Глава 1. развитие речи у обычных

МОСКВА 2009

ББК 74.3 Т47

Тищенко Т.Н. Т47 Учим говорить особенного ребенка/ Т.Н.

Тищенко. — М.: Издательский дом «Регламент», 2009. — 84 с.

В книге в доступной форме изложен накопленный автором опыт по

обучению речи детей с нарушением слуха, синдромом Дауна, а также

других детей, которых принято считать «особенными». Используя

собственный опыт, автор убедительно доказывает, что можно таких

детей научить говорить, читать, добиться социальной адаптации

ребенка в современном обществе. Особенные дети могут обучаться и

в коррекционной, и в массовой школе. Они могут продолжить

обучение в училище и университете. Особенные дети ОБУЧАЕМЫ. И

это самый главный вывод книги.

ББК 74.3 Т47

© Т.Н. Тищенко, 2008-2009

О Издательский дом «Регламент», 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава 1.Развитие речи у обычных детей.

Отклонения в развитии речи у особенных детей

Глава 2.Невербальное общение.

Роль мамы и папы в развитии речи ребенка

Глава 3.Развитие самосознания у обычных

и особенных детей

Глава4. Как развить потребность в речи

и помочь увидеть то, что мы говорим

Глава 5.Принципы развития речи

у особенных детей

Глава 6.Оборудование учебного места.

Игры и игрушки. Развитие фонематического слуха

Глава 7.Массаж. Специальные упражнения. Артикуляционная

гимнастика

Глава 8.Фонетическая ритмика

Глава 9.Учим слова

Глава 10.Ошибки и добрые советы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это книга для родителей, желающих добра своему особенному ребенку. Это книга для родителей, которые не знают, как начинать заниматься со своими особенными детьми, и находятся в поиске учителей, дефектологов, логопедов, врачей, психологов.

Цель этой книги — помочь родителям научить говорить своего особенного ребенка в домашних условиях. Жизнь заставила меня изучить эту проблему. Сейчас, имея опыт обучения «особенных» детей, хочу на страницах этой книги рассказать родителям, как можно самим научить ребенка говорить. Вы должны осознать, что главный учитель в жизни вашего ребенка — это вы сами. Своей любовью, верой в возможности ребенка и желанием ему помочь вы можете добиться хороших результатов в развитии речи, расширении кругозора, помочь своему ребенку жить полноценной жизнью.

Как автор и как мать особенного ребенка привожу пример из моей личной жизни.

Мой сын потерял слух в 2 года 8 месяцев. В 2,5 года мой сын уже знал все буквы, речь была сформирована, он читал наизусть много стихов. Был очень общительный. А потом

случилась беда... Мы все болели гриппом. После болезни я заметила изменения в поведении ребенка и в отчаянии поняла, что наш сын не слышит. После потери слуха речь стала распадаться, мой сын молчал либо общался жестами. Сын лежал в различных клиниках. Я была в недоумении, врачи разводили руками и ничего не отвечали на мои вопросы, будет ли он говорить. Мы побывали на приеме у многих врачей, но это не принесло мне ясности. Мне сказали, что мой сын никогда не будет говорить. Нужно заниматься. А как заниматься, не объяснили. Забегая вперед, скажу, что занимались много. Сын окончил

школу, университет, работает инженером. Его любят в коллективе. Он женился и в семье у него родился сын.

Родители, имеющие особенного ребенка, например, с синдромом Дауна, с трудом добиваются направления во вспомогательные и коррекционные школы. Часто медико-педагогические комиссии отказывают ребенку в возможности обучения и направляют в социальный интернат для необучаемых детей.

Приведу пример из моей практики.

У Жени синдром Дауна. Многие врачи и педагоги заявляли, что Женю невозможно обучить. И вот родители обратились ко мне, уже без особой надежды на успех. Когда родители привели Женю ко мне, ему уже было 7,5 лет. Косоглазие. Грубая задержка речевого развития. Пока мы разговаривали с родителями, он сидел в кресле, взгляд был

отрешенный, рот открыт, иногда делал сосательные движения языком. Находил кусочек бумаги, ткани, платочек, водил по лицу. Внимание неустойчивое. Во время занятий начинал вертеть головой в разные стороны, чесаться. Рисовать, лепить не умел. Карандаш держал неправильно. В первые дни выяснилось, что ребенок игрушки знает, но сам играть не умеет. За обедом ел неаккуратно, испачкал лицо и руки, крошки были везде — на столе, на полу. Зубы чистить не умел. Одевался сам, но не мог заправить рубашку в брюки, застегнуть пуговицы, молнию на куртке и сапогах. Говорил несколько слов — «папа, мама, Катя, дай». Вместо слова «машина» говорил — «би-би». Голос хриплый, грубый. Речь невнятная. Требовалась постановка практически всех звуков. Мы год занимались с Женей.

Результат.Сейчас Женя учится во втором классе по программе 8 вида, умеет читать, писать печатными и прописными буквами. Он стал более аккуратен. Может одеваться, чистить зубы, застегивать пуговицы и молнии. Он умеет отвечать на вопросы, вести диалог, быть внимательным и интересным собеседником. Он хохочет, если я рассказываю смешное. Он переживает и говорит «Беда», если я говорю о проблемах. Задает сам вопросы на те темы, которые ему интересны. А ему интересно все. Он очень

любопытный. Главное — поощрять и направлять это любопытство в нужное русло. Женя очень ласковый, нежный, заботливый. Очень благодарный, всегда говорит «спасибо». В этом ребенке уже невозможно узнать того «неконтактного и необучаемого» мальчика.

Уважаемые родители, вы можете ходить по врачам, проводить лечение, но на первом месте у вас должны стоять ежедневные занятия со своим особенным ребенком. Не бойтесь перегрузить ребенка, бойтесь опоздать. Ведь каждый день, проведенный без

занятий, еще больше отделяет вашего ребенка от его ровесников, а развитие вашего ребенка уже сейчас не соответствует возрастной норме. Для развития ребенка нужны каждодневные занятия, нужно научиться говорить вместе с ребенком. Занятия и разговоры с ребенком должны происходить в течение всего дня. Иногда родители говорят: «Мы молчаливые, не любим много говорить». Дорогие родители, чтобы ребенок научился говорить, вам придется сначала разговориться самим. Общение с помощью речи станет для вас и вашего ребенка нормой. Учитесь проговаривать с вашим ребенком все, что вы делаете. Научитесь автоматически выбирать слова, которые понятны вашему ребенку на данный момент. Да, придется много говорить, с утра и до вечера, но ведь ваш любимый особенный ребенок достоин вашего внимания. Если родители весь день находятся на работе, то вечера и выходные можно проводить с максимальной пользой для ребенка, беспрерывно общаясь с ним. Общение с ребенком — это ваши занятия, это сопровождение вашего ребенка по жизни. Вы проживаете вместе каждый день, вы

проговариваете все, что вы делаете, что видите и слышите. Когда вы увидите, услышите, почувствуете результаты своего труда, вы испытаете чувство радости и гордости за ребенка и за себя. Потому что это вы помогаете своему ребенку жить полноценной жизнью. Запаситесь терпением, не требуйте от себя и ребенка быстрых

результатов. Учитывайте его индивидуальные особенности, используя все сохранные анализаторы — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, и верьте, что у вас все получается.

Мягко добивайтесь ответа на ваш вопрос, выполнения вашего поручения. Только так вы сможете добиться понимания ребенком вашей речи. Мамы спрашивают: а что должен делать ребенок, если мама занята, ей надо помыть посуду, убраться? Делайте это вместе с ребенком. Помните — вы сопровождаете вашего ребенка по жизни,

вы проживаете и проговариваете весь день. Устали? Скажите, что вы устали. Покажите, что вы хотите отдохнуть. Отдыхайте вместе. Послушайте музыку, просто полежите и посмотрите в глаза друг другу. Твердо, спокойным голосом говоритео том, что поведение ребенка вам не нравится, если он плохо себя ведет, балуется.

Нет единой, универсальной методики.Каждый ребенок индивидуален, это целый огромный мир. Нужно учитывать его способности и каждый раз чуточку усложнять задания. Вы можете использовать все, что развивает вашего ребенка, что-то перенимая из одной методики, что-то из другой. Вы можете стать для своего ребенка учителем, другом, но при этом оставаться заботливым, требовательным, любящим родителем.

Ваша любовь должна быть созидающей. Ставьте перед собой цель и идите к этой цели. Добившись одной цели, тут же ставьте перед собой другую и добивайтесь ее. Когда вы

приучите ребенка фиксировать внимание на предметах, произносимых словах, то дальше необходимо развивать речь ребенка и работать над словарным запасом. Эта работа происходит каждый день, в процессе общения с вашим ребенком. Каждый день вы познаете с ребенком мир, вы открываете для него что-то новое. Развивайте в себе воображение, учитесь реагировать на любой интерес вашего ребенка. Поддерживайте этот интерес, развивайте его, обогащайте словарный запас. Говорите простыми короткими предложениями, понятными ребенку. Объясняйте смысл непонятного слова. Объясняйте его поведение, свои поступки, расспрашивайте у него, как прошел день. Рассказывайте о своей работе, своих друзьях, своих переживаниях. Запаситесь терпением. У вас впереди долгая, трудная, но такая благодарная работа по абилитации своего ЛЮБИМОГО, НЕПОВТОРИМОГО И ПОТОМУ - ОСОБЕННОГО РЕБЕНКА!

У ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ

РОЛЬ МАМЫ И ПАПЫ В РАЗВИТИИ

РЕЧИ РЕБЕНКА

2.1. Невербальное общениеОбщение без слов — это и есть невербальное общение. Оченьважный и известный всем факт: родители и дети начинают общатьсязадолго до того, как ребенок начинает говорить.Первому слову ребенка предшествуют месяцы разнообразногосовместного общения. Родители прилагают немало усилий, чтобызаставить ребенка улыбнуться или пробормотать что-нибудь. Когдародители так поступают, то быстро учатся изменять свои действия,чтобы привлечь внимание ребенка, поддержать возбуждение иактивность ребенка на оптимальном уровне.Знакомый пример — игра «Сейчас я тебя поймаю». В нейвзрослый говорит: «Сейчас поймаю... Сейчас поймаю... Поймал». Втаких играх взрослые и дети привыкают к одинаковым ритмам иожиданиям.Вскоре формируется система одинаковых сигналов, таких, какприкосновение, звук, внимательный взгляд и улыбка.

ОБЫЧНЫХ И ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ

3.1. Развитие самосознания у обычных детейСоциальное развитие — общение в детской среде — создаетбазу для быстрого усвоения языка. Чтобы войти в социальный мир,ребенку нужно пройти две важные ступени — достичь самосознанияи научиться осознавать других.Самосознание, как и другие стадии развития, зависит отсозревания нервной системы. Считается, что большинство детейузнают себя начиная с 15 месяцев.Самосознание позволяет чувствовать социальные эмоции —замешательство, стыд, вину, гордость.Приблизительно в то же время, когда у ребенка формируетсясамосознание, он начинает лучше осознавать других. Детинаблюдают за выражением лица родителей для того, чтобы получитьсовет или руководство к действию.Нужно научиться переспрашивать, радоваться, удивляться.Сопереживание ребенку, сопричастность, умение понять его мысли,чувства вызывают у детей чувство радости и благодарности кродителям.Эти чувства делают ребенка смелым в освоении новых навыковобщения, стимулируют его желание учиться говорить.

3.2. Отличие самосознания у особенных детей.У особенных детей из-за диспропорции развития имеютсянарушения в самосознании.Особенные дети лишены возможности общаться в среде обычныхдетей. Они просто НЕ ЗНАЮТ, как себя вести в обществе.Чаще всего особенности их поведения не привлекают вниманияродителей и окружающих. А как же ребенок может сам осознать своеповедение?!Возьмите ребенка на руки. Посмотрите друг другу в глаза.Назовите имя ребенка, дотроньтесь до него. Покажите ребенку егоотражение в зеркале.Называйте и показывайте части тела.

Развитие осознанного подражания у ребенка.Поднимите своюруку, поднимите руку ребенка. Теперь снова поднимите свою руку ипопросите ребенка, чтобы он повторил за вами, — «Подними руку».Если ребенок повторяет за вами движения и «поднимает руку — одну,две, левую, правую, — садится, идет, значит, он понимает ваши просьбы.Теперь можно взять зеркало и перед зеркалом показать ребенку еголицо. Ребенок должен соотнести отражение в зеркале с собой.Покажите его в зеркале, когда он ест, играет, умывается.Показываете, называете: «Это глаза, это рот, это губы, это зубы,это нос, это уши, это волосы».Говорите: «Открой рот». Открываете сами рот и показываетеребенку, что рот открыт.Говорите: «Закрой рот». Закрываете рот, показываете ребенку,что рот закрыт. Проделайте так несколько раз, добиваясь повторенияребенком этих упражнений. «Открой рот. Закрой рот. Покажи язык.Убери язык». Если ребенок повторяет правильно, взгляд устойчивый,переходите к артикуляционным упражнениям.Попросите показать руки, ноги, глаза, нос, рот, волосы.Поднимите руку ребенка. Потом попросите его сделать то же самое.Нарушения поведения связаны не с тем, что ребенок не можетосознать себя в окружающем мире. Просто ребенка НЕ УЧИЛИосознавать себя. Ребенок не знает, как надо себя вести, какреагировать на окружающих. Он ведет себя так, как ему удобно, какон привык.

Катя, 9 лет, на первом занятии опускала голову, не смотрела насебя в зеркало. Не говорила ни одного звука. Через неделю занятийподходила сама к зеркалу, рассматривала свое лицо, целовала своеотражение. Играла с игрушкой-обезьянкой, гладила ее, целовала,потом ругала ее, била. Я говорила звуки, слоги, слова, используяфонетическую ритмику. Катя повторяла по подражанию движениярук, открывала и закрывала рот. Через две недели сказала на собаку«Ав-ав» и назвала свое имя — «Катя».

Другой пример.Василиса, 6 лет. Взгляд неустойчивый, скользит по предметам.Захват слабый, игрушки не держит, бросает на пол.Через две недели занятий — внимание устойчивое. Смотрит насебя в зеркало, улыбается. Повторяет по подражанию звуки «С»,«И», «Л». Чувствует ритм.Сама держит бубен, слушает слоги, ритм отбиваетправильно.

Еще один пример.Я хорошо помню, как вел себя мой ученик 7,5 лет на днерождения. Выражение его лица мне не нравилось, оно былоотрешенным. Танцевал он некрасиво, «вихлялся». На следующий денья сказала ему, что мне не понравилось, как он себя вел на днерождения, изобразила, как он танцевал. Он равнодушно смотрел наменя, не выражая никаких эмоций.Через месяц нашего общения я вновь напомнила ему об этомслучае и показала то же самое. Он покраснел, выражение его лицаизменилось. Ему стало стыдно, и он это почувствовал, он спряталлицо в ладони и потихоньку подглядывал за мной через раздвинутыепальцы, иногда смеялся. А я обрадовалась и поняла, что сознаниепросыпается, и ребенок осознает себя и свое поведение.Мы живем в обществе, и нужно воспитывать в ребенкеуважение к нормам поведения в обществе.И здесь важную роль имеет обучение общению с помощью речи.Жене с синдромом Дауна нравится копировать Бабу-Ягу изфильма «Морозко». Он поправляет воображаемые волосы, как этоделала в фильме Баба-Яга, и говорит: «Кар-кар-кар». Видя. что ясмеюсь, он остается очень доволен, что его сценическиеспособности произвели на меня впечатление, и пытается дальшеимпровизировать.Мы ходили в булочную, покупали баранки или бублики. Кстати,покупал Женя сам. Я давала ему деньги. От волнения голос у негостановился хриплым, он торопился, невнятно произносил фразу:«Дай бублик». Но сердобольные продавщицы всегда относились кнему с большим вниманием, особенно восторгаясь его громким«Спасибо». Иногда он шутил с молоденькими продавщицами иговорил: «Пока, девочки, придуеще». Я смотрела на него и радовалась его внутренней свободе,умению шутить, его доброте.

Так ребенок учится адекватно себя вести. Он хочет получатьположительные эмоции и оценки от окружающих.Когда ребенок видит положительную оценку своему поведению состороны окружающих, он больше стремится к общению и желаетбыстрее научиться говорить.Очень важно объяснять ребенку, что можно делать, а что нельзя.Мы читали с сыном, а потом с моими учениками книгуМаяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Я объясняла,как нужно вести себя в гостях, на улице, в транспорте, в театре.Когда сыну исполнилось 7 лет, мы говорили о дружбе, о том, какиекачества ценятся в людях — умение уважать другого человека,доброта, честность. Если я что-то обещала своему сыну, то всегдавыполняла свое обещание.Я объясняла своему ученику с синдромом Дауна, почему непринято громко разговаривать и смеяться на уроках, в театре. Оннаучился тихо говорить в автобусе. У него появилось чувствособственного достоинства, самоуважения. Он стал уступатьместо пожилым людям.Развивая внимание, воображение, обучая ребенка логическимыслить, вы развиваете его самосознание, формируете характер иличность своего особенного ребенка. Выражая словами своеотношение к людям и их поведению, ребенок лучше осваивает речь иучится пользоваться словом как инструментом общения.

Принцип готовности

Принцип готовностиуказывает на то, что усвоению некоторыхнавыков общения должен предшествовать минимальный уровеньфизического созревания.Первоначальное эмоциональное развитие ребенка зависит отфизиологического созревания. Многие эксперты считают, что Эмоцииразвиваются медленно, по мере созревания нервной системы. Дажедля развития основных эмоций, таких, как гнев, страх и радость,нужно время.

Улыбка— самая распространенная реакция ребенка,показывающая готовность к общению. Улыбка помогает детям выжить», так как она стимулирует родителей заботиться о детях. Когдавы видите улыбку на лице вашего ребенка, вы радуетесь вместе сним.Потребности ребенка в любви и привязанности так же важны, как ипотребности в еде, воде и физическом уходе. Формированиепривязанности и доверия между ребенком и родителями — важнаячасть обучения и развития ребенка. Ребенка невозможно избаловатьлюбовью, если вы будете последовательны в своих действиях.Ощущение любви помогает дальнейшему развитию вашего ребенка.Замечу, что самое распространенное первичное выражениеэмоций — интерес, после которого следуют радость, печаль илигнев. В это время происходит подготовка к овладению речью.Родители должны знать, что без постоянных коррекционныхзанятий речь теряется, и ребенок замолкает. При развитии речи уособенного ребенка очень важно знать и использовать закон превращения минуса дефекта в плюс— компенсации.С одной стороны, дефект — это минус, т.е. недостаток в развитии.С другой стороны — именно потому, что дефект создаеттрудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед.Всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации.Необходимо учитывать некоторые принципы при коррекцииречевых дефектов.

2. Принцип максимального использования сохранных анализаторовВ работе над исправлением дефектного произношения следуетмаксимально использовать все сохранные анализаторы.У ребенка с нарушением слуха важно развивать и использоватьзрительный анализатор, обучать чтению с губ. Посредствомзрительного анализатора ребенок воспринимает движения губ, языка,нижней челюсти. С помощью зеркала особенный ребенокконтролирует свою артикуляцию, воспроизводит необходимоедвижение речевых органов для произнесения нужного звука.Одновременно необходимо развивать тактильно-вибрационныеощущения. Посредством кожно-вибрационного анализатора ребенокможет дополнительно воспринимать характер выдоха, работуголосовых связок в момент произнесения данного звука иконтролировать собственное произношение.

Например, во время занятий вы прикладываете руку ребенка ксвоему горлу, он чувствует вибрацию. Потом прикладываете рукуребенка к его горлу. Повторяя за вами звук, ребенок чувствуетвибрацию. Вам нужно работать над развитием слуховоговосприятия. Важно научить ребенка слушать и различать звуки.Необходимо использовать вкусовые и обонятельные ощущения впроцессе занятий.

Например, мы завязывали глаза платком. Я предлагала потрогать фрукты, определить форму — круглый, овальный,продолговатый, потом понюхать, а потом попробовать и по вкусуназвать, что это такое.

А у детей с нарушением зрения необходимо развивать слуховоевосприятие, кинестетические ощущения, обоняние и вкус,цветоощущение.Ольга Скороходова, слепоглухонемая от рождения, писала, чтомурлыканье кошки она слушала, положив ей руку на горло. КогдаСкороходовой говорили о том, что у нее платье песочного цвета,она вспоминала горячий песок на берегу моря, как онструится между пальцев.

  1. Принцип сознательности

Физическое и психическое состояние ребенка нужно учитыватьвсегда, и в соответствии с ним проводить коррекционную работу.Ребенка учат по подражанию поднимать и опускать руки, братьи отдавать игрушки. Важно, чтобы ребенок это выполнялсознательно.Коррекционная работа включает развитие мелкой моторики (сжалипальчики в кулачки — показали ладошки), работу над подвижностьюартикуляционного аппарата (открыл рот, закрыл рот, показал язык),работу по коррекции произношения, воспитанию фонематическогослуха (лук-луг, Маша-Саша, сук-жук), развитию слуховоговосприятия.Скорость усвоения языка тесно взаимосвязана с созреванием ипотребностью ребенка. Важно это учитывать и не торопить себяи своего ребенка.

4. Принцип поэтапностиИдите от простого к сложному. Не торопите себя и ребенка.Дети успешно развиваются в стимулирующей обстановке. Имнеобходимо чувствовать себя любимыми, чувствовать поддержку.Живость тона, богатство интонаций в речи родителейспособствуют лучшему произношению ребенка.

Оборудование учебного места

Наличие учебного места дисциплинирует ребенка, вырабатываетучебные навыки.Желательно оборудовать для занятий место.Это должен быть удобный для ребенка и мамы стол.Над столом должно быть хорошее освещение, лучше лампадневного света.Во время занятий садитесь напротив ребенка, чтобы он могустановить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот,выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать вашидействия.

Иногда я садилась рядом с учениками, они использовали боковоезрение, оборачивались ко мне, чтобы заглянуть в глаза.

ЗеркалоРебенок должен постоянно видеть себя в зеркале. Ведь вампридется учить его мимике, делать артикуляционные упражнения,глядя в зеркало.Еще одно зеркало должно отражать вас и ребенка в полный рост, когда вы встаете из-за стола и делаете фонетическую ритмику.Наблюдая, с какой радостью дети прыгают, танцуют передзеркалом, родители с огорчением признавали, что дома нетбольшого зеркала и ребенок себя в нем не видит.Зеркало помогает ребенку осознать себя и других.

В возрасте 18 месяцев развивается ощущение себя, илисамосознание.До того, как у детей разовьется самосознание, они не узнают свойобраз в зеркале. Как правило, им кажется, что они смотрят на другогоребенка. Некоторые дети трогают зеркало или заходят за него впоисках ребенка, которого они там увидели. Ребенок видит в зеркалесебя, маму. Он изучает свое тело, открывает и закрывает рот, хмуритброви, трогает волосы.У особенных детей этот процесс происходит гораздо позже.Они не узнают себя в зеркале, отводят взгляд, если зеркалонаходится около лица. Некоторые дети отталкивают зеркало от себяруками.В каком возрасте появится это узнавание, самосознание(сознание самого себя), зависит от созревания нервной системы и,конечно, воспитания.Зеркало помогает ребенку задержать взгляд на том, что емуинтересно.Вы можете помочь ребенку зафиксировать взгляд в зеркале, еслиэмоционально, меняя тембр и высоту голоса, будете комментироватьситуацию.Я всегда обращаю внимание ребенка на то, какие у негокрасивые глаза дотрагиваюсь до щек, лба, ушей и называю частитела.Иногда дети смотрят на изображение в зеркале и на тогочеловека, который находится рядом, трогают этого человека. Еслиребенок фиксирует взгляд на каком-то предмете, вы должныобыграть эту ситуацию, все проговорить. Происходит начало вашегообщения. Старайтесь объединить взгляд с указательным жестом.Совет: перед зеркалом можно надевать вместе с ребенком одежду,головные уборы, перчатки, галстуки, украшения, парики,наряжаться. Ребенок видит, как меняется внешность в зеркале,появляется устойчивый интерес.Дети любят переодеваться. Используйте это, надевайте бусы,цепочки, клипсы, браслеты на руки, на ноги. Браслеты могут быть сколокольчиками или яркого цвета. Ребенок со вниманием начинаетсмотреть на свои руки и ноги.

1. Максим, 3 года и 4 месяца. Смотрит в зеркало удивленно,взгляд устойчивый. Оттопыривает нижнюю губу, что-то с обидойлопочет своему отражению, потом воинственно вскакивает на ногии начинает выкрикивать слоги и размахивать руками. Заниматьсяперед зеркалом отказывается. Иногда заглядывает в зеркало иотходит. В настольном зеркале рассматривает себя с удивлением,открывает рот, показывает язык и отталкивает зеркало, больше нехочет в него смотреть. Любит слушать ритмичные тексты.Рисует каракули. Не сортирует предметы по цвету. Игрушки некормит, но усаживает на горшок и с удовольствием ставит их вугол. Играет, катает машину, но на кровати. На полу не хочетиграть с машиной.Невербальная агрессия — пытается ударить по лицу, хватаеточки. Он эгоцентричен. Его точка зрения просто не совпадает смоей. Браслет с руки сорвал, не хочет носить.Когда мы играли с Максимом в Курочку Рябу, я надела на головуплаток. У ребенка появился устойчивый интерес. Он сам принесстул к зеркалу, сел на него и стал смотреть на меня и слушатьсказку. Предложила надеть платок ему на голову, Максимотказался.Я прятала игрушку, но так, чтобы Максим видел ее в зеркале, апотом мы вместе искали эту игрушку.Я стучала в бубен или маракасы, так, чтобы ребенок могувидеть в зеркале и потом отгадать, какой инструмент звучал. Мы ловили солнечного зайчика, осваивая пространство комнаты.Можно рассматривать предметы, высоко поднимая зеркало надсобой или опуская его вниз и глядя на отражение.

2. Катя, 9 лет.

В зеркало не смотрит, отворачивается. Когда начинали делатьфонетическую ритмику, опускала голову вниз. Через неделю занятий— подходит сама к зеркалу, целует свое отражение.Смотрит на себя в зеркало, поднимает удивленно брови,морщит нос. Взгляд устойчивый. Смеется.Через 10 уроков произнесла первые слова.

3. Василиса, 6 лет.В зеркало не смотрит. Взгляд неустойчивый, скользит попредметам. Через месяц занятий — взгляд устойчивый. Смотритна меня в зеркало. Иногда смотрит на свое отражение в зеркале,начинает улыбаться, говорить звуки «Д-Д-Д, И-И-И».

Игры и игрушки

Цель совместных игр с ребенком заключается в привлечениивнимания.Играйте в «ладушки», «сороку», развивайте мелкую моторикупальцев. Используйте пальчиковую гимнастику.Лепите, рисуйте, пойте сами, смотрите на реакцию ребенка,если он подпевает, похвалите его.Короткие, но целенаправленные игры-занятия дисциплинируютребенка, ориентируют его на определенную деятельность, в томчисле и речевую, приучают к необходимому напряжениюпроизвольного зрительного внимания.

Например, родители играют с ребенком, которому один год, в прятки,или ловят ребенка. Ребенок радуется этой игре. У него повторяютсяопределенные движения и мимика.В таких играх взрослые и дети привыкают к одинаковым ритмами ожиданиям. Вскоре формируется система одинаковых сигналов,таких, как прикосновение, звук, внимательный взгляд и улыбка. Этопомогает заложить основы для будущего применения речи.Основная цель вашего игрового общения — привлечь изафиксировать внимание ребенка, сделать его устойчивым.

Этапы игрового общения

1. Вы достаете из коробки игрушку — собаку и в тот момент, когда ребенок перевел

взгляд с игрушки на ваше лицо, говорите «ав-ав». Если взгляд устойчив, то говорите: «Собака лает — Ав! Ав!» и отдаете ребенку игрушку. Так играете со всеми животными: «кошка — мяу, курица — ко-ко-ко, петух — кукареку, корова — му, лошадь — иго-го, утка — кря-кря, поросенок — хрю-хрю, цыплята — пи-пи-пи».

2. Говорите «му — корова», а потом извлекаете игрушку из мешка. Цель: помочь ребенку начать говорить на основе речи взрослого, а не при виде игрушки.

3. Потом учите отвечать на вопрос «Кто говорит "му"?». Цель: учить отвечать на вопросы. Если ребенок не произносит слово «корова», но показывает на картинку или игрушку правильно, похвалите ребенка. У него образуется пассивный словарь, и со временем это слово перейдет в активный словарь, ребенок научится его произносить.

4. Вы спрашиваете ребенка: «Как мычит корова?». Цель: учить узнавать название животного и отвечать на вопрос. Работая с одной картинкой, вы можете задать много вопросов. Кто это? — Корова. Корова мычит — МУ. Кто говорит «МУ»? — Корова. Как мычит корова? — МУ. Что говорит корова? — МУ

5. Следующий этап — монологи с игрушками. Его цель — увеличение зрительного внимания к речи. Игрушку во время монолога надо держать возле своего лица, сбоку, так, чтобы ребенок видел игрушку и то, как она говорит. Я доставала куклу или мишку. Мишка приходит в гости из леса. Здоровается с сыном, приносит конфету, разговаривает, гладит по голове, прощается, когда в лес уходит деток кормить. Каждое утро сын просыпался и смотрел на часы, ждал прихода мишки. А я говорила, что мишка еще занят, ему надо деток покормить, малину собрать. В совместных играх мы здоровались с игрушками, прощались, благодарили их, хвалили, то есть обращались с ними как с живыми. Ребенок охотно подражает этому в игре. Затем он будет постепенно делать то же самое по отношению к людям, в повседневных ситуациях.

Нужно развивать сюжет и учить придумывать фразы в зависимости от речевой и игровой ситуации. Помогать, подсказывать, слова, фразы. Цель — научить воспринимать, развивать речь. Дети всегда в восторге от инсценировок. Они великие имитаторы. И мои ученики с радостью перевоплощались то в одного героя, то в другого, сами проявляли инициативу, говорили: «Я буду дед. Я буду волк». Во время инсценировки сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка» мы менялись ролями: сначала я была (волком, потом — ребенок.)

Полина, 5 лет, ходить начала две недели назад, взгляд неустойчивый, внимание отсутствует. Просьбы не выполняет. Берет игрушку, смеется, играет с ней. Если что-то не нравится, хмурится, садится на пол. Беспричинно смеется, играет лежа, болтает ногами в воздухе, потом уходит в другую комнату. Любит прыгать, держась за папу. Пытается собирать пирамиду, но бросает. Внимание переключается на шкаф, пытается схватить духи, зеркало, игрушечную собаку. Основной целью первого занятиябыло зафиксировать внимание этого ребенка. Я доставала из мешочка корову, показывала ее ребенку, и когда ребенок переводил взгляд на меня, то я говорила: «Му. Это корова. Она говорит — "му"». Взгляд ненадолго задерживался на игрушке и уходил в сторону. Я произносила звук «А». Руку девочки я прикладывала к своей груди. Чувствуя вибрацию, ребенок был сосредоточен и неподвижен несколько дольше, чем при показе игрушек. Потом я прикладывала руку девочки к своему лицу, говорила «му» и показывала корову. Чувствуя вибрацию в своей руке, ребенок дольше фиксировал внимание на игрушке.

На втором занятииу ребенка устойчивый взгляд, внимание есть. Фиксирует взгляд на игрушке, берет в руки, отдает игрушку по моей просьбе. Повторяет гласные звуки по подражанию, но четкой артикуляции нет. Рассматривали игрушки. Я показывала, где нос, глаза у собаки, смотрели, где нос у папы, у мамы, у Полины. Где глаза у собаки, у папы, у мамы, у Полины? Необходимо добиваться ОСОЗНАННОГО подражания. Цель: подготовить артикуляционный аппарат к произношению звуков. Даны рекомендации родителям — по подражанию вызывать у ребенка осознанное повторение следующих упражнений: «открой рот», «покажи язык», «закрой рот». Петь гласные с использованием фонетической ритмики.

Третье занятиечерез день. Мама рассказала, что дома во время занятий Полина осознанно поднимала руки по подражанию во время фонетической ритмики. Разглядывала куклу в магазине и трогала у нее глаза. На занятии я показала аккордеон. Устойчивый интерес. Девочка разглядывала инструмент, нажимала на клавиши. Я показала, на что надо нажимать пальцами, Полина повторила. Потом мы перекладывали яблоки из одной миски в другую. Сна-чала я брала руку девочки и делала это вместе с ней, потом просила ее переложить яблоки. Очень медленно, кусая яблоки, девочка переложила их из одной миски в другую. Цель — добиваться повторения по подражанию. Цель достигнута. Даны рекомендации продолжать дома фонетическую ритмику. Необходимо научить девочку по подражанию открывать и закрывать рот, показывать язык.

ГЛАВА 7. МАССАЖ.

Массаж

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Делается поглаживание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы;

б) от переносицы к околоушной впадине;

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно;

г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в периодическом сжатии крыльев носа с одновременным произнесением звука М.

Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица.

Для преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата проводится массаж всей лицевой мускулатуры:

1. Легкое похлопывание ладонью по щекам.

2. Легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи.

3.Легкие движения по подъязычной мышце.

4. Легкие движения по глоточно-небной мышце.

5. Поглаживание кожного покрова лица.

6. Поглаживание губ.

7. Легкое пощипывание сомкнутых губ.

8. Механическое сближение губ в вертикальном и горизонтальном направлении.

9. Круговые поглаживающие движения в углах рта.

10.Массаж мягкого неба ладонной стороной большого или указательного пальца, спереди назад.

Специальные упражнения

Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить нос, лоб, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться.

Устранение слюнотечения

Ребенка просят производить жевательные движения со слегка откинутой назад головой.

Работа над голосом

Первые произвольные голосовые реакции появляются у детей при подражании речи взрослого. Работа над звуками (в основном гласными), слогами, словосочетаниями с использованием фонетической ритмики предполагает одновременную работу над голосом. Устраняя возникшие дефекты голоса (нарушение его высоты и силы, гнусавость, хриплость), необходимо в первую очередь использовать слуховой диапазон особенных детей.

Элементы работы над голосом:

1. Отрабатывается длительное и короткое звучание.

2. Отрабатывается повышение и понижение голоса.

3. Голос рекомендуется вызывать путем произнесения звука «М» и слога «МУ».

4. Модуляция голоса.

Произносим звук «А-А-А» — качаем куклу. Показываем, как болят зубы, говорим «О-О-О». Изображаем паровоз и говорим «У-У-У».

Идет мишка, говорим грубым голосом «ТОП-ТОП». Бежит маленькая мышка — голосок тонкий, пищит «ПИ-ПИ-ПИ».

Артикуляционная гимнастика

Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных звуков. Артикуляционные движения могут быть беззвучными — без включения гол

Наши рекомендации