Некоторые методические указания к выполнению практических заданий
В этом разделе содержатся методические советы, указания и рекомендации по выполнению некоторых практических заданий, которые даны в конце глав. Цель — пояснить будущему учителю, как и по какой программе организовывать и проводить наблюдение за отдельным учеником и ученическим коллективом (классом), как вести дневниковые записи, составлять психолого-педагогические характеристики, как, исходя из характеристики, намечать общий план воспитательных мероприятий и т. д.
Как правильно организовать психолого-педагогическое наблюдение школьника? Прежде всего необходимо постепенно овладевать умением, наблюдая учеников, видеть не однородную ученическую массу, а формирующийся коллектив, в котором каждый ученик представляет собой нечто своеобразное, особое, индивидуальное. Таким образом, наблюдать учащихся следует с целью их изучения, выявления их индивидуально-психологических особенностей.
Наблюдение за отдельными учащимися организуют в соответствии с принципами, изложенными в § А главы I.
Изучение ребенка будет успешным, если оно проводится по определенной программе. Учащимся педучилищ полезно познакомиться с такой программой, чтобы иметь ясное представление о том, на что следует обратить особое внимание при изучении личности ребенка. Программа составлена применительно к учащимся III класса, она имеет ориентировочный характер и должна варьировать в зависимости от класса, возраста учащихся и конкретных целей изучения школьника.
Примерная программа изучения учащихся
Общие сведения об учащемся
Фамилия, имя и отчество. Возраст. Физическое развитие, состояние здоровья, в частности нервной системы. Условия жизни и быта в семье взаимоотношения членов семьи; отношение к учащемуся в семье. Выявление тех сторон семейного воспитания и быта, которые объясняют особенности личности ученика. Наиболее существенные факты биографии учащегося, повлиявшие на его развитие. Характеристика внесемейных внешкольных связей школьника.
Направленность личности учащегося
Общественное лицо школьника. Его стремления в их влияние на учебную и общественную работу. Чувство долга и ответственности и их проявление.
Интересы и склонности учащегося и отражение их в учебной и вне-учебной работе. Учебные интересы; читательские интересы учащегося. Как проявляются и удовлетворяются эти интересы? Их глубина и устойчивость.
Отношение учащегося к учению. Любит ли школьник учиться, что побуждает его учиться? Отношение к различным учебным предметам и различным видам учебной работы. Отношение к успехам и неудачам в учебной работе. Характеристика знаний учащегося (глубина, прочность, наличие пробелов в знаниях и их причины).
Отношение к труду. Участвует ли учащийся в домашнем труде, в определенных видах общественного труда, имеет ли трудовые обязанности, как относится к ним и как выполняет? Прилежание, аккуратность, добросовестность или небрежность в труде.
Взаимоотношения учащегося и классного коллектива. Место и роль школьника в классе. Отношение учащегося к жизни класса (дорожит ли его честью), отношение к успехам и неудачам коллектива, спаянность с коллективом или оторванность от него. Участие в общей жизни коллектива, участие в различных видах общественной работы. Отношение коллектива к учащемуся: авторитетен ли он для товарищей, влияет ли на коллектив и как именно? Имеет ли близких друзей и на какой основе сдружился с ними; проявляет ли к товарищам внимание, оказывает ли помощь и какую именно?
Оценка собственной личности. Переоценивает или недооценивает себя, отличается скромностью или самомнением, зазнайством? Отношение к своим успехам и неудачам. Как реагирует на поощрения и взыскания? Осознает ли свои недостатки и стремится ли бороться с ними?
Воля и характер учащегося
Активность и инициативность. Настойчив ли ученик? Как относится к встречающимся трудностям и как их преодолевает; самостоятельно ли выполняет домашние задания, часто ли обращается за помощью? Склонен ли к внушаемости, проявляет ли упрямство, на какой почве и в какой форме? Выдержка и самообладание. Дисциплинированность и степень ее сознательности. Уровень эмоциональной возбудимости учащегося, сила и глубина эмоциональных переживаний. Проявляет ли учащийся эффективность и при каких обстоятельствах? Каково преобладающее настроение? Проявления темперамента.
Особенности познавательной деятельности
Особенности внимания школьника. Когда и в чем проявляется внимательность или невнимательность учащегося? Развитие произвольного внимания. В какой мере устойчиво внимание учащегося и чем оно отвлекается? Наблюдается ли рассеянность и чем она вызвана?
Особенности памяти. Осмысленность и прочность запоминания. Точность воспроизведения. Приемы заучивания.
Особенности мышления и речи. Как учащийся понимает материал, излагаемый на уроке? Проявляет ли самостоятельность в суждениях и выводах? Умеет ли анализировать и обобщать материал? Умеет ли правильно выражать мысли в устной и письменной форме?
Какие способности проявляются у школьника?
Предложенная схема не должна рассматриваться как шаблон, ограничивающий инициативу учащихся педагогических училищ. На основе указанной схемы применительно к условиям и особенностям школы и класса учащийся педучилища с помощью преподавателя психологии может составлять своего рода памятку — краткую рабочую программу, которая будет положена в основу работы по изучению личности ребенка. Программа не должна рассматриваться и как анкета: невозможно, да и не нужно стремиться к одинаково детальному освещению всех ее пунктов. По одним вопросам ведущий наблюдение будет располагать более основательным материалом, по другим — более скромными данными.
Не следует ограничиваться только мысленной фиксацией фактов и событий, характеризующих учеников, хотя такая мысленная фиксация и накопление в памяти результатов наблюдения имеют важное значение. Необходимо закреплять полученные материалы письменно, для чего полезно вести дневник, где на каждого ученика должно быть отведено несколько страниц. Записи производят по мере выявления и накопления соответствующих впечатлений, мыслей, фактов. Не следует стремиться к подробным записям — вполне приемлемы краткие и лаконичные заметки. Не рекомендуется откладывать запись на длительный срок (многие факты можно при этом забыть), но не всегда следует и немедленно фиксировать материал (первое впечатление нередко бывает ошибочным). Чтобы избежать нагромождения мелочей, следует отбирать материал, обращая внимание лишь на факты, характеризующие наиболее важное, типическое в личности учащегося, что указывает на тенденцию изменения, развития.