Интегрированное воспитание и обучение
Интеграционная теория говорит о том, что воспитание и обучение — это не только усвоение полезных общечеловеческих знаний, но и социальный процесс, который основывается на принятии ребенка с ограниченными возможностями обществом и на принятии общества, с его системой социальных ориентиров и ценностей, ребенком.
Интегрированное воспитание и обучение детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии стало значимой проблемой педагогической науки и практики у нас в стране в последнее десятилетие. Этот процесс изначально был инициирован родителями проблемных детей. С их точки зрения, все дети, без исключения, могут обучаться в ситуации общеобразовательного учреждения, где для них должны быть созданы специальные условия, удовлетворяющие их витальным и образовательным потребностям.
С точки зрения педагогической науки, процесс интеграции позитивен еще и потому, что он ориентирует профессионалов на смещение акцентов в коррекционно-педагогической работе с детьми. Объектом педагогического воздействия становится личность ребенка, а не имеющееся у него нарушение.
На практике мы наблюдаем неоднозначную картину. В силу распространенности задержки психического развития у детей и слабости ранней диагностики большая часть из них находится в ситуации спонтанной интеграции. Она выражается в физическом присутствии ребенка в группе нормально развивающихся сверстников, когда ни ребенок, ни педагог не получают никакой профессиональной поддержки. В таком положении становится невозможной не только коррекционная работа, но и весь воспитательный процесс в целом.
Многолетние наблюдения и исследования проблем, связанных с коррекционной поддержкой детей-дошкольников с пограничными формами отклонения в условиях общеобразовательных учреждений, позволяют сформулировать некоторые суждения об особенностях интеграционного процесса.
Первое и основное — для успешной интеграции ребенка в общество необходимо отладить механизм раннего выявления имеющихся у детей отклонений. Только выявляя проблемы ребенка и имеющийся у него потенциал развития, можно определить пути его психолого-педагогической и медико-социальной поддержки.
Второе — это наличие возможности решать проблемы ребенка вариативными способами. Обе системы — и дифференцированного, и интегрированного обучения — имеют право на равноправное существование, как и ряд переходных и промежуточных форм.
Третье — предпочтение того или иного вида обучения должно базироваться на сознательном выборе конкретного учреждения, учитывающем образовательную концепцию учреждения, квалификацию персонала, материальные условия и качество работы учреждения.
Внедряя интегрированные модели в практику работы дошкольных учреждений, нужно помнить, что наличие проблемных детей в группе смещает акценты с развития познавательной деятельности на личностное развитие ребенка. Воспитатели и педагоги, работающие в такой группе, должны быть готовы к тому, что им будет нужно формировать личностно значимые навыки как у проблемного ребенка, так и у его нормально развивающихся сверстников. К таким навыкам могут быть отнесены: способности ребенка воспринимать и оценивать себя как личность, умение осознавать и выражать собственные чувства и желания, навыки сотрудничества, умение принимать конструктивные решения, сопереживать и со-радоваться, испытывать чувство общности с группой, соблюдать правила бесконфликтного поведения и воспитывать умение идти на компромисс.
При этом количество детей не может превышать 10 в младшей группе и 15 в старшей и подготовительной группе. В такой группе наряду с воспитателями должны работать педагог-дефектолог, учитель-логопед и детский психолог.
Но главное состоит в том, что весь педагогический коллектив должен владеть методами коррекционно-педагогического воздействия и психологического центрирования на ребенке. Только при таком подходе ребенок будет ощущать себя значимым субъектом, который способен развивать и реализовывать свои способности и возможности.
В интеграционном процессе хорошо зарекомендовали себя дошкольные учреждения комбинированного типа. В них имеются как профильные дошкольные группы — диагностические, коррекци-онные, — так и смешанные, в которых воспитываются и дети с различными отклонениями в развитии, в том числе и дошкольники с ЗПР. Поскольку детей с этим отклонением относительно много в детской популяции, такие группы легко комплектуются. Но детей с задержкой развития в них должно быть не более четверти от состава группы. Их присутствие в группе активизирует всю коррек-ционно-развивающую работу в целом. А для детей с ЗПР значимым оказывается пример сверстников, который для них при правильно организованной педагогической работе является ориентиром и эталоном для подражания.
Родственники детей, посещающих интегрированную группу, являются полноправными членами педагогического коллектива и принимают на себя всю полноту ответственности за успешность коррекционно-педагогического воспитания.
Теория и практика интегрированных дошкольных групп и учреждений для детей с ЗПР нуждается в дальнейшей разработке как в психолого-педагогическом, так и в организационно-методическом аспекте.
Литература
1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического разви
тия детей / Под ред. К. С.Лебединской. — М., 1982.
2.Выготский Л. С. Лекции по психологии. — СПб., 1999.
3.Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекцион-
но-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. — М., 1998.
4.Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей
с ЗПР шестилетнего возраста //Дефектология. — 1989. — № 4.
5.Екжанова Е.А. Диагностико-прогностический скрининг на началь
ных этапах обучения. — М., 2000.
6.Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушени
ями умственного и физического развития //Дефектология. — 1998. — № 2.
7.Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней
коррекции нарушений развития //Дефектология. — 1994. — № 1.
8.Марковская И.Ф. Задержка психического развития у детей. Клиничес
кая и нейро- психологическая диагностика. — М., 1993.
9.Марковская И. Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой ручной моторики у
детей с ЗПР // Дефектология. - 1988. - № 4.
10.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М., 1997.
11.Организация обучения и воспитания детей с задержкой психичес
кого развития. Сборник документов, регламентирующих работу по обуче
нию и воспитанию детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста. —
М., 1993.
12.Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года
жизни в условиях Дома ребенка // Дефектология. — 1998. — № 2.
13.Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. — М., 1990.
14.Стрекалова Т.А. Особенности наглядно-образного мышления стар
ших дошкольников с ЗПР // Дефектология. — 1987. — № 1.
15.Типовая программа коррекционного обучения детей с задержкой
психического развития в подготовительной группе детского сада. — М.,
1989.
16.Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического разви
тия. — М., 1990.
10. Глава 5. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА