Лиса — лисонька — лисенок— лисище — лисичка и т. д.

Составить предложение и сократить его. Что изменилось, когда предложение сократилось? Например:

Лиса побежала в сторону деревни за добычей.

Лиса побежала в сторону деревни.

Лиса побежала в сторону.

Лиса побежала.

Примечание. Игру сопровождать иллюстративным мате­риалом.

8. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 41

Тема.Звук Д (Д'), буква Д.

1. Характеристика звука. Звонкий согласный.

Методические указания(для воспитателя). При произнесении изолированного звука Д кончик языка не высовывается между зубами. Произносить его надо звонко, но не кричать. В сочетании же с гласными А, Ы, О, У (твердый звук Д) передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам или альвеолам и образует с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струей воздуха. При сочетании Д с гласными Я, Е, Ё, Ю, И (мягкий звук Д) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен.





2. Упражнение «Забьем гвоздь молотком».

Дети, имитируя забивание гвоздя в стенку молотком, бьют кулачком о кулачок, произнося звук Д.

• Упражнение провести по подгруппам и следить, чтобы дети
произносили звук^Д звонко, но не кричали.

— Как стучат колеса вагона?

• Т-т-т — тихо.

А как молоток стучит о шляпку гвоздя?

• Громко.

Молоток стучит громко, звонко. Постучим еще раз: д-д-д. Что делает кончик языка, когда мы говорим Д?

• Кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

3. Игра «Дятел».

Дети рассаживаются по кругу, В центре стоит ребенок, изо­бражающий дятла. Вместе с воспитателем дети хором произносят скороговорку:

Дятел дерево долбит,

День-деньской кору дробит.

Дятел лечит древний дуб,

Добрый дятел дубу люб.

• Следить, чтобы дети читали стихотворение спокойно, чет­
ко, громко, слитно произнося слова в каждой фразе.

Когда они замолкают, ребенок, изображающий дятла, гово­рит: «Д-д-д...» — и бьет кулачком о кулачок. Затем дятлом становится другой, и игра повторяется.

— Какой звук в этой скороговорке произносится чаще?

• Звук Д.

Назовите слова со звуком Д. В чьих именах есть этот звук?

• Надя, Даша, Фёдор и т. д.

Воспитатель показывает серию картинок любой тематики и предлагает детям определить, есть ли в изображенном предмете звук Д. Если есть — хлопок в ладоши; нет — руки на колени.

4. Анализ буквы Д.

Д — стоит, и очень твердо.

• Рассматривая букву, дети выявляют сходство ее с домиком, выделяют элементы буквы, «прописывают» ее в воздухе.

5. Чтение слогов с договариванием до целого слова.

ДА...ДАша воДА ДО...ДОмик са...ДО...вый ДУ...дочка по...ДУ...шечка ДИ..,ДИма Ро...ДИ...на

САДИКИ ДОМИКИ ПОДАРКИ
КОРМУШКИ САМИ КИСА

6. Чтение слоговой таблицы и слов.

СА ДАР ДО
ПО МУШ ми
КОР ДИ ки

— Какие слова спрятались в слове кормушка? корм, мушка.

7. Упражнение «Переставь слова в предложении». Дидактическая задача. Учить детей выразительно произно­сить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл. Содержание. Воспитатель предлагает детям составить предло­жение со словом КОРМУШКА, а затем изменить порядок слов. Что изменилось?

Дети повесили на дерево кормушку. Кормушку дети повесили на дерево. На дерево дети повесили кормушку.

Физкультминутка

Раз — два, раз — два. Я колю, колю дрова. Я колю на чурочки Для маленькой печурочки.

Имитирующие движения.

Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведем И к себе скорей прижмем.





А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей!

Соответствующие движения.

8. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.
Составить отгадки на загадки

— из букв:

Белый столб стоит на крыше ,

И растет все выше, выше. Вот дорос он до небес — И исчез.

Что топором не перерубишь?

Что в руки не схватишь?

(Дым)

— из слогов:

Тянется как нитка, а в клубок не смотаешь.

(Дорога)

9. Чтение карточек с трехбуквенными словами. Игровая фор­
ма с привлечением сказочного персонажа.

10. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 42

Тема.Сопоставление звуков Д и Т. Орфография и орфоэпи­ческое чтение (садик — сад, рады — рад и др.).

1. Артикуляционная разминка.

— Вспомним скороговорку:

На дворе — трава, на траве — дрова.

2. Характеристика звуков Д и Т.

— Что общего между звуками Д и Т?

• Оба звука согласные, их нельзя тянуть.
Чем отличаются эти звуки?

• Звук Д произносится звонко, звук Т — глухо.

3. Чтение по подобию (метаграммы).




Воспитатель преобразует слова путем замены одной буквы на другую. Дети читают новые слова. Формируется понимание зна­чимости буквы. ДУШИ ТУШИ СУШИ
ТИМА ДИМА ЗИМА
ПЛОД ПЛОТ
ТРУД ПРУД ПРУТ

ДАША САША САМА МАМА 4. Чтение слоговой таблицы. Предлагаются два варианта:

ЛОШАДИ САША ДОРОГА САЛО САДЫ ДИМА САМА -РСЙГА

1) Один ребенок указкой показывает слоги, все читают;

2) Воспитатель называет слова, а дети составляют их из слогов.

ло ДО СА
РО ША ГА
МА ДЫ ДИ

Физкультминутка

Дима, Тима и Иван Весело плясали. Покружились, поклонились, На местах остановились.

Соответствующие движения.

Упражнения для глаз. 1. Посмотрим вдаль. 2. Вращение гла­зами по кругу; движения глаз в стороны, по диагонали, по квад­рату, вверх-вниз.

5. Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Загадка

Мы по ковру идем с тобой, Его никто не ткал. Он разостлался сам собой, Лежит у речки голубой И желт, и синь, и ал!

(Луг)





• Показать репродукцию. Обратить внимание на орфографию и орфоэпическое чтение слов: луг — лук, сад— садик, рад — рады и др. ,

— Из букв составьте слово луг/ Прочитайте слово справа налево (гул). В начале слова поставьте букву П. Что получилось? (плуг). Такие игры можно использовать чаще.

Загадка

Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок — Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб)

— Из слогов составьте слово дубы.

• Показать желуди. Рассмотреть репродукцию с картины
И.И.Шишкина «Дубы».

6. Выучить пословицу Труд человека кормит.

— Как вы понимаете значение этой пословицы?

• При затруднении с ответом объяснить ее смысл.

7. Игровая форма индивидуальной работы по разрезным
азбукам.

— Сейчас, ребята, мы с вами будем строить. Каждому дается
задание — «построить» из букв:

ДОМ ПОЛ ДОМИК ПОТОЛОК ГАРАЖ ОКНО МОСТ КРЫША ЗАБОР

— Кто будет жить с вами в доме? Задание — составить слова:

МАМА КОТ ПАПА СОБАКА МАША

И т. д.

8. Чтение карточек.

9. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 43

Тема.Звук И, буква И.

1. Характеристика звука И.

При произношении этого звука средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом. Когда мы его произносим, мы улыбаемся, обнажая верхние и нижние зубы. И — мягкий со­гласный звук, не тянется.

2. Место звука в словах в трех позициях

— в начале слова: йод;

— в середине: майка, лейка, чайник, скамейка, война;

— в конце: трамвай, воробей, сарай, муравей, соловей, серый.

• Примеры приводят дети. С некоторыми словами составля­ются предложения.

3. Буква И («И краткое»). Сравнение с буквой И.

— Что общего у этих букв? Чем они отличаются?

У станции «И краткое» Нас встретили загадкою: «Прочти и отгадай-ка: Что надо пропустить, Чтоб можно было зайку В заику превратить?»

Один из нас минуты три Подумал над разгадкою И отвечал: «Крючок сотри Над буквою «И краткое»!»

С. Я. Маршак

Сравнение слов зайка и заика.

4. Чтение и сравнение на слух слов:

САРАИ — САРАЙ МОИ — МОЙ ТВОИ — ТВОЙ Чтение с наращением:

ОЙ — МОЙ — ЗИМОЙ. И т. д.

5. Выучить пословицу В гостях воля хозяйская.

• Если дети затрудняются с ответом о ее смысле, объяснить.





6. Чтение предложений по таблице (хором).

•' 1. Орфоэпическое правило: союзы, предлоги, частицы всегда произносить вместе с тем словом, к которому они относят­ся, — как одно слово, не делая паузы.

2. Слова прочитываются в медленном темпе (но не по сло­гам!), а затем в темпе разговорной речи. При этом воспита­тель регулирует темп указкой.

1. Чтение слоговой таблицы в ускоренном темпе. Произносить громко и четко.

Лиса — лисонька — лисенок— лисище — лисичка и т. д. - student2.ru

САЙ СОЙ ЛЕЙ

МАЙ _^Г^ КА

МОЙ ЛАЙ КОЙ

Физкультминутка

(Одновременно учим согласовывать числительные два,две с существительными)

Две руки хлопают. Две ноги топают. Два локотка вращаются. Два глаза закрываются.

Соответствующие движения.

Мой Илья такой лентяй!

Развести руки в стороны.

Только отдых подавай.

Присесть, руки за головой.

8. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Составить трехбуквенные слова:

БОЙ ВОЙ РОЙ ПОЙ МАЙ РАЙ КУЙ НОЙ ДУЙ ЖУЙ ДАЙ ЛАЙ

И т. д.

9. Игра «Кто поедет в гости?»

Дети из слогов составляют имена тех, кого они возьмут с собой в гости.

10. Чтение карточек.
И. Итоги занятия.

КОНСПЕКТ 44

Тема. Сопоставление звуков И и И.

1. Артикуляционная разминка. Произносим скороговорку

Идет козел с козой, ^ А коза идет с косой.

2. Сравнение звуков И, И.

— Что общего между этими звуками?

• Губы растянуты в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены.
Чем отличаются звуки И и И?

• И — гласный: образуется голосом при почти полном отсут­
ствии шума, воздушная струя идет через рот; звук можно
тянуть и сказать кратко;

И — мягкий согласный звук, средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом. А потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей".

3. Звуко-буквенный анализ слов:

СВОИ - СВОЙ ТВОИ — ТВОЙ

• С данными словами составляются небольшие предложения.
Осмысливается значение замены буквы.

Составить схемы слов:

БОЙ — один слог

два слога
БОИ

п

* Детям эти данные можно не детализировать или провести объяснение в доступной форме.

5-4210






4. Выучить пословицу Не рой другому яму, сам в нее упадешь^

5. Игра «Составим отгадку».

Содержание.Детям раздаются буквы отгадки на загадку^Они поочередно выходят к фланелеграфу и составляют на нем! это слово. Их действия поощряются фишками: Можно составить! маленький коллективный рассказ, сопровождая его соответству-1 ющими иллюстрациями.

Часто мы болтаем с Кешей,

Он смешит меня и тешит.

По утрам кричит:

— Вставай!

На у-ррок не опоздай!

Сделай, Бо-рр-енька за-рр-ядку.

А учебники в порядке? Мука с ним.

Ну как мне быть? Мог тебе бы подарить.

Но сначала угадай,

Что за птица?

(Попугай)

6. «Читаем имена птиц». Вертикальная слоговая таблица:

Ты садись и не зевай, Отправляется...

(Трамвай)

Обратить внимание на чтение слов со стечением согласных звуков — ТР, Использовать прием отнимания и замены букв и составить новые слова: трап, трава.

7.2. Игровая форма индивидуальной работы. Воспитатель на­зывает глаголы в повелительном наклонении и предлагает детям составить их из букв. Например: Оленька, ПОЙ. Вовочка, ЖУЙ. Дашенька, МОЙ. И т. д. (ДАЙ, ВОЙ, ЛАЙ, ДУЙ, РОЙ и др.)

8. Чтение книжного текста (3—4 предложения).
Варианты: 1. Воспитатель читает, дети следят.

2. Воспитатель и дети читают вместе.

3. Дети читают самостоятельно.

9. Лексическая игра «Наоборот».

Дидактическая задача.Обогащать лексику детей антонима­ми. Например: вперед — назад; высоко — низко; узкий — широкий; добрый — злой; вежливый — грубый и т. д.

10. Итоги занятия.



КА ВО СОЙ
НА РО КА
РЕЙ БЕЙ  
КА    

Физкультминутка

а) Гимнастика для глаз (см. конспект 42).

б) Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться.

Очень бесшумно на воду садятся.

Плавные движения руками с большой амплитудой; наклоны

вперед, прогнувшись; приседания (2—3 раза)

7. Работа по индивидуальным разрезным азбукам. 7.1. Из букв составить отгадку на загадку.

Дом на рельсах тут как тут, Всех умчит он в пять минут.

КОНСПЕКТ 45

Тема.Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова. Звука не обозначает, а показывает, что перед ней стоит мягкий согласный.

1. Сравнение на слух слов:

КАРАСИ — КАРАСЬ ОКУНИ — ОКУНЬ

2. Сопоставление слов по звучанию и начертанию:

ПАР — ПАРЬ

• Дашся объяснение слов и составляются короткие предложе­ния с каждым из них.

ЖАР - ЖАРЬ

3. Анализ буквы Ь.

Буква Р перевернулась. ...(мягким знаком) обернулась.





4. Выделение слов, на конце которых пишется Ь.

Все короче наша тень — Это значит, скоро день. Тень растет, уходит прочь — Это значит, скоро ночь.

В.Лунин

Воспитатель читает четверостишие и предлагает детям назвать слова, в которых согласный на конце произносится мягко.

5. Преобразование слов и чтение по подобию. (Фланелеграф)

СОЛЬ — МОЛЬ — БОЛЬ —• НОЛЬ — РОЛЬ —...

Дети заменяют в слове одну букву другой и читают получив­шиеся слова.

6. Примеры слов с Ь приводят дети. С некоторыми словами
составляются предложения.

ДЕНЬ ПИТЬ ЛИТЬ ГРЯЗЬ ТЕНЬ ДАТЬ СПАТЬ ГРУСТЬ ЛЕНЬ ШИТЬ ПЕНЬ 6. Вспоминаем пословицу Локоть близок, да не укусишь.

• Выяснить, помнят ли дети ее смысл.

Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива.

(Конь)

Что на свете всех быстрее?

(Мысль)

Что не лень делать?

(Дышать)

Жевать не жую, а все пожираю.

(Огонь)

стоит — дом прыгает летает спит
варит — повар учит лечит поет

9. Игровое упражнение «Кто что делает?». Формирует бы­струю реакцию на слово. Помогает освоить умение характеризо­вать кого-либо или что-либо. Отвечать надо точно и быстро.

мурлычет — кот

лает

мычит

жужжит

КОНСПЕКТ 46

10. Итоги занятия.



7. Чтение таблицы:

Наши рекомендации