Глава 1. Поведение родителей.

Содержание.

Предисловие.

Глава 1.

Поведение родителей.

Глава 2.

Мотивация обучения.

Глава 3.

Реализация цели.

Глава 4.

Любовь и страх.

Глава 5.

Зависимость.

Глава 6.

План – конспект занятия.

Глава 7.

Работа над дыханием.

Глава 8.

Начальный этап понимания речи.

Глава 9.

Саша.

Глава 10.

Рекомендации родителям.

Заключение.

Список литературы.

Предисловие.

Я подхожу к ребенку, его глаза сосредоточено смотрят в сторону, он слушает мою речь. Я беру его руку и прикладываю к своему горлу, он чувствует вибрацию произносимых мною звуков и на его лице появляется робкая улыбка. Через некоторое время он произносит тихий звук, похожий на «А». Тельце его при этом вытягивается, звуки даются ему с трудом, но мы

понимаем, что между нами установился контакт. Комок подкатывает к горлу,

на глаза набегают слезы. Я вижу счастливое лицо мамы малыша. Она

радуется вместе с нами.

Как же мне хочется всем вам помочь, милые мои дети.

Я хочу вас научить говорить, думать. Я хочу, чтобы вы стали умными и

грамотными. Я хочу, чтобы вы развивались как личности.

Мы живы, мы присутствуем в этом мире.

Глава 3. Реализация цели.

Уважаемые родители!

Помните, что чем конкретнее вы сформулируете цель, тем больший шанс она

имеет на реализацию.

1.Ваша цель должна быть позитивно сформулирована:

-Я хочу, чтобы мой ребенок свободно говорил на родном языке.

-Я хочу, чтобы мой ребенок был социально адаптирован.

-Я хочу, чтобы развитие моего ребенка соответствовало возрастной норме.

2.Достижение цели должно зависеть от ваших усилий и ресурсов.

Это ваше время, ваши финансы, ваши действия, ваше позитивное состояние.

3.Вы должны представлять свою цель в образах.

Закройте глаза, представьте своего ребенка в школе. Он хорошо говорит,

правильно отвечает на вопросы, он сам ходит, сам обслуживает себя.

Нравится вам то, что вы представили?

4.Ваша цель должна быть уместной.

Вы должны решить, что для вас важно сейчас и есть ли другие проблемы на

сегодняшний день более важные, чем обучение вашего ребенка. Пока вы не

решите для себя этот вопрос, возможно что - то будет вас удерживать от

активных действий.

5.Цель должна быть полезна для вас и вашего ребенка.

Вам лично она дает чувство уверенности в правильном и гармоничном

развитии вашего ребенка. Ребенку она дает возможность умственного и

физического развития.

Когда вы правильно сформулируете свою цель, то вложив свое время и

усилия в обучение ребенка, вы получите огромное удовлетворение от

процесса достижения цели.

Родители Максима очень много времени уделяют его

развитию, и результат уже превзошел все ожидания.

Мальчик говорит фразовой речью, отвечает на

вопросы и сам задает вопросы, знает несколько букв.

Он с большим желанием занимается. В нем развита

аккуратность. Он всегда сам, без напоминаний,

собирает игрушки после занятий и убирает их в

шкаф. У него удивительные глаза ребенка «индиго»,

загадочные и вопросительные, добрые и лучистые.

Мой ученик Женя закончил второй класс. Некоторые

мамы, глядя на Женю, спрашивали, правда ли то, о

чем я написала в первой книге. Все это правда. Если

вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался, есть

только один путь для достижения цели – занятия

каждый день. За лето Женя выучил наизусть

стихотворение А.С.Пушкина «У лукоморья дуб

зеленый» и с большим желанием рассказывал его

знакомым. Запомнил и мог сам рассказать стихи

К.И.Чуковского «Мойдодыр» и «Доктор Айболит».

Однажды вечером, мне позвонила мама Илюши, голубоглазого малыша,

спокойного и доброго. Вроде бы все хорошо с сыном, он начал ходить

самостоятельно, но мама переживает, что развитие речи идет медленными

темпами. Мы долго разговаривали, я убеждала маму, что ее ребенок

индивидуален, развитие ребенка - это процесс, не ограниченный временными

рамками.

Ошибка мамы была в том, что она искала негатив везде и меньше обращала

внимания на позитивные перемены.

Я рассказала ей о том, что когда я начала заниматься с Женей, родители

радовались каждому новому слову, которое произносил их сын. Потом они

привыкли к тому, что он говорит, а иногда и уставали от его болтовни.

Нам всегда хочется больше от наших детей.

Мы привыкаем к переменам, которые в них происходят. И вот мы начинаем

думать, почему так медленно идет развитие ребенка, мы загоняем сами себя

во временные рамки.

Первый вариант.

Мама недовольна развитием речи.

Проходит определенный период времени, примерно полгода, речь стала

лучше, ребенок говорит фразами. Мама снова недовольна, плохо считает

цифры. Научился считать - плохо запоминает стихи. И так до бесконечности.

Второй вариант.

Мама рада – происходит развитие речи.

Мама ставит цель – развитие словарного запаса ребенка через пение, чтение,

экскурсии. Научился ребенок говорить фразами - отлично.

Ставим другую цель- счет от 1 до 5 и обратно, потом от 1 до10, заучивание

стихов, развитие памяти.

Дорогие родители, вам нужно изменить свое отношение к успехам ребенка –

радуйтесь любой мелочи. Для вас это мелочь, а для вашего ребенка –

тяжелый труд. Хвалите его и радуйтесь вместе с ним.

Дорогу осилит идущий !

Наши дети пришли в этот мир не для того, чтобы соответствовать нашим

ожиданиям. Они – это они, мы – это мы. Они должны жить своей жизнью.

Глава 4.Любовь и страх.

Мы любим своих детей. Но воспитываем мы своих детей так, как

воспитывали нас наши родители. Мы делаем это бессознательно. А иногда и

осознанно. Иногда мы понимаем, что наши методы неэффективны. Значит

нужно искать новые. Прочь лень и сомнения.

Да, мы работаем, мы заняты, нам нужно кормить, одевать, обувать нашего

ребенка. Большая часть нашего семейного бюджета уходит на лечение, на

обучение ребенка. Мы отказываем себе в чем - то, мы ограничиваем расходы

на себя.

Я прошла сама через все это. Все для ребенка, самый вкусный кусочек ему,

интересную книгу ему, развивающую игрушку ему.

Но мы не святые, мы люди, и мы устаем, мы бываем раздраженными, в суете

и спешке нам некогда обращать внимание на мелочи. А из мелочей состоит

жизнь.

Однажды в машине один мальчик долго пытался разорвать обертку и

понюхать мыло. Мама была занята важным разговором, и ее раздражало

поведение сына.

Мои подруги не раз мне говорили, что их удивляло мое поведение. С кем бы

я не разговаривала, если ко мне обращался с вопросом мой сын, я прерывала

все разговоры и поворачивалась к нему. Мы быстро с ним решали проблему,

он шел дальше заниматься своими делами, а я спокойно продолжала

разговор.

В данной ситуации маме надо было вместе с ребенком рассмотреть обертку,

понюхать мыло. Прочитать стихи Чуковского «Мойдодыр», не все, отрывки.

И проблема бы была решена.

Мы учим ребенка тому, что умеем делать сами. Я замечала, что если

родители поют и играют на музыкальных инструментах, они охотно обучают

этому своего ребенка, кто-то занимается живописью.

Мы опекаем своих детей, мы их учим, мы принимаем за них решения,

пытаемся прогнозировать их будущее, нам страшно за них.

Но ребенок живет своей жизнью. И составляет свою карту реальности на

основании своего жизненного опыта. Ведь впечатления вашего ребенка и

ощущения - это его родные чувства, которые испытывает он, а не мы.

Ребенок должен сам почувствовать в руках теплое, мягкое тесто. Сам должен

разбить яйцо, потрогать скорлупу, поводить пальцем в белке, осторожно

раздавить желток, продолжая перемешивать все пальцем, как делал Данила.

Он должен сам задуть свечку и почувствовать жар огня, как это делала Соня.

И вот тут происходит подмена. Мы пытаемся прожить за своих детей их

жизнь. Мы в своей жизни что - то не успели, не увидели, где –то не

побывали. Нам кажется, что у нас жизненный опыт, дети должны к нам

прислушиваться, ведь мы лучше их знаем, как им жить в этом мире. И то, что

мы не реализовали в своей жизни, мы пытаемся реализовать в своих детях.

Когда я это поняла, то сказала сыну: « Я могу тебе помочь материально,

оказать моральную поддержку, дать совет. Но прожить свою жизнь ты

должен сам. Это твоя жизнь».

Вместе с опытом мы передаем нашим детям свой страх.

Как бы ни странно это звучало – это страх жизни.

Мы знаем, как нужно бояться. И автоматически учим этому своих детей.

Когда я узнала, что у сына врожденная аплазия одной почки, меня окутал

панический страх. Я ограничила ему физическую нагрузку. Недавно, он

сказал мне, что я всегда его пугала жить, не разрешала заниматься спортом.

Когда у него началась эпилепсия, страх не покидал меня ни на секунду. Я

боялась всего, как он ходит один в университет и на работу, я переживала за

него.

С одной стороны – витальные страхи делают поведение адекватным. Они

уменьшают риск травматизма и предохраняют от ранней смертности. Но с

другой стороны – глядя на сына, я осознаю, что многого его лишила.

Не плавай – а вдруг в воде будет приступ.

Не поднимай тяжести – у тебя одна почка.

Не сиди у компьютера – береги глаза, ты и так носишь очки.

Ложись вовремя спать – должен быть режим.

И плавает, и тяжести поднимает, и у компьютера сидит ночи напролет, и

режим не соблюдает.

Где найти эту золотую середину в воспитании и общении с нашими детьми?

Вопросов много, но решать их нам приходится самим.

Внутри человека часто происходит нечто, приводящее к дискомфорту.

У меня возникали страшные образы беспомощного сына с приступом

эпилепсии в электричке. Зная о равнодушии проходящих мимо людей и

помня о том, что сумеречное состояние после приступа могут принять за

состояние алкогольной или наркотической зависимости, я испытывала

постоянную тревогу. Образ того, что я теряю сына, внушал мне постоянное

чувство тревоги.

Наши реакции не являются случайными, это всего лишь следствие работы

мозга. То есть я сама создавала негативную образную, визуальную картинку.

Что же мешало мне быть спокойной?

Страх потерять сына. Страх одиночества. Самое страшное в страхе – это

ожидание катастрофы. Но все это – это страх жизни.

Страх жизни, который с детства передавала мне моя мама. И этот страх я

автоматически переносила на сына.

Но невозможно прогнозировать поведение всех окружающих людей. Есть

много отзывчивых людей, которые мобильно действуют в экстренных

ситуациях. И мой страх – это результат моего жизненного опыта. Но это не

значит, что он должен переходить на окружающих меня близких людей.

Бороться со страхами бесполезно. Важнее – научиться распознавать страхи,

откуда и куда они пришли.

Иногда невозможно изменить ситуацию. Но если мы изменим свое

отношение к этой ситуации, можно убрать проблему. Просто проблема

перестанет быть проблемой, а страх – страхом. Если хочешь научиться

плавать – плыви.

Страх останавливает действие. Действие останавливает страх.

Ваша цель – помочь ребенку стать самим собой. Если хотите понять

ребенка, понять себя – на минуту погрузитесь в воспоминания детства.

Постарайтесь увидеть глазами ребенка окружающий мир, почувствовать то,

что чувствует он, услышать то, что слышит ваш ребенок.

Иногда, ребенок становится для родителей средством самоутверждения. Не

мучайте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка.

Любите своего ребенка любым и радуйтесь, что он с вами. Балуйте своего

ребенка. У избалованных детей меньше комплексов и больше довольства

собой.

Проявляйте твердость в воспитании своего ребенка. Переживайте радости и

горести вместе. Помогите ему самому выбрать жизненный путь, но не

мешайте, а мягко руководите.

Относитесь к ребенку, как к личности. Любите и уважайте его, но при этом

продолжайте любить и ценить себя.

Глава 5.Зависимость.

Существует «зеркальный эффект» - мы оказываемся в зависимости от

зависимости своих детей. Это «созависимое» поведение часто наблюдается в

семьях с особенными детьми. Мы уделяем нашим детям очень много

внимания, проявляем свою заботу. Но если ребенку хорошо сейчас, это не

значит, что в дальнейшем ему будет также комфортно. Потому что мы сами

способствуем возникновению зависимости.

Выход из этой ситуации – уважительно относиться к своему ребенку.

Установить для себя определенные пределы помощи. Признавать

способность детей заботиться о самих себе, а не делать их более зависимыми.

Это позволит вам больше жить собственной жизнью, освобождая себя от

необходимости реагировать на то, что ребенок в состоянии сделать сам.

Чувство зависимости, как и любое другое чувство, имеет внутреннюю

структуру. Если ребенок зависит от матери, ему необходимо ощущать

тесную связь. Близость тел – это типичный способ ощущения

взаимозависимости.

Мамы говорят, что при всей любви к ребенку, они устают держать его на

руках. Но дети устраивают истерику, требуют к себе повышенного внимания.

Вика (3 года) громко плакала, если мама не брала ее на руки. По дому они

ходили вдвоем с мамой. Вика отказывалась спать одна в своей кроватке.

Когда ребенок отсоединяется от мамы, его охватывает страх быть

покинутым.

Помогайте ребенку изменить ранние убеждения о собственной

ограниченности. Вселяйте в него веру, что он способен научиться и

преуспеть в делах.

Когда сын был студентом, я сказала ему, что теперь я спокойна за него, так

как вижу, что все, что я в него вложила, в нем есть. Потом мысленно

представила пуповину, которая нас связывала и перерезала её.

Каждый из нас делает выводы и принимает решения исходя из своего

жизненного опыта. Эти выводы влияют на то, как мы реагируем на наши

переживания. Некоторые наши убеждения формируются под воздействием

одного сильного переживания, другие убеждения возникают в результате

многих мелких переживаний. Поняв, как действуют на нас сильные

переживания, мы можем полностью изменить травмирующие переживания

нашего прошлого.

Своими словами и поведением мы устанавливаем тип поведения нашего

ребенка. Мы главные внушатели!

Иногда я вижу, что родители беспомощны в воспитании своего ребенка.

Часто дети плохо пережёвывают пищу, плохо её глотают, не умеют вовремя

проглотить и задержать слюну, поэтому наблюдается сильное слюнотечение

(саливация).

1.Нужно объяснить ребенку, что он должен глотать слюну, которая у него

накопилась во рту, не дожидаясь, пока она потечет изо рта.

2.Необходимо проглотить слюну перед тем, как начать говорить, или перед

тем, как нужно произвести артикуляционное упражнение.

3.Чтобы облегчить акт глотания, предложите ребенку пожевать, несколько

закидывая голову назад.

4.Кроме глотания слюны ребенок должен научиться закрывать рот и

удерживать его в таком положении.

5.Для того, чтобы активизировать у ребенка желание преодолеть свое

слюнотечение, нужно снять нагрудник.

Например: Во время занятий Маше важно высказать

свои мысли. Она стремиться произвести впечатление

на окружающих своей эрудицией, своим юмором. При

этом губы смыкаются не полностью, рот остается

открытым, обильно выделяется слюна. Девочка не

обращает на это внимание. Рядом сидит бабушка и

постоянно вытирает Маше рот.

Уважаемые родители, бабушки, дедушки. Дайте

своим любимым детям больше самостоятельности.

Поверьте, они могут справиться с некоторыми

проблемами сами. Избегайте гиперопеки.

Во время занятий я предложила девочке

проглатывать слюну, а потом говорить. Что она с

успехом и делала. А бабушке я объяснила, что нужно

разъяснять девочке, как вести себя и общаться в

разных ситуациях . Есть та грань в общении, которую

не допустимо переступать. И ребенку нужно это

объяснять. Ведь ей придется общаться в школе.

Иногда желание ребенка привлечь к себе внимание

окружающих любыми способами пагубно влияет на

его характер. Он надевает на себя маску шута. И эта

маска остаётся с ним на всю жизнь.

Важно объяснять ребенку нормы поведения в

обществе. А Машу я посоветовала записать в

театральный кружок. У нее есть артистизм, есть

чувство юмора. Если у ребенка есть потребность

выразить свои мысли, то нужно ему дать эту

возможность. Необходимо помогать ребенку

развивать все природные таланты.

Глава 6. План – конспект занятия.

1.Пальчиковая гимнастика. «Кулачки – ладошки». «Замочек».

2.Артикуляционные упражнения. «Открой рот. Закрой рот».

«Лопаточка». «Горка». «Часики».

«Трубочка».

3.Фонетическая ритмика. Звуки «А,О,У,И,Э»

4.Обучение чтению. Буквы «А, П, М»

5. Логоритмика. Мы ногами топ-топ, а руками хлоп –

хлоп, головою круть – круть,

постучали в грудь, грудь.

6.Работа над словарным запасом. Тема «Животные».

7.Сенсорное развитие. Опустить формы в гнезда

соответствующей плоскости.

Собрать пирамидку.

8.Наглядно – действенное мышление. Постучать палочкой по барабану.

Удержать шарик за ниточку.

9.Изобразительная деятельность. Черкание.

10.Конструктивная деятельность. Составить башню из трех кубиков.

Пальчиковая гимнастика.

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно

установили, что уровень развития речи детей находится в прямой

зависимости от степени развития тонкой моторики руки. У ребенка сначала

начинают развиваться движения пальцев рук. Когда они достигают

достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие

движений пальцев рук подготавливает почву для последующего

формирования речи. Ученые установили, что тренировка пальцев рук

(массаж кисти руки) ускоряет процесс созревания речевых областей.

Тренировка пальчиков:

1). С 3 месяцев можно начинать делать массаж – поглаживание кистей рук в

направлении от кончиков пальцев к запястью и упражнения: брать каждый

пальчик ребенка в отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его (2-3

минуты ежедневно).

2).С 8 месяцев давайте ребенку в руки крупные яркие предметы, затем более

мелкие, для того, чтобы он их перебирал. Это могут быть орехи, лото.

3). С 10 месяцев, развивая пальчики, можно использовать следующие стихи.

а). - Пальчик-пальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил.

- С этим братцем щи варил,

- С этим братцем кашу ел.

- С этим братцем песни пел!

Большой пальчик соединяют поочередно с каждым пальчиком.

б).- Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

- Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

- Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!

- Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

- А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал.

Перебираем пальчики.

4). Руки лежат на столе - «кулачок- ладошка».

Собираем пальцы в кулачок и распрямляем ладошку на столе.

5). Руки лежат на столе.

Собираем пальчики вместе и разводим пальчики друг от друга как можно

дальше.

6). Стучим по столу поочередно одним пальчиком, двумя, тремя, четырьмя,

пятью.

7). Держим две руки перед собой вместе.

Пальчики «здороваются» друг с другом – сначала мизинчики, потом

безымянный, средний, указательный и большой.

8). Все пальчики по очереди касаются «здороваются» с большим пальчиком.

Артикуляционные упражнения.

Перед зеркалом:

А). Открываем и закрываем рот.

Б). Показываем и убираем язык. Говорим: «это язык».

В). Язык широкий - узкий.

Г). Упражнение «часики». Язык двигается влево - вправо.

Д). Упражнение «качели». Язык двигается вверх - вниз.

Часто дети не могут выполнять это упражнение.

Можно намазать вареньем нижнюю губу, чтобы ребенок ее облизал языком.

Потом мажем вареньем уголки губ.

Называем «это губы».

Мажем вареньем верхнюю губу.

Следим за тем, чтобы ребенок облизывал варенье языком, а не губами.

Можно положить кусочек сахара между десной и щекой.

Это будет стимулировать ребенка дотянуться языком вверх, к сахару.

Называем: «это зубы».

Фонетическая ритмика.

Вместе с ребенком стоите у большого зеркала, чтобы вас было видно в

полный рост.

Первое время вам придется брать руки ребенка и самому разводить их в

стороны.

Говорим « А, О,У».

На звук «А» руки разводим в разные стороны.

На звук «О» руки смыкаются над головой, как колечком.

На звук «У» руки вытягиваем прямо перед собой.

Это упражнение необходимо делать до тех пор, пока ребенок вам не научится

поднимать и разводить руки в стороны, сначала молча, а потом проговаривая

вместе с вами эти звуки.

У кого-то это получается быстрее, а кому-то требуется времени больше.

Все зависит от индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Логоритмика.

Проговариваем слова, одновременно делаем движения руками.

Если ребенок сам не может поднять руки, то вы делаете это вместе с ним.

А). «Мы шли – шли – шли.

И пирог нашли.

Сели, поели,

И дальше пошли».

Б). « Буратино потянулся.

Руки в стороны развел.

Раз – качнулся.

Два – качнулся.

Поклонился и пошел».

В). «Мы ногами топ-топ.

А руками хлоп-хлоп.

Головою круть – круть .

Постучали в грудь-грудь».

Азбука.

На первом занятии показываем букву «А».

Я разводила руки в стороны, говорила «А».

Потом то же самое движение мы делали вместе с ребенком.

Беру в руки мишку, качаю его, говорю «А-А-А», потом прошу ребенка

покачать мишку и сказать «А-А-А». Беру букву «А» и показываю ее ребенку.

Говорю «А».

Вы можете сделать буквы из бархатной бумаги, из наждачной бумаги, из

ткани.

Развитие речи.

Для развития речи показываем большое количество картинок с

изображением предмета в разных действиях и состояниях.

Для развития произносительной стороны речи картинки отбираются с

изображением таких предметов, к которым можно применить то или иное

звукоподражание.

Иногда ребенок тянет картинку в рот, жует ее, в таком случае используйте

вместо картинок игрушки.

Когда вы показываете игрушку, ребенок учиться совмещать плоское

изображение на картинке и объемное изображение игрушки.

Например, вы говорите:

Собака лает : ав…ав…ав…

Корова мычит : му…му…му…

Гусь гогочет : га…га…га…

Петух кричит : ку-ка-ре-ку.

Ребенок плачет : а…а…а…

У мальчика болят зубы : о…о…о…

Дети заблудились в лесу и зовут: ау…ау…ау…

Берите два - три звукоподражания. По мере отработки, добавляйте новые.

Словесная память на начальном этапе у ребенка слабая.

Каждое звукоподражание ребенок произносит многократно, чтобы

совершенствовать речевой аппарат.

Звукоподражание напишите на бумажную полоску печатным шрифтом.

1.Вы спрашиваете ребенка, как лает собака, как мычит корова.

Ребенок многократно вам произносит.

2.Вы спрашиваете, кто кричит ау-ау, га-га-га.

Ребенок вам должен показать соответствующую картинку.

3.Ребенок произносит любое звукоподражание - вы подаете

соответствующую картинку.

4.Вы спрашиваете, где собака, как она лает.

Ребенок подает вам картинку и произносит соответствующее слово.

5.Чаще заставляйте ребенка произносить слова «ВОТ», «НА», «ДАЙ».

Запишите эти слова на карточку.

Подавая то, что вы просите, ребенок должен сказать: «Вот», «На».

Не давайте ребенку просимое , пока он не скажет: «Дай».

Ребенок должен усвоить значение этих слов, так как часто дети путают

значения и вместо «на» говорят «дай» и наоборот.

6.Напишите на карточке слова «мама», «папа», «баба».

Попросите показать на фото папу.

Ребенок показывает папу и называет слово.

Слова «тут», «там», отрабатываются отдельно, чтобы не спутались понятия.

Например:

Мама с ребенком находятся в комнате.

Папа стоит в коридоре.

Вы говорите: «Мама тут. Папа там».

Потом можно включать имя ребенка, имена родных и знакомых, легкие по

звучанию (Ната, Тата, Тома, Вова, Оля, Катя).

Дальнейшее накопление слов идет по фонетическому принципу.

Слова подбираются на каждом этапе речевого развития такие, которые

ребенок может произнести без особого затруднения, даже если не

выговаривает тех или иных звуков.

Слова должны:

1.Иметь конкретное значение.

2.Применяться часто в разговорно-обиходной речи.

3.Способствовать развитию речевого аппарата.

4.Помогать овладевать всеми звуками в процессе говорения.

5.Нужно учитывать, что из этих слов впоследствии можно будет составить

предложения без грамматического изменения слов.

Например:

«Ната, иди, на суп».

«Папа и мама дома».

Для повторения ребенку дается большое количество слов- названий

предметов и явлений окружающей действительности и обиходных слов.

Цель:

1.Ребенок должен осознать, что каждому предмету, явлению есть свое

название.

2.Развитие связной устной речи идет от звукоподражания к слову и

предложению в зависимости от произносительных возможностей ребенка.

Обучение чтению.

Работа по овладению чтением проводится одновременно с работой по

развитию словарного запаса.

1.Написаные на карточках слова разрезаются на слоги.

2.Слоги смешиваются.

3.Из них опять составляются слова.

4.Составляются слоги из разрезной азбуки.

5.Составляется табличка слогов только с гласным «А».

6.Прибавляются новые согласные к гласному «А».

7.Овладение грамотой должно способствовать развитию произносительных

возможностей ребенка, общему его развитию.

8.Из слов ПАПА, МАМА,БАБА,ВАВА,ТАТА выделяем слоги

ПА,МА,БА,ВА,ТА.

9.Слоги пишутся на отдельных бумажках в двух- трех экземплярах.

10.Вы показываете один слог, ребенок должен подобрать другой, чтобы

получить слово.

11.Все слоги смешиваются.

12. Ребенок выбирает те, которые нужны для составления вышеуказанных

слов.

13.Составляются новые слова – ВАТА, ХАТА,ПАНАМА.

14.Написанные на карточках слова разрезаются на слоги, слоги

смешиваются, из них составляются слова.

15.Ребенок читает, и значение их срисовывает в свою тетрадь.

Подстройка к дыханию.

Если ребенок кричит, то иногда ему надо передохнуть. Дождитесь, когда ребенок

замолчит, чтобы набрать воздух в лёгкие и завопите сами. Дети часто изумленно смотрят

на родителей. А вы невозмутимо заявите, что ваша очередь кричать, а потом его.

Поддерживая зрительный контакт с ребенком, старайтесь уловить периферийным

зрением, в каком ритме поднимаются и опускаются его плечи и грудная клетка. После

этого вы можете изменить ритм своего дыхания и подстроиться к дыханию ребенка.

Этот навык поможет вам управлять своим эмоциональным состоянием.

Научившись дышать в такт с ребенком, вы можете незаметно управлять его дыханием.

Когда ребенок возбужден, не может уснуть, дышите спокойно и равномерно. Вскоре вы

заметите, что дыхание ребенка становится замедленным, и он засыпает.

Глава 9. Саша.

Первый раз Саша с мамой пришли ко мне три месяца назад.

Саша кусала себя за руки, била рукой по правому уху.

Я предложила проверить девочке слух и снять аудиограмму. Слух у девочки

оказался снижен. Ей подобрали слуховые аппараты на оба уха.

Во время занятий у девочки изменилось поведение. Она охотно делала

логоритмику, улыбалась. За две недели я рассказала маме, как нужно

заниматься дома с Сашей. Мама оказалась очень старательная. Она

занималась с Сашей дома каждый день, сумела изменить отношение

родственников к Саше.

Через три месяца мама с Сашей вновь приехали на занятия. Саша изменилась

в лучшую сторону. Она стала произносить слоги, слова. На занятии она

очень четко произнесла слово «упал». С большим интересом слушала

стихотворение Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» и рассматривала

картинки. Мама очень удивилась , ей казалось, что Саше будет все это не

интересно, что для девочки это очень сложное занятие. Уважаемые

родители, не занижайте способности своих детей.

Мы примеряли шляпы, шарфы, на руки одевали браслеты. Мама была

поражена, глядя на Сашу. А Саша с радостью смотрела на себя в зеркало и

трогала свои наряды, при этом сама говорила слоги, буквы, которые мы

повторяли на уроке.

Мама призналась, что не ожидала от дочери такой реакции на наряды и

украшения.

Я объяснила маме, что занятия развивают девочку, у нее просыпается

осознание самой себя.

Сегодня мама рассказала, что Саша вечером перебирала буквы, нашла букву

«А» и проговорила громко «А».

Саша любит слушать музыкальные стишки, она очень радуется, крутит

головой, смеется, услышав знакомую мелодию. Мама удивляется, что за

короткий отрезок времени изменилось поведение дочери, у неё проснулся

интерес к занятиям. Саша внимательно слушает наш разговор с мамой, берет

зеркало, и глядя в него, начинает произносить слоги, петь гласные, делать

упражнения для языка. Потом она берет меня за руки и протягивает их к

своим ногам, чтобы я говорила стихи и в ритм топала ее ногами.

Иногда она прикладывает свою руку к моему горлу и замирает, чувствуя

вибрацию. Голос у Саши звонкий, она модулирует им, повторяя интонации.

Вот выдержки из дневника Сашиной мамы:

«Тяжелые роды и не квалифицированность врачей

разделили мою жизнь на «до» и «после». Пять лет я

мыкалась по кабинетам поликлиник нашего города,

переходя от одного врача к другому, узнавая все

новые и новые «диагнозы» своей дочери. Иногда эти

«диагнозы» и лечение противоречили друг другу. Из -

за моей неопытности и противоречивых советов

неврологов, педиатров я потеряла много времени.

В пять лет моя дочь Александра по развитию

соответствовала 9 месячному ребенку. Мы умели

сидеть и ползать, гулить неосмысленно,

кратковременно фиксировать взгляд на предметах,

обращать внимание на речь мамы и все.

Я сейчас поняла свою ошибку. Ведь я занималась с

ребенком только физическим развитием. Мы делали

ЛФК, массаж, зарядку, ходили в бассейн, много

гуляли и ВСЕ ЭТО ДЕЛАЛИ МОЛЧА. Я думала, что

здоровое питание и физическое развитие потянет за

собой интеллектуальное развитие, но так не

получилось.

Я стала носить Сашу на занятия к логопеду,

психологу, дефектологу, но сама дома не занималась,

потому что никто не говорил, как надо заниматься, и

опять потеряла два года.

Но вот мы попали на курс интенсивной реабилитации

к замечательному доктору и человеку - Качесову В.А.

Разблокировка позвоночника, и жесткий массаж

дали толчок - как в физическом, так и умственном

развитии. Саша села уже более уверенно с ровной

спиной, а не круглой, как это было, ползать стала

правильно – переставляя ноги поочередно, а не две

вместе - как было раньше, руки стали цепкие,

снизился тонус в ногах, она опустилась на пятки,

развернулись колени. За две недели моя девочка

научилась подниматься по шведской лестнице вверх

и висеть на турнике, подтягиваться 3 раза. Мы

отказались от медикаментов, и развитие дочери

пошло с ускоренной силой.

Мне очень повезло, хоть в 7 лет, но мы встретили

хорошего дефектолога. Меня научили заниматься с

ребенком, подробно описав схему занятия. Мое

отношение к дочери в корне изменилось. Мы делали

пальчиковую гимнастику, фонетическую ритмику,

логоритмику. Отбивали ритм, читали стихи, изучали

буквы и слоги. Мы собирали лото и пели караоке.

Учились лепить, рисовать, конструировать.

Различные обучающие компьютерные игры делали

наши занятия интересными и полезными для

ребенка. Заниматься пришлось очень много.

В результате за три месяца занятий Саша стала

говорить многие буквы, повторять слоги, слова,

выучила почти все стихотворения, которые я ей

читала. Она сама отбивала руками ритм, стала

внимательной, изменился взгляд, стала контактной,

заигрывает с детьми. Появилось любопытство и

интерес. Стала скучать по занятиям. Стала

обижаться, плакать – раньше была только

аутоагрессия, когда моя дочь кусала себе руки,

билась головой.

Пройдя реабилитацию, моя дочь изменилась.

Но когда мы вернулись домой, мне пришлось очень

много времени потратить на то, чтобы изменить

отношение родных к моей девочке.

Я потратила много сил, разъясняя, что мой ребенок

не бездумное, ничего не понимающее существо. Она

такой же ребёнок, как и другие дети, со своим

характером, желаниями и потребностями.

Я была поражена, когда Саша внимательно слушала

на занятии Тамару Николаевну, которая читала ей

сказку А.С.Пушкина. Еще больше я поразилась, когда

перед зеркалом моя дочь кокетливо примеряла

украшения. Я поняла, что она девочка, которой

нравится быть красиво причесанной, красиво одетой.

Я другими глазами увидела своего ребенка.

Я поняла, что способности моего ребенка еще

раскрыты не полностью. Теперь я точно знаю, что

очень многое зависит от мамы. Занятия мамы – это

весь день общения, обучения в игровой форме,

проговаривание действий, мыслей, предметов

окружающего мира. Я поняла, что потеряла очень

много времени, нужно было заниматься

систематически, каждый день. Я жалела о каждом

пропущенном дне без занятий, потому что все

окружающие, и я в том числе, считали, что дочь мала

и ничего не поймет, рано еще заниматься. Но теперь

я знаю, что все занятия идут в «системе», то есть

каждый день, несколько раз в день, плюс

воскресенье - выходной для ребенка, а не для мамы.

Воскресенье должно быть как поощрение за занятия

– то есть хорошо проведенный досуг.

Я уверена, что моя дочь научится говорить, понимать,

видеть окружающий мир.

Мы с дочерью ходим в органный зал и слушаем

музыку. Ведь через музыку можно достучаться до

ребенка, вытащить его из своего «кокона», в который

он погружается, защищаясь от внешнего

агрессивного мира.

У меня были приступы отчаяния, мне казалось, что

все не имеет смысла. Но когда я увидела впервые

результаты занятий и у доктора, и у дефектолога,

радости моей не было предела.

Я увидела благодарные глаза своей дочери, которая

расцвела, похорошела, стала превращаться из

«гадкого утенка» в «прекрасного лебедя».

Конечно, у нас еще куча проблем, и все еще не

решено, но начало положено, теперь главное не

сойти с «дистанции» и правильно рассчитать силы,

время и возможности, чтобы их хватило до

«финиша».

Я уверена, что у Саши все получится, потому что у нее замечательная мама.

Дорогие мамы, папы, развивайте способности своих детей и у вас тоже все

получится.

Глава 10. Рекомендации родителям.

1. Начинать занятие с ребенком следует в позитивном состоянии. Осно

Наши рекомендации