Глава 2. Мотивация родителей к обучению.

Под мотивацией понимаются активные действия человека в той ситуации,

когда он обычно бездействует.

Каждый из вас помнит тот момент, когда было трудно заставить себя

заниматься с ребенком, а потом вы были довольны и счастливы от результата

занятий.

Мы говорим, что желательная цель не равна желаемой.

Желательная цель связана с нормами, которые приняты в обществе.

Желаемая цель – это цель, которую вы не можете не выполнить. Это цель, с

которой вы соединены.

Ваша желаемая цель – обучение ребенка в школе.

Именно положительные эмоции порождают вашу активность. Вы

представляете вашего ребенка на уроке в школе, он читает, пишет, говорит.

У вас появляется желание заниматься с вашим ребенком.

Вы подходите к шкафу, берете букварь и начинаете занятие.

Негативная мотивация построена по той же схеме.

Если вы будете рисовать в своем воображении негативные картинки

будущих событий, то вы впадаете в отчаяние, и пропадает желание

заниматься с ребенком.

Многие родители, прочитав какую - либо информацию, переносят ее на

своего ребенка. Когда негативных эмоций становится очень много – вам

говорят, что ваш ребенок не обучаем; вы пробовали заниматься сами, но нет

результата; вы водили ребенка к специалистам, но тоже нет результата -

тогда все негативные эмоции переносятся на само обучение. Вы не верите в

обучение, оно вызывает у вас отвращение.

Ваши отрицательные эмоции и неуверенность идут от незнания, что делать,

как заниматься. Многие мамы приходили ко мне и говорили о том, что много

прочитали книг, водили детей на занятия в центры, но не могли четко

представить себе, как заниматься с ребенком. И уезжали домой

воодушевленные, окрыленные успехом, с ясным пониманием структуры

занятия, с уверенностью в свои и силы ребенка.

Четкая формулировка цели, даже маленькие успехи ребенка на занятиях,

убеждают родителей в том, что они идут в правильном направлении и

увеличивают активность занятий с ребенком.

Спросите себя:

- Сколько времени вы готовы заниматься?

- Как возможно высвободить время и за счет чего?

- Как часто заниматься?

-На что у вас всегда есть время?

Если вы составите список, то увидите, что в него вы записали то, что

доставляет вам удовольствие. Для реализации этой цели не требуется делать

что-то особенное. Это может быть любимая музыка, чтение книг, общение по

Интернету и телефону, приятные воспоминания.

Если вам не хватает времени, то либо вы не умеете рационально планировать

свои дела и эффективно распределять свое время, либо обучение вашего

ребенка не слишком важная для вас цель.

Выход очень простой – точно распределите время обучения. Ответьте себе,

как часто вы можете заниматься, когда, сколько, можно ли занятия

совместить с другими делами, можно ли совместить отдых с обучением.

Ведь ваш ребенок - это очень важная цель, он очень ценен для вас.

Проанализируйте свое поведение.

-Что вы видите, слышите и чувствуете по поводу предстоящих занятий с

ребенком?

-У вас возникают положительные или негативные эмоции?

Обратите внимание, в какой момент появились позитивные и негативные

эмоции. Это может быть критика со стороны близких людей. Помните, что

на начальной стадии занятий необходимо убрать всю критику. Она убивает

ценные идеи, желания, веру. Не прислушивайтесь к советам так называемых

«доброжелателей».

Вам нужно научиться обращать внимание на маленькие успехи, и стараться

не замечать неудач. Легче постоянно отмечать получаемый результат по ходу

действий.

Так и в обучении вашего ребенка важно радоваться каждому маленькому

успеху, не пугаться большого объема работы, и не запутаться в процессе.

Некоторые родители уходят в сам процесс, забывая о результате. Они водят

ребенка в разные центры, на музыкальные занятия, на рисование, на

иппотерапию, дельфинотерапию, а на обучение произношению у них не

остается ни физических, ни душевных сил.

Проанализируйте и определите наиболее эффективные способы обучения.

Выясните, какие из способов приносят вашему ребенку наибольшее

удовольствие, легки в исполнении.

Поощряйте ребенка, но будьте умерены и осторожны с едой и напитками,

чтобы не создать ненужную зависимость.

Соедините обучение с позитивными эмоциями.

Заниматься можно даже во время езды на машине. Вы можете включать

аудиокассеты с песнями и стихами во время езды на транспорте. Вы можете

соединить утреннюю гимнастику с логоритмикой, с фонетической ритмикой.

Определите, что препятствует вашей активности в занятиях с ребенком.

Возможно, это нехватка времени, недостаток финансовых средств,

неуверенность в себе и ребенке.

Найдите такое дело, в котором эти проблемы могут быть преодолены.

Помните, нельзя научить, а можно только научиться. Ребенок учится всему,

только активно взаимодействуя с миром.

Если вы будете верить в собственные силы, верить в возможности своего

ребенка, верить в специалистов, которые занимаются вашим ребенком, вы

можете достичь больших результатов.

Сегодня мамы Саши задала вопрос: «Во всех книгах пишут о детях с

нарушением слуха, но с сохранным интеллектом. Почему не пишут о тех

детях, которые отстают в своём развитии? Почему нет специалистов для

занятий с такими детьми?»

Отвечаю так – специалисты есть, сурдопедагоги работают с детьми с

нарушением слуха, как с сохранным интеллектом, так и с детьми с задержкой

развития.

Ведь методика работы с детьми постоянно совершенствуется. Просто

некоторым детям требуется гораздо больше времени для усвоения знаний.

Представьте, что вы посадили цветок. Вы поливаете его, но у вас и в мыслях

нет тянуть его вверх, вы понимаете, что ему надо время, чтобы он вырос.

Так и с детьми. Малышу нужно время для усвоения пройденного материала,

осознанию информации. Другое дело, за какой период времени и какой

объём знаний усвоит ребенок.

Как мать я понимаю родителей. На занятиях у дефектолога они хотят и

надеются на быстрый результат. А когда не получают его, у них наступает

депрессия. Им кажется, что все занятия напрасны. Либо - что все движется

очень медленно, не так быстро, как бы им хотелось.

Но как дефектолог советую заниматься каждый день, верить в ребенка, себя,

в успех и обязательно придет тот день, когда вы услышите первое слово

вашего любимого ребенка.

Глава 3. Реализация цели.

Уважаемые родители!

Помните, что чем конкретнее вы сформулируете цель, тем больший шанс она

имеет на реализацию.

1.Ваша цель должна быть позитивно сформулирована:

-Я хочу, чтобы мой ребенок свободно говорил на родном языке.

-Я хочу, чтобы мой ребенок был социально адаптирован.

-Я хочу, чтобы развитие моего ребенка соответствовало возрастной норме.

2.Достижение цели должно зависеть от ваших усилий и ресурсов.

Это ваше время, ваши финансы, ваши действия, ваше позитивное состояние.

3.Вы должны представлять свою цель в образах.

Закройте глаза, представьте своего ребенка в школе. Он хорошо говорит,

правильно отвечает на вопросы, он сам ходит, сам обслуживает себя.

Нравится вам то, что вы представили?

4.Ваша цель должна быть уместной.

Вы должны решить, что для вас важно сейчас и есть ли другие проблемы на

сегодняшний день более важные, чем обучение вашего ребенка. Пока вы не

решите для себя этот вопрос, возможно что - то будет вас удерживать от

активных действий.

5.Цель должна быть полезна для вас и вашего ребенка.

Вам лично она дает чувство уверенности в правильном и гармоничном

развитии вашего ребенка. Ребенку она дает возможность умственного и

физического развития.

Когда вы правильно сформулируете свою цель, то вложив свое время и

усилия в обучение ребенка, вы получите огромное удовлетворение от

процесса достижения цели.

Родители Максима очень много времени уделяют его

развитию, и результат уже превзошел все ожидания.

Мальчик говорит фразовой речью, отвечает на

вопросы и сам задает вопросы, знает несколько букв.

Он с большим желанием занимается. В нем развита

аккуратность. Он всегда сам, без напоминаний,

собирает игрушки после занятий и убирает их в

шкаф. У него удивительные глаза ребенка «индиго»,

загадочные и вопросительные, добрые и лучистые.

Мой ученик Женя закончил второй класс. Некоторые

мамы, глядя на Женю, спрашивали, правда ли то, о

чем я написала в первой книге. Все это правда. Если

вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался, есть

только один путь для достижения цели – занятия

каждый день. За лето Женя выучил наизусть

стихотворение А.С.Пушкина «У лукоморья дуб

зеленый» и с большим желанием рассказывал его

знакомым. Запомнил и мог сам рассказать стихи

К.И.Чуковского «Мойдодыр» и «Доктор Айболит».

Однажды вечером, мне позвонила мама Илюши, голубоглазого малыша,

спокойного и доброго. Вроде бы все хорошо с сыном, он начал ходить

самостоятельно, но мама переживает, что развитие речи идет медленными

темпами. Мы долго разговаривали, я убеждала маму, что ее ребенок

индивидуален, развитие ребенка - это процесс, не ограниченный временными

рамками.

Ошибка мамы была в том, что она искала негатив везде и меньше обращала

внимания на позитивные перемены.

Я рассказала ей о том, что когда я начала заниматься с Женей, родители

радовались каждому новому слову, которое произносил их сын. Потом они

привыкли к тому, что он говорит, а иногда и уставали от его болтовни.

Нам всегда хочется больше от наших детей.

Мы привыкаем к переменам, которые в них происходят. И вот мы начинаем

думать, почему так медленно идет развитие ребенка, мы загоняем сами себя

во временные рамки.

Первый вариант.

Мама недовольна развитием речи.

Проходит определенный период времени, примерно полгода, речь стала

лучше, ребенок говорит фразами. Мама снова недовольна, плохо считает

цифры. Научился считать - плохо запоминает стихи. И так до бесконечности.

Второй вариант.

Мама рада – происходит развитие речи.

Мама ставит цель – развитие словарного запаса ребенка через пение, чтение,

экскурсии. Научился ребенок говорить фразами - отлично.

Ставим другую цель- счет от 1 до 5 и обратно, потом от 1 до10, заучивание

стихов, развитие памяти.

Дорогие родители, вам нужно изменить свое отношение к успехам ребенка –

радуйтесь любой мелочи. Для вас это мелочь, а для вашего ребенка –

тяжелый труд. Хвалите его и радуйтесь вместе с ним.

Дорогу осилит идущий !

Наши дети пришли в этот мир не для того, чтобы соответствовать нашим

ожиданиям. Они – это они, мы – это мы. Они должны жить своей жизнью.

Глава 4.Любовь и страх.

Мы любим своих детей. Но воспитываем мы своих детей так, как

воспитывали нас наши родители. Мы делаем это бессознательно. А иногда и

осознанно. Иногда мы понимаем, что наши методы неэффективны. Значит

нужно искать новые. Прочь лень и сомнения.

Да, мы работаем, мы заняты, нам нужно кормить, одевать, обувать нашего

ребенка. Большая часть нашего семейного бюджета уходит на лечение, на

обучение ребенка. Мы отказываем себе в чем - то, мы ограничиваем расходы

на себя.

Я прошла сама через все это. Все для ребенка, самый вкусный кусочек ему,

интересную книгу ему, развивающую игрушку ему.

Но мы не святые, мы люди, и мы устаем, мы бываем раздраженными, в суете

и спешке нам некогда обращать внимание на мелочи. А из мелочей состоит

жизнь.

Однажды в машине один мальчик долго пытался разорвать обертку и

понюхать мыло. Мама была занята важным разговором, и ее раздражало

поведение сына.

Мои подруги не раз мне говорили, что их удивляло мое поведение. С кем бы

я не разговаривала, если ко мне обращался с вопросом мой сын, я прерывала

все разговоры и поворачивалась к нему. Мы быстро с ним решали проблему,

он шел дальше заниматься своими делами, а я спокойно продолжала

разговор.

В данной ситуации маме надо было вместе с ребенком рассмотреть обертку,

понюхать мыло. Прочитать стихи Чуковского «Мойдодыр», не все, отрывки.

И проблема бы была решена.

Мы учим ребенка тому, что умеем делать сами. Я замечала, что если

родители поют и играют на музыкальных инструментах, они охотно обучают

этому своего ребенка, кто-то занимается живописью.

Мы опекаем своих детей, мы их учим, мы принимаем за них решения,

пытаемся прогнозировать их будущее, нам страшно за них.

Но ребенок живет своей жизнью. И составляет свою карту реальности на

основании своего жизненного опыта. Ведь впечатления вашего ребенка и

ощущения - это его родные чувства, которые испытывает он, а не мы.

Ребенок должен сам почувствовать в руках теплое, мягкое тесто. Сам должен

разбить яйцо, потрогать скорлупу, поводить пальцем в белке, осторожно

раздавить желток, продолжая перемешивать все пальцем, как делал Данила.

Он должен сам задуть свечку и почувствовать жар огня, как это делала Соня.

И вот тут происходит подмена. Мы пытаемся прожить за своих детей их

жизнь. Мы в своей жизни что - то не успели, не увидели, где –то не

побывали. Нам кажется, что у нас жизненный опыт, дети должны к нам

прислушиваться, ведь мы лучше их знаем, как им жить в этом мире. И то, что

мы не реализовали в своей жизни, мы пытаемся реализовать в своих детях.

Когда я это поняла, то сказала сыну: « Я могу тебе помочь материально,

оказать моральную поддержку, дать совет. Но прожить свою жизнь ты

должен сам. Это твоя жизнь».

Вместе с опытом мы передаем нашим детям свой страх.

Как бы ни странно это звучало – это страх жизни.

Мы знаем, как нужно бояться. И автоматически учим этому своих детей.

Когда я узнала, что у сына врожденная аплазия одной почки, меня окутал

панический страх. Я ограничила ему физическую нагрузку. Недавно, он

сказал мне, что я всегда его пугала жить, не разрешала заниматься спортом.

Когда у него началась эпилепсия, страх не покидал меня ни на секунду. Я

боялась всего, как он ходит один в университет и на работу, я переживала за

него.

С одной стороны – витальные страхи делают поведение адекватным. Они

уменьшают риск травматизма и предохраняют от ранней смертности. Но с

другой стороны – глядя на сына, я осознаю, что многого его лишила.

Не плавай – а вдруг в воде будет приступ.

Не поднимай тяжести – у тебя одна почка.

Не сиди у компьютера – береги глаза, ты и так носишь очки.

Ложись вовремя спать – должен быть режим.

И плавает, и тяжести поднимает, и у компьютера сидит ночи напролет, и

режим не соблюдает.

Где найти эту золотую середину в воспитании и общении с нашими детьми?

Вопросов много, но решать их нам приходится самим.

Внутри человека часто происходит нечто, приводящее к дискомфорту.

У меня возникали страшные образы беспомощного сына с приступом

эпилепсии в электричке. Зная о равнодушии проходящих мимо людей и

помня о том, что сумеречное состояние после приступа могут принять за

состояние алкогольной или наркотической зависимости, я испытывала

постоянную тревогу. Образ того, что я теряю сына, внушал мне постоянное

чувство тревоги.

Наши реакции не являются случайными, это всего лишь следствие работы

мозга. То есть я сама создавала негативную образную, визуальную картинку.

Что же мешало мне быть спокойной?

Страх потерять сына. Страх одиночества. Самое страшное в страхе – это

ожидание катастрофы. Но все это – это страх жизни.

Страх жизни, который с детства передавала мне моя мама. И этот страх я

автоматически переносила на сына.

Но невозможно прогнозировать поведение всех окружающих людей. Есть

много отзывчивых людей, которые мобильно действуют в экстренных

ситуациях. И мой страх – это результат моего жизненного опыта. Но это не

значит, что он должен переходить на окружающих меня близких людей.

Бороться со страхами бесполезно. Важнее – научиться распознавать страхи,

откуда и куда они пришли.

Иногда невозможно изменить ситуацию. Но если мы изменим свое

отношение к этой ситуации, можно убрать проблему. Просто проблема

перестанет быть проблемой, а страх – страхом. Если хочешь научиться

плавать – плыви.

Страх останавливает действие. Действие останавливает страх.

Ваша цель – помочь ребенку стать самим собой. Если хотите понять

ребенка, понять себя – на минуту погрузитесь в воспоминания детства.

Постарайтесь увидеть глазами ребенка окружающий мир, почувствовать то,

что чувствует он, услышать то, что слышит ваш ребенок.

Иногда, ребенок становится для родителей средством самоутверждения. Не

мучайте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка.

Любите своего ребенка любым и радуйтесь, что он с вами. Балуйте своего

ребенка. У избалованных детей меньше комплексов и больше довольства

собой.

Проявляйте твердость в воспитании своего ребенка. Переживайте радости и

горести вместе. Помогите ему самому выбрать жизненный путь, но не

мешайте, а мягко руководите.

Относитесь к ребенку, как к личности. Любите и уважайте его, но при этом

продолжайте любить и ценить себя.

Глава 5.Зависимость.

Существует «зеркальный эффект» - мы оказываемся в зависимости от

зависимости своих детей. Это «созависимое» поведение часто наблюдается в

семьях с особенными детьми. Мы уделяем нашим детям очень много

внимания, проявляем свою заботу. Но если ребенку хорошо сейчас, это не

значит, что в дальнейшем ему будет также комфортно. Потому что мы сами

способствуем возникновению зависимости.

Выход из этой ситуации – уважительно относиться к своему ребенку.

Установить для себя определенные пределы помощи. Признавать

способность детей заботиться о самих себе, а не делать их более зависимыми.

Это позволит вам больше жить собственной жизнью, освобождая себя от

необходимости реагировать на то, что ребенок в состоянии сделать сам.

Чувство зависимости, как и любое другое чувство, имеет внутреннюю

структуру. Если ребенок зависит от матери, ему необходимо ощущать

тесную связь. Близость тел – это типичный способ ощущения

взаимозависимости.

Мамы говорят, что при всей любви к ребенку, они устают держать его на

руках. Но дети устраивают истерику, требуют к себе повышенного внимания.

Вика (3 года) громко плакала, если мама не брала ее на руки. По дому они

ходили вдвоем с мамой. Вика отказывалась спать одна в своей кроватке.

Когда ребенок отсоединяется от мамы, его охватывает страх быть

покинутым.

Помогайте ребенку изменить ранние убеждения о собственной

ограниченности. Вселяйте в него веру, что он способен научиться и

преуспеть в делах.

Когда сын был студентом, я сказала ему, что теперь я спокойна за него, так

как вижу, что все, что я в него вложила, в нем есть. Потом мысленно

представила пуповину, которая нас связывала и перерезала её.

Каждый из нас делает выводы и принимает решения исходя из своего

жизненного опыта. Эти выводы влияют на то, как мы реагируем на наши

переживания. Некоторые наши убеждения формируются под воздействием

одного сильного переживания, другие убеждения возникают в результате

многих мелких переживаний. Поняв, как действуют на нас сильные

переживания, мы можем полностью изменить травмирующие переживания

нашего прошлого.

Своими словами и поведением мы устанавливаем тип поведения нашего

ребенка. Мы главные внушатели!

Иногда я вижу, что родители беспомощны в воспитании своего ребенка.

Часто дети плохо пережёвывают пищу, плохо её глотают, не умеют вовремя

проглотить и задержать слюну, поэтому наблюдается сильное слюнотечение

(саливация).

1.Нужно объяснить ребенку, что он должен глотать слюну, которая у него

накопилась во рту, не дожидаясь, пока она потечет изо рта.

2.Необходимо проглотить слюну перед тем, как начать говорить, или перед

тем, как нужно произвести артикуляционное упражнение.

3.Чтобы облегчить акт глотания, предложите ребенку пожевать, несколько

закидывая голову назад.

4.Кроме глотания слюны ребенок должен научиться закрывать рот и

удерживать его в таком положении.

5.Для того, чтобы активизировать у ребенка желание преодолеть свое

слюнотечение, нужно снять нагрудник.

Например: Во время занятий Маше важно высказать

свои мысли. Она стремиться произвести впечатление

на окружающих своей эрудицией, своим юмором. При

этом губы смыкаются не полностью, рот остается

открытым, обильно выделяется слюна. Девочка не

обращает на это внимание. Рядом сидит бабушка и

постоянно вытирает Маше рот.

Уважаемые родители, бабушки, дедушки. Дайте

своим любимым детям больше самостоятельности.

Поверьте, они могут справиться с некоторыми

проблемами сами. Избегайте гиперопеки.

Во время занятий я предложила девочке

проглатывать слюну, а потом говорить. Что она с

успехом и делала. А бабушке я объяснила, что нужно

разъяснять девочке, как вести себя и общаться в

разных ситуациях . Есть та грань в общении, которую

не допустимо переступать. И ребенку нужно это

объяснять. Ведь ей придется общаться в школе.

Иногда желание ребенка привлечь к себе внимание

окружающих любыми способами пагубно влияет на

его характер. Он надевает на себя маску шута. И эта

маска остаётся с ним на всю жизнь.

Важно объяснять ребенку нормы поведения в

обществе. А Машу я посоветовала записать в

театральный кружок. У нее есть артистизм, есть

чувство юмора. Если у ребенка есть потребность

выразить свои мысли, то нужно ему дать эту

возможность. Необходимо помогать ребенку

развивать все природные таланты.

Глава 6. План – конспект занятия.

1.Пальчиковая гимнастика. «Кулачки – ладошки». «Замочек».

2.Артикуляционные упражнения. «Открой рот. Закрой рот».

«Лопаточка». «Горка». «Часики».

«Трубочка».

3.Фонетическая ритмика. Звуки «А,О,У,И,Э»

4.Обучение чтению. Буквы «А, П, М»

5. Логоритмика. Мы ногами топ-топ, а руками хлоп –

хлоп, головою круть – круть,

постучали в грудь, грудь.

6.Работа над словарным запасом. Тема «Животные».

7.Сенсорное развитие. Опустить формы в гнезда

соответствующей плоскости.

Собрать пирамидку.

8.Наглядно – действенное мышление. Постучать палочкой по барабану.

Удержать шарик за ниточку.

9.Изобразительная деятельность. Черкание.

10.Конструктивная деятельность. Составить башню из трех кубиков.

Пальчиковая гимнастика.

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно

установили, что уровень развития речи детей находится в прямой

зависимости от степени развития тонкой моторики руки. У ребенка сначала

начинают развиваться движения пальцев рук. Когда они достигают

достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие

движений пальцев рук подготавливает почву для последующего

формирования речи. Ученые установили, что тренировка пальцев рук

(массаж кисти руки) ускоряет процесс созревания речевых областей.

Тренировка пальчиков:

1). С 3 месяцев можно начинать делать массаж – поглаживание кистей рук в

направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый

пальчик ребенка в отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3

минуты ежедневно).

2).С 8 месяцев давайте ребенку в руки крупные яркие предметы, затем более

мелкие, для того, чтобы он их перебирал. Это могут быть орехи, лото.

3). С 10 месяцев, развивая пальчики, можно использовать следующие стихи.

а). - Пальчик-пальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил.

- С этим братцем щи варил,

- С этим братцем кашу ел.

- С этим братцем песни пел!

Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком.

б).- Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

- Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

- Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

- Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

- А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал.

Перебираем пальчики.

4). Руки лежат на столе - «кулачок- ладошка».

Собираем пальцы в кулачок и распрямляем ладошку на столе.

5). Руки лежат на столе.

Собираем пальчики вместе и разводим пальчики друг от друга как можно

дальше.

6). Стучим по столу поочередно одним пальчиком, двумя, тремя, четырьмя,

пятью.

7). Держим две руки перед собой вместе.

Пальчики «здороваются» друг с другом – сначала мизинчики, потом

безымянный, средний, указательный и большой.

8). Все пальчики по очереди касаются «здороваются» с большим пальчиком.

Артикуляционные упражнения.

Перед зеркалом:

А). Открываем и закрываем рот.

Б). Показываем и убираем язык. Говорим: «это язык».

В). Язык широкий - узкий.

Г). Упражнение «часики». Язык двигается влево - вправо.

Д). Упражнение «качели». Язык двигается вверх - вниз.

Часто дети не могут выполнять это упражнение.

Можно намазать вареньем нижнюю губу, чтобы ребенок ее облизал языком.

Потом мажем вареньем уголки губ.

Называем «это губы».

Мажем вареньем верхнюю губу.

Следим за тем, чтобы ребенок облизывал варенье языком, а не губами.

Можно положить кусочек сахара между десной и щекой.

Это будет стимулировать ребенка дотянуться языком вверх, к сахару.

Называем: «это зубы».

Фонетическая ритмика.

Вместе с ребенком стоите у большого зеркала, чтобы вас было видно в

полный рост.

Первое время вам придется брать руки ребенка и самому разводить их в

стороны.

Говорим « А, О,У».

На звук «А» руки разводим в разные стороны.

На звук «О» руки смыкаются над головой, как колечком.

На звук «У» руки вытягиваем прямо перед собой.

Это упражнение необходимо делать до тех пор, пока ребенок вам не научится

поднимать и разводить руки в стороны, сначала молча, а потом проговаривая

вместе с вами эти звуки.

У кого-то это получается быстрее, а кому-то требуется времени больше.

Все зависит от индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Логоритмика.

Проговариваем слова, одновременно делаем движения руками.

Если ребенок сам не может поднять руки, то вы делаете это вместе с ним.

А). «Мы шли – шли – шли.

И пирог нашли.

Сели, поели,

И дальше пошли».

Б). « Буратино потянулся.

Руки в стороны развел.

Раз – качнулся.

Два – качнулся.

Поклонился и пошел».

В). «Мы ногами топ-топ.

А руками хлоп-хлоп.

Головою круть – круть .

Постучали в грудь-грудь».

Азбука.

На первом занятии показываем букву «А».

Я разводила руки в стороны, говорила «А».

Потом то же самое движение мы делали вместе с ребенком.

Беру в руки мишку, качаю его, говорю «А-А-А», потом прошу ребенка

покачать мишку и сказать «А-А-А». Беру букву «А» и показываю ее ребенку.

Говорю «А».

Вы можете сделать буквы из бархатной бумаги, из наждачной бумаги, из

ткани.

Наши рекомендации