Отраженная речь (4—5 недель)
На этом этапе воспитатель проводит занятия не так, как в обычном массовом саду. Материал программы усваивается детьми в процессе сопряженно-отраженной речи. Воспитатель использует элементы вопросно-ответной речи с последующим односложным ответом, который повторяется детьми сопряженно или отраженно. На досуге используются все виды игр, но творческие по-прежнему носят обучающий характер.
Задачи этапа:
1. воспитание отраженной речи;
2. работа над фразой и просодическими компонентами речи (дыханием, голосом, слитностью, темпом и ритмом речи);
3. развитие моторики (умения расслаблять мышцы);
4. продолжение обучения играм и правилам игр (обучение общению с партнером, умению следить за игрой других);
5. воспитание произвольного поведения (выполнять требования, исходящие не только от взрослых, но и от товарищей);
6. коррекция нарушений звукопроизношения. Раскроем решение этих задач на примерах выполнения программных тем: «Знакомство с трудом взрослых», «Зимующие птицы».
Материал для звукоподражаний
Лесорубы: уух! уух! баааах! баа баааах!
Летчики дуют на бумажные самолетики, потом гудят:
Ууу! Ууу!
Шоферы заводят моторы: ррр!, накачивают шины — шшш! шшш!
Столяры работают рубанком: дзинь, дзинь, дзинь!
Моряки сигналят флажками: так-так! так-так! так-так!
Слесарь работает на станке: жжж! жжж! жжж!
Трубач в оркестре: тру-ру-ру! тру-ру-ру! тру-ру-ру!
7. Работа над фразой и ее удлинением.
Кулинары пробуют печенье: Ах, вкусно. Очень вкусное песочное печенье.
Моряки измеряют глубину реки: Очень глубоко. Очень глубокая эта река.
Шоферы выезжают на дорогу. Очень скользко. Очень скользкая снежная дорога.
Лесорубы поднимают бревно: Ох, как тяжело! Ох, какие тяжелые сосновые бревна.
По теме «Птицы»: Ох, холодно! Ой, вьюжно! Сильный мороз. Очень мерзнут лапки. Как холодно снежной зимой!ит. д.
При воспитании силы, высоты голоса используются звукоподражания птицам, игры с пением и подвижные игры «Кто как кричит?»
Ворона кричит низким голосом: «Кар-кар»,вороненок — высоким: «Кар-кар»,кукушка: «Ку-ку, ку-ку», кукушонок: «Ку-ку, ку-ку»и т.д.
«Позовем совушку»
Тихо: «Совушка, иди к нам!» Сова не шевелится, спит.
Громче: «Совушка, иди к нам!» Сова встает, оглядывается по сторонам, машет крыльями.
Громко: «Совушка, иди к нам!» Совушка летит, а дети хлопают в такт взмахам «крыльев».
«Птицы и кот»
Дети говорят за логопедом спокойным ровным голосом средней силы:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли птички погулять.
Только хитрый рыжий кот погулять им не дает.
Один ребенок повторяет тихо за логопедом:
Черный кот крадется к вам.
Затем — громко:
Птички, птички, по домам!
Для выбора водящих в играх используются считалки, которые также подбираются по теме «Профессии» и «Зимующие птицы».
Заводил шофер мотор, нажимал он на стартер.
Крепко руль в руках держал, грузовик и побежал.
Долго думали, гадали.
Мы шофера выбирали.
Ты желаешь? Хочешь ты?
Поведешь машину ты!
Среди белых голубей скачет серый воробей.
Воробушек-пташка, серая рубашка,
Вылетай-ка, не робей, выходи в круг поскорей.
Прилетела к нам синица, села прямо за окном.
Эту маленькую птичку с нетерпением мы ждем.
И чтоб легче птичке стало — ведь исчезли червячки, —
Для нее кусочки сала мы повесим на сучки.
Материал логопедической ритмики подбирается также в соответствии с программными темами занятий.
Игровые упражнения на расслабление мышц тела
Лесорубы топором рубят сучья на деревьях — руки напряжены, положили топоры — расслабились. Катят бревна, поднимают их на машину, вверх — руки напряжены, бросили руки вниз, как плети — расслабились. Строители несут ведро с краской, поднимаются по лестнице, тяжело — напряжены мышцы рук и ног, поставили ведро — расслабились. Моряки выбирают канат с якорем (или сети с рыбой) — руки напряжены, отдыхают — расслабились. Летчики сильно, с напряжением тянут на себя рычаг управления, приземлились — расслабились. Тракторист пашет землю, крепко держит руль, затем отдыхает. Доярки идут на ферму по глубокому снегу, высоко поднимают ноги, пришли, сели, отдохнули.
Движения выполняются под музыку или под счет логопеда.
Игра с пением «Стайка»
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек — стайка.
Эта птичка — воробей,
Эта птичка — соловей,
Эта птичка — совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка,
Серенькое перышко,
Эта — зяблик, эта — чиж,
Эта — развеселый стриж,
Эта птичка — злой орлан.
Птички, птички, по домам!
(И. Токмакова)
Подвижная игра «Цапля и лягушки»
Лягушки.
Мы веселые лягушки,
Мы зеленые квакушки,
Громко квакаем с утра:
Ква, ква, ква! (Дети скачут на месте на двух ногах, приседают.)
Цапля.
По болоту я шагаю и лягушек я хватаю.
Целиком я их глотаю: aм, aм, aм.
Вот они, лягушки, зеленые квакушки.
Берегитесь, я иду, я вас всех переловлю.
Цапля шагает, высоко поднимая колени. После произнесения слов «я вас всех переловлю» ловит лягушек; кого поймает, тот становится цаплей.
Упражнения для развития пальчиковой моторики
Повара режут овощи, чистят лук, раскатывают тесто, защипывают пирог. Плотники щиплют мох и конопатят стены в избе. В прачечной отжимают белье, встряхивают, развешивают. Столяр собирает мебель: отверткой привинчивает ножки к столу. Ковровщицы плетут ковры из мелких полосок разноцветной бумаги. Или: птицы зерно клюют — дети пальчиком стучат по столу поочередно; показывают пальцами, как птицы клювом чистят перышки; как воробей купается в луже (движения вправо, влево легко сжатого кулачка) и отряхивается (легкие взмахи пальцами руки) и т.д.
Творческая игра «Магазин»
Перед игрой логопед или воспитатель проводит экскурсию в магазин. Дети знакомятся с общим видом магазина. Воспитатель обращает их внимание на продавцов, кассиров, контролеров, на их спецодежду. Логопед или воспитатель называют отделы: мясной, бакалейный, хлебный, рыбный, кондитерский, овощной, молочный. Знакомят детей со словами: прилавок, отдел, чеки, продавец, рабочий.
В детском саду проводится оснащение игрового уголка. Детям предлагается принести из дома крупы, баночки из-под сыра, кофе и т.д.
Дети изготовляют поделки: кошельки, сумочки, чеки, деньги.
1-й этап игры. В булочной. Дети распределяют роли кассира и покупателей. Логопед дает образцы речи. «Что ты хочешь купить?» Кассир повторяет. Логопед: «Я хочу купить булку за 5 рублей». Покупатель повторяет и т.д.
2-й этап игры. В бакалейном отделе. Дети распределяют роли кассира, заведующей отделом, покупателей. Оформляют отдел: расставляют крупу, мыло, макаронные изделия, сахар, соль и т. д. Образцы речи дает логопед.
Далее обыгрывается ситуация в кондитерском отделе, затем — в овощном, молочном, мясном. Каждому дается задание что-то купить, а потом приготовить кисель или сварить рис и т.д.
Затем, как обобщающее занятие по теме «Магазин», проводится игра «Семья». Распределяются роли мамы, папы, детей. Мама дает задание детям: приготовить обед. Для этого им нужно пойти в магазин и купить необходимые продукты. Под руководством логопеда дети ведут диалоги с кассиром, друг с другом, с вернувшимися с работы мамой и папой, которые хвалят детей за старание: квартиру убрали, обед приготовили.
«Поликлиника»
Также готовится поэтапно. В период воспитания отраженной речи дети рассматривают иллюстрации по этой теме. Логопед знакомит их со словами: поликлиника, врач, вызов, скорая помощь, неотложная помощь и т. д.Далее обыгрывается ситуация «вызов врача на дом». Логопед показывает детям куклу с завязанным ухом и говорит: «Катя не может идти в детский сад. У нее болит ухо. Надо вызвать доктора», дает образцы вызова врача по телефону, и непосредственно в поликлинике через регистратуру. Дети отраженно повторяют. В диалоге ребенок, вызывающий врача, указывает имя и фамилию, возраст, адрес и называет заболевание. Следующая ситуация «Врач пришел»: он осматривает больного, слушает трубочкой, ставит градусник, горчичники, выписывает рецепт. Ситуация «На выписке»: дети идут через бокс. В регистратуре получают карточку, номерок, входят в кабинет к доктору. Все эти ситуации разыгрываются с логопедом, который учит детей выполнять роли врача, больного, медсестры, шофера «скорой помощи» и т.д. и вести диалоги.
В период воспитания отраженной речи продолжается работа по коррекции нарушений звукопроизношения. Для автоматизации звуков в речи используется материал, связанный с темами фронтальных занятий: машинист дает пар — ш-ш-ш;летит самолет — ж-ж-ж, шофер заводит мотор — р-р-ри т. д.
Игры-драматизации для автоматизации свистящих и шипящих звуков
«Сорока и синица»
Семь суток сорока старалась, спешила.
Себе сапоги сыромятные сшила.
Сказала со смехом соседка-синица: —
Стать самой скрипучей сорока стремится.
«Дети и медведь»
Все дети.
Дети по лесу гуляли, дети шишки собирали.
Шишки собирали, очень все устали.
Дети сели отдыхать.
Захотелось им поспать.
Ведущий.
А я спать не хочу,
Лучше всех посторожу.
Баю-бай, баю-бай, отдыхайте, засыпайте.
(Выходит медведь.)
Ведущий.
Миша, Миша, уходи, наших деток не буди, домой иди, детей не буди, ш-ш-ш!
(Прикладывает палец к губам.)
Медведь.
Спите, спите, я уйду, в лесу меду поищу.
А потом опять приду, всех вас медом угощу.
Игры с пением — хороводы (для детей 4—5 лет)
«На зеленом на лугу»
Дети ведут хоровод вокруг одного ребенка и говорят за логопедом:
На зеленом на лугу
Пляшет Олечка (Танечка, Вовочка и др.) в кругу,
А веселый хоровод
Плясовую ей поет:
— Оля, Оля, веселей,
Резвых ножек не жалей.
Веселей попляши,
Нам платочком помаши.
«Ай-люли»
Дети ведут хоровод, после слов логопеда: «Теперь вы» — останавливаются, повторяют текст и выполняют движения:
Долгоногий журавель на мельницу ездил, диковинку видел.
Ай-люли, ай-люли, диковинку видел.
Коза муку мелет, козел засыпает, малые козлятки муку выгребают.
А барашки, круты рожки, в дудочки играют,
ай-люли, ай-люли, в дудочки играют
Две сороки-белобоки пошли танцевать.
Ай-люли, ай-люли, пошли танцевать.
«Хоровод»
Логопед, за ним дети:
Пастушок проснулся поутру,
Заиграл на дудке ту-ру-ру.
Пастушку мы будем помогать,
Пастушку мы будем подпевать.
На лугу коровка му-му-му!
Розовые свинки хрю-хрю-хрю!
А козел рогатый ме-ме-ме!
Баран бородатый бе-бе-бе!
Быстрые синички цвики-цвик.
Воробьи запели чик-чирик!
Замяукал котик мяу-мяу,
А собачка лает ав-ав-ав!
А в лесу кукушка все ку-ку, ку-ку!
Петушок веселый спел ку-ка-ре-ку!
А в саду зеленом детвора
Распевает песни та-ра-ра!
Подвижные игры (для детей 4—5 лет)
«Курица и цыплята»
Логопед идет с детьми по кругу:
Вышла курица-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курица: ко-ко, не ходите далеко.
(Приближаются к кошке, сидящей на стульчике.)
На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.
(Дети разбегаются на места. Кого кошка поймает, тот идет на ее место.)
«Пчелы и медведь»
Ребенок в маске медведя сидит в стороне. Логопед говорит:
Пчелки в улье сидят
И в окошечко глядят.
Погулять все захотели,
Друг за другом полетели: ж-ж-ж.
(Дети повторяют за логопедом и «летают», жужжат.)
Медведь идет, спасайте мед.
(Дети-пчелы бегут на свои стульчики, садятся, машут кистями рук и громко жужжат, прогоняют медведя. Кого медведь успел запятнать, тот идет на его место.)
Игры-драматизации стихотворений, прозы (для детей 4—5 лет)
«Тишка»
Ребенок в шапочке-маске кота садится на стульчик и «засыпает». Дети вслед за логопедом спрашивают его:
Тишка! Что тебе приснилось?
Расскажи-ка, сделай милость.
(Кот встает, потягивается и повторяет за логопедом.)
Мне приснилось: я не Тишка,
Не котенок, не котишка.
Стал я Тихоном котом,
Вот с таким большим хвостом!
Я поймал такую мышь,
Что и в книжку не вместишь.
«По грибы»
С помощью считалки распределяются роли, например:
На горе растут дубы,
Под горой растут грибы,
Белый стар, брать не стал.
Моховик и вял, и мал...
Груздь на солнце греет бок,
В кузовок иди, грибок!
От автора — логопед; роли бабушки, дедушки, Нади исполняют дети, повторяя слова своей роли за логопедом: «Летом Надя жила у бабушки и дедушки. Однажды бабушка и Надя собрались за грибами. Дедушка дал им по лукошку и сказал: «Это лукошко побольше — бабушке, а поменьше — тебе, Надя. Ну-ка, кто больше соберет?» И пошли бабушка с Надей в лес. Насобирали грибов и пошли домой. Посмотрела Надя в бабушкино лукошко, а оно полным-полно. А у Нади немножко грибов. Вот она и говорит бабушке: «Бабушка, давай меняться лукошками». — «Давай, внученька». Пришли они домой, дедушка посмотрел и сказал: «Ай, да молодец! Больше бабушки грибов набрала». Тут Надя покраснела и сказала тихим голосом: «Это вовсе не мое лукошко, это вовсе бабушкино».
На этапе отраженной речи логопед обучает дежурного проводить отдельные моменты занятий, в частности зарядку, упражнения на развитие моторики, на расслабление. Постепенно у детей воспитывается умение выполнять требования, исходящие от товарищей.
Игры-драматизации стихотворений (для детей 5—6 лет)
«Осень спросим»
Дети считалкой выбирают осень и дождик. Дождик прячется, а к осени приближаются дети. Они хором говорят за логопедом:
Дети.
Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
(Диалог между детьми и ребенком в роли осени идет отраженно )
Осень.
Принесла я вам муки.
Значит, будут пирожки.
Принесла вам гречки —
Дети.
Каша будет в печке.
Осень.
Принесла вам овощей
И для каши и для щей.
Рады ли вы грушам?
Дети.
Мы их впрок насушим.
Осень.
А уж яблоки — что мед!
Дети.
На варенье, на компот.
Осень.
Принесла вам меду
Полную колоду.
Дети.
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?
Осень.
Дождику вы рады?
Дети.
Не хотим, не надо.
«Забавные медвежата»
Ведущий повторяет текст за логопедом, то же — исполнители ролей.
Ведущий.
Мать-медведица с корзиной собралася за малиной.
Уходя, сказала строго:
Медведица.
—Не шалите, дети, много.
Не ходите далеко.
Вы заблудитесь легко.
Ведущий.
Были братья близнецами и большими сорванцами.
Мишку в бок толкнул Топтыжка:
Топтыжка.
—Ты не против меду, Мишка?
Если хочешь, то пойдем,
Мне знаком пчелиный дом.
Ведущий.
Впереди бредет Топтыжка,
На Топтыжку злится Мишка:
Мишка.
—Перепутал ты дороги,
Я устал, не ходят ноги.
Не найдем теперь дороги,
Не найдем теперь с тобой
Ни пчелиный дом, ни свой.
Топтыжка.
—Эх, ты плакса-вакса, Мишка!
Посмотри-ка! Чей домишко?
Улетели пчелки в поле,
Мед мы делим на две доли.
Так как знал о меде я,
Доля большая моя!
Ведущий.
Вот попало!
В ухе жало, в лапе жало.
В нос попало, в левый глаз и еще в язык пять раз!
Сразу после передышки влез на дерево Топтыжка.
Он вокруг смотрел упрямо и увидел близко маму:
Топтыжка.
—Ма-ма!
Не найти нам с Мишкой дом.
Ищем, ищем, не найдем.
Медведица.
—Это что за медвежата?
Вы с распухшими носами.
Чьи же вы, скажите сами?
(Медвежата прыгают вокруг медведицы.)
Оба медвежонка.
—Ну вот!
Мама нас не узнает!
Это мы!
Мед у пчел
Мы съесть хотели,
Пчелы нас чуть-чуть не съели!»
Ведущий.
Мама мишек в дом ведет,
Знают братья: попадет!
Но уверены два брата,
Что они не виноваты.
Виноват душистый мед!
В подобных драматизациях используются фигурки настольного театра, которые дети выполняют с помощью взрослых в детском саду и дома.
Игры с пением — инсценировки (для детей 5—6 лет)
«Кабачок»
Считалкой выбирается кабачок, он становится в центр круга. Дети за логопедом поют:
Кабачок, кабачок,
Тоненькие ножки,
Мы тебя кормили, мы тебя поили.
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь.
На слова первого куплета до слова поили дети ходят по кругу, затем подходят к «кабачку» и поднимают его. «Кабачок» танцует, дети хлопают в ладоши.
«Кто колечко найдет»
Дети с помощью логопеда распределяют роли кошки, индюка, сороки, гуся, курицы, девочки Оли. Дети ведут хоровод и поют.
Логопед говорит:
Покатилось, покатилось Олино колечко.
Покатилось, покатилось с нашего крылечка.
Кто с крылечка сойдет, кто колечко найдет?
Дети останавливаются. В центр хоровода входит ребенок в шапочке-маске:
— Я, — сказала кошка, — подожди немножко.
Вот я с печки прыг, на крылечко шмыг, вот по лесенке клубком, по ступенькам кувырком.
Да уйти я не могу: мышку в норке стерегу.
Ребенок возвращается в хоровод, дети идут в обратном направлении:
Покатилось, покатилось Олино колечко,
Покатилось, покатилось с нашего крылечка.
Кто с крылечка сойдет, кто колечко найдет?
В центр круга входит другой ребенок, слова своей роли повторяет за логопедом:
—Я найду, — сказал индюк,
Только стал я близорук.
А для нас, для индюков, не придумано очков.
Покажите мне местечко,
Где запряталось колечко:
Постараюсь я найти и хозяйке принести.
Возвращается на место. Дети идут по кругу и повторяют вновь слова запева за логопедом, останавливаются, и в круг входит третий ребенок:
Я,— ответила сорока.
Я, — сказала белобока.
Нахожу я ложки, брошки и сережки.
Только все, что отыщу, я домой к себе тащу.
Ей отвечает следующий ребенок:
—Не ищи кольца, сорока,
Не старайся, белобока.
Следующий ребенок:
—Го-го-го, — гогочет гусь,
Погоди, пока вернусь.
Я во всякую погоду тороплюсь забраться в воду.
Я поплаваю в пруду, а потом кольцо найду.
Дети поют вслед за логопедом:
Покатилось, покатилось Олино колечко.
Покатилось, покатилось с нашего крылечка.
Кто с крылечка сойдет, кто колечко найдет?
—Я, — сказала курица, —
Стоит мне прищуриться,
Я вам зернышко найду
На дворе или в саду.
И кольцо найти я рада,
Да кормить цыплят мне надо.
А цыплята — вот беда! —
Разбежались кто куда!
Нее дети поют:
Кто с крылечка сойдет, кто колечко найдет?
Девочка Оля поет:
Наша Олечка мала,
Да сама искать пошла.
Воротилась, воротилась Оля на крылечко.
А на пальчике светилось
У нее колечко.
Дидактические игры (для детей 5—6 лет)
Загадки
Логопед говорит детям:
Кто загадку отгадает, тот картинку получает. Кто больше всех наберет, тот дальше игру поведет.
Дети садятся на стульчики, повторяют за логопедом хором загадки о домашних птицах и животных:
Живу во дворе, пою на заре, на голове гребешок, я горластый...
(Петушок.)
Шипит, гогочет, щипнуть меня хочет, я иду, не боюсь. Кто же это?
(Гусь.)
Хвост крючком, нос пятачком.
(Свинья.)
Заворчал живой замок, лег у двери поперек.
(Собака.)
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается.
(Кошка.)
Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла.
(Корова.)
С подстриженной гривой, скачет ретиво, чуть шпорами тронь. Кто же это?..
(Конь.)
О диких птицах и животных
Чик-чирик! К зернышку прыг, клюй, не робей. Кто это?..
(Воробей.)
В густом лесу под елками, осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками, колючий и живой.
(Ежик.)
На шесте веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер,
На крыльце поет отец,
Он и летчик, и певец.
(Скворец.)
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.
(Сорока.)
Ты его узнаешь сразу:
Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
(Грач.)
Хищный клык, страшный рык слышат звери, обомлев.
Кто же этот хищник?
(Лев.)
Стройный, быстрый,
Рога ветвистые,
Носится весь день. Кто это?
(Олень.)
В лесу обитается,
Дичью питается,
Да в курятник забирается,
Хитрым зверем называется.
(Лиса.)
Мешочек-загадка
В мешочке (конверт) прячутся предметные картинки или объемные игрушки.
I вариант игры. Ребенок достает картинку (игрушку), логопед называет ее, ребенок повторяет.
II вариант. В мешочек кладутся картинки или игрушки, которые надо отдифференцировать: фрукты и овощи, дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы, перелетные и зимующие птицы и т. д. Ребенок достает картинки (игрушки) и раскладывает их в разные стороны, затем повторяет за логопедом одни названия и другие.
Подвижные игры (для детей 5—6 лет)
«Лентяи поросятки»
Дети идут вслед за дежурным и выполняют за ним необходимые движения. Текст повторяют за логопедом:
Лентяи поросятки
Не делали зарядки
И стали неуклюжи,
Не вылезут из лужи
Никак, никак,
Никак, никак.
(Дети, округлив руки на уровне пояса, высоко поднимают ноги, покачиваются из стороны в сторону.)
Теперь самим досадно,
Что бегают нескладно,
Что стали так неловки,
Что прыгать нет сноровки:
Хрю-хрю-хрю-хрю.
(Дети подпрыгивают на двух ногах, затем попеременно на одной.)
А наши-то ребятки
На утренней зарядке
Все делают как нужно,
Шагают в ногу дружно,
Вот так, вот так, вот так, вот так.
(Дети проходят маршевым шагом.)
Умеют все ребятки
С носочка встать на пятки,
Вдохнуть и потянуться,
Присесть и разогнуться,
Вот так, вот так,
Вот так, вот так.
(Дети выполняют движения.)
«Заря-заряница»
Дети садятся в кружок, а за спинами у них ходит Зарею по кругу водящий, прячет за спиной «ключи»— платочек с завязанным узлом. Ходит Заря-заряница, поет песенку:
Заря-заряница, красная девица, по небу ходила, ключи обронила. Месяц видел — солнце скрало.
Все подпевают, искоса поглядывают на водящего. Кто подметит за собой подброшенный платочек, берет «ключи», бежит за Зарею, бьет платочком, приговаривает: «Не теряй ключей! Не теряй ключей!» Посадит водящего на свое место, а сам идет Зарею. Если кто не подметит «ключей», то Заря обойдет круг, поднимет платочек, хлестнет зеваку платочком и скажет: «Не прячь ключей! Не прячь ключей!»
Примерное занятие по воспитанию отраженной речи у детей 4—5, 5—6 лет
Тема занятия «Дикие животные».
Логопедические цели:
1. неречевые — воспитание выдержки, зрительной ориентировки на говорящего, подражательности, активности, выразительности движений, общей и мимической моторики, слухового произвольного внимания;
2. речевые — воспитание просодических компонентов речи: продолжительного выдоха, мягкой атаки голоса, замедленного темпа речи, интонационной выразительности, отраженной речи.
Педагогические цели: уточнить знания детей о диких животных.
Воспитательные цели: играть дружно, играть вместе.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, дети. Со мной поздоровайтесь: «Здравствуйте, М. И.»
Дети повторяют приветствие и правило: «Внимательно слушай, другим не мешай, запомни, что слышал, и сам повторяй». Логопед назначает дежурного, тот смотрит, готовы ли дети к занятию, и за логопедом говорит: «Дети к занятию готовы».
2. Дыхательно-голосовая зарядка.
Логопед. Сегодня мы поедем в лес. Сначала на поезде. Осмотрщик вагонов (дежурный), проверь вагоны.
Ребенок постукивает по колесам и повторяет за логопедом: «Тук-тук-тук, все в порядке. Поезд готов к отправлению».
Весь речевой материал занятия дети повторяют за логопедом.
Начальник станции. Разрешаю отход поезда.
(Дети строятся в колонну друг за другом, руки согнуты в локтях — имитация движения поезда топочущим шагом.)
Дети. У, пошел, пошел, пошел. Так-так-так. Тук-тук-тук. (Темп то убыстряется, то замедляется).
Логопед. Приехали, поезд выпустил пар — ш-ш-ш.
Дети. Ш-ш-ш.
Логопед. Дальше пойдем пешком. Пойдем осторожно, тут глубокий снег.
Дети идут, высоко поднимая колени, с трудом вытаскивая ногу из сугроба (2—3 круга).
Логопед. А вот полянка, чистая от снега. Погреемся.
Дети (повторяют за логопедом текст и выполняют движения).
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее:
Топ-топ-топ.
Рукавички мы надели,
Не боимся мы метели,
Да, да, да.
3. Воспитание просодии, мимической моторики. Игра-драматизация.
Логопед. Дети, мы попали в волшебный лес. Сидите тихо, не вспугните хозяев леса. (Мимика детей отражает их состояние сосредоточенности.) Смотрите, заяц появился, не заметил нас, на снегу запрыгал.
Логопед надевает ребенку шапочку-маску, и ребенок говорит отраженно:
Я зверь лесной,
Я заяц не простой.
Я зайчик-попрыгайчик,
Длинные ушки,
Короткий хвост.
Про меня говорят,
Будто я трусоват,
Но пусть не думают
Лиса и волк,
Что это так.
У меня вот сколько храбрости (показывает).А спасают меня от врагов зоркие глаза, чуткий нюх и быстрые ноги (поскакал дальше).
Другой ребенок.
Я зверь лесной,
Я сплю зимой,
В лесу хозяином
Живу-у-у-у.
Свои владенья обхожу-у!
Да за порядком
Все гляжу-у.
(Уходит, подражая походке медведя.)
Лиса.
Я хитрая лиса,
Леса темного краса,
По полянке пробегу,
Лисий след свой замету
И зайчишку подстерегу.
(Уходит, подражая повадкам лисы.)
Волк.
Я серый волк,
Зубами щелк.
Я ищу себе еду,
Я всегда голодный — у-у-у.
Поскорее побегу,
Может, что-нибудь найду.
(Тоже уходит, подражая повадкам волка.)
Ежик.
Я ежик, ни головы,
Ни ножек,
Хитрить я не умею.
Я старый, добрый еж,
На клубочек я похож.
По дорожке пробегу,
Пищу я себе найду.
Где грибок, а где листок,
Все снесу я под пенек.
На зиму я засыпаю,
Никому я не мешаю.
(Уходит мелкими шажками.)
Белка.
Пушистый серенький зверек
По деревьям прыг да скок.
Мелькает меж ветвей
Все проворней и быстрей.
4. Воспитание ритма движений и речи, коррекция общей моторики. Игра с пением.
Логопед. Пора возвращаться из леса в детский сад. Дети (отраженно говорят текст и выполняют движения).
По тропинке пошли —
Шишку нашли,
Подняли,
В корзинку положили,
Опять пошли.
По другой пошли —
Белкин гриб нашли.
Подняли,
Белке бросили в дупло,
Опять пошли.
По третьей пошли —
Следы зайчика нашли.
Остановились,
Посмотрели,
Дальше пошли.
Полянку перешли,
Вот и поезд.
(Дети строятся друг за другом: «Ууу! Пошел, пошел, пошел! Так-так-так! Тук-тук-тук! Шшш».)
5. Воспитание отраженной речи на материале рассказа. Чтение рассказа (отраженно) про зайца.
Логопед. Вернулись мы в детский сад, и захотелось нам как можно больше узнать о жизни лесных зверей.
Дети все и по одному повторяют по предложению из рассказа.
«Зайца часто называют «трусишкой», потому что он всего боится. Хрустнет ветка в лесу, а уж его и след простыл. Днем зайцу разгуливать нельзя, много у него врагов. Спрячется от них заяц и дремлет весь день. Ночью заяц покормиться выходит. Днем зайцу спрятаться надо. Есть у зайца защита от врагов — шубка-невидимка. Летом заяц серый. Прижмется к траве, будто комочек земли лежит, зимой заяц белый, не разглядишь его на белом снегу. Спасают зайца от врагов чуткие уши, быстрые ноги да шубка-невидимка».
6. Воспитание отраженной речи в диалоге. Игра-драматизация.
Логопед. Дети, мы много узнали о зайце и можем показать небольшую сценку. Сначала выберем зайку считалкой. Повторять за мной будет дежурный.
Зайка азбуку учил. Зайка буквы позабыл. Тут заплакал наш зайчонок. Подошел к нему котенок.
Говорит:
«Не плачь, косой. Буквы выучим с тобой».
Логопед. Зайцем будет Алеша. Алеша, надень шапочку-маску.
Дети ведут (отраженно) диалог с зайцем:
Зайчишка, какие в лесу новости?
А вот новость: сегодня мышонок причесывался — две волосинки уронил.
И все?
Вроде все.
У! Какая маленькая новость! Неинтересно. А вот сорока и про лису рассказала, и про медведя, и даже про заморского страуса.
Сорока-то на хвосте свои новости принесла.
Ну и что же?
Так ведь у нее — ого! — какой хвостище! А у меня хвостик совсем маленький. Только одна маленькая новость и уместилась.
7. Организация окончания занятия. Логопед отмечает, кто как играл. Кратко напоминает детям то, что они узнали на занятии о диких животных. Повторяет правила занятия: «Внимательно слушай, другим не мешай, запомни, что слышал, и сам повторяй». Дети прощаются с логопедом.
Дидактические игры для детей 6—7 лет
Лото «Что из чего сделано»
Перед детьми лежат карточки картинками вверх. Логопед. Я ставлю кувшин из стекла и портфель из кожи.
Ребенок повторяет и кладет карточку на середину стола.
Логопед. Я ставлю стакан из стекла и кладу платье из ситца.
Другой ребенок повторяет и выставляет свою карточку к первой. Игра заканчивается выявлением победителя.
«Чем отличается?»
Детям раздаются по 6 фигурок космонавтов, отличающихся друг от друга цветом скафандров, шлемов, положением рук, наличием в них предметов. Задание: найти два одинаковых. После выполнения задания каждый ребенок вслед за логопедом описывает космонавтов по сходству.
Вариант игры:детям раздаются карточки с изображением больших и маленьких машин. В комплекте по 8 карточек. Каждый ребенок раскладывает их перед собой и называет после логопеда. Задание: найти карточку, на которой изображение машины неверное: прицеп не позади, а сбоку; коляска у мотоцикла не справа, а слева и т.д. Выполнив задание, ребенок вслед за логопедом говорит, почему им отложена в сторону именно эта карточка.
Подвижные игры с правилами (для детей 6—7 лет)
«Паук и муха»
Под легкие удары бубна дети изображают летающих мух. Под громкий удар бубна выходит паук, а мухи замирают. Тот, кто пошевелится, будет «съеден» пауком: водящий отведет его и посадит на стульчик.
«Ключи»
На полу нарисованы круги или положены обручи. Выбирается водящий. Логопед, а за ним водящий подходят к любому из детей и спрашивают: «Где ключи?» — «Пойди к Сереже постучи». Во время разговора играющие меняются местами, водящий должен занять свободный круг. Ребенок без места водит. Если водящий долго не может занять круг, он говорит: «Нашел ключи!», и все обязаны поменяться местами.
Игры-драматизации (для детей 6—7 лет)
«Комары»
Можно проводить как хоровую, так и индивидуальную драматизацию.
1-я группа детей.
Комары, комары!
Вы уж будьте
Так добры:
Не кусайте вы меня
Столько раз средь бела дня.
2-я группа детей.
Отвечали комары: «Мы и так к тебе добры, Ведь кусаем мы тебя Хоть до крови, но любя».
Игры с пением (для детей 6—7 лет)
«Извивающийся ручеек»
Дети идут цепочкой за логопедом, тот, повернувшись к ним, говорит:
Ряд за рядом, бок-о-бок,
(Дети повторяют.)
Мы плывем, как ручеек.
Берег весь покрыт цветами.
(Алеша повторяет.)
Мы идем-плывем лугами.
(Саша повторяет.)
Ряд за рядом, бок о бок
(Все повторяют.)
Мы плывем, как ручеек.
Ручеек бежит, играет,
(Витя повторяет.)
Каждый кустик отражает.
Рядом, рядом, бок о бок
(Все повторяют.)
Мы плывем, как ручеек.
В хороводе мы кружимся,
(Все повторяют.)
Все поем и веселимся.
(Э. Фребель)
Творческая игра на основе литературного произведения «О цветных карандашах, доброй Кисточке и злом Кощее Бесцветном» (для детей 6—7 лет)
Логопед предлагает детям распределить роли и подготовить игровое место. Роли: братья-карандаши: Красный, Синий, Зеленый, их сестра Кисточка, Кощей Бесцветный, бабочки, Поджигай, Суховей, Тьма-Тьмущая.
Дети надевают соответствующие разноцветные маски-шапочки, Кощей Бесцветный — белую, распределяют атрибуты игры: карандаши, бумагу, строят дворец Кощея и т. д. Кисточка раскрашивает крылышки бабочек-красавиц, те радуются, машут крылышками, кружатся. В это время Кощей тихо подкрадывается и похищает Кисточку, уводит ее в свой дворец.
Бабочки (после логопеда).Братья-карандаши, братья-карандаши! Кощей Бесцветный похитил вашу добрую сестрицу Кисточку.
Логопед (за ним карандаши).Ах, злодей! Братья, в путь!
Логопед (за ним ведущий).Кощей сидит во дворце, выглянул в окно, увидел братьев и закричал...
Логопед (за ним Кощей).Слуга мой верный, Поджигай! Испепели их, сожги!
Логопед (за ним Поджигай).У-у! Сожгу! В уголь превращу!
Логопед (за ним Синий карандаш, рисует море или реку).А я нарисую богатыря Заливая. Он тебя и зальет водой.
Логопед (за ним Поджигай, приседает, охает и шипит).Пш-пш-пш.
Логопед (за ним карандаши). Братья, смело вперед!
Логопед (за ним Кощей, бегает по дворцу). Слуга мой верный, Суховей! Погуби их!
Логопед (за ним Суховей).Сейчас сдую! Пылью задушу! У-у-у!
Логопед (за ним Зеленый карандаш, рисует лес).Не бойтесь, братья, я сейчас нарисую зеленый бор.
Логопед (за ним Суховей, не добежав до братьев, останавливается, кружится на месте).Ой! Я ударился о зеленую стенку, я пропадаю, я погибаю!
Логопед (за ним Кощей, мечется в своем дворце).Ах так! Слуга моя верная, Тьма-Тьмущая! Навались на удальцов, погуби их!
Логопед (за ним Тьма-Тьмущая, раскрыла черное покрывало, не видно дороги). У-у! Глаза вам закрою, с пути собью!
Логопед (за ним Красный карандаш, выступает вперед).Не бойтесь, братья. Я нарисовал солнышко ясное. Тьма-Тьмущая, превратись в ясный день!
Логопед (за ним карандаши, окружают Кощея).Кощей Бесцветный, стань добряком разноцветным. (Раскрашивают его шапочку, Кощей надевает ее.)
Логопед (за ним Кощей).Я стал добрым и хорошим, неузнаваемым. Удальцы-карандаши, вот ваша добрая сестрица Кисточка.
Логопед (за ним карандаши, окружают Кисточку).Здравствуй, наша сестра Кисточка!
Логопед (за ним Кисточка).Здравствуйте, братцы-карандаши. Спасибо, что меня спасли. Давайте разукрасим дворец Кощея и превратим его во дворец разноцветных праздников.
Логопед (за ним все дети).Будем в нем жить-поживать да гостей поджидать.
Примерное занятие по воспитанию отраженной речи у детей 6—7 лет
Тема занятия «Дикие животные зимой».
Логопедические цели:
1. неречевые — развитие общей и пальчиковой моторики; пантомимики, произвольного внимания, активности, обучение играм и правилам игр;
2. речевые — воспитание интонационной выразительности, темпа и ритма речи, закрепление навыка отраженного проговаривания.
Педагогические цели: уточнение и расширение представлений о диких животных и зиме.
Воспитательные цели: играть дружно, следить за игрой других детей.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие.
Логопед. Здравствуйте, дети! Поздоровайтесь со мной:
«Здравствуйте, М. И.!» (Дети повторяют.)
Логопед назначает дежурного, тот отраженно за логопедом говорит о готовности детей к занятию.
Логопед. Дети к занятию готовы.
Дежурный. Дети к занятию готов