1,5—2 лет. Про­цесс воспитания и обучения в зависимости от сроков поступления в детский сад (с 2 или 3 лет) рассчитан на 5 или на 4 года.

Данные дошкольные образовательные учреждения компенси­рующего вида работают в режиме круглосуточного пребывания (отдельные учреждения компенсирующего вида — круглогодично­го). Однако родители могут забирать детей домой ежедневно.

В детских садах компенсирующего или комбинированного вида могут открываться группы для детей со сложными дефектами (со­четание двух или более нарушений).

При определении содержания воспитательно-образовательного процесса педагогический коллектив может руководствоваться име­ющимися программами воспитания и обучения глухих и слабо­слышащих детей дошкольного возраста, а также выбирать из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ в соответствии с индивидуальными особенностями (возрастом, состоянием слуха, речи, интеллекта и т.п.) воспитанников.

3. Дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных
общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или
для слабослышащих и позднооглохших детей. Дошкольные группы
при школах для глухих или для слабослышащих и позднооглох­
ших детей рассчитаны на обеспечение развития и подготовку к
школе детей дошкольного возраста. В дошкольные отделения (груп­
пы) могут приниматься дети с 2—3-х летнего возраста при нали­
чии условий для их воспитания. В некоторых случаях организуют­
ся группы для детей старшего дошкольного возраста, специаль­
ное обучение которых по разным причинам (позднее выявление
нарушений слуха, текущие заболевания ребенка и др.) начина­
ется в более поздние сроки — в 5—6 лет. В течение двухлетнего
периода проводится общеразвивающая и коррекционная работа,
направленная на подготовку детей к обучению в I классе школы
для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей. При
организации и определении содержания воспитания и обучения
глухих детей педагоги могут руководствоваться Программой вос­
питания и обучения в дошкольных группах при школах для глу­
хих детей, рассчитанной на двухлетний срок коррекционно-вос-
питательной работы, а также программами, рекомендованными
для детских садов для глухих и для слабослышащих детей, разра­
батывать и выбирать вариативные коррекционные и общеразви-
вающие программы.

4. Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего
школьного возраста «Начальная школа - детский сад» компенсирую­
щего вида для глухих или для слабослышащих детей и образовательное
учреждение для детей дошкольного и школьного возраста «Школа -
детский сад» для глухих или для слабослышащих детей. В структуре
данных образовательных учреждений могут быть группы детей пред-
дошкольного и дошкольного возраста, а также или только началь­
ные классы, или все классы (с первого по 10—12 классы) школы
для слабослышащих или для глухих детей. В данных образователь­
ных учреждениях реализуются две образовательные программы:
дошкольного образования и школьного образования для глухих
или для слабослышащих и поздонооглохших детей.

Основными средствами обеспечения преемственности в кор-рекционной работе являются педагогические технологии непре­рывного коррекционного воспитания и обучения детей с наруше­ниями слуха, построенные с учетом особенностей психофизичес­кого развития детей дошкольного или школьного возраста, веду­щих для каждого этапа видов деятельности, форм организации обшеразвивающей и коррекционной работы: игры, занятия, свободная деятельность детей — в дошкольном учреждении; уроки, внеурочные формы организации детей — в школе.

Таким образом, во всех перечисленных выше образовательных учреждениях ведется целенаправленная работа по воспитанию и обучению дошкольников с нарушенным слухом, начиная с 1,5 — 2 лет (или позже). Педагогическое воздействие направлено на обес­печение в соответствии с возрастными особенностями общего раз­вития ребенка (его двигательной, эмоционально-волевой и интел­лектуальной сферы), т. е. оно ведется в тех же направлениях, что и в детских садах для слышащих детей. Вместе с тем наличие сниже­ния слуха и отсутствие или недоразвитие речи требуют использо­вания не только специфических методов работы, ориентирован­ных на овладение теми или иными умениями и навыками, но и специфического содержания работы, направленного на коррек­цию отклонений в развитии. Кроме того, в ходе всего учебно-вос­питательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной сто­роны речи. С двухлетнего возраста начинается целенаправленная работа по обучению неслышащих детей грамоте (чтению и письму печатными буквами). Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенку полноценное восприятие речи через чтение и полноцен­ное ее воспроизведение с помощью письма. Дети с нарушенным слухом, не имеющие дополнительных отклонений в развитии, должны научиться читать (на основе устной или дактильной речи) и писать печатными буквами к 4—4,5 годам. В старшем дошколь­ном возрасте особое внимание уделяется формированию читатель­ской деятельности по оригинальной методике, предложенной Б. Д. Корсунской, при этом широко используются ее книги для дошкольников «Читаю сам» (I — III выпуски).

Следовательно, деятельность образовательных учреждений для дошкольников с нарушенным слухом направлена на удовлетворе­ние их особых образовательных потребностей, как специфичес­ких, так и общих.

Комплектование групп осуществляется медико-психолого-пе­дагогическими комиссиями с учетом возраста детей, состояния их слуха (отдельные группы для глухих и для слабослышащих детей), уровня речевого развития, если комплектуется несколько одновоз-растных групп детей с нарушенным слухом, а также с учетом на­личия дополнительных отклонений в развитии (нарушения интел­лекта, опорно-двигательного аппарата, зрения и т. п.). Для детей с дополнительными отклонениями могут открываться специальные группы (такие группы уже долгие годы работают в Москве).

Большинство специальных дошкольных учреждений является учреждениями интернатного типа (с недельным или даже с кругло­годичным пребыванием ребенка), что связано с относительно небольшим количеством детей со стойкими нарушениями слуха и с географическими и экономическими особенностями нашей страны. Однако и в этих условиях ведется целенаправленная работа с семь­ей: родители получают конкретные задания на выходные дни, на каникулы, систематически проводятся родительские собрания, кон­ференции, родители приглашаются на открытые занятия педагогов и воспитателей, могут посетить любое занятие той группы, в кото­рой находится их ребенок. Работая с ребенком, родители основное внимание уделяют не закреплению того материала, который отраба­тывался педагогом и воспитателями, а социально-бытовой ориен­тировке ребенка, знакомству с тем, что окружает его в семье, около дома, с жизнью детей и взрослых. Это крайне важно, так как в про­тивном случае ребенок знакомится лишь с жизнью специального, в известной мере закрытого учреждения и не сможет реализовать свою социальную роль в семье, в ближайшем детском окружении, и, следовательно, будут занижены возможности его социализации.

При всем положительном, что несет с собой для общего разви­тия ребенка его воспитание в специальном дошкольном учрежде­нии (группе), следует выделить и негативные последствия этого:

отрыв от семьи, так как большинство специальных дошколь­ных учреждений и групп являются круглосуточными или кругло­годичными;

постоянное нахождение среди плохо говорящих детей;

невозможность комплектования группы детьми, примерно с рав­ным слухо-речевым уровнем развития (проигрывают слабослыша­щие дети со средней и легкой тугоухостью, попадающие в неадек­ватную для них речевую среду — в группы еще не говорящих детей).

Наши рекомендации