Игры на развитие зрительного внимания
Найди два одинаковых предмета. Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.
Исключение лишнего. Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
Найди отличия. Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.
Назови предмет. Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
Сколько чего? Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
Зачеркни. Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
Разведчики. Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.
Игры на развитие слухового внимания
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового анализатора.
Что звучало? Ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.
Послушай и воспроизведи. Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.
Игры на развитие моторно-двигательного внимания
Цель: развитие внимания, связанного с координацией двигательного анализатора.
Кто летает? Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает "летает" и поднимает руки. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.
Съедобное-несъедобное. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Ухо-нос. Ребенок слушает команду: "Ухо" и дотрагивается до уха. "Нос" – дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.
Запрещенное движение. Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.
Игры в слова
1 вариант. Играющие становятся по кругу. В центре его – ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-нибудь слова. Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово.
2 вариант. Играющие образуют круг, ведущий – в центре круга. Он бросает кому-либо мяч и называет первую букву алфавита. Возвращая мяч, играющий называет вторую букву. Потом ведущий называет третью букву, а поймавший мяч – четвертую и так далее. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.
3 вариант. Среди играющих распределяются буквы алфавита. Если играющих немного, то каждый получает по нескольку букв. Ведущий предлагает составить слова, предложения. Каждый играющий по ходу игры хлопает в ладоши за свою букву. После окончания слова все играющие хлопают дважды. В конце составленного предложения все хлопают в ладоши трижды.
Слова на заданные буквы. Ведущий бросает игральную кость и следит за тем, какое выпало число. Например, выпало 3. Тогда он считает "Один, два, три", объявляет тему, предположим, "Животный мир". Участник игры, на которого покажет ведущий, должен назвать три слова, относящиеся к этой теме и начинающиеся на о, д, т, например, олень, дикобраз, тигр. Затем ведущий снова бросает кубик. Допустим, выпало число 5. Ведущий считает до пяти и называет другую тему: "Географические названия". Играющий, на которого показал ведущий, называет пять слов на буквы о, д, т, ч, п. Тот, кто не сумеет правильно ответить, становится ведущим.
Перечень дидактических пособий и оборудования игротеки:
o Наборы круп (горох, фасоль, манка, гречневая крупа, рис),
o Мячи (разного диаметра и фактуры, разной упругости),
o Кубики (разные по величине, цвету),
o Тесьма, нитки, ленты, веревки (небольшими отрезками и в катушках),
o Спички, счетные палочки,
o Пуговки, крючки, замки, прищепки,
o Бусинки (разные по величине, цвету), четки,
o Кусочки материи (разные по форме, величине, цвету),
o Геометрические фигуры,
o Буквы (разные по величине, цвету, толщине, фактуре),
o Наборы предметов и игрушек,
o Разрезные картинки,
o Баночки (с горохом, фасолью, бусинками, пуговками),
o Мешочки или рукавички с камушками (для массажа рук),
o Трафареты, рамки,
o Объемные игрушки,
o Матрешки, солдатики, елочки, грибочки (разные по высоте, количеству),
o Игрушки для шнурования,
o Мозаика (раздаточный материал).
II. Целеполагание
Игра придает конкретную форму и выражение внутреннему миру ребенка. Главная функция игры состоит в том, чтобы превращать нечто невообразимое в реальной жизни в поддающиеся контролю ситуации.
Г.Л. Лэндрет, Игровая терапия.
В связи с актуальностью проблемы интеграции детей с нарушениями в развитии в общество здоровых сверстников очень важной является проблема эффективной и целенаправленной подготовки детей с ДЦП к обучению в школе. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ДЦП ведет к формированию произвольного поведения как важнейшего компонента готовности к школьному обучению.
Поэтому дальнейшей цельюнашей работы является исследование влияния сюжетно-ролевой игры на развитие произвольного поведения детей как компонента готовности к школьному обучению.
Задачи исследования:
. Выявить особенности и уровни развития произвольного поведения у дошкольников с ДЦП посредством диагностики.
. Разработать и реализовать систему занятий сюжетно-ролевой игрой, обеспечивающую развитие произвольного поведения как компонента готовности к школьному обучению детей с отклонениями в развитии.
. Создать условия для развития (возникновения) сюжетно-ролевой игры (предоставить детям опыт сюжетно-ролевой игры).
. Выявить уровни развития произвольного поведения у детей с помощью вторичной диагностики.
Объект исследования: процесс формирования произвольного поведения как компонента школьной готовности у детей с детским церебральным параличом.
Предмет исследования: педагогические условия (система занятий сюжетно-ролевой игрой), формирующие произвольное поведение у детей с ДЦП как одну из основных компонентов подготовки детей к школе.
Прогнозирование результатов:
-Умение осуществлять игровые действия с сюжетными игрушками и предметами-заменителями;
- Умение использовать в игре вербальные и невербальные средства привлечения внимания партнеров по игре;
- Умение выполнять последовательную цепочку игровых действий, связанных по смыслу;
-Умение принимать и словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия;
-Умение развертывать элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.
-Умение выстраивать новые последовательности событий ориентируясь на партнеров-сверстников;
- Умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать ее для партнеров в процессе игры.
Заключение.
Наше исследование «Игротерапия как средство развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП» предназначена для работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет, имеющими диагноз «Детский церебральный паралич». Работа рассчитана на двухлетний срок обучения и воспитания детей, не имеющих олигофрении в степени имбецильности и идиотии, которые ходят самостоятельно или с помощью различных приспособлений, могут себя обслуживать.
Первый год обучения- развитие игровой деятельности: массаж (самомассаж), пальчиковые игры, игры с мячами и шариками, коррекционно - развивающие игры и упражнения, близкие к жизненным ситуациям, игры-шнуровки, игры-мозаики, игры с различными мелкими предметами, игры и упражнения с крупами, речевые игры и упражнения с предметами, игры на координацию движений, лепка.
Второй год обучения - развитие познавательной сферы: игры и упражнения, связанные с определением цвета и формы, игры на развитие мышления, упражнения и игры на развитие гибкости ума и словарного запаса, игры на развитие памяти, игры на развитие зрительного, слухового и моторно-двигательного внимания.
После кропотливой работы результатом обучения можно считать то, что дети с ДЦП в моей группе:
- по мере двигательной возможности, владеют предметными и орудийными действиями, выполняют практическое действие;
- стараются вовлекать в игру предметы, замещающие натуральные предметы и игрушки, которых называют в соответствии с их игровым назначением;
- у детей появились действия с воображаемым объектом;
- умеют оценивать свои действия, контролировать их и направлять, подчиняя оценке взрослого;
- умеют выполнять по мере возможности игровые действия по словесной инструкции.
Таким образом, я считаю что особое значение в психокоррекции детей с ДЦП имеют игровые методы. Основными направлениями проекта игротерапевтического сопровождения являются привитие интереса к игрушкам и выполнение простейших действий с ними, ориентировка в быту и активная познавательная деятельность.
Основные условия, формы и методы игротерапии, от которых будет зависеть успешность развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ДЦП:
- условия организации индивидуальных и групповых игровых занятий при работе с детьми с ДЦП: активизация интереса к игре и создание атмосферы взаимной заинтересованности в творческих и игровых достижениях каждого ребенка с ДЦП, индивидуальный подход к каждому играющему, создание «ситуации успеха»;
- методы игротерапии включают приемы телесно-ориентированной психотехники, органично сочетающие подвижные игры и упражнения и три эмоциональных компонента – музыку, слово взрослого наставника и импровизацию самих детей.
- основные формы игротерапии: направленная (директивная) игротерапия – приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом, организованные сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, дидактические игры, игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры, псевдосюжетные игры, игры-загадки, игры-беседы, детский кукольный кружок и детский театр кукол, строительные игры, творческие познавательные игры, конкурсы и турниры (юных фантазеров, художников, скульпторов, рукодельниц); ненаправленная (недирективная) – игры, органично сочетающиеся с другими видами искусства: игры-танцы, игры-театрализации, музыкальная игровая импровизация.
Список литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для
воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 320 с.
2. Жигорева М.В. Об особенностях логоритмики с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата // Коррекционная педагогика. 2006. № 1(11). – с. 48-54.
3. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.
4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
5. Коноваленко С.В. Психокоррекционная работа по формированию конструктивной деятельности у детей с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2008. № 2(26). – с. 49-62.
6. Кононова Н.Г. Коррекция нарушенных функций у детей с церебральным параличом средствами музыки: пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 319 с.
7. Кроткова А.В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 304 с.
8. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 185 с.
9. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2008. № 3(21). – с. 5-14.
10. Лузанова С.В. Изучение особенностей мышления младших дошкольников с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2008. № 3(27). – с. 62-64.
11. Максимова И.В. Особенности общения у старших дошкольников с ДЦП // Коррекционная педагогика. 2007. № 3(21). – с. 43-48.
12. Малашина Н.А. Использование игр и упражнений в развитии ручных умений у дошкольников с детским церебральным параличом (спастическая диплегия) // Коррекционная педагогика. 2007. № 5(23). – с. 55-62.
13. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Что является наиболее важным в воспитании в ребенка с детским церебральным параличом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 3. – с. 55-57.
14. Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С. Исследование структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом // Дефектология. 1988. №4.– с. 12-14.
15. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. – 4-е изд., стер. – М.: «Академия», 2007. – 480 с.
16. Павловская Н.Т. Психолого-педагогическая оценка развития познавательной сферы и речевой деятельности ребенка с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2008. № 3(27). – с. 45.
17. Родак Е.В., Русецкая В.П. Обучение и воспитание в системе комплексной реабилитации детей с патологией центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата // Коррекционная педагогика. 2008. № 3(27). – с. 54-56.
18. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993. – 208 с.
19. Семенова К.А. От мечты – к реальности // Коррекционная педагогика. 2008. № 3(27). – с. 6-12.
20. Семенова К.А., Махмудова Н.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом: Руков. для врачей. Под ред. Маджидова Н.М. – Т.: Медицина, 1979. – 487 с.
21. Симонова Н.В. Динамика игровой деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1990. № 5. – с. 71-73.
22. Симонова Н.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности у детей с церебральным параличом //Дефектология. 1988. №4. – с. 75-77.
23. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 155 с.
24. Сорокина В.Т.А. Особенности коррекционной работы по формированию чувства ритма у дошкольников с церебральным параличом (спастическая диплегия) // Коррекционная педагогика. 2006. № 3(15). – с. 60-65.
25. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с.
26. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е изд., стер. – М.: «Академия», 2005. – 400 с.
27. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
28. Титова О.В., Кареева В.И. К вопросу изучения представлений у старших дошкольников с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2007. № 6(24). – с. 43-48.
29. Ткачева В.В. Рекомендации родителям, воспитывающим дошкольника с церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2006. № 1(11). – с. 60-76.
30. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. – М.: «Академия», 1996. - 304 с.
31. Филимонова О.Г., Урмина В.О. Взаимодействие дефектолога и логопеда в процессе организации коррекционно-развивающих занятий с детьми (на модели ДЦП) // Коррекционная педагогика. 2008. № 2(26). – с. 44-48.
32. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 368 с.