Характеристика методов обследования слуха детей
Чем раньше будет начато воспитание и обучение ребенка с нарушенным слухом, тем более высоких результатов можно достигнуть в общем и речевом его развитии, в сближении его с уровнем, характерным для детей с нормальным слухом.
В настоящее время проблеме ранней (с первых месяцев жизни) помощи детям с нарушениями слуха уделяется большое внимание. Введены в действие Приказ Минздравмедпрома России № 108 от
23.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни» и Указание Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденное™ и их реабилитации». В соответствии с этими документами предложена государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха, которая предусматривает:
·в роддомах — выявление детей, относящихся к группе риска
по тугоухости и глухоте; при этом отмечается наличие у новорож
денного фактора (факторов) риска из тех, что перечислены выше
(см. с. 94),
·в детских поликлиниках по месту жительства — обследование
слуха детей с факторами риска в 1, 2, 4 и б месяцев по специально
предложенной скрининг-методике с использованием звукореак-
тотеста (ЗРТ) — специального портативного аудиометра; в случа
ях, если реакция младенца на сигналы звукореактотеста не соот
ветствуют возрастной норме, то это дает основание подозревать у
ребенка снижение слуха, в связи с чем он направляется в специа
лизированное медицинское учреждение — сурдологический каби
нет (центр, отделение),
·в сурдологических кабинетах — проведение комплексного ме
дико-педагогического обследования с целью установления диаг
ноза (или снятия подозрения на снижение слуха) и организации
дальнейшей коррекционной помощи (в стране около 120 сурдока-
бинетов, которые расположены во всех республиканских, крае
вых, областных центрах, во многих крупных городах).
Каждый ребенок с подозрением на снижение слуха нуждается в своевременном комплексном медико-педагогическом обследовании слуха.
Медицинское обследованиепредполагает отиатрический осмотр (осмотр врачом-отоларингологом) и аудиологическое исследование. Если отиатрический осмотр, как правило, не вызывает каких-либо затруднений, то аудиологическое исследование детей, особенно первых трех лет жизни, в силу их возрастных особенностей сопряжено с определенными трудностями. Однако существуют специальные методики исследования слуха, которые позволяют установить факт его снижения и оценить уровень и характер его нарушения у детей, начиная с периода новорожденности. К ним относятся:
регистрация вызванной отоакустической эмиссии, позволяющей зафиксировать даже незначительное — на уровне 10 —15 дБ — снижение слуха;
регистрация акустического рефлекса, позволяющего определить наличие снижения слуха и выявить порог неприятных ощущений на громкие звуки — порог дискомфорта; эти данные крайне важны при слухопротезировании;
тимпанометрия, позволяющая оценить состояние среднего уха, что дает возможность определить форму тугоухости: кондуктивная, смешанная, сенсоневральная;
регистрация слуховых вызванных потенциалов — объективная аудиометрия, в результате которой определяются пороги снижения слуха (слуховой чувствительности).
Эти методы исследования слуха называются объективными и не зависят от возраста и состояния ребенка, в том числе и уровня его общего и речевого развития. Однако они требуют использования специальной дорогостоящей аппаратуры, которой, к сожалению, не всегда оборудованы сурдологические кабинеты. Поэтому при затруднениях в обследовании ребенка по месту жительства его направляют в крупные сурдологические центры, например, Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга и др.
С 2—3 лет, по мере выработки у ребенка условной двигательной реакции на звук (при подаче звука он выполняет какое-либо игровое действие, например, надевает кольцо на стержень пирамиды), становится возможным аудиометрическое обследование дошкольника широко используемым методом игровой пороговой тональной аудиометрии по условнорефлекторной методике. Этот метод относится уже к субъективным методам, так как основан на деятельности самого ребенка.
Педагогическое обследованиеслуха предполагает:
• регистрацию поведенческих реакций ребенка на звучание низ
ко-, средне- и высокочастотных игрушек и речи (произносится
имя ребенка, слоги типа папапа, пупупу, сисиси), при этом:
в первые 1,5 года регистрируются реакции на уровне безусловно-ориентировочного рефлекса: вздрагивание, торможение движений, раскрытие глаз, поворот головы в сторону источника звука и т. п.,
с 1,5 лет у неговорящих детей регистрируется условная двигательная реакция: в ответ на звук ребенок выполняет определенное игровое действие;
• у говорящих детей выявление возможности воспринимать на
слух произносимые голосом разговорной громкости и шепотом
звукоподражания (типа .у ', ква-ква-ква, пи-пи-пи), лепетные слова
(типа ляля, утя, бобо), полные слова и фразы2.
Все педагогические методы исследования слуха детей относятся к субъективным, так как основаны на непроизвольных или произвольных реакциях самого ребенка.
1 Черта обозначает длительное произнесение звука.
2 При слухе в пределах физиологической нормы ребенок воспринимает шепот-
ную речь на расстоянии не менее 6 метров.
ПО
Данные объективного и субъективного исследований сопоставляются между собой, и в том случае, если они согласуются, можно быть уверенным, что состояние слуха ребенка оценено верно.
Педагогическое обследование слуха проводит учитель-дефек-толог (сурдопедагог) сурдологического кабинета. Он же обследует и уровень общего и речевого развития ребенка. Кроме того, в функции учителя-дефектолога сурдологического кабинета входит подготовка ребенка (старше 1,5 лет) к игровой пороговой тональной аудиометрии, уточнение режима работы индивидуальных слуховых аппаратов, рекомендованных врачом-сурдологом и разработка индивидуальной программы коррекционной помощи ребенку (совместно с психологом, работающим в сурдологичес-ком кабинете). Педагог знакомит родителей с особенностями развития детей с нарушенным слухом и обучает их общению с ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи. Он также проводит диагностические занятия с детьми, не посещающими специальные учреждения, участвует в работе ПМПК по отбору детей в специальные дошкольные и школьные учреждения для глухих, для слабослышащих и позднооглохших.