Глава 10. ошибки и добрые советы

Ошибки, которые мешают ребенку говорить

1. Иногда родителям советуют оберегать ребенка от любой

нагрузки, в том числе и умственной, не переутомлять его.

Родители предупреждают малейшее желание ребенка и

бросаются ему помогать при каждом его движении. При этом не

видят и не хотят видеть, как малыш постепенно становится

капризным и требовательным. Он все реже выражает свои желания и

потребности речью, ведь стоит ему протянуть руку - и все его

желания исполняются. В случае отказа он плачет, топает ногами,

проходит время, и он становится деспотичным, неуправляемым.

Нужно щадить ребенка после болезни, но заниматься надо

целенаправленно и настойчиво. Нельзя откладывать занятия из-за

капризов и плаксивости. Каждый упущенный день отрицательно

влияет на речь.

2. Скучная по содержанию речь не привлекает внимания

детей, как бы совершенна она ни была по произношению и

грамматическому содержанию. Родителям необходимо раз

говаривать с детьми как можно чаще и на разнообразные

темы.

Например, некоторые родители часто разговаривают с ребенком

лепетной речью: «Маленький, холёсенький, пойдем тпруа», «Вове

бо-бо».

К.Д. Ушинский считает эту подделку под детский язык

совершенно неуместной, тормозящей развитие ребенка. Особенно

важно, чтобы ребенок раннего и младшего дошкольного возраста

воспринимал образцы правильной речи, так как в этот период он

прислушивается к каждому слову.

3. Если родители обладают какими-либо недостатками речи,

необходимо серьезно работать над чистотой произношения, а также

над общей культурой своей речи, над дикцией.

Родители должны говорить ясно, четко артикулируя каждое

слово, не торопиться, не искажать звуков, внятно произносить

все слоги и окончания в каждом слове.

Например, если родители не следят за своей речью или говорят

неправильно, нечетко, то до уха ребенка многие слова доходят

искаженно («мотри» вместо «смотри», «понимать» вместо

«понимаешь», «палувер» вместо «пуловер», «калидор» вместо

«коридор» и т.п.).

4. Оглохшего ребенка надо начинать учить чтению с губ

с первого дня наступления глухоты.

Например, для оглохшего дошкольника нельзя менять

привычный детский коллектив и привычный уклад жизни.

Нежелательно переводить ребенка в другое учреждение или на

пятидневку в интернат.

Привычная обстановка способствует удержанию речи, поэтому

оптимальным является такое положение, когда ребенок продолжает

находиться в привычном окружении, но при этом получает

ежедневные занятия, направленные на формирование и коррекцию

произношения и развитие слухового восприятия.

Добрые советы

Давайте ребенку больше самостоятельности.

Когда я вижу, как мамы одевают, обувают своих детей, я всегда

говорю родителям, чтобы они дали ребенку возможность самому

это сделать.

Своей гиперопекой вы лишаете ребенка возможности самому

познавать и исследовать этот мир. Как он сможет научиться чему-

либо, если вы сами не даете ему возможности проявить

инициативу?

Однажды на занятии бабушка час простояла за спиной у

внучки, периодически вытирая ее лицо платком, хотя девочка сама

хорошо умела вытирать нос, рот.

Посмотрите другими глазами на своего ребенка, чуть-чуть

со стороны.

Вы хотите им гордиться, радоваться.

Дайте вашему ребенку возможность развиваться. Дайте

ребенку возможность самостоятельно исследовать этот мир,

вначале в пределах квартиры, а потом и города.

Я каждый день ездила с сыном в школу. Когда ему исполни лось

10 лет, он захотел ездить один. Я очень переживала из-за того,

что он поедет один в автобусе в час пик, боялась, что кто-нибудь

его обидит. Но, с другой стороны, я понимала, что нужно

предоставлять ему больше самостоятельности. Я разрешила ему

ехать одному, он, спокойный и довольный, пошел на остановку.

Конечно же, я пошла за ним следом, но так, чтобы он меня не

видел. Когда подошел автобус, сын вошел в переднюю дверь, я

вошла в другую дверь. Я наблюдала за сыном. Он был рад, что ехал

один, и явно чувствовал себя повзрослевшим. На остановке зашли

его одноклассники, они стали весело общаться все вместе.

Пассажиры относились к ним спокойно, никто не обижал, не

толкал моего любимого ребенка. На остановке сын

и его друзья вышли и пошли в школу, а я проехала еще одну

остановку, пересела на другой автобус и вернулась домой. С тех пор

сын один ездил в школу.

Будьте мудрыми, любящими родителями, но помните, вы не

можете прожить за своего ребенка жизнь. Свою жизнь он должен

прожить сам. Вы можете помогать ему морально и материально, вы

можете сопровождать его по жизни. Но принимать решения в этой

жизни он должен научиться сам.

Как можно чаще вызывайте ребенка на разговор в течение дня.

Воспитывайте длительность и устойчивость внимания к речи.

Подсказывайте, ободряйте вашего ребенка. Чувство безопасности,

защиты, любви и поддержки со стороны родителей помогает быстрее

преодолеть скованность, неуверенность, способствует скорейшему

развитию ребенка.

Наши рекомендации