О роли мамы и папы в развитии речи ребенка
Речь — это прежде всего средство социального общения,средство высказывания и понимания. Особенности речи зависят отсреды обитания, традиций и соответствующего обучения.Когда ребенок начинает использовать речь как инструмент дляобщения, то в этот период он открывает для себя значенияслов, начинает осмысливать те звуки, которые произносит взрослый.Основным стимулом и источником формирования речи у детейявляются взаимодействие и взаимоотношения с родителями.Материнское общениес ребенком характеризуется заботой—теплым, наставительным отношением к ребенку.Матери больше разговаривают с детьми и помогают имисследовать окружающий мир. Они постоянно находятся рядом,поэтому их влияние на развитие речи ребенка больше, чем у отцов. Мамы говорят с ребенком, когда купают его, кормят, одевают, готовятеду, выполняют работу по дому.Отцыобычно ведут себя с ребенком как товарищи по играм.Отцы проводят больше времени, играя с ребенком, чем ухаживая изаботясь о нем.Интересно, что отцы больше беспокоятся о воспитании ребенка, вотличие от матерей, которые значительную часть времени тратят науход: кормят, одевают, заботятся о ребенке.Обычно отцы уходят утром и приходят вечером. И когда онирядом с ребенком, то ведут себя по-другому — что-то ремонтируют ит.д. С самого рождения отцы сильнее воздействуют на осязание(поднимают ребенка, щекочут, гладят). Они больше физическивозбуждают ребенка (участвуют в играх-потасовках) и чащезанимаются играми (подражают ребенку). В общении с отцами естьэлементы восторга, необычного.
Мой сын охотно помогал отцу в ремонте по дому, держалмолоток, пилу. С радостью шел с отцом в гараж, помогалремонтировать машину. Он умеет делать мелкий ремонт — можетотремонтировать утюг, починить кран. Всему этому он научилсяот отца.
Папа моего ученика Жени очень много времени уделяетфизическому развитию сына. Женя умеет плавать, вместе с папойкаждую субботу ходит в бассейн.Заметим, что отцы могут быть нежными и отзывчивыми, как иматери. Несмотря на это, у детей складываются различныепредставления о мужчинах и женщинах.В отличие от отцов, матери больше говорят с детьми, чащеиграют в обычные игры и больше времени тратят на обыкновеннуюзаботу. Дети помогают маме по хозяйству, моют посуду, накрываютна стол.Я научила сына готовить, он умеет гладить, стирать,пришивать пуговицы.Разную роль в общении с ребенком следует учитывать и приобучении разговорной речи обычных и особенных детей.Папам важно не самоустраняться от воспитания особенногоребенка и не оправдываться тем, что они заняты или не понимают, какзаниматься с таким ребенком.Тот ребенок, который много времени проводит в играх с отцом,становится более способным к обучению.Чем больше времени родители проводят со своим ребенком им,тем быстрее они находят пути к быстрому развитию своего ребенка,осознают важность занятий, вырабатывают понимание внутреннего мира ребенка.
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ У
ОБЫЧНЫХ И ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ
3.1. Развитие самосознания у обычных детейСоциальное развитие — общение в детской среде — создаетбазу для быстрого усвоения языка. Чтобы войти в социальный мир,ребенку нужно пройти две важные ступени — достичь самосознанияи научиться осознавать других.Самосознание, как и другие стадии развития, зависит отсозревания нервной системы. Считается, что большинство детейузнают себя начиная с 15 месяцев.Самосознание позволяет чувствовать социальные эмоции —замешательство, стыд, вину, гордость.Приблизительно в то же время, когда у ребенка формируетсясамосознание, он начинает лучше осознавать других. Детинаблюдают за выражением лица родителей для того, чтобы получитьсовет или руководство к действию.Нужно научиться переспрашивать, радоваться, удивляться.Сопереживание ребенку, сопричастность, умение понять его мысли,чувства вызывают у детей чувство радости и благодарности кродителям.Эти чувства делают ребенка смелым в освоении новых навыковобщения, стимулируют его желание учиться говорить.
3.2. Отличие самосознания у особенных детей.У особенных детей из-за диспропорции развития имеютсянарушения в самосознании.Особенные дети лишены возможности общаться в среде обычныхдетей. Они просто НЕ ЗНАЮТ, как себя вести в обществе.Чаще всего особенности их поведения не привлекают вниманияродителей и окружающих. А как же ребенок может сам осознать своеповедение?!Возьмите ребенка на руки. Посмотрите друг другу в глаза.Назовите имя ребенка, дотроньтесь до него. Покажите ребенку егоотражение в зеркале.Называйте и показывайте части тела.
Развитие осознанного подражания у ребенка.Поднимите своюруку, поднимите руку ребенка. Теперь снова поднимите свою руку ипопросите ребенка, чтобы он повторил за вами, — «Подними руку».Если ребенок повторяет за вами движения и «поднимает руку — одну,две, левую, правую, — садится, идет, значит, он понимает ваши просьбы.Теперь можно взять зеркало и перед зеркалом показать ребенку еголицо. Ребенок должен соотнести отражение в зеркале с собой.Покажите его в зеркале, когда он ест, играет, умывается.Показываете, называете: «Это глаза, это рот, это губы, это зубы,это нос, это уши, это волосы».Говорите: «Открой рот». Открываете сами рот и показываетеребенку, что рот открыт.Говорите: «Закрой рот». Закрываете рот, показываете ребенку,что рот закрыт. Проделайте так несколько раз, добиваясь повторенияребенком этих упражнений. «Открой рот. Закрой рот. Покажи язык.Убери язык». Если ребенок повторяет правильно, взгляд устойчивый,переходите к артикуляционным упражнениям.Попросите показать руки, ноги, глаза, нос, рот, волосы.Поднимите руку ребенка. Потом попросите его сделать то же самое.Нарушения поведения связаны не с тем, что ребенок не можетосознать себя в окружающем мире. Просто ребенка НЕ УЧИЛИосознавать себя. Ребенок не знает, как надо себя вести, какреагировать на окружающих. Он ведет себя так, как ему удобно, какон привык.
Катя, 9 лет, на первом занятии опускала голову, не смотрела насебя в зеркало. Не говорила ни одного звука. Через неделю занятийподходила сама к зеркалу, рассматривала свое лицо, целовала своеотражение. Играла с игрушкой-обезьянкой, гладила ее, целовала,потом ругала ее, била. Я говорила звуки, слоги, слова, используяфонетическую ритмику. Катя повторяла по подражанию движениярук, открывала и закрывала рот. Через две недели сказала на собаку«Ав-ав» и назвала свое имя — «Катя».
Другой пример.Василиса, 6 лет. Взгляд неустойчивый, скользит по предметам.Захват слабый, игрушки не держит, бросает на пол.Через две недели занятий — внимание устойчивое. Смотрит насебя в зеркало, улыбается. Повторяет по подражанию звуки «С»,«И», «Л». Чувствует ритм.Сама держит бубен, слушает слоги, ритм отбиваетправильно.
Еще один пример.Я хорошо помню, как вел себя мой ученик 7,5 лет на днерождения. Выражение его лица мне не нравилось, оно былоотрешенным. Танцевал он некрасиво, «вихлялся». На следующий денья сказала ему, что мне не понравилось, как он себя вел на днерождения, изобразила, как он танцевал. Он равнодушно смотрел наменя, не выражая никаких эмоций.Через месяц нашего общения я вновь напомнила ему об этомслучае и показала то же самое. Он покраснел, выражение его лицаизменилось. Ему стало стыдно, и он это почувствовал, он спряталлицо в ладони и потихоньку подглядывал за мной через раздвинутыепальцы, иногда смеялся. А я обрадовалась и поняла, что сознаниепросыпается, и ребенок осознает себя и свое поведение.Мы живем в обществе, и нужно воспитывать в ребенкеуважение к нормам поведения в обществе.И здесь важную роль имеет обучение общению с помощью речи.Жене с синдромом Дауна нравится копировать Бабу-Ягу изфильма «Морозко». Он поправляет воображаемые волосы, как этоделала в фильме Баба-Яга, и говорит: «Кар-кар-кар». Видя. что ясмеюсь, он остается очень доволен, что его сценическиеспособности произвели на меня впечатление, и пытается дальшеимпровизировать.Мы ходили в булочную, покупали баранки или бублики. Кстати,покупал Женя сам. Я давала ему деньги. От волнения голос у негостановился хриплым, он торопился, невнятно произносил фразу:«Дай бублик». Но сердобольные продавщицы всегда относились кнему с большим вниманием, особенно восторгаясь его громким«Спасибо». Иногда он шутил с молоденькими продавщицами иговорил: «Пока, девочки, придуеще». Я смотрела на него и радовалась его внутренней свободе,умению шутить, его доброте.
Так ребенок учится адекватно себя вести. Он хочет получатьположительные эмоции и оценки от окружающих.Когда ребенок видит положительную оценку своему поведению состороны окружающих, он больше стремится к общению и желаетбыстрее научиться говорить.Очень важно объяснять ребенку, что можно делать, а что нельзя.Мы читали с сыном, а потом с моими учениками книгуМаяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Я объясняла,как нужно вести себя в гостях, на улице, в транспорте, в театре.Когда сыну исполнилось 7 лет, мы говорили о дружбе, о том, какиекачества ценятся в людях — умение уважать другого человека,доброта, честность. Если я что-то обещала своему сыну, то всегдавыполняла свое обещание.Я объясняла своему ученику с синдромом Дауна, почему непринято громко разговаривать и смеяться на уроках, в театре. Оннаучился тихо говорить в автобусе. У него появилось чувствособственного достоинства, самоуважения. Он стал уступатьместо пожилым людям.Развивая внимание, воображение, обучая ребенка логическимыслить, вы развиваете его самосознание, формируете характер иличность своего особенного ребенка. Выражая словами своеотношение к людям и их поведению, ребенок лучше осваивает речь иучится пользоваться словом как инструментом общения.