Глава 17. Сущность процесса обучения
Юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, т. е. чтобы разумное существо — человек приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие мнения ... но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их.
Я. А. Коменский
Общее понятие о дидактике.
Основные дидактические категории.
Гносеологические основы процесса обучения.
Движущие силы и закономерности процесса обучения.
Функции и структура учебного процесса.
Базовые понятия:обучение, процесс обучения, функции обучения, закономерности процесса обучения, структура учебного процесса.
Общее понятие о дидактике
Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность.
Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педагогики — дидактика. Термин «дидактика» происходит от греческих слов «didakti-kos» — поучающий и «didasko» — изучающий. Это понятие впервые ввел в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 — 1635) для обозначения искусства обучения (в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия»).
В развитие дидактики как науки внесли существенный вклад Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Д. Дьюи, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин, Л. В. Занков и другие ученые.
Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) в своем труде «Великая дидактика» назвал дидактику «всеобщим искусством всех учить всему». Он придал термину «дидактика» широкое значение. Я. А. Коменский полагал, что дидактика представляет собой искусство не только обучения, но и воспитания.
Немецкий педагог и философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841) разработал теоретические основы дидактики, придав ей статус целостной теории воспитывающего обучения. Он считал дидактику частью педагогики, а ее предмет — воспитывающее обучение — трактовал как важнейший фактор воспитания.
Значительный вклад в решение важнейших проблем научной дидактики внес выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870). Глубоко изучив процессы психического развития и воспитания детей, он многое сделал для раскрытия сущности обучения.
В настоящее время дидактика концентрирует внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоятельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспитания не существуют. Отсюда следует, что дидактика — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм}.
Некоторые авторы вкладывают более широкий смысл в понятие «дидактика».
Дидактика — это наука об обучении и образовании, их целях, содержании,методах, средствах и организационных формах2.
Андреев В. И. считает, что итакое определение является недостаточно полным, так как, во-первых, существует не одна, а несколько достаточно обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: теории развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компьютерного и других видов итипов обучения. Во-вторых, особенно в последние годы в дидактике все более последовательно и обстоятельно проводится мысль, что дидактика не заканчивается теорией образования и обучения, а выходит на уровень технологии обучения. Поэтому более полным, считает автор, будет следующее определение дидактики.
Дидактика — это наука о теориях образования и технологиях обучения71.Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.
Различают общую и частную дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.
Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.
' Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пид-касистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.
2 Подласый И. П. Педагогика. Новый'курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн.
Кн. 1. М.: ВЛАДОС, 1999.
3 Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс.
Кн. 2. Казань, 1998.
Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).
Как наука дидактика занимается разработкой проблем:
• Для чего учить? (цели образования, обучения).
• Кого учить? (субъекты обучения).
• Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обучения).
• Чему учить? (содержание образования, обучения).
• Как учить? (методы обучения).
• Как организовать обучение? (формы организации обучения).
• Какие необходимы средства обучения? (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.).
• Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения).
• Как проконтролировать и оценить результаты обучения? (методы контроля и оценки результатов обучения).