Красна птица перъем, а человек ученьем.
Физкультминутка Карусель
Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого крепко связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение:
Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели. А потом кругом, кругом Все бегом, бегом, бегом.
Ходьба с постепенным переходом на бег.
Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз-два, раз-два! Вот и кончилась игра.
Направление меняется. Все повторяется сначала.
6. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
6.1. Игра «Путешественники».
— Сейчас, ребята, мы с вами отправляемся в Африку. Пусть
каждый из вас выберет свой любимый вид транспорта. Кто-то
полетит на самолете, кто-то поедет на машине и т. д.
Дети составляют из букв и слогов слова: САМОЛЕТ, МАШИНА, ЛОШАДЬ, ПАРОХОД, ЛОДКА и т. д.
6.2. Из букв составить (Отгадки на загадки
Сидит — зеленеет, Летит — пожелтеет, Падет — почернеет.
(Листья)
• Составляются предложения с этими отгадками и «кусти
ки» слов.
Мы лесные жители — Мудрые строители. Из иголок всей артелью Строим дом себе под елью.
(Муравьи)
• Поговорить о пользе этих насекомых.
— Какое веселое слово «спряталось» в отгадке (в слове
муравьи)?
• — Ура!
7. Чтение карточек.
8. Игровое упражнение «Попробуй сам».
Цель.Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, строить высказывание.
Содержание.Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают. Предполагается несколько вариантов ответов.
Толя с Васей возвращались из... (школы) Летом мы решили... (пойти в поход) С детства мы любим... (читать)
Кошка взобралась на дерево, которое... Кошка взобралась на дерево, чтобы... Кошка взобралась на дерево, когда... Кошка взобралась на дерево, потому что.
9. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 63
Тема.Двойные согласные. Алфавит.
1. Артикуляционная разминка.
Скороговорки
По утрам мой брат Кирилл Трех крольчат травой кормил.
Возле грядки две лопатки, Возле кадки два ведра.
2. Работа по теме.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения А. В. Кольцова «Косарь». Затем предлагается назвать слова, где согласный звучит более протяжно.
Зажужжи, коса, Засверкай кругом! Зашуми, трава Подкошенная.
• Интонационно двойные согласные выделяются.
3. Анализ предложения Жуки жужжат.
• Предложение составляется на фланелеграфе из букв большой
разрезной азбуки.
4. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
Загадка
Плещет теплая волна В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните: Что за море в комнате?
(Ванна)
Из букв составить слова: ВАННА, АННА, РОССИЯ, СУББОТА, ССОРА, ДРОЖЖИ. Составить предложения с этими словами.
Физкультминутка
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Соответствующие движения.
5. АЛФАВИТ*.
— Мы говорим — произносим слова, предложения. Мы понимаем друг друга, разговаривая на одном языке. Слова состоят из звуков. Сами по себе звуки ничего не обозначают. Произнесите звуки О, Д, М — никто ничего не поймет. Но если эти же звуки произнести в другом порядке — ДОМ, — сразу становится понятно, что речь идет о строении, в котором живут люди. Почему так произошло?
Давным-давно звуки речи, складываясь в определенном порядке, стали словами, которые имеют значение, смысл. Каждый звук в слове занимает свое место. Например, в слове кот на первом месте звук К, на втором — О, на третьем — Т. Если мы изменим порядок звуков (ток, кто),заменим хотя бы один из звуков (бот, кол)или прибавим еще один (скот),то появятся новые слова. Вот почему очень важно правильно произносить, а также правильно, грамотно писать слова.
Буквы, окружают нас всюду. (Примеры.) В русском языке 33 буквы.
• По методике Н.А.Зайцева дети учат «Песенку алфавита».
* АЛФАВИТ — от первых двух букв греческого алфавита «альфа» и «бета» — в среднегреческом произношении «вита».
А | Б | В | Г | Д |
а | бэ | вэ | гэ | ДЭ |
Е | Ё | Ж | И | |
е | с | жэ | зэ | и |
И | К | Л | М | Н |
ий | ка | эль | эм | эн |
П | р | С | Т | |
пэ | эр | эс | тэ | |
У | Ф | X | Ц | Ч |
У | эф | ха | ЦЭ | че |
ш | щ | Ъ | Ы | Ь |
ша | ща | твердый | ы | мягкий |
Э | Ю | Я | ||
э | ю | я | ||
6. Дополнительный материал для индивидуальной работы. Песенка-азбука
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
Познакомьтесь с ними, дети: Вот они стоят рядком. Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком.
Б.Заходер
Вопросы-шутки
Как каплю превратить в цаплю? Можно ли из поля получить соль?
• Из букв дети составляют слова капля, ноль.Меняя первые буквы, получают слова цапля, соль.
Загадки
Сама холодная, а людей жжет.
Что за трава, что слепые знают?
(Крапива)
На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются.
(Глаза)
Два близнеца, два братца На нос верхом садятся.
(Очки)
Из букв составляются слова крапива, глаза, очки. Можно провести анализ некоторых слов, составить предложения.
7. Чтение карточек.
8. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 64
Тема. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, 'предложению.
Задачи. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений — повествовательных, вопросительных, восклицательных; пробуждать интерес к слову, развивать фонематический слух.
Материал. Разрезная азбука большого формата, магнитная азбука, индивидуальные разрезные азбуки, таблицы с предложениями, иллюстрация «Кто тут спрятался?», модель предложения, сказочный персонаж Гном, муляжи овощей и фруктов, индивидуальные карточки с заданиями, фишки, указки.
1. Артикуляционная разминка.
— Садитесь поудобнее. Сейчас мы с вами совершим путеше
ствие в страну знаний. Едем нг поезде.
Мчится поезд скрежеща: же-че-ща, же-че-ща. Какие еще скороговорки вы вспомнили? • Ответы детей.
— Давайте вспомним алфавит. Будем называть звуки по
порядку.
Вопросы:
— Чем отличается звук от буквы?
— Какие две буквы не обозначают звука?
2. Чтение трехбуквенных слов по магнитной азбуке.
ШАР СЫН РАК ЖАР СЫР ЛУК
СОН ДОМ ПУХ '*
Пословица. Грамоте учиться — всегда пригодится.
КОРОВЫ СОБАКИ КОЗЫ ЛОШАДИ ЛИСЫ |
3. Чтение слогов и составление слов на тему «Домашние
животные».
КО | БА | КВГ |
ло | РО | ША |
со^ | ДИ | ВЫ^ |
ли | ЗЫ | СЫ ' |
Выставляются карточки с изображением этих животных.
Беседа:
— Какое слово лишнее? (Лисы.)
— Почему?
— Чем отличаются дикие животные от домашних?
— Давайте вспомним загадки об этих животных. Можно и
самим придумать.
• Ответы детей.
— Какую пользу приносят домашние животные? А дикие?
(О лисе.)
4. Чтение предложений по таблице.
• В одном из предложений делаем замену точки на восклица
тельный, а затем на вопросительный знак.
— Как надо прочитать предложение, если в конце стоит
точка? восклицательный знак? вопросительный знак?
• Чтение предложений детьми с соответствующей интона
цией.
5. Игровая ситуация «В гости пришел Гном».
Стук в дверь.
— Кто это к нам стучится?
• Один из детей идет к двери и приносит Гнома. У него
картина, на которой изображены животные, но они незамет
ны сразу — сливаются с окружающей природой.
Ш Дети отыскивают жабу, бабочку, кузнечика, ящерицу.
— Как вы думаете, ребята, зачем нужна такая окраска этим
существам?
• Ответы детей.
— Интересно, а почему это ЖАБА такой большой друг Гнома?
Ведь она такая некрасивая!
• Рассказы детей о пользе этого животного.
— Чем отличается жаба от лягушки?
6. Звуковой анализ слова ЖАБА. V
7."Игровая ситуация «Составим отгадку».
Загадка
Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел — Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
• Детям раздаются буквы. На фланелеграфе составляется сло
во БАБОЧКА.
— Сколько слогов в этом слове? Назовите первый, второй,
третий.
— Какой слог ударный?
— Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в этом
слове.
— Какое слово «спряталось» здесь?
• БОЧКА.
— Как можно сказать о бабочке? Какая она?
• Легкая, воздушная, красивая, прекрасная и т.д. •/ ( / .( I
8. Игра «Составим предложение». (Используются модели
слов.)
— Давайте, ребята, йецомним слова из песни: «В траве сидел
кузнечик...» Хотите быть словами в этом предложении?,
• Детям раздаются модели слов. Они выходят в определенной
последовательности. Затем меняются местами, и предложе
ние произносится уже по-другому.
Гном: — Спасибо, ребята. Вы так хорошо отвечали, что я решил пригласить вас в гости на свою полянку, где у меня много цветов и бабочек. Но они необычные. У них есть загадки/Тому, кто хорошо прочитает вслух то, что написано на обратной стороне картинок, я подарю цветок или бабочку.
• На «поляне» разбрасываются карточки — цветы и бабочки.
Дети их собирают и, стоя, каждый прочитывает то, что
там написано. Ответы детей поощряются фишками.
Физкультминутка
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг-екок, прыг-скок.
Энергичные движения плечами, прыжки.
Стоп! Сели. Травушку покушали. Тишину послушали.
Приседания.
Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко!
Прыжки на месте.
9. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
9.1. Чтение слогов. о
9.2. Из слогов составить отгадку на з а г а д к у.
' 1/ Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой. Бели б мог я встать на мост — Я б рукой достал до звезд.
(Радуга)
— Какие цвета у радуги?
9.3. Чтение алфавита. Сюрпризный момент.
• Детям показывается «волшебный мешочек». В нем овощи и фрукты. Дети на ощупь достают муляж и из букв составляют его название> • . /• /•/• ^ с""^,с:/' /* •• ' . •• .'" ' <" ;•-(
— Чем отличаются овощи от фруктов? С
10. Чтение карточек.
11.Итоги занятия. Дети подсчитывают фишки. Воспитатель
отмечает хорошую работу.
Воспитатель: — Мне сегодня было очень приятно работать с вами. Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Что вам больше всего понравилось на занятии?
• Ответы детей.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ,