Развитие психики в животном мире
Выше уже отмечалось, что возникновение психики есть результат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жизни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Они отличаются лишь так называемой раздражимостью — способностью как-то реагировать, отвечать на воздействия среды (чаще всего перемещением в пространстве). Для этого не нужно нерв ной системы: даже простейшие одноклеточные организмы (амеба, инфузория) способны изменять свое движение и состояние под влиянием света, химических веществ и т. д. Собственно же психика как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлений связана с появлением и развитием нервной системы.
Развитие психики на основе усложнения нервной системы про исходит под влиянием условий и образа жизни живого существа, в процессе приспособления его к окружающей среде. Изменяющиеся условия жизни вызывают изменения в поведении животных, а это в свою очередь стимулирует развитие нервной системы. Развивающаяся нервная система, далее, обусловливает усложнение приспособления животного к окружающей среде. В итоге происходит постепенное качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к все более сложным.
В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) по ведения.
Инстинкты. Инстинкты — это сложные врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности. Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного рефлекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.
Обучаться инстинктам не надо. Они заданы животному в готовом виде уже при его рождении или закономерно проявляются на определенной стадии развития организма (как инстинкты размножения). Выразительный пример: незадолго до того, как цыплята появятся из яйца, они издают хорошо слышимый писк. Подражая крику коршуна, можно добиться полного затихания писка. Подражая клохтанью курицы, можно, наоборот, добиться очень оживленной голосовой реакции цыплят. Ясно, что еще не появившееся на свет существо не может иметь никакого представления пи об опасности, исходящей от коршуна, ни о своей матери — курице.
Инстинкты выработались в ходе естественного отбора как результат отбора и закрепления в ряде поколений биологически целесообразных действий. Примеры инстинктивных действий — сезонные перелеты птиц, постройка гнезд птицами и нор животными, запасание пищи на зиму и т. д. Инстинкты обеспечивают животным успешное приспособление к окружающей среде и удовлетворение необходимых жизненных потребностей.
Порой инстинкты представляют собой очень сложную деятельность. Так, пчелы с удивительной точностью строят из воска правильные шестигранные ячейки, причем практически разрешают трудную даже для инженеров-строителей задачу — при наименьшей затрате строительного материала создать помещения максимальной вместимости.
Бобры строят себе жилища из нескольких помещений, при чем из тщательно очищенных веток делают потолок, который с искусством штукатура обмазывают илом, доставаемым со дна реки. Для регулирования уровня воды бобры строят плотины (иногда длиной более 100 м, высотой до 2—3 м в шириной 1—2 м), причем деревья для плотин подгрызают выше по течению, чтобы «сплавливать» их по воде к месту стройки. Тело плотины бобры строят из больших кольев, воткнутых одним концом в дно речки; эти колья переплетают ветками, промежутки между которыми тщательно замазывают глиной.
Птичка славка, прокалывая края листа острым клювом и пропуская сквозь образовавшиеся отверстия растительные волок на, искусно сшивает два края листа, подтягивая их один к другому, образуя гнездо в виде конуса.
Особенно поражают своим сложным инстинктивным поведением муравьи. В специальных помещениях в муравейнике они хранят собранные ими зерна, непонятным пока для человека образом предохраняют эти зерна от прорастания. Муравьи раз водят грибы — в особых помещениях хранят смешанные с землей мелко изрезанные кусочки листьев, на которых растут грибы — лакомое блюдо этих насекомых. Муравьи разводят тлей, которых используют как дойных коров; раздражая своими усиками брюшко тлей, муравьи заставляют их выделять сахаристую жидкость, которой лакомятся. Осенью муравьи переносят тлей в места, защищенные от холода.
На рис. 8 изображено насекомое — наездник, откладывающий яйцо в тело живой гусеницы, которой будет питаться его ли чинка, пока не вырастет.
Однако, несмотря на всю свою сложность, инстинктивное поведение производится автоматически, без какого-либо признака разума, мышления. В этом убеждают наблюдения, показывающие, что при изменившихся условиях инстинктивные действие из очень целесообразных часто превращаются в биологически бессмысленные и даже вредные. Например, бобры и в зоопарках пытаются строить плотины, хотя никакой нужды в этом нет. Пчела наполняет медом ячейку сот, даже если там проделать отверстие, через которое мед будет вытекать, а потом и запечатает пустую ячейку. Если из гнезда гагарки во время ее отсутствия переложить яйца несколько в сторону, заменив их округлыми камнями, она, вернувшись, садится на прежнее место и продолжает высиживать камни, нисколько не заботясь о яйцах, которые лежат в поле ее зрения.
Инстинкты, характерные прежде всего для поведения низших животных, имеются и у высших животных и даже у „человека (в виде врожденных безусловных рефлексов — пищевого, оборонительного, инстинкта самосохранения, инстинкта продолжения рода и т. д.), но они имеют различное значение в жизни. В по ведении человека, например, инстинкты играют сугубо второстепенную роль, да и носят они совершенно иной характер, подчиняясь сознанию, общественной природе человека.
Инстинкты — очень жестко закрепленная форма поведения. Но оно не остаются совершенно неизменными. Среда непрерывно и, как правило, медленно, постепенно меняется. Соответственно очень медленно, на протяжении многих и многих поколений, перестраиваются и инстинктивные формы поведения, а те, которые вообще перестали быть биологически целесообразными, постепенно отмирают в ходе естественного отбора и перестают наследоваться. Например, домашние птицы (куры, утки, индейки) почти совсем потеряли инстинкт летания, который стал для них совершенно ненужным.
Навыки животных. Итак, животные не могут успешно приспособиться к изменяющейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения — инстинкты. По мере усложнения жизни животных ведущее значение начинает приобретать новый, более совершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среди. Этот тип поведения — навык.
Навык — способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. В основе, навыка лежит система условных рефлексов. Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира. Это более совершенный приспособительный механизм, так как животное получает возможность в соответствии с изменениями среды сравнительно быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы. Если же нужда в том или ином условном рефлексе миновала, то он угасает.
Подчеркнем, что навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты — гораздо более сложные формы поведения — вспомним приведенные выше примеры), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.
Навыки могут вырабатываться, у животных как в естественных условиях жизни, так и путем специального обучения, дрессировки (рис. 9).
Способность приобретать навыки имеется не только у высших, но и у низших животных. Можно выработать навык у таракана:
его можно приучить брать пищу толь ко с черных квадратов шахматной доски. Однако, чем сложнее организм, .чем более высоко развита нервная система животного, тем в большей степени у него развита способность к выработке навыков.
Что касается разума, мышления, то и в навыках животных они не проявляются. Навык есть условный рефлекс и больше ничего. У собаки был выработан навык — лапой нажимать на запор клетки, отпирать ее и овладевать кормом. После этого клетку поворачивали на 180°. Собака подходила не кдверце, а к прежнему месту (т. е. ориентировалась на пространственное положение) и производила бессмысленные движения лапой, словно нажимая на запор, который теперь находился с противоположной стороны.
Интеллектуальное поведение животных.В процессе приспособления животных к среде нередко возникает необходимость решить определенную задачу, связанную с преодолением препятствий, найти оптимальное поведение в новой ситуации. Ни инстинкты, ни навыки не дают возможности справиться с этой задачей. Животное должно найти новую форму поведения, которой у него в опыте не было. В этих случаях высшие животные (в первую очередь человекообразные обезьяны и дельфины) способны к так называемому интеллектуальному поведению — простейшим формам мыслительной деятельности, основанным на установлении связей между предметами.
Обезьяны, например, для того чтобы достать приманку, могут строить из ящиков вышку со ступеньками, использовать палки раз личной длины и толщины, заливать водой огонь, открывать разные за поры, подбирая для этого палки-ключи определенного размера и сечения. Опыты показали, что шимпанзе может выделять какое-нибудь одно свойство вещи, абстрагируясь (отвлекаясь) от других (например, отбирать фигурки по признаку цвета, отвлекаясь от их формы и размера, или по их форме, отвлекаясь от цвета и величины). Элементарные мыслительные задачи способны решать и дельфины (рис. 10, И). Что очень важно, новый найденный способ решения сразу запоминается животным, становится его прочным достоянием. Из этого следует, что интеллектуальное поведение — высшая и наиболее совершенная форма поведения в животном мире, обеспечивающая наиболее гибкое приспособление животного к меняющимся условиям среды.
Следует подчеркнуть ограниченность и примитивность мысли тельной деятельности высших животных. Обезьяна, например, строя пирамиды из ящиков, часто ставит большие ящики на маленькие, порой старается «приклеить» ящик к боковой стенке помещения, лестницу пытается поставить без упора, посреди клетки. Обезьяна из нескольких тесемок выбирает ту, за которую можно подтянуть чашку с кормом, но не сообразит, что в не которых случаях надо потянуть сразу за два конца тесемки (рис. 12).
В чем же дело? Чтобы разобраться в этом, рассмотрим рис. 13.
Обезьяна, обученная черпать воду из речки, чтобы полить себя в жаркий летний день, переходила на другой плот, чтобы набрать воды из бака и потушить огонь, мешающий ей достать плод. Почему же она для этой цели не черпала воду из речки? Все дело в том, что обезьяна научилась водой из речки поливать себя, а водой из бака — тушить огонь. Для нее вода в речке и вода в баке— разные вещи, разные раздражители. Человек же имеет общее представление о воде и ее свойстве. Он знает, что всякая вода тушит огонь, и действует, исходя из этих общих понятий.
, Таким образом, можно говорить лишь о зачатках мышления у высших животных, об их «элементарной разумности» (И. П. Пав лов). По мнению многих ученых, их мыслительные способности можно приравнять к мыслительным способностям ребенка 3— 4-летнёго возраста.
Отсутствие второсигнальных (речевых) временных связей, при помощи которых оформляются мысли, лишает обезьяны возможности предварительно всесторонне обдумывать и планировать
свои действия. Способность планирования, целенаправленного обдумывания своих действий, осуществления подлинно коллективных форм деятельности появляется только у человека, владеющего речью.
В итоге можно сделать вывод: развитие форм поведения в животном мире характеризуется тем, что все меньшей становится роль врожденных форм, поведения и все большую и большую роль начинают .играть приобретенные формы поведения.