Развитие речи у обычных детей
Успешность в обучении ребенка речи во многом зависит от того, насколько вы и педагогический коллектив учреждения осведомлены не только об индивидуальных особенностях вашею ребенка, но и об особенностях детей данной возрастной категории в целом. Ученые-лингвисты считают, что у людей есть биологическая предрасположенность (наследственная готовность) к тому,чтобы усваивать язык. Возникновение речи тесно связано с развитием ребенка и соответствующей степенью созревания нервных структур. Речь (осмысленное слово) дает толчок для развития мышления и интеллекта.
Вспомним, как происходит развитие речи у обычных детей.
Первый этап в развитии речи — подготовительный(с момента рождения до одного года).
С момента рожденияу ребенка появляются голосовые реакции: крики и плач. Они способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового и артикуляционного. Через две неделиможно уже заметить, что ребенок реагирует на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.
К концу первого месяцаего уже можно успокоить мелодичной песней, колыбельной.
Потом он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет. В возрасте около 2 месяцевпоявляется гуление. К началу третьего месяцапоявляется лепет (агу-агу, тятя, ба-ба). Лепет — это сочетание различных звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляционные движения губ окружающих его людей и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного речевого навыка. С 6 месяцевребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па). В дальнейшем ребенок постепенно перенимает путем подражания все элементы звучащей речи: тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодиималыш воспринимает определенные звуковые сочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В возрасте 7-9 месяцевребенок начинает повторять за взрослым все более разнообразные сочетания звуков. С 10-11 месяцевпоявляются реакции на слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего). С12 месяцев начинается стадия одного слова — период, во время которого ребенок впервые начинает произносить отдельные слова.
Второй этап— предшкольный(от одного года до 3 лет). ( произнесением детьми первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящими и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово папа может означать «папа пришел, нет папы». Понять малыша можно только в ситуации, в которой происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает мимикой, жестами. В это время понимание речи значительно превосходит произносительные способности. Особенные дети тоже используют мимику, жесты, звуки для выражения своих чувств и эмоций: радости — хлопают в ладоши, смеются; недовольства — хмурят брови и громко кричат; просьбы — молча тянут руки к предмету или выражают свою просьбу звуками «а-а», словом «дай». С 18 месяцев до 2 лет появляется телеграфная речь — формирование простых предложений, состоящих из двух слов, которые передают простую мысль {мама ушла, хочу мишку). Подражание имеет огромное значение в усвоении детьми языка. Маленький ребенок воспринимает речь родителей как совершенный образец и всегда подражает ему. Особенно четко надо произносить незнакомые и длинные слова. К возрасту 12 месяцев особое значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка. Очень важна правильность речи взрослых. Разговаривая с детьми, родители часто делают особое ударение на словах и используют особый тон родительской речи. Как правило, они повышают тон голоса, говорят короткими простыми фразами и чаще повторяют одно и то же. Они произносят некоторые слова медленнее и особенно четко произносят окончания. Родители пытаются помочь ребенку овладеть языком. Когда ребенок еще бормочет, родители говорят длинными фразами, типичными для речи взрослого человека. Однако, как только ребенок произносит свое первое слово, родители начинают «сюсюкать» и говорить с характерными отчетливыми ударениями. Независимо от того, на каком языке говорят матери, их интонации, паузы, окончания, которые они используют в разговоре с ребенком, универсальны для любого языка. Чтобы успокоить ребенка, родители говорят тихо, растягивая слова. Предостережения произносят быстро и отрывисто. Высокий тон голоса используют, чтобы привлечь внимание к какому-либо предмету. Повторение ребенком слов и внимание к родителям помогают ему эмоционально взаимодействовать с ними. Чем больше времени родители проводят во взаимодействии с детьми, тем быстрее дети учатся говорить. Чем чаще взрослые называют предметы, тем быстрее расширяется словарь ребенка.
Третий этап — дошкольный(от 3 до 7лет).
Дети четвертого года жизниговорят простыми и сложными предложениями. (Мой папа самый сильный. Я стану большим и сильным, как папа.) В норме к четырем годамребенок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Дети старше четырех летпредпочитают родительский темп речи, а не обычную речь. Эта родительская речь не только проста, но и отличается особой музыкальностью. Например, когда ребенок делает ошибку в своей речи, родители, как правило, повторяют предложение ребенка с необходимыми исправлениями. На ранних стадиях усвоения речи родители могут помочь ребенку, если воспользуются упрощенной грамматикой и будут делать особые, подчеркнутые голосом ударения. Когда дети приобретают способность произносить слова, расширение словаря, подсказка и повторение могут облегчить его усвоение.
К пяти годамдети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки, рассказа из 40-50 предложений. Они овладевают монологической речью.
Четвертый этап — школьный(от 7 до 17 лет). В школьном возрасте идет сознательное усвоение речи. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила. Появляется новый вид речи — письменная.