Глава 8. фонетическая ритмика

Эффективным методическим приемом для работы над звуками является фонетическая ритмика. С помощью фонетической ритмики ребенок быстрее запоминает буквы. Фонетическая ритмика — это движения, а дети любят двигаться. Они повторяют движения легко, играя. Играя, учатся говорить правильно. Ребенку предлагаются для подражания различные движения, сочетающиеся с одновременным произнесением звуков и слогов. Характер движений определяется характером звука. С помощью фонетической ритмики удается быстро восстановить нарушенную структуру слова. Движения рук помогают удержать нужную артикуляцию. Многократное воспроизведение артикуляции с движением помогает запоминанию букв.

Гласные звуки.Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, должны быть плавными и достаточно продолжительными.

А:руки перед грудью. Произносим звук А— широко разводим руки в стороны. Используем кинестетическое восприятие. Если приложить руку к груди, то чувствуем вибрацию.

Обращаем внимание ребенка на то, что рот широко открыт, язык лежит неподвижно.

О: руки вниз. Произносим звук О— руки через стороны поднимаем вверх и соединяем над головой. Губы круглые, язык неподвижный.

У: кисти рук у плеч. Произносим звук У— руки вытягиваем вперед.

Э: руки в стороны. Произносим звук Э— руки поднимаем к плечам.

И: кисти рук у плеч. Произносим звук И— тянем руки вверх, приподнимаемся на носки. Используем кинестетическое восприятие. Одну руку прикладываем к темечку, вторую кладем на горло.

Согласные звуки.Согласные звуки вызываются главным образом в сочетании с гласными. По характеру артикуляции можно выделить согласные: взрывные глухие (п, т, к), взрывные звонкие (б, д, г), смычно-проходные (м, н, л), фрикативные глухие (фу х, с,

ш), фрикативные звонкие (в, з, ж), вибрант (р), аффрикаты (ц, ч).

Взрывные глухие согласные.Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, резкие, по динамике напряженные.

П: произнося слог ПА,резко опустить руки со сжатыми кулаками вниз; одновременно произносить ПА-ПА-ПА.

Т:произнося слог ТА, резко разжать кулаки; одновременно произносить ТА-ТА-ТА.

К:произнося слог КА, резко откинуть назад голову, одновременно руки, согнутые в локтях, резко отвести назад.

Взрывные звонкие согласные.Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, быстрые, но расслабленные.

Б: руки согнуты в локтях. Произнося БА-БА-БА,расслабленно встряхивать кистями рук, одновременно медленно наклоняясь вперед; произнося последний слог БА,резко, но расслабленно опустить руки вниз.

Д: руки перед грудью. Произнося ДА-ДА-ДА, встряхивать кистями рук перед грудью; произнося последний слог ДА, утвердительно кивнуть головой.

Г: произнося ГА-ГА-ГА,многократно соединять указательный и большой пальцы рук; произнося последний слог ГА,соединить указательный и большой пальцы рук.

Смычно-проходные согласные.Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, медленные, плавные, несколько напряженные.

М: руки согнуты в локтях на уровне груди. Произнося слог МА, на Мруки вытягивать вперед, как бы преодолевая сопротивление воздуха, на А— руки свободно разводим в стороны.

Интервала между движениями нет, одно движение плавно переходит в другое.

Н: руки перед грудью ладонями к себе. Произносим слог НА— руки вперед, ладонями вверх.

Л: руки согнуты в локтях, подняты на уровне плеч. Произнося ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ,делаем вращательные движения кистями рук.

Фрикативные глухие согласные.Движения, сопровождающие

произнесение звуков этой группы, плавные, продолжительные, очень напряженные.

Ф: руки на уровне шеи ладонями от себя, локти вниз. Произнося звук Ф, развести руки в стороны.

X: руки согнуты в локтях, ладонями от себя, локти вниз.

Произнося звук X, руки вытянуть вперед.

С: руки перед грудью. Произнося звук С, руки опустить вниз или развести в стороны.

Ш: руки перед грудью. Произнося звук Ш, делать волнообразные движения сверху вниз.

Фрикативные звонкие согласные.Движения, сопровождающие произнесение звуков этой группы, очень напряженные, дрожащие.

В: руки в стороны. Произнося звук В, слегка покачивать

выпрямленными руками и туловищем.

3: руки перед грудью. Произнося звук 3, производить вибрирующие движения кистями рук перед грудью.

Ж:руки перед грудью. Произнося звук Ж, резким волнообразным движением опустить руки вниз.

Вибрант.Произнося звук Р, согнутые перед грудью руки вращать одну вокруг другой. По динамике напряженно.

Аффрикаты.Работа по вызыванию аффрикат начинается, когда

ребенок правильно произносит оба звука — «Т, С», «С, Ш». Сначала нужно научить ребенка произносить оба согласных звука без интервала.

ТС-ТС-ТС= Ц-Ц-Ц

СШ-СШ-СШ = Щ-Щ-Щ

Между движениями, сопровождающими произнесение этих звуков, также не должно быть интервала. Сокращая время произнесения звука, надо перейти на одно движение, резко, с силой раскрыть кулаки. Используя тактильные ощущения ребенка, дать почувствовать силу воздушной струи.

Дифтонги.Дифтонгами называются сложные звуки, состоящие из двух слитно произносимых гласных звуков. Работа над дифтонгами проводится в два этапа: сначала ребенка учат произносить звук Ивместе с другим гласным звуком, слитно, так,

чтобы один звук как бы вливался в другой. Произнесение звуков сопровождается движениями, так же плавно переходящими одно в другое.

ИА-ИА-ИА-ЙА-ЙА-Я-Я-Я

ИО-ИО-ИО-ЙО-ЙО-Ё-Ё-Ё

ИУ-ИУ-ИУ-ЙУ-ЙУ-Ю-Ю-Ю

Первые звуки, над которыми необходимо работать:

1. Гласные А, О, У, Э.

2. Согласные Я, М, В, Т, Н, Л.

Фонетическая ритмика помогает формированию звуков по подражанию. Она готовит артикуляционный аппарат к воспроизведению звука.

ГЛАВА 9. УЧИМ СЛОВА

Основное правило при работе с особенными детьми — не смотреть на календарный возраст ребенка. Ваш ребенок особенный, и с ним надо вести себя по-особенному. Разговаривайте с ним как с младенцем, но в то же время как с умным человеком.

Перед вами умный человечек, который все понимает, но не может говорить, и его надо научить. Ваше общение с ребенком чем-то напоминает работу учите ля иностранного языка. А любому иностранному языку можно научить любого ученика.

Важная работа по накоплению и расширению словарного запаса у особенных детей — это систематические, ежедневные нанятая и общение родителей с ребенком.

Речевой материал должен быть связан с игрушками, с окружающими вещами, с действиями, которые повторяются ежедневно: умывание, одевание, еда, прогулки.

Речевой материал должен быть:

а) доступным по содержанию;

б) соответствующим возрасту ребенка;

в) необходимым для использования в разных ситуациях.

Вам не нужно ничего придумывать. Просто говорите все, что вы делаете. Сначала говорите вы, потом говорите вместе с ребенком, а потом ребенок проговаривает все сам.

Речевой материал должен постоянно присутствовать как в устной речи ребенка, так и в устной речи окружающих

Работа над словом

При работе над словом используются такие виды работ, как

воспроизведение слов по подражанию, чтение с разложением на

части, чтение без разложения на части, называние картинок, ответы

на вопросы и т.д.

На первом этапеидет накопление существительных.

____________Вы показываете на предмет и называете его ребенку.

Называете слово и просите ребенка показать на предмет.

Если ребенок не называет предмет, но показывает на него

(ручкой, взглядом), — это слово входит в пассивный словарь.

Даже если ребенок не сможет проговаривать какие-то слова, все

равно вы должны произносить эти слова.

Когда он будет говорить слово — это активный словарь ребенка.

На втором этапек существительным добавляются новые слова

и появляются новые темы.

Наши рекомендации