Лиса — лисонька — лисенок— лисище — лисичка и т. д.
Составить предложение и сократить его. Что изменилось, когда предложение сократилось? Например:
Лиса побежала в сторону деревни за добычей.
Лиса побежала в сторону деревни.
Лиса побежала в сторону.
Лиса побежала.
Примечание. Игру сопровождать иллюстративным материалом.
8. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 41
Тема.Звук Д (Д'), буква Д.
1. Характеристика звука. Звонкий согласный.
Методические указания(для воспитателя). При произнесении изолированного звука Д кончик языка не высовывается между зубами. Произносить его надо звонко, но не кричать. В сочетании же с гласными А, Ы, О, У (твердый звук Д) передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам или альвеолам и образует с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При сочетании Д с гласными Я, Е, Ё, Ю, И (мягкий звук Д) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен.
2. Упражнение «Забьем гвоздь молотком».
Дети, имитируя забивание гвоздя в стенку молотком, бьют кулачком о кулачок, произнося звук Д.
• Упражнение провести по подгруппам и следить, чтобы дети
произносили звук^Д звонко, но не кричали.
— Как стучат колеса вагона?
• Т-т-т — тихо.
А как молоток стучит о шляпку гвоздя?
• Громко.
Молоток стучит громко, звонко. Постучим еще раз: д-д-д. Что делает кончик языка, когда мы говорим Д?
• Кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.
3. Игра «Дятел».
Дети рассаживаются по кругу, В центре стоит ребенок, изображающий дятла. Вместе с воспитателем дети хором произносят скороговорку:
Дятел дерево долбит,
День-деньской кору дробит.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
• Следить, чтобы дети читали стихотворение спокойно, чет
ко, громко, слитно произнося слова в каждой фразе.
Когда они замолкают, ребенок, изображающий дятла, говорит: «Д-д-д...» — и бьет кулачком о кулачок. Затем дятлом становится другой, и игра повторяется.
— Какой звук в этой скороговорке произносится чаще?
• Звук Д.
Назовите слова со звуком Д. В чьих именах есть этот звук?
• Надя, Даша, Фёдор и т. д.
Воспитатель показывает серию картинок любой тематики и предлагает детям определить, есть ли в изображенном предмете звук Д. Если есть — хлопок в ладоши; нет — руки на колени.
4. Анализ буквы Д.
Д — стоит, и очень твердо.
• Рассматривая букву, дети выявляют сходство ее с домиком, выделяют элементы буквы, «прописывают» ее в воздухе.
5. Чтение слогов с договариванием до целого слова.
ДА...ДАша воДА ДО...ДОмик са...ДО...вый ДУ...дочка по...ДУ...шечка ДИ..,ДИма Ро...ДИ...на
САДИКИ ДОМИКИ ПОДАРКИ |
КОРМУШКИ САМИ КИСА |
6. Чтение слоговой таблицы и слов.
СА | ДАР | ДО |
ПО | МУШ | ми |
КОР | ДИ | ки |
— Какие слова спрятались в слове кормушка? корм, мушка.
7. Упражнение «Переставь слова в предложении». Дидактическая задача. Учить детей выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл. Содержание. Воспитатель предлагает детям составить предложение со словом КОРМУШКА, а затем изменить порядок слов. Что изменилось?
Дети повесили на дерево кормушку. Кормушку дети повесили на дерево. На дерево дети повесили кормушку.
Физкультминутка
Раз — два, раз — два. Я колю, колю дрова. Я колю на чурочки Для маленькой печурочки.
Имитирующие движения.
Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведем И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей!
Соответствующие движения.
8. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
Составить отгадки на загадки
— из букв:
Белый столб стоит на крыше ,
И растет все выше, выше. Вот дорос он до небес — И исчез.
Что топором не перерубишь?
Что в руки не схватишь?
(Дым)
— из слогов:
Тянется как нитка, а в клубок не смотаешь.
(Дорога)
9. Чтение карточек с трехбуквенными словами. Игровая фор
ма с привлечением сказочного персонажа.
10. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 42
Тема.Сопоставление звуков Д и Т. Орфография и орфоэпическое чтение (садик — сад, рады — рад и др.).
1. Артикуляционная разминка.
— Вспомним скороговорку:
На дворе — трава, на траве — дрова.
2. Характеристика звуков Д и Т.
— Что общего между звуками Д и Т?
• Оба звука согласные, их нельзя тянуть.
Чем отличаются эти звуки?
• Звук Д произносится звонко, звук Т — глухо.
3. Чтение по подобию (метаграммы).
Воспитатель преобразует слова путем замены одной буквы на другую. Дети читают новые слова. Формируется понимание значимости буквы. ДУШИ ТУШИ СУШИ |
ТИМА ДИМА ЗИМА |
ПЛОД ПЛОТ |
ТРУД ПРУД ПРУТ |
ДАША САША САМА МАМА 4. Чтение слоговой таблицы. Предлагаются два варианта:
ЛОШАДИ САША ДОРОГА САЛО САДЫ ДИМА САМА -РСЙГА |
1) Один ребенок указкой показывает слоги, все читают;
2) Воспитатель называет слова, а дети составляют их из слогов.
ло | ДО | СА |
РО | ША | ГА |
МА | ДЫ | ДИ |
Физкультминутка
Дима, Тима и Иван Весело плясали. Покружились, поклонились, На местах остановились.
Соответствующие движения.
Упражнения для глаз. 1. Посмотрим вдаль. 2. Вращение глазами по кругу; движения глаз в стороны, по диагонали, по квадрату, вверх-вниз.
5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
Загадка
Мы по ковру идем с тобой, Его никто не ткал. Он разостлался сам собой, Лежит у речки голубой И желт, и синь, и ал!
(Луг)
• Показать репродукцию. Обратить внимание на орфографию и орфоэпическое чтение слов: луг — лук, сад— садик, рад — рады и др. ,
— Из букв составьте слово луг/ Прочитайте слово справа налево (гул). В начале слова поставьте букву П. Что получилось? (плуг). Такие игры можно использовать чаще.
Загадка
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок — Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
— Из слогов составьте слово дубы.
• Показать желуди. Рассмотреть репродукцию с картины
И.И.Шишкина «Дубы».
6. Выучить пословицу Труд человека кормит.
— Как вы понимаете значение этой пословицы?
• При затруднении с ответом объяснить ее смысл.
7. Игровая форма индивидуальной работы по разрезным
азбукам.
— Сейчас, ребята, мы с вами будем строить. Каждому дается
задание — «построить» из букв:
ДОМ ПОЛ ДОМИК ПОТОЛОК ГАРАЖ ОКНО МОСТ КРЫША ЗАБОР
— Кто будет жить с вами в доме? Задание — составить слова:
МАМА КОТ ПАПА СОБАКА МАША
И т. д.
8. Чтение карточек.
9. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 43
Тема.Звук И, буква И.
1. Характеристика звука И.
При произношении этого звука средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом. Когда мы его произносим, мы улыбаемся, обнажая верхние и нижние зубы. И — мягкий согласный звук, не тянется.
2. Место звука в словах в трех позициях
— в начале слова: йод;
— в середине: майка, лейка, чайник, скамейка, война;
— в конце: трамвай, воробей, сарай, муравей, соловей, серый.
• Примеры приводят дети. С некоторыми словами составляются предложения.
3. Буква И («И краткое»). Сравнение с буквой И.
— Что общего у этих букв? Чем они отличаются?
У станции «И краткое» Нас встретили загадкою: «Прочти и отгадай-ка: Что надо пропустить, Чтоб можно было зайку В заику превратить?»
Один из нас минуты три Подумал над разгадкою И отвечал: «Крючок сотри Над буквою «И краткое»!»
С. Я. Маршак
Сравнение слов зайка и заика.
4. Чтение и сравнение на слух слов:
САРАИ — САРАЙ МОИ — МОЙ ТВОИ — ТВОЙ Чтение с наращением:
ОЙ — МОЙ — ЗИМОЙ. И т. д.
5. Выучить пословицу В гостях воля хозяйская.
• Если дети затрудняются с ответом о ее смысле, объяснить.
6. Чтение предложений по таблице (хором).
•' 1. Орфоэпическое правило: союзы, предлоги, частицы всегда произносить вместе с тем словом, к которому они относятся, — как одно слово, не делая паузы.
2. Слова прочитываются в медленном темпе (но не по слогам!), а затем в темпе разговорной речи. При этом воспитатель регулирует темп указкой.
1. Чтение слоговой таблицы в ускоренном темпе. Произносить громко и четко.
САЙ СОЙ ЛЕЙ
МАЙ _^Г^ КА
МОЙ ЛАЙ КОЙ
Физкультминутка
(Одновременно учим согласовывать числительные два,две с существительными)
Две руки хлопают. Две ноги топают. Два локотка вращаются. Два глаза закрываются.
Соответствующие движения.
Мой Илья такой лентяй!
Развести руки в стороны.
Только отдых подавай.
Присесть, руки за головой.
8. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составить трехбуквенные слова:
БОЙ ВОЙ РОЙ ПОЙ МАЙ РАЙ КУЙ НОЙ ДУЙ ЖУЙ ДАЙ ЛАЙ
И т. д.
9. Игра «Кто поедет в гости?»
Дети из слогов составляют имена тех, кого они возьмут с собой в гости.
10. Чтение карточек.
И. Итоги занятия.
КОНСПЕКТ 44
Тема. Сопоставление звуков И и И.
1. Артикуляционная разминка. Произносим скороговорку
Идет козел с козой, ^ А коза идет с косой.
2. Сравнение звуков И, И.
— Что общего между этими звуками?
• Губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены.
Чем отличаются звуки И и И?
• И — гласный: образуется голосом при почти полном отсут
ствии шума, воздушная струя идет через рот; звук можно
тянуть и сказать кратко;
И — мягкий согласный звук, средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом. А потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей".
3. Звуко-буквенный анализ слов:
СВОИ - СВОЙ ТВОИ — ТВОЙ
• С данными словами составляются небольшие предложения.
Осмысливается значение замены буквы.
Составить схемы слов:
БОЙ — один слог
два слога |
БОИ |
п
* Детям эти данные можно не детализировать или провести объяснение в доступной форме.
5-4210
4. Выучить пословицу Не рой другому яму, сам в нее упадешь^
5. Игра «Составим отгадку».
Содержание.Детям раздаются буквы отгадки на загадку^Они поочередно выходят к фланелеграфу и составляют на нем! это слово. Их действия поощряются фишками: Можно составить! маленький коллективный рассказ, сопровождая его соответству-1 ющими иллюстрациями.
Часто мы болтаем с Кешей,
Он смешит меня и тешит.
По утрам кричит:
— Вставай!
На у-ррок не опоздай!
Сделай, Бо-рр-енька за-рр-ядку.
А учебники в порядке? Мука с ним.
Ну как мне быть? Мог тебе бы подарить.
Но сначала угадай,
Что за птица?
(Попугай)
6. «Читаем имена птиц». Вертикальная слоговая таблица:
Ты садись и не зевай, Отправляется...
(Трамвай)
Обратить внимание на чтение слов со стечением согласных звуков — ТР, Использовать прием отнимания и замены букв и составить новые слова: трап, трава.
7.2. Игровая форма индивидуальной работы. Воспитатель называет глаголы в повелительном наклонении и предлагает детям составить их из букв. Например: Оленька, ПОЙ. Вовочка, ЖУЙ. Дашенька, МОЙ. И т. д. (ДАЙ, ВОЙ, ЛАЙ, ДУЙ, РОЙ и др.)
8. Чтение книжного текста (3—4 предложения).
Варианты: 1. Воспитатель читает, дети следят.
2. Воспитатель и дети читают вместе.
3. Дети читают самостоятельно.
9. Лексическая игра «Наоборот».
Дидактическая задача.Обогащать лексику детей антонимами. Например: вперед — назад; высоко — низко; узкий — широкий; добрый — злой; вежливый — грубый и т. д.
10. Итоги занятия.
КА | ВО | СОЙ |
НА | РО | КА |
РЕЙ | БЕЙ | |
КА |
Физкультминутка
а) Гимнастика для глаз (см. конспект 42).
б) Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Плавные движения руками с большой амплитудой; наклоны
вперед, прогнувшись; приседания (2—3 раза)
7. Работа по индивидуальным разрезным азбукам. 7.1. Из букв составить отгадку на загадку.
Дом на рельсах тут как тут, Всех умчит он в пять минут.
КОНСПЕКТ 45
Тема.Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова. Звука не обозначает, а показывает, что перед ней стоит мягкий согласный.
1. Сравнение на слух слов:
КАРАСИ — КАРАСЬ ОКУНИ — ОКУНЬ
2. Сопоставление слов по звучанию и начертанию:
ПАР — ПАРЬ
• Дашся объяснение слов и составляются короткие предложения с каждым из них.
ЖАР - ЖАРЬ
3. Анализ буквы Ь.
Буква Р перевернулась. ...(мягким знаком) обернулась.
4. Выделение слов, на конце которых пишется Ь.
Все короче наша тень — Это значит, скоро день. Тень растет, уходит прочь — Это значит, скоро ночь.
В.Лунин
Воспитатель читает четверостишие и предлагает детям назвать слова, в которых согласный на конце произносится мягко.
5. Преобразование слов и чтение по подобию. (Фланелеграф)
СОЛЬ — МОЛЬ — БОЛЬ —• НОЛЬ — РОЛЬ —...
Дети заменяют в слове одну букву другой и читают получившиеся слова.
6. Примеры слов с Ь приводят дети. С некоторыми словами
составляются предложения.
ДЕНЬ ПИТЬ ЛИТЬ ГРЯЗЬ ТЕНЬ ДАТЬ СПАТЬ ГРУСТЬ ЛЕНЬ ШИТЬ ПЕНЬ 6. Вспоминаем пословицу Локоть близок, да не укусишь.
• Выяснить, помнят ли дети ее смысл.
Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива.
(Конь)
Что на свете всех быстрее?
(Мысль)
Что не лень делать?
(Дышать)
Жевать не жую, а все пожираю.
(Огонь)
стоит — дом прыгает летает спит |
варит — повар учит лечит поет |
9. Игровое упражнение «Кто что делает?». Формирует быструю реакцию на слово. Помогает освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо. Отвечать надо точно и быстро.
мурлычет — кот
лает
мычит
жужжит
КОНСПЕКТ 46 |
10. Итоги занятия.
7. Чтение таблицы: